Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ОЛЕСЬ ГОНЧАР
Сила любви: Слово о Олеся Гончара

Книга публицистики Олеся Гончара, изданная "Украинским писателем", имеет простое и красноречивое название - "Чем живем. На путях к украинского возрождения". Чем жили, живем и будем жить - этому, собственно, посвящена вся полновесная вдохновенное творчество знаменосца нашего писательства, который мог бы с полным правом сказать о себе словами П.тычины: "За всех скажу, за всех переболею". Судьба народа, боли народа стали отныне его судьбой и болями, и это подтверждают не только его произведения, но и действия человека, гражданина, бойца.

Вспомним эпизод военной поры, когда ему, сержанту минроты, фронтовому поэту, было предложено перейти на службу из минометного батальона в дивизионную газету. Вот как рассказывает об этом сам писатель: "Я посмотрел на своих товарищей, заросших, измученных. "Неужели ты пойдешь?" - спрашивали их глаза, налитые печалью усталости, печалью неизвестности перед завтрашним днем. До боли близки и дороги мне эти люди. Это братья твои, они тебе роднее всех. Потому, что у тебя с ними была одна судьба, ты делил с ними все, что выпадает солдату... Я остался с ними...".

Не сродни ли этому выбору тот, через десятилетия, когда перед первым своим юбилеем прославленный автор "Знаменосцев", "Тронки" опубликовал новый роман "Собор", появление которого в конце "героических" шестидесятых годов означала равно обвинение и приговор "эпохе", позже поименованной "застоем". Писатель остался с ними, с нами, с народом, тем-то вся "королевская рать", та брежневско-сусловская камарилья так гневно и грозно восстала против этого предельно честного, смелого и мудрого произведения, что, будучи литературой высокой, настоящей, все же воспринимается, как факт, который выходит за рамки сугубо художественные. "Чтобы жить - ни у кого права не спрашиваю, чтобы жить, я все цепи разорву!". Как в этих могучих словах поэта живет сам дух непокоренного народа, так в непревзойденных страницах "Собора" дышит, защищает, борется наша историческая, национальная, мировоззренческая, нравственная основа. "Соборы своих душ берегите!.. Соборы душ!.."

А еще же был Майдан независимости в Киеве, палатки голодающих студентов и со словом моральной поддержки среди них - Тот, на чьих произведениях они воспитывались. Было заявление о выходе из КПСС, чтобы не иметь ничего общего с "реготунамы", противниками демократии и прогресса.

Писатель оставался и остается с народом, который наконец обрел государственную независимость, веками желанную волю. И было слово Олеся Гончара на торжественном заседании сессии Верховной Рады Украины: "Поклонимся же, Украина, памяти замученных, павших твоих детей, их жертвенности, их героизму, ибо все они - сотворцы твоей Свободы". Поистине был прав поэт, сказав: "Гончар - совесть нашего народа, и если судить по нему, то совесть украинского народа - чистая".

Если попытаться одним словом определить, что является характерным, определяющим в творчестве Мастера, который нынче отмечает свое высоколетие, то этим словом, очевидно, должно быть - неповторимость. Неповторимые герои его романов, повестей, рассказов, новелл, киносценариев, стихов, эссе, очерков. Неповторимы разнообразные его художественные образы. Неповторимое многоцветное его слово. Неповторимая любовь, которой то слово дышит. Ведь, как сказал Он в статье о Василии Земляка, "тайна творчества, видимо, заключается прежде всего в любви художника...". Она, эта любовь, конечно же, имеет свои истоки, первоисточники, которые следует искать в той земле, что породила художника, в народе, с которым он разделил трудную и высокую судьбу, а, к тому же, в родословной писателя, уроженца славной Полтавщины, которая дала нашей культуре яркое разлетистое созвездие талантов, известных в мире.

В благоговейном слове о своего гениального земляка Николая Гоголя Олесь Гончар отмечал: "Даже среди киевских обрывов и круч, где другой заметил бы лишь эрозию почв, этот влюбленный мечтатель в поэтическом экстазе улавливает нечто гармоничное - такова уж сила любви (подчеркивание наше - М.Б.), такая чудодейственность гения". А разве не улавливал гармонию в страстях мира вдохновенный творец "Знаменосцев", "Человека и оружия", "Собора", "Циклона"? Разве не силой любви объясняется чудодейственность многих его произведений, начиная от фронтовых стихов и кончая "Воспоминанием о океан". И, собственно, почему - "кончая"? Неповторимость Гончаровой прозы с годами отнюдь не притупляется, каждое его новое произведение является последующей ступенью в поисках гармоничного в этом жестоком мире.

Но вернемся к истокам, к родительскому порогу, откуда отправлялся в жизненную путь-дорогу будущий писатель. Итак, Полтавщина, село Сухая Кобеляцкого района. Родился 3 апреля 1918 года. В семье крестьянина-бедняка. Мать умерла рано, воспитывала Сашу бабушка, "чья безграничная ласка, доброта и любовь" заменили ему материнское тепло. "Она, - пишет 0.Гончар в "Писательских размышлениях", - отличалась искренней врожденной любовью к людям, в ее образе как бы воплощалось для меня все лучшее, что есть у нашего народа: трудолюбие, честность, справедливость, безграничная доброта, одаренность".

С глубоким уважением вспоминает О.Гончар учителя языка и литературы, который сумел своим ученикам привить пылкую любовь к родному слову, изящной словесности", а ему дал "чисто украинское имя - Олесь".

Окончив семилетнюю школу в с. Бреусовка Козельщинского района, пятнадцатилетним юношей О.Гончар идет работать в редакции районной газеты. По свидетельству поэта О.Юренка, который тогда там секретарствовал, будущий писатель "сразу же включился в работу весело так, с улыбкой". В повести "Далекие костры" (1985 г.) колоритно и таки улыбчиво воспроизведены редакционные хлопоты районки, и тот "нерозвійний хмель жизни, где все переплелось, где так объединились и радости, и горечи...".

Затем была учеба в Харьковском техникуме журналистики. На отлично закончив его, О.Гончар работает в Харьковской молодежной газете "Ленинская смена". Вскоре, успешно сдав (экстерном) экзамены в Харьковский университет, он становится студентом филфака. Учился и работал до самозабвения. В письме к другу писал: "Учусь, как вич. Латынь, французский, церковнославянские памятники"... И вполне справедливо замечает О.Юренко: "Так из большого труда вырастал и большой талант...".

В предвоенные годы О.Гончар публикует первые художественные Произведения на страницах областной и республиканской прессы. Позже, с высоты опыта и мастерства, писатель отметит, как произведения, которые чего-то стоят, - повесть о весне 1933 года "Стокозовое поле", напечатанную в журнале "Молодой большевик", курсовую лингвистическую работу о произведениях М.коцюбинского, труд-исследование о поэме и. Франко "Моисей". В черновиках назревал роман Григория Сковороду... Война застала его за подготовкой к очередному экзамену. Точно, как в "Человеке и оружии". Не смотря на отсрочку, Олесь Гончар вместе с товарищами по учебе идет добровольцем на фронт.

До того, как будут написаны "Знаменосцы", проляжет путь через всю, от начала до конца Великую Отечественную войну, "счастье победы, радость поворота", обучение после демобилизации в Днепропетровском университете, когда и начинает воплощаться в жизнь замысел написать книгу о героическом освободительный поход родной Армии, "о тружениках фронта, о людях великого подвига". Молодой писатель сам принадлежал к ним, разделил всю трудность, опасность и незабываемого похода. Показания его ратных побед - орден Славы, орден Красной Звезды, три медали "За отвагу". Еще там, на огневых дорогах войны, освобождая от фашистского ига народы Западной Европы, сквозь горе и отчаяние от потери боевых друзей, из большой любви к тем, с кем прошел сквозь ад войны, он сам себе поклялся: "Если останусь жив, расскажу о вас...".

Как отмечает сам автор "Знаменосцев", "зародыши, эмбрионы тех образов, которые впоследствии получат свое развитие в трилогии", имели уже его "фронтовые стихи", изданные отдельным сборником через сорок лет после Победы. Не большой по объему, но значительный по содержанию и эмоциональному наполнению тот фронтовой цикл назван "поэтическим пунктиром похода". И, действительно, в скупых поэтических строках трилогии можно найти много общего, что касается "душевных состояний" участников похода, Так, в стихотворении "Атака" (1942 г.) читаем:

Святое безумие атаки
В тебе поглощает все.
Через овраги и буераки
Незнавана сила несет.
Нет ни родных, ни любимых,
Нет ни сожалений, ни тревог.
Равнодушным становишься к гибели,
Сильным становишься, как Бог.



Вот как это душевное состояние описано в "Знаменосцах": "Немцы бежали с огневой. Это еще придало Чернышу силы, такой силы, что, казалось, его не мог бы теперь остановить приказ самого маршала. Перед ним мелькал чужой френч... И Черныш... не бежал, а летел, как птица. Все тело его сделалось легким, упругим, безудержным...".

Встречаются даже текстовые совпадения, как то имеем в передаче тоски по родной земле:

Вижу далекие вершины
В туманы увитых Карпат.
Может, моя то Вкраина
Белеет черідкою домов?

("Думы о Родине", 1944 г.)

В романе: "стремительные горы белеют, увитые летними облаками-оболоками, или, может, далека то Украина белеет черідкою домов?..".

Трилогию "Знаменосцы" Драч назвал книгой-событием и не только в культурной жизни украинского народа, в его духовном развитии, прежде всего. Среди многочисленных книг о войне, о человеке на войне "Знаменосцы" занимают особое место. Это, как писал Ю.Бондарєв, "исповедь памяти, совести и правды нашего народа". Все эти категории, заметим, с течением времени, даже в сегодняшней жизненной круговерти ревизии не подлежат.

Принадлежу к тем, кому выпало читать "Альпы", "Голубой Дунай" и "Злату Прагу" из первых изданий в журнале. С тех пор столько раз читал-перечитывал роман-поэму, а заодно и то, что о нем написано, однако и по сей день не оставляет меня юношеское восприятие неувядаемой произведения. Не поколебали меня в прочном неравнодушия к нему и злобные намеки некоторых нынешних творцов "бессмертных" ценностей относительно посещения героями романа известной комнаты-музея в Златой Праге с соответствующими цитатами соответствующих мест романа. Брянский, Черныш, Шура Ясногорская, Сагайда, Маковей, братья Блаженко, Хома Хаецкий, подполковник Самиев, майор Воронцов, Иван Антонович, капитан Чумаченко, Багиров, Северцев... Выхваченные из ада войны образы этих защитников Отечества, бойцов-освободителей обозначены, по словам Чингиза Айтматова, "народностью взгляда на жизнь в изображении войны", так же несут в себе образ самого народа-победителя, его непреодолимый дух, трудную и прекрасную судьбу справедливой армии. Недавние рабочие, колхозники, студенты, "люди честных трудовых профессий", они становятся на войне умелыми и бесстрашными вшами, хоть к каждому из них относятся слова поэта: "Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне". Но закон войны непреклонен, его четко и просто определил командир полка, Герой Советского Союза Самиев: "Отвага, храбрость - высочайшее качество в человеке".

"Знаменосцы" с летописно-развесистым, эмоционально выдержанным характером повествования вписали в вечность, как писал их автор в стихотворении "Знамя полка" (1945 г.) - "доблесть нашу, наши боли, погибших друзей имена...". Как во многих произведениях о войне, в трилогии с глубокой художественной убедительностью показаны сила и чистота фронтового братства, красота верности в любви...

Герои трилогии глубоко индивидуализированы не только по внешним признакам, но и теми гранями, которыми, по словам Юрия Брянского "светится каждое человеческое сердце". И столько такого света излучают участники освободительного похода среди нечеловеческих условиях, где земля угорает газами и трупами, где до смерти - четыре шага, где, как сказал Брянский, который видится Чернышу подсолнечником в цвету: "Много взошло кровью, сгорело в сердце за эти годы... А может, и не сгорело? Может, выжженное огнем, оно только закалилось и стало от того еще крепче?..".

В романе с неподдельной сыновью любовью изображен образ Родины, полпредами которой выступают зарубежные рядовые и командиры великой армии, дети разных народов, прежде всего наши земляки, подобранные Брянским из последнего пополнения - "винницкие, подольские, надднепрянские колхозники - послушные и трудолюбивые", "честные чернорабочие войны", которые олицетворяют великодушие своего народа. Это по достоинству ценится сыновьями других народов, которые проносят сквозь огонь и смерть "верность в сердце чистом" фронтовому побратимству, суровой мужской дружбе, которая не раз опробована смертью, которая "забывается тяжелее, чем первая любовь".

При общем жизнеутверждающем, оптимистическом звучании "Знаменосцы" во многих местах полны жгучей тоски по тем, кто пал на пути к Победе, - вспомним: Вакуленко, Гай, Брянский, Шура Ясногорская, или тот строптивый безымянный пулеметчик при обороне графского дома в Трансильвании, который со смертельной раной просит Сагайду простить его за ослушание. "Он кивнул, чтобы Сагайда наклонился к его впалой колючей щеки, и они как-то особенно по-человечески, торжественно и прощально поцеловались...".

Роман-трилогия - это долговечный своеобразный памятник павшим в самой жестокой из войн, которые когда-либо знало человечество.

В первые послевоенные годы параллельно с "Знаменосцами" и после них 0.Гончар пишет ряд новелл, рассказов на военную тему, а также повесть "Земля гудит", посвященную подпольной комсомольской организации в дорогой его сердцу Полтаве во время фашистской оккупации.

Новелла "Модры-Камень", "Весна за Моравой". "Илонка", "Горы поют", как и написанные позднее "Через мгновение из счастья", "Парень с плацдарма", вошли в золотой фонд литературы о человеке на войне. Великолепными назвал их А. Головко, они без преувеличения принадлежат к шедеврам мировой новеллистики.

Не только содержание и идея увлекают читателя в "Модры-Камни" - в этом високопоетичному и вровень драматическом произведении о любви, что его наш солдат встретил на неспокойной дороге войны, где, казалось бы, не оставалось места для любви, девственности и досмертной верности. Неповторимая стилистика новеллы с удивительно гармоничным сочетанием эмоционально-экспрессивных средств с конкретно-предметными. "Из-за боковой стены било снегом и засыпало мне глаза. Белый ветер стугонів в пустоте гор...". "Робко и недоверчиво распахнулись двери". А как трепетно говорится о зарождении любви: "Пальцы твои были ловки и полные нежного тепла. Совсем не болело, как ты отрывала окровавленный бинт...". А потом, когда поила кофе, - "и пристально смотрела в глаза, и я отчетливо слышал, как входишь ты до моего сердца". Или это поражающей плотности письмо: "Курим-спим - клонимся...".

Все это отчетливо слышит и читатель, как между юной словенкой и советским разведчиком вспыхивает то, чему и название подобрать непросто. Трогательный финальный диалог новеллы, в котором в нескольких строках выражены невероятной силы мысли и чувства:

Тереза: - Я так долго ждала вас после той зимней ночи. Мне кажется, что не меньше тысячи лет!"

Я: - А мне кажется, что столько же шел к тебе после той ночи". Тереза: - Наконец-то мы снова встретились! Дайте мне вашу руку. Вы чувствуете, как тысяча лет переместилась перед нас? Теперь она впереди, правда же? Наша тысяча!.. Пока будут зеленеть эти горы и светит солнце, мы будем жить. Я задыхаюсь от такого богатства.".

Это особенно волнует тем, что разговор мнимая: Терезу замучили фашистские прихвостни - полицаи за то, что окрылила советских разведчиков...

Героиня повести "Земля гудит" Ляля Убийвовк - духовная сестра Юрия Брянского, кристально чистая, морально красивая. Такие же и ее товарищи по борьбе - Сережа Илоевский, Валентин Сорока, Борис Серга, Марийка-Веснянка... Все они отличаются широтой души, как и герои "Знаменосцев", как и Яша Гуменный ("Весна за Моравой"), и парень из наших степей Иван Артеменко ("Парень с плацдарма"), и Саша Диденко ("За миг счастья").

Показывая во всех подробностях жестокости, кошмары войны, Олесь Гончар из "горячей нежностью" передает праздник солдатского сердца, когда чернорабочим фронта "жизнь, как земля к солнцу, поворачивалась... своей лучшей стороной". Речь идет о тех, кому, как Брянском или герою "Модры Камень", расцвела любовь, просияла вечность или, как Саше Диденко - долгожданное мгновение счастья посреди смертей, разрушений и горя.

Написанное в конце шестидесятых годов рассказ "За миг счастья" принадлежит к высшим достижениям этого жанра. То, что другому автору послужило бы основой для романа, - любовь с иностранкой, - здесь передано сжато, высокоэмоционально и с таким стилистическим блеском, что рассказ справедливо можно назвать поэмой в прозе.

Есть писатели, которые, пройдя сквозь горнило войны, на всю жизнь остаются верными этой единственной, поистине неисчерпаемой теме. Богатое и разнообразное творчество Олеся Гончара тоже подтверждает такую верность, но в послевоенные десятилетия он с не меньшей художественной силой и увлечением, чем человека на войну, прославляет человека в мирной добротворческом труда. Начиная от сборника рассказов "Юг" (1951 г.) и кончая книгой "Далекие костры" (1988 г.), темы войны и мира, человека и оружия, разрушительного и созидательного начала постоянно находятся в поле зрения философских размышлений и душевных страданий выдающегося писателя современности. С такой же горячей нежностью, как и фронтовиков, описывает автор "Знаменосцев" рабочие будни, тревоги и радости сельских тружеников, таких, как эмтээсовская радистка Зоя Лисогор, прозванная трактористами Жаворонком (точно, как Маковей мінометниками - Соловьем), ее отец, директор МТС Карп Васильевич, механик Савва Грек, в которого она тайно влюблена ("Жаворонок", 1950 г.). Характер главной героини освещен изнутри, высокая миг души приходит к ней в труде, в заботах об урожае, в чистой, как слеза, первой любви.

Рассказу-событием стали написанные сорок с лишним лет назад "Подсолнухи", в которых четко очерчены грани, которыми светится в труде сердце звеньевой Мелании Чобитько, золотого человека, как говорит о ней председатель колхоза. Именно в поле, на плантации подсолнухов, где работает девушка, открылась в ней столичному скульптору ее творчество. "Лицо вдохновенно разгорелось и, просветившись какими-то новыми мыслями, стало будто тоньше, интеллектуальнее, богаче, в нем появилась сила новых неожиданных оттенков. Где взялась и красота, и характер, и чистая идеальная очарование линий...".

Следует отметить, что, как и в рассказах и новеллах фронтового цикла, в книжке "Юг" и в ряде более поздних рассказов, изображая людей труда, писатель не обходит дел сердечных, его герои по-настоящему любят, ревнуют, страдают. Назовем для примера - "Зарницы" (1950 г.), "Машу с Верховины" (1958 Г.). Если в первом рассказе сцена ревности в рыболовецкой бригаде передана с мягким юмором, доброй улыбкой, то во втором бушуют чувства, полны драматизма и высокой поэзии одновременно. История любви Маши-венгерки и бывшего летчика, председателя рабкома Е-люженка срисована с кинематографической пластикой, и приходится только пожалеть, что рассказ до сих пор не экранизирован.

Теме послевоенного возрождения украинского села посвящена широкоизвестная повесть "Никита Братунь", где наиболее полно проявился своеобразный, так сказать, деликатный юмор Олеся Гончара, запомнился читателям еще из романа-трилогии. Он, этот юмор, как синоним жизнеутверждения и несокрушимости народного духа, спасает повесть от модной в то время теории и практики бесконфликтности. Да и, к тому же, бригада братуся "оппозицию" бухгалтера Харлампия Зюзя, да и с председателем колхоза Логвином Потаповичем Мелешком иногда "дискутирует" до седьмого пота, и против "мельниц"-критиканов (и до сих пор не перевелись), имеет свое непоколебимое мнение - называет их "грушевыми клопами". Не забудем, что Никита Братусь, - вчерашний воин. Служил в медсанбате, куда попал после ранения и где его оставили, не отпустили: "Нам, - говорят, - в персонале побольше веселых людей нужно: бойцы быстрее выздоравливают". А еще немаловажный факт его биографии: он и на войне деревья сажал, - "под Воронежем и в Сумах, в Польше и в самой Германии за Одером".

Повесть "Чтобы светился огонек", написанная вскоре после "Никиты Братуся", обозначена поразительно чистым лиризмом.

В центре повествования - молодая "светилка" на морском маяке Мария Аист, что пошла при выборе профессии отцовской дорогой. Рабочие будни на маяке, а ровно и первая любовь Марии до капитана морского катера Вовика Гопкала, "долгожданного витязя", который оказался обманщиком, срисованные с нескрываемым проявлением симпатий и антипатий. Олесь Гончар подтвердил свою репутацию певца юности и любви. Вместе с тем в повести едва ли не впервые в своем творчестве писатель ставит проблему духовного браконьерства, носителем которого выступает Вовик-капитан, что о нем Дема-олимпиец рассудительно и гневно говорит: "Если бы еще он был только на птиц браконьером. А то он и среди людей такой: в самом своей жизни браконьер, во всех своих чувствах".

Югу Украины в послевоенном творчестве О.Гончара суждено было занять особое место, и на то были свои причины и предпосылки. На одном из выступлений перед таврическими земледельцами, которые не раз выбирали писателя в парламент страны, Олесь Терентьевич рассказал: "С ранних детских лет мне приходилось слышать о Турбаи, о судьбе того мужественного села, разрушенного царизмом в конце XVIII века, о людях, выселеных в бывшие пустыни... приходилось Слышать и о том, как наши односельчане ходили на заработки в Таврию"... в Другой раз, в разговоре со мной, он задумчиво сказал, что, возможно, и мама Татьяна ходила пыльными путями в таврийске даль в поисках лучшей доли...

Криничанская голь в романе "Таврия" ведет свою родословную от непокорных турбаивцев, от тех людей, что свободой дорожат. Глубоко народные характеры героев романа, обстоятельства, в которых они действуют, - канун первой мировой войны, - выписаны с завидной полнотой, с большой любовью к людям труда, олицетворяющим судьбу своего народа на историческом переломе. Сын асканийского богача Вольдемар фальц-фейн, философствуя перед своими приятелями, сетует, что работники - "поразительно неповоротливый, упрямый, несообразительный народ". А потому-то, мол, "они самой судьбой обречены на то, чтобы быть народом-негром, народом-чернорабочим".

Слушая это разглагольствования, юный полтавчанин Данько Яресько с другом Валериком Задонцевым "весело стреляли между собой глазками": они осознают не только своего достоинства, но и близкой расплаты с обнаглевшими вымогателями, - в их памяти живы турбаивские события и недавнее бунтарство "народа-чернорабочего" в Каховке на человеческом рынке (ярмарке), когда работники вместе восстали против мироедов.

Данько и Вутанька Яреськи, Нестор Цымбал, Мануйленко, Андрейка, Бронников - "по судьбе спутники, по крови - братья" - несут в себе дух человеческого достоинства и непокорности-ности. Даже красавица Анна Лавриненко, будто то и не склонна к протесту, к борьбе со своими новыми хозяевами, потому приголублена ними (попала в горничные), заявляет: "Нет во мне холопского дара".

Роман "Таврия" знаменовал собой новый этап в творчестве Олеся Гончара, широтой показа жизни народных масс, тщательной "разработкой" того или иного характера, предпосылок его формирования. "Исследуется, - писал Ю. Барабаш, - весь комплекс факторов, что определяет поступки и действия всех персонажей, линию их поведения". Из произведения во всех реалиях, особенностях и красоте предстает образ южного степи, этот, по словам Юрия Яновского, "украинский Техас", которому предначертано было стать ареной памятных исторических событий.

Роман "Перекоп", являясь продолжением "Таврии", по размаху исторических событий, изображенных в нем, преобладает первый. "Последняя страничка гражданской войны" отражена с большим лирико-эпическим размахом, героическое начало тесно переплетено с трагическим. Гром побед, о нем писал В. Маяковский, не заглушает в романе боли и стона народа, ввергнутого в беспощадную кровосечу. На последний смертный бой идут и красноармейцы, и таврийские партизаны, и те, кто еще вчера батрачил у фальц-фейна или гнул спину в хорловском порта. "Хотим Украины украинской, красной, своей!". Такой была мечта, заветная цель. Путь к свободе пролегал через бои на Каховском плацдарме, штурм Перекопа и гнилого моря Сиваша, через нечеловеческие усилия, жгучие раны и гибель в якобы своей "дядьковской войне". Противоестественность ее показана во многих эпизодах - и тогда, как бойцы партизанского отряда под предводительством Дмитрия Килигея проїзджають мимо родные села и тайком от командиров заскакивают в гости домой, и тогда, как Мефодий Кулик, отец обильного семейства, отказывается идти в поход. И особенно в психологическом поединке строгановский крестьянина Ивана Оленчука с прежним своим боевым капитаном Дьяконовым, который, будучи верным бинома двигательные, заканчивает жизнь самоубийством. А разве однозначно должны воспринимать махновскую "вольницу"? Разве не предсказателем будущего произвола над народом есть мечта-приговор комиссара Муравьева с мандатом от товарища Троцкого: "Массовый последовательный террор против этой бандитской нации - другого языка не поймет!". Большевик Леонид Бронников воспринял это, как оскорбление революционной чести народа, но далеко не все его товарищи по партии так понимали указания высокого начальства - к сожалению, не только Троцкого. В будущем кто только не вешал крамольных ярлыков на нацию, к которой принадлежали Дмитрий Килигей и Даниил Яресько, комэск Баржак и учительница Светлана Мурашко, Иван Оленчук и то же не с воинственной когорты Мефодий Кулик, и не весьма подкованных идейно брат командира партизанского отряда Антон Дерзкий, и служанка Наталья Троян, и заблудилась в круговерти гражданской сечи Анна Лавриненко... Мир раскололся на "белое и красное", раскол этот пришел и за весь народ, и часто через семью, родню, а то и собственную распахнутую пополам душу.

Брага революции, воспетая поэтами, кажется, полностью завладела Даньком Яреськом, отважным рубакой в партизанском эскадроне. И вот в одном из боев против немцев-колонистов, когда его разгоряченный конь застыл перед входом в кирху, а всаднику послышался странный звук органа, Даньке "вдруг аж жутко стало... И что-то похожее на упрек послышалось в этой музыке, что он вроде как на все замахнулся, на все занес свой горячий, обкипелый кровью клинок". С глубоким подтекстом мысль, мимо которой проходила наша поражена величием героических революционных подвигов воображение. Даньке тоже в рокочущих звуках органа открылось - "как будто само небо - через людские битвы, через звон сабель - обращалось до других людей, до тех, что были, уже к грядущим, до тех, между которыми наконец не будет ни резни, ни дрязг, а над всем господствовать только эта всевластная, всемогущая, что музыкой наполняет душу, красота".

В "Перекопе" достаточно широко воссоздана тогдашняя расстановка политических сил в Украине, на примере Полтавской губернии, родины Данька и Вутаньки Яресько. Хоть сейчас необходимо принять во внимание: идеологическое наслоение пятидесятых годов не могло не сказаться на освещении борьбы за освобождение Украины.

В изображении последнего штурма Перекопа и Сиваша писатель, верный исторической правде, достигает такой художественной силы, что в исторических произведениях на эту тему вряд ли можно найти нечто подобное. На штурм нового вердена, валы смерти идут "неотвратимые шеренги человеческие". И как реквием, переходящий в гимн жизни, борьбе за справедливость в мире звучат строки романа: "Не сосчитать, сколько их здесь полегло... Те, что поднимались им на смену, видели их смерть, но это их не страшило... Никто их не гнал, никто не заставлял - сами искали атаки, чтобы сгорать в ней, искали проволоки, чтобы перегрызать его, ступали на фугасы, чтобы слетать на них в воздух, беря штурмом обледеневший, неприступный вал!.. Был он для них будто последней преградой на пути к чему-то неизведанному, невероятно прекрасного. "За счастье народное!..". К большому сожалению, не все так спустя делалось, как мечталось. В очерке "Панорамная земля" (вместо эпилога), что завершает роман "Перекоп", писатель, рассказывая о встрече с Иваном Ивановичем Оленчуком, выводит образ его племянника "лобозвона", пустого человека, что, ей же право, сродни Володьке Лободе из "Собора" - одного из многочисленной массы тех, которые вожделенное счастье народное отдалили от трудящегося человека на десятилетия, вплоть до наших смутных дней...

Следующим большим и, бесспорно, вершинным произведением писателя после "Перекопа" был роман "Человек и оружие" (1957-59 гг.), написан с тем же лирико-эпическим размахом, что и предыдущий. Сюжетная основа - история студенческого батальона добровольцев, которые с первых дней Великой Отечественной покидают университетские аудитории и идут на фронт остановить варваров XX века, защитить великое достояние человеческого духа", "жизнь, во всей его целости". Роман является своеобразной предысторией "Знаменосцев", в нем в строгих реалистических красках изображены первые дни и месяцы жестокого поединка с фашизмом и, как отмечал известный русский прозаик Б. Васильев, писатель "с проницательностью великого художника раскрывает те незримые узы, которые связывают нашу армию с народом".

Сам образ родной земли предстает здесь в "пожарищах, в смертях, в трагизме неравной борьбы". Антивоенный пафос произведения, идея несовместимости человека и оружия, человечества и войн - главная мысль, которую выносят бойцы студбата из "снарядной кафедры". Чистая и глубокая душа Богдан Колосовский, "университетский Сковорода" Мирон Духнович, поэт по призванию и природой Андрей Степура, надежный комсомолец Слава Лагутин, широкая натура, сорвиголова Павел Дробаха... Интеллектуалы и патриоты, открытые для жизни, дружбы и любви, они становятся на защиту Отчизны и самой жизни народа, понимают, что спасают от "дьявольских действий инквизиторов современных" не только свою землю, но и целый мир. Образы бойцов студенческого батальона, такие разные и своеобразные характеры, имеют, однако, ту общность, что воплощают в себе все лучшее, что идет от украинского народа, от родной земли. И такими же обрисованы образы девушек-студенток в романе, тех, кому роко-вано, любя и страдая, ждать своих избранников с войны, - только не каждой суждено дождаться. В этом отношении Таня криворучко либо Марьяна Кравец сродни Шуре Ясногорской, образу, который стал символом "красоты верности".

В "Человеке и оружии" писатель не обошел вниманием тех, кого Степура называет "накипью времени, грязной пеной". К таким относится комвзвода Толстяк, слишком ревностно умел командовать новобранцами, а в аду боя в плену животного страха становится самострелом, за что поплатился жизнью - расстрелян, как изменник Родины. Подобный тот, что отстал от окружения, готов сдаться врагу - и тоже приговорен к смерти друзьями. Иначе спасается от жерновов войны Лымарь с геофака, перевернувшись в писари. Лысый толстяк - казнокрад, который убегает на Восток с набитым народными деньгами чемоданом, вообще не требует комментариев, - "паразит и вор!".

Находим в романе и образ командира - самодура Девятого, который послал бойцов на бессмысленную смерть. Отдельно стоит образ Спартака Павлущенко, который в довоенное время, пораженный манией подозрительности, вырастал таким себе "лобозвоном", что не знал ни настоящей дружбы, ни любви, - готовился верховодить над другими, ведь ему, сыну влиятельного отца, "легко все давалось в жизни". Пройдя, однако, фронтовую науку, Павлущенко другими глазами взглянул на своих боевых побратимов и на себя... После контузии вместе с даром речи возвращается к нему и душевное прозрение - он, как говорится в романе по другому поводу, "дал пространство человеку в себе".

Глубиной размышлений над тем, что принесла людям война, отмечаются отмечены самые трогательные страницы романа - "Письма из ночей окруженских". Это, собственно, поэма верности - Родине, родным и близким, любимым, друзьям. Духовный мир Богдана Колосовского в этих высокоэмоциональных размышлениях раскрывается во всей полноте неповторимости и красоты. Подвиг Мирона Духновича, который ценой своей жизни уничтожает склад авиабомб и спасает от фашистской погони друзей-окруженцев, кладет на все произведение отсвет великого, вечного...

"И снова идем. Боль потерь и дух степей полынных, днепровскую голубизна, и розовые, как юность, рассвет - все забрали с собой и все несем на восток... Думаю о тебе, далекая моя любовь. Была ли ты на самом деле? Или я только создал тебя в мечтах? Нет, ты таки была, ты и сейчас по ту сторону всего этого ужаса, что нас разделяет. Жди, может, мы таки выйдем. Каждый из нас имеет в сердце не разрушенную, а даже нарастающую силу любви и нежности, такой заряд силы, что в конечном итоге должно вывести нас к цели...".

Есть в этом произведении, всецело посвященном войне, образ единственного среди окруженцев гражданского, которого за легендарным именем с легкой руки Духновича назвали Колумбом. Послушный, полнолицый, усы красивые, русые. Агроном одной из степных МТС. Человек крепкого народного склада. Таких любил Степура, который пал смертью героя на Днепровском берегу, - он тоже был такого же корня.

Именно людям крепкого народного склада посвящено знаменитое произведение Олеся Гончара - роман в новеллах "Тронка" (1960-62 гг.), отмечен высшей на то время премией. И в творчестве писателя, и в нашей литературе вообще "Тронка" занимает особое место как по чрезвычайно богатым философской наполненностью содержанию, так и по поэтическим ореолом стиля, который, однако, основывается на вполне реальных земных деталях современной жизни дорогого писателю украинского юга. При этом следует отметить, что десятилетия, прошедшие после появления романа, нисколько не приглушили актуальности поднятых в нем проблем, а их в произведении - точно, как в гуще самой жизни, - речь идет, конечно, о наиболее постоянных заботы и тревоги, которыми мы живем сегодня и всегда.

Книги Гончара, по словам п. загребельного, "отражают нашу эпоху, словно в каких-то характерных, так сказать, универсальных проявлениях", в Полной мере это касается "Тронки", Д. Пал личико небезосновательно назвал книгой суток. Пленяет светоносность образов людей крепкого народного склада, таких, как семья Горпищенко, бригадир бульдозеристов на канале Левко Иванович Брага, директор местного совхоза Пахом Хрисантович, председатель рабкома Лукия Обильная, бригадир совхозных строителей Андрей Бойко, безногий инвалид войны Мартин Мамайчук, его "неуправляемый" сын Гриня, Лина Яцуба, которая вопреки отцу-культовику становится пикетажисткой на трассе канала. Труд в романе идет крупным планом с довженковской монументальностью.

Вместе с тем в произведении исследуется происхождение человеческого хамства, грубости, черствости, душевной глухоты, "курай жизни", как сказал Брага. В плену такой душевной глухоты живет отставной майор Яцуба, ожесточенный враг демократии, "лобозвон" классического образца, который на длинной жизненной ниве давно примирился с тем злом, что его окружало, а то и привлекало в соучастники. В романе рождается, отображает протест против социальной несправедливости, морального гнета, не говоря уже о хозяйственном головотяпстве. "Мы не только бульдозеристы, мы - сантехники нашей эпохи!" - заявляет Лев Иванович Брага, и с ним много героев романа солидарны в этом пожажде чистоты жизни. Стремление, которое и сегодня должно питать нас на историческом переломе, где столько еще работы "сантехникам суток".

Среди "гроздья новелл" (м. бажан), такие, как "Красная торпеда", "Мамайчуки", "Железный остров", "Полигон" (история одной любви) принадлежат к шедеврам этого жанра, заслуживают всемирного огласки и славы. Так оно и есть. Мне уже приходилось писать о "цепную реакцию" добротворчестве и добросердечності в романе. Об этом хорошо сказал в своих философских размышлениях Гриня Мамайчук: "Когда вокруг тебя все трудятся, что-то творится, то соответствующие биотоки и на тебя идут! А самая большая, конечно, оздоравливающая сила - это сила любви. Бог - в ней!". Должны здесь отметить еще и целебность любви к родной земле, к родному краю - к степи и Днепра, к небу над ними, к отцу-матери и семьи. Сам образ тронки в связи с этим приобретает символическое звучание.

На протяжении всего творческого пути О.Гончар остается верным произведениям малого жанра, в частности новеллы, которую Григор Тютюнник приравнял к поэзии. В отношении Гончаровой новеллистики в таком сравнении нет ни малейшей натяжки.

В период между "Тронкой" и "Собором" О.Гончаром написаны и изданы две новеллы, которые знаменовали собой тот выбор, о котором шла речь в начале статьи. Наш образ жизни, о котором трубили все громче, на самом деле раскалывался на "да" и "нет" - на созидательное и разрушительное, "браконьеры жизни" все чаще напоминали о себе, и писателю предстояло определиться, с кем он. Недвусмысленный ответ на это имеем в рассказе "Кресафт".

Председателя колхоза, бывшего фронтовика, вызывает на "ковер" молодой Первый". "Расскажи, сколько раздал?". "Не раздал, а выдал". Не жалеют желчных слов "вершители народной судьбы". Особенно осаждали второй и прокурор: "Зривник!.. Саботажник!.. Предлагаю исключит...". Глава из "Победы" Мамлій успокаивал следовательно: "Простодушный ты, жертва собственной совести. А совесть - это такая культура, что не каждый ее культивирует в наше время. Кое-кто забыл, что оно такое, по какому предшественнику его и сеют!".

Поздней ночью на колхозный ток неслышно вкатилась двуколка. Кресафтово тело в ней лежало "трудно, безжизненно". А высокие бурты зерна "и в темноте высвечивали дневным солнцем".

Житейская история, которая уместилась всего на шести страницах. А за ней - десятилетие нашей нищеты и мытарств, падение направляющей и руководящей к самым низким отметкам, как засвидетельствует значит и "группа 239" в депутатском парламенте, что насміхала из голодающих студентов.

Прототипом тех "хохотунов" выступает в новелле "На косе" местный полновластный хозяин Танцюра - тот, от кого зависит не только распределение сена заповедника, но и, по его убеждению, все вокруг - по его милости и воли. Окруженный прислужниками и лизоблюдами, вроде егеря Красавчика, он поднимает ружье на святого птицу - лебедя, не видя в том никакого преступления перед совестью. "Неужели вы так уверовали в свое право - бить? В праве делать все, что запрещено другим? Почему считаете, что вам свободно переступать закон?" - с возмущением спрашивает Танцюру выпускница биофака, научный сотрудник заповедника Ольга, которая, как личную драму, воспринимает проблему "почему, оказавшись на грани зла, человек так легко переступает грань ту?".

К теме духовного браконьерства обращается Олесь Гончар и в написанном через несколько лет рассказ "Тихие воды", но с особой гражданской страстью и художественной силой те, кто освободил себя от святынь морали, выведенные в романе "Собор". О том, как встретила, как уничтожала это "крамольное" произведение так называемая официальная критика, какой травле подвергался автор, подробно рассказал Коваль в своей книге "Собор" и вокруг "Собора". Действительно, те, что "уверовали в свое право - бить", били без малейшего зазрения совести, беспощадно, жестоко. И не известно, где было больше подлости - в статьях продажных критиков, в "голосе трудящихся" - той дроби негативных заметок, сфабрикованных от имени рабочего класса и трудового крестьянства. "Собор" было изъято из нашего духовного арсенала, и только за рубежом, благодаря диаспоре, он жил и творил святое дело утверждения нашей исторической памяти, национального самосознания, борьбы против карьеристов, духовных оборотней, разрушителей, как в сфере природы, так и в морально-этическом плане. Множество жгучих мыслей, проблем, тревог встает со страниц романа, но, кажется, самое главное то, что вызвенело студенту-металлургу Николаю баглаеву среди тихой ночи надднепрянщины "немой музыкой собора": "А потомки же придут, спросят когда: ану, какими вы были? Что построили? Что разрушили? Чем ваш дух трепетал?".

В романе, как и во многих других произведениях О.Гончара, не хватает людей "без никаких трещин в душе". Недаром критика не раз отмечала, что ему удаются образы положительные, одухотворенные, полные красоты. "Собор" в этом отношении не исключение. Иван, Верунька, Николай Баглай, Изот Лобода, Алексей-механик, учитель Фома Романович, архитектор Алексей, ироничный Ромка Орлянченко и опозоренная в юности, но не отлученная от святынь жизнь Елька Чечил... Порой кажется, что они опережают свое время, по крайней мере, когда Николай Баглай заявляет одном из юшкоедов-дружков Володьки Лободы, что он, Николай, - из двадцать первого века, то это воспринимается не только как дерзновенный шутка, но и вызов всем тем пораженным наркотиком властолюбия, для которых трудящийся человек - "лишь руда", с которой надо болванку выплавить.

Выпукло-рыбьи глаза зачиплянского выдвиженца Владимира Изотовича Лободы, в миру Володьки, "отцепредателя", смотрят на мир и на людей совсем иначе, чем смотрит его отец - заслуженный металлург. "Жаждой власти - только этим его глаза и блестят". Он - один из многочисленных, самоослепленных участников неизвестных кабинетных "сражений" - не на жизнь, а на смерть, - чтобы еще выше прыгнуть. В этой борьбе не жди пощады: "или ты победитель, или раздавленная жертва".

В романе будто дано сечение тоталитарной системы. Характеристика коммунистического чиновничества поразительно точная, неспроста же оно ополчилось против "Собора" и его автора. Как можно было простить вот такой приговор себе: "Нет ненависти более черной, более последовательной ненависти отступника, ренегата".

События в романе разворачиваются вокруг собора - поэмы казацкого зодчества, который Володьке-выдвиженцу "сколько нервов стоит". Оценивая произведение, некоторые критики отмечали проблемах охраны природы, памятников истории. Это соответствует сути произведения, но только отчасти. Так же не меньшую опасность, чем выбрасываемые заводскими трубами дымы, таит для общества непробиваемая сила, что за теми дымами не видит и не хочет видеть человека. Гений - "выдвиженец" за собором не признает величия и славы прошлых веков - "хлам истории - и все".

Исчерпывающую характеристику таким, как Володька Лобода, дает сын военкома молодой архитектор Алексей: "А разрушитель внутренне всегда пигмей, он хочет сделать вокруг все меньше себя".

Для освещения идеи романа много весит духовный поединок Дмитрия Яворницкого и Нестора Махно, образы которых встречаем и в других произведениях писателя, но здесь они предстают в наиболее полном проявлении своих диаметрально противоположных характеров. Столкнулись непримиримые творчество и разрушение, рыцарство и разбой, истинная правда и кривда, что рядится в правду. И не выдержал "гладиатор свободы" - не посмел поднять оружие и на академика, и на береженого ним собор.

Будучи произведением остросовременным, роман "Собор" многими гранями нацелен в будущее, о котором мечтают, куда прозревают его герои, конечно, те, которые без пустоты души. Вы-дится им грядущее, "где не будет ни одного браконьера, бюрократических рептилий, пресмыкающихся карьеризма, а будут люди, для кого чувство счастья и взаимоподдержки является нормой существования".

Вместе с тем в романе с глубоким уважением говорится о нашем прошлом, о необоримом дух казачества, дух вольности и патриотизма, жил широко, весело - за этим мы и проголодались... И не свидетельством этого голодания является нынешнее возрождение нашего "днепрородженого мира на земле".

Среди других проблем в "Соборе" не обойдена роль искусства, что о нем "гений" Зачиплянки, который волей судьбы "на культуре сидит", рассуждает с нескрываемой подозрительностью, и даже злобой. Такой же подход к искусству был и в тех, которые организовали травлю мастера, - конечно, дерзнул вывести их за ухо и на солнышко, на чистую воду.

Во время, когда тучи над "Собором" еще клубились, когда над душой художника стояли мрачнолицые законодатели "самого прогрессивного" образа жизни, автор "крамольного" романа вдохновенно работал над новым произведением, где главной темой был внутренний свет человека и где творцы искусства выходили на первый план. Пройдет немного времени, - и критика унесет "Циклон" (речь идет о нем) к разряду идеальных романов (Н.жулинский), читатель, не ожидавший от О.Гончара легкого чтива, воспримет его с таким же чувством благодарности и удовольствием, как и роман "Собор", так же от одной из святынь любимый писатель не отступился, а мастерство его достигло вершин заветных, классических.

"Черная одиссея окружения", свидетелями которой стали читатели "Человека и оружия", в новом произведении передана не только во внешнем проявлении солдатских сверхусилий и страданий, а как глубокое размышление о неистребимости человека. Тот, кто посылал своей любимой "письма из ночей окруженских", стал по войне кинохудожником и ему дано запечатлеть человеческую боль, запекся навсегда в душе, создать фильм о самом тяжелом. Воображаемый сценарий, воспроизводит пережитое Богданом Колосовским, Иваном Решетняком, "катюшником" Шамилем, профессором Изюмским, поражает суровой правдой о фашистские фабрики "расчеловечиванию", и тем значимее, весомее на фоне их ужаса факты отстаивания человеческого в человеке, сохранения души в любых адских условиях.

"Кадры" Холодной горы - тюрьмы для пленных - воспринимаются как неоспоримый художественный документ - приговор фашизму. Остро ставится вопрос, почему произошли разрушения и преступления, которые принесла война. Нечеловеческие, адские мучения приходится переносить в фашистской душегубке нашим воинам, которые, в подавляющем своем большинстве, и здесь не теряют мужества, человеческого достоинства, способности к борьбе. Олицетворением непокорности, духовной непобедимости выступают Богдан Колосовский, Давид-кавказец - Шамиль, Иван Решетняк, знакомый по "Человеке и оружии", в котором мужество уживается с добротой, идущей от народных глубин. Но с жестокими герои "Циклона" вынуждены быть жестокими, - как пример назовем раздел "Без права умереть", где описаны встречи и расправа Шамиля с фашистским прихвостнем.

Про украинских девушек-пленниц в нашей литературе написано немало проникновенных произведений, но образы русалок окупационных ночей из "Циклона", занимающих в плавнях чесоточных лошадей, чтобы искалечить себя, чтобы не попасть к рейху, - неповторимые, и неспроста они должны ожить на экране, обессмертится в метаморфозе искусства. Создатели фильма о неистребимости человеческого духа пленных стремятся подняться на вершины ясновидства, воскресить на экране индивидуальности, полыхали страстями, что каждый из них носил в себе макрокосмос!.. Рядом с героями времен войны выступают люди нашего времени - режиссер, сценарист, актеры, верховинцы, солдаты, которые спасают жителей горного края от наводнения.

Две плоскости сливаются как бы в одну, - образ широко текучей человеческой реки заполоняет читателя (зрителя). Звездные времена творчества переживают Богдан Колосовский, Сергей Ткаченко, актер Молдаванин, Ярослава, и даже редактор, что не выжал из себя перестраховщика. "Ядерная" мысль фильма - каким глубоким бывает несчастье и воля к сопротивлению этим несчастьем. В особом озарении - любовь, которая возникает на грани жизни и смерти, чувство, которым в черную пору оккупации и плена освятились Прися Байдашная и Шамиль. А какой народной добротой полна супружеская жизнь Решетняка и его Кате!..

Все стоящее проявило свои возможности во время циклона в горах, когда природная стихия брала испытывала человеческие характеры - местных жителей, солдат и вместе с ними и ки-номитців. Глядя, как мужественно действовали солдаты, спасая людей, Колосовский делает жизненно убедительный вывод: "Вопреки всему таки существует преемственность человеческого в человеке. Есть оно, действует, еще резче проявляет оно себя в критические минуты. Жизнь действительно имеет свои золотые эстафеты, без которых обнищал бы мир!".

Чтобы мир, в котором живем или выпадет жить нашим потомкам, не обнищал, не потерял свои святыни, герои романа делают все возможное и невозможное. Налитая светом река, текущая к океану, олицетворяет этот прогресс. В произведении отчетливо звучит мысль о смысле человеческого бытия, о наличии добротворческих деяний, "ухожу, исчезаю своими пресными водами в мировом океане. Но так ли уж бесследно исчезаю? Не отражусь разве хоть в какой-то мере на составе его собственных вод, степени солености, на скоростях и завихрениях его загадочных течений, в конце концов на самом характере Океана?..".

С этой великой вечной темой в творчестве Гончара естественно перекликаются мотивы нужности людям. Проблема "забортности", что возникает, как у тех, которые отработали свой век, так и в тех, кому лишь в жизненную дорогу отправляться.

Повесть "Бригантина" написана в то время, когда наша доблестная пропаганда на все заставки кричала о воспитании нового человека, не жалела самых громких эпитетов в адрес советской молодежи, тогда, как жизнь неумолимо свидетельствовало: с нравственностью в стране развитого социализма не все в порядке. В новом произведении а. гончар бьет тревогу: за юные сердца бороться надо настоятельно, неказенно, умом и душой. Писатель, по словам В. Земляка, выступил здесь в образе педагога, "по-доброму улыбающегося для открытой детской души, одновременно требовательного в своем гуманизме".

Показ жизни спецшколы с его режимом полусвободы выдержан в строго реалистических красках, без сантиментов, но не без горечи и боли, вызванных искалеченными судьбами малолетних правонарушителей. Образ Порфирия Кульбаки выписан с такой рельефностью и полнотой, внутренним содержанием, что это ставит его в один ряд с наиболее заметными художественными типами Гончаровой прозы. Это "сторожке, крутолобе" (попробуй перевести на другой язык), "глазки быстрые, смішковиті", в которых "так и светится интеллект", и, не смотря ни на что, - живет не окаменевшая душа. Заметим, как этот "тиранчик" с искренней, до слез, каятьбой глянул после разлуки на мать, как заметил, что у нее - птичьи лапки морщинок у глаз, а когда голову поворачивает, "самая большая жила под кожей выпирает, как лоза виноградная".

Среди воспитателей спецшколы выделяются Анна Остаповна и Мария Павловна, такие разные по возрасту и характеру, но похожие в одном - сердце отдают детям, трудным, морально поврежденным, а которых имеют-таки вырасти люди. Именно благодаря доброте и умению педагогов-неказенщиков перед Порфирием и его друзьями по несчастью за полоской некошеных трав открывается пространство настоящего, добродетельной жизни.

В "Бригантине" остро ставится старый, как мир, вопрос - отцы и дети. Должны признать, что суд детей над взрослыми в суровых приговорах пересмотру не подлежит.
Удивления достойно постоянное, считай, в течение всего творческого пути притяжения О.Гончара к Таврийской степи, Белобережье (низовья Днепра), которые являются местом действия романа "Берег любви", что вышел именно в то время, когда по всей стране вилунювала бодряцька песенка "Мой адрес - не дом и не улица...".

А здесь, на страницах романа, - адрес вполне отмечен: Украина, Таврическая степь, Кураивка, та, что "на млечном пути, на горячих ветрах". Герой романа " морской волк", "узловяз жизни" Андрон Ягнич, человек, который познал на веку и голодное детство, и молодость ясноумную, когда приходилось ходить в Піррей по заданию Коминтерна, и огненные годы военных лет, и плавание в мирное время на паруснике "Орион", где обучал курсантов морских профессионального ремесла. Сейчас же, "честно отбыв свою пожизненную вахту", вынужден под бременем лет отходить в "забортность". Это произошло того же лета, когда его любимая племянница, медичка и поэтесса, Инна Ягнич только начинает свой трудовой и, будем надеяться, творческий путь. В Кураивке сходятся их дороги, отныне ему жить на этой "палубе", "где ни ветра, ни волны, ни движения, ни пения парусов над тобой, где будет тебе вечное прозябание и существование - не жизнь, а отбывание жизни". Так казалось в горькие минуты прощания с "Орионом" перед возвращением в степную кураивку, которую помнил на всех земных широтах. Именно здесь, на родине, на берегу любви, дано будет почувствовать неугомонному отставнику, что его жизнеплаванию еще не конец, - здесь он преодолеет одиночество и подавленность, внутренний кризис, найдет душевное равновесие и работу по душе, став крестным отцом подобия "Ориона" - неподвижного парусника на морском побережье, в шахтерском курортном комплексе. Передалась ему желаемая житейская неуспокоенность от "кураивского Зевса" - председателя колхоза, настоящего народного вожака Саввы Чередниченко, который достойно несет честь и славу близких и дальних своих предшественников на этих пыльных раздольях. При всех дозах почета (Герой труда) и тогдашней номенклатурной кастовости он ни чуть не потерял чувствительности, не очерствел, "не превратился в курдюк овечий" благодаря тем, многих из которых уже и на свете нет, - фронтовым друзьям-однополчанам, землякам-хлеборобам, которые отработали свой век.

Привлекательные образы современных кураивских земледельцев - Инниного отца, начальника семейного комбайнового агрегата Федора Гуриевича, его изменения - сына-штурманка, который по работе неохотно смывает трудовой пот, а то, мол, когда его смоет, земляки не заметят в нем внутренней красоты. Будто в шутку сказано, но он же, штурманок, как и его отец, преисполненный той красоты, в которую перерастает честный самоотверженный труд.

Глубоко родственна с этими закаленными на жгучих ветрах Инна Ягнич, местная певица. Неслучайно после окончания медучилища она выбрала именно "кураивский вариант", потому что здесь - берег ее любви, "золотая Бенгалия чувствительной песенной души". В Кураивке, в своих земляках юная поэтесса открывает "духовные острова" родного народа.

В "Береге любви" вместе с тем клеймится человеческий эгоизм, вакуум души, способный в основном разрушительных действий. Речь идет о трагедии Виктора Веремеенко, который своим цинизмом, пустотой души убивает своего отца и сам вступает в конфликт с жизнью, которая заканчивается печальным исходом. Произведения Олеся Гончара при их неизменной национальной укорененности - все наследие мастера освящено именем Украины, - имеют в то же время вполне естественную "привязку" до мировых, планетарных масштабов, к общечеловеческим проблемам. Особенно это касается такого, бесспорно, вершинного, этапного произведения, как роман "Твоя заря", поражающего читателя пространственной и временной всеохватываемостью, характерами людей сильных и чистых, мыслями неутоленными, неповторимыми чувствами, словом микронно-точным, поэтичным.

"Твоя заря - твоя судьба" (из народных уст)" - взят эпиграф к роману, и не одна судьба, одна заря человеческой жизни рассеяна в нем, вместе определяя созвездие высокой народной судьбы в небе нашего бурного столетия.

Главный герой произведения, в прошлом отважный летчик, а ныне опытный дипломат Кирилл Заболотный, так же, как и Андрон Ягнич, прожил "последовательное и мужественную жизнь". Пора уже на отдых, но судьба заносит на противоположную сторону планеты - в то время, когда над миром зависает, как фатум: быть или не быть. То же самое в уста Заболотного вложены слова болезненного раздумья: как поведут себя земляне грядущих времен, сумеют преодолеть айсберги честолюбия, взаимных ссор отчуждения, различных подозрений, что целыми горами понаростали за годы всепланетных похолоданий". Этим же тревожатся друг Заболотного - ученый эколог, дочь коллеги-дипломата юная Лида Дударевич. Эта тревога передается и читателям, о чем так хорошо сказала американская учительница Марселла в отзыве на роман: "Затронутые в нем проблемы имеют решающее значение для современного мира... Мне лично нравится ее (книги) правдивость и отсутствие цинизма и пессимизма. Мир требует как можно больше Заболотных..."

Сила и полнокровность характеров раскрывается в романе не столько в формах борьбы за какие-то конкретные интересы (сюжет неперегружен дипломатическими акциями), сколько в форме размышлений, осмысления тех проблем, которыми живет мир, и того неизмеримой вселенной, которым является сам человек. Здесь уместно будет привести мнение человека, которая отчасти стала прототипом главного героя. Сравнивая "Твою зарю" с другими политическими романами на эту же тему, мой собеседник в московском отеле отметил: "То - романы про дипломатию, а это - про дипломатов". Существенное и весьма справедливое замечание. Действительно, это произведение чрезвычайно богат на свет, который излучает человеческое сердце, - вспомним, об этом говорилось в "Знаменосцах", этим отличается вся дальнейшая творчество писателя, слово которого, по выражению м. Бажана, "напоенный светом".

В романе "Твоя заря" сильно ощутимый зов родной земли, власть наших корней и истоков. Там, на противоположной стороне земного шара, где неистовствует высотная дорога - хай-вей и целая связка извилистых дорог с фантомами небоскребов на горизонте, где земля задыхается от смога и кислородного голодания - вдруг угледели наши герои кустик травы, знакомой с малолетства. "Наклонившись, мы вдвоем, словно какую-то редкость природы, рассматриваем эту скромную, в мазуте закучерявлену травку, потому как встреча: настоящий спорыш-кудрявчик стелется у нас возле ног, - пробился, пророс сквозь всю планету!.. Топтанная, перетоптанная, незавидная какая-то травка, а вдруг воскрешает для нас целый мир, множество картин и лиц просматривают с нашей стернистой степи".

И перед читателем тоже оживает целый ряд неповторимых характеров незникної тернівщанської дали: садовник и пчеловод Роман Винник - Роман Степной, что пчелы его не кусают, народные учителя Андрей Галактионович и Николай Васильевич, и "крикливый и заплатаный селькор Мина Омелькович, и, конечно же, степная красавица Надька Виковна, с которой "художник утренней зари" (образ оригинальный и волнующий) написал заветную картину, где возвеличил Мадонну, что через через крутые и завихренные десятилетия вынырнет "из голубизны... степных лет, смуглолицая, высокая, с ребенком на руках... возле своего колодца с журавлем"... И хотя в романе не сказано, какую именно славянскую Мадонну едут смотреть Заболотный с другом детства и Лидой дударевич, мы, так же, как и ученый-эколог, от имени которого ведется рассказ, ту невиданную Мадонну представляем таки в образе Романовой дочери-красавицы.

Воспетая в "Знаменосцах" красота верности в "Твоей звезды" достигает почти легендарного выражения. Любовь Софии-сан, которую она проносит, как святыню, через всю свою жизнь, - это действительно похоже на легенду, на прекрасную песню, которая зазвучала, как дар судьбы, и не угаснет, пока светит солнце солнца-мира, наперекор самой безвестности, так нагло и жестоко отобрала любимого, образ которого неутешная вдова улавливает порой в облаках облаках, "веселый, улыбающийся, с высоты небес как будто что-то говорит ей, но по ветру - ничего не слышно...".

Такое нельзя читать без содрогания сердца, это говорит сама любовь, ее непреодолимая сила.

К тернівщанських горизонтов возвращается О.Гончар и в опубликованной погодя повести "Далекие костры", о которой уже упоминалось. Образы районных газетчиков, среди которых встречаем и юного Кирика Заболотного, изображены в ней с завидной пластикой, хмель жизни передан без единой психологической заданности. Признаки эпохи, в которую им выпало жить и творить, предстают сквозь призму тогдашнего понимания и восприятия атмосферы подозрительности и размолвки. "Далекие костры" отличаются неожиданными сюжетными переплетениями, стилистическим совершенством, многие эпизоды воспринимаются как поэзия на уровне вечных партитур".

Теме созидателей и разрушителей посвящен рассказ О.Гончара "Черный яр", написанное за год до чернобыльской катастрофы и в котором предусмотрено будто "звезду Полынь", которую навлекли такие архиактивные "деятели", как Петр Гайдамака - духовный родич Володьки Лободы.

Эпоха, в которую живем, крупным планом идет в повести "Воспоминание об океане", где силой интеллекта современного человека все планетные проблемы освещены, как наши собственные. Правда на океанском лайнере из восточного полушария в западное, где за пассажиров - "целый плавучий разноязыкий Вавилон, с множеством человеческих судеб, затаенных в себе", меньше всего смахивает на этакую туристскую поездку. Ветры эпохи, которую не выбирают, кажется, само дыхание вечности овевает гигантский корабль, на котором плывут парализованный миллионер-физик, причастен к изобретению ядерного пугала, и прежний любимец батьки Махно, что в плену одиночества кормит сейчас хлебными крошками чаек. Оба подходят под определение "гримаса истории", оба послужили силам темным и злым, и у обоих возникает в конце потребность спросить себя: "Что же на финише?". И опять, в который раз, писатель обращается к светоносного образа степного профессора Дмитрия Яворницкого, неусыпного хранителя духовных ценностей, человека чистой жизни.

Четко очерченные в своих далеко не однородных устремлениях наши соотечественники, которые едут далеко в загранкомандировку и по каким - разве не знакомая ситуация?! - надо "глаз да глаз". Как одухотворенный предстает в повести сам океан, его загадочный нрав. "Странное какое-то чувство возникает перед этой беспредельностью пульсирующей материи", - говорит белорусский поэт, что не одному ему на океан "хочется смотреть и смотреть". Не так ли чувствует себя человек и перед целым миром, перед безграничностью самой жизни, вровень сурового и загадочного.

Публицистика О.Гончара, довольно значительная по объему, заслуживает отдельного разговора. Его выступления на общественных форумах, в прессе, статьи, очерки, предисловия, эссе отмечаются как глубиной мысли, точностью высказывания, характеристик, так и не педалированной, чисто Гончаровской страстью, неповторимым образным строем. Его предисловие к "Кобзарю" - "Вечное слово" - одна из самых выдающихся в этом жанре за всю историю шевченковедения. А с каким глубоким проникновением в творческие манеры, с уважением и любовью написаны статьи о и. Котляревского, п. мирного, в. Стефаника, Остапа Вишню, в. Сосюра, в. Симоненко, В.Земляка... Широко известные "Писательские размышления" (Как писались "Знаменосцы"). Ряд статей посвящен мастерам смежных искусств - выдающемуся певцу И.козловскому, народной художнице Катерине Билокур. Проникновенное слово в вечность выдающемуся скульптору Галине Кальченко.

Незабываемые публичные выступления О.Гончара - то на форуме мира в Париже, на писательских собраниях, на первых съездах Общества украинского языка им. Т.шевченко, Народного Руха Украины.
Статья о языке "Цвет слова народного" сочетает в себе размышления ученого и художника, одновременно это и пламенный призыв "постоянно заботиться о здоровье народного слова, побільшувати его влиятельность, заботиться о его соединительной силу, выразительность, чистоту". Все названные качества присущи языку самого Мастера, роль которого в современном языкотворческом процессе, в приобретении эстетического богатства украинского народа первостепенная. Надо надеяться, что когда-таки появится словарь Олеся Гончара, чтобы засвидетельствовать неоценимый вклад в развитие нашей культуры большого знатока, создателя и хранителя родного слова.

"Знаменосцем мужества и любви" назвал Олеся Гончара известный российский прозаик г. коновалов. Эти два могучие крыла ярко проявляются не только в творчестве писателя, но и в его неусыпной общественно-политической деятельности, где он последовательно и настойчиво отстаивал активную добродетель, выступал против сил разрушения и зла.

На посту народного депутата, руководителя Союза писателей Украины, председателя республиканского Комитета мира, академика Украинской Академии наук - везде он оставался верным своему народу, был и является несокрушимым борцом за его развитие и создателем этого развития, как то имеем и в деле национального возрождения, которому отдано столько сил, энергии ума и сердца.

Когда, в начале большого и славного творческого пути Олеся Гончара "остроглазый" Остап Вишня, в письме автора "Знаменосцев", не скрывая своего восхищения его талантом, писал: "Я хочу, чтобы вы знали, какая радость охватывает меня, когда мне пришлось жить в то время, как живет на свете Олесь Гончар". За десятилетия труда, борьбы, радостей и горечей повторим от души: это счастье, что нам выпало жить в одно время с Олесем Гончаром, непрестанно приобщаясь к созданной им энергии добра и красоты на святой земле наших отцов, предков и потомков - на Украине милой.

Братан М.И.