Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

БОРИС ГРИНЧЕНКО
Образ детства в творчестве Б.д.гринченко

Анастасия Юрьевна КРИКУН,

преподаватель кафедры методики и психологии

дошкольного и начального образования ИППО КГПУ ім.Б.Д.Грінченка.




Я неунывающий веселья пение

Обходил на своем веку,

Свою силу отдал без сожалений

Я на работе уважительной и тяжелую...

В глаза глянуть не стыдно людям,

Оглянувшись на долгий путь:

Я свой хлеб заработал себе сам,

С моего хлеба и люди живут.

Борис Гринченко.

В автобиографии Бориса Дмитриевича Гринченко ( 9.12.1983-6.05.1910) есть строки о детстве, которые проливают свет на всю его судьбу: «Писать я начал очень рано - еще шестилітнім мальчишкой, но по-московскому, потому что украинский язык из нашей семьи были изгнаны яко мужицкую... Но однажды (был тогда в третьем классе), услышал, как одна дама похвалила при мне украинский язык Т.шевченко. Стал писать по-украински, а дома нашел «Кобзаря» у отца в сундуке, и впечатление от этой книги покрыло все впечатления, которые имел до сих пор от книг...».

Волшебный мир мечты - детство! Детство - пора, когда сбываются все желания, когда нет ничего невозможного. Пора радостного смеха, нежной маминой колыбельной, первых родительских наставлений, первой прочитанной книжки. Именно с детства в детской душе засеяно зерно любви к книге - на все лета. Шевченко, И. Котляревский, Г. Сковорода побудили Бориса Гринченко до написания первых собственных произведений. Он писал для детей и о детях. Известны его сказки «Два мороза», «Маруся и князенко», «Снегурочка», «Сиротка» и другие. В своих сказках писатель учил чтить добро, презирать зло, сочувствовать тем, кто хлебнул. Писатель стремился, чтобы украинские дети знали не только о бытие своего края, но и о жизни и обычаях других народов мира, через то писал рассказы про разные страны.

Вместе с тем, Борис Гринченко долгое время работал учителем, «народным педагогом». Внимательно наблюдал за школьной жизнью своих учеников, поэтому у него накопилось много впечатлений, что дало возможность позже воплотить наблюдения в художественные произведения (их создано около пятидесяти). Тематический диапазон их достаточно широк: это рассказы о детях «Олеся» (1890), «Гриша» (1890), «Арбузы» (1891), «Украла» (1891), «Колокольчик» (1897); о тяжелом сиротство, скитания и одиночество, через которые в подростка появляется даже мысль о смерти, самоубийстве («Сама, совсем сама» (1885), «Ксеня» (1885), «Сестрица Галя» (1885).

Всю свою педагогическую жизнь Б.гринченко посвятил проблеме создания новой украинской школы, которая бы основывалась на гуманистических принципах и привела украинский народ к национальному возрождению. Например, в своем труде "Которой нам надо школы" педагог делает вывод о необходимости обучения детей на родном языке, потому что "дети, что учатся на своем родном языке, умнее, больше в их таланта, и душой они более проворные, чем те, кому задергивают голову чужим языком. С чужомовної науки ребенок очень часто становится какой-то неумелой, тяжелой на мнение".

Педагог настаивал на том, что новая школа должна предоставить образовании развивающий, виховуючий характер. Он не считал, что главной задачей школы является наполнение ученических голов определенной суммой знаний. Вся суть народной школы заключается, по мнению педагога, в том, чтобы воспитать ум ребенка, развить, укрепить его, сделать ребенка пригодной для дальнейшей деятельности.

Борис Гринченко стоял на той позиции, что все знания, которые ученик приобретает в школе, должны быть средством для развития умственной силы учеников, и все предметы учебного курса должны строго соответствовать этой цели.

Уже значительно позже оторванную от народных источников, в частности от родного языка, систему образования Б.гринченко уличил в рассказе "Звонок" (1897). По теме и характеру развертывания конфликта этому произведению нет аналогов в украинской литературе. В рассказе речь идет о семилетней Наталью, которую после смерти матери отдали в городской приют. Вскоре, вследствие зарегламентированности и постоянного подавления личности девочка теряет живую душу и превращается, по сути, на автомат - настолько была выбита из нее волю и способность мыслить. Характерно, что все это произошло без видимых криков и издевательств, - так безотказно срабатывает методическая, осуществляемая изо дня в день система нивелирования естественных, здоровых начал в ребенка. Все внимание сосредоточено на изображении нравственных, душевных страданий девочки. Ребенок оказался в непривычных для нее условиях, среди людей, которые не хотят и не могут понять ее души. Казалось бы, теперь Натали стало лучше: она накормлена и одета, спит в теплой постели, «начальница» ее не бьет и не ругает. И все же ребенку невероятно тяжело: ежедневное насмешки с "селючки", обзывание невыносимой прозвищем, отделение от других, отчужденность тяжелым гнетом придавили ее.

Символом всегдашнего напоминания о ненужности всех поэтических черт, дарованных человеку от рождения, стал в рассказе... звонок.

По шестнадцать раз звенит он в течение дня в соответствии с введенным в этом заведении режимом, и Натали уже казалось, что "она и не живет. Она слушается звонка", который вдруг начал представляться ей каким-то живым существом, что отнимает у нее свободу. Полного подчинения режима было достигнуто. Сквозной образ колокольчика, созданный писателем, удивительно зримо усиливает и довершает ощущение невыносимости казарменного режима. Звонок парализует волю ребенка, сковывает ее мнению. Все это поражает девочку настолько, что у нее появляется мысль о самоубийстве. Когда Наталья, которая постоянно находилась в каком-то сонном состоянии, спросила у "начальницы" , можно ли ей утопиться, отказ последней восприняла она вполне послушно: ее же только и обучено было - автоматически все выполнять, не протестовать.

Этот эпизод психологически острый, важный. Читателя наполняют слезы, сочувствие к бедной девочки и одновременно ненависть к «учителей», до тогдашнего режима жестокости . Этим рассказом автор еще раз подчеркивает и осуждает антипедагогічну деятельность "специалистов", которая, базируясь на определенном жестоком регламенте, угнетении, калечит человека, убивает в нем волю и способность мыслить.

Особенно удавались Гринченко произведения из жизни детей: "Олеся" (1890), "Украла" (1891), "Арбузы" (1891). Они отличаются авторским гуманизмом, глубиной проникновения в мир дитячоі психологіі. Хрестоматийным стал рассказ "Олеся", юная героіня которого не побоялась завести татарский отряд в трясину и потом заявить: "Я не поведу вас дальше, хоть бы вы и убили меня. Я вас, враги, завела в этот лес, и вы не выйдете отсюда". Героічний поступок Олеси преподносит патриотическую идею преданности своему народу, подчеркивает, что «каждый должен защищать свой родной край,

не жалея жизни.


Б. Гринченко, как i I. Франко, В. Короленко, В. Стефаник, описывая жизнь и воспитание детей в тогдашних общественных условиях, реалистично и всесторонне воспроизводил с помощью введенных в текст диалогов и монологов психологию своих маленьких героям, способ их мышления. Монологи помогают раскрыть душевное состояние героя, глубже передать его чувства. Например, внутренний монолог Марины из рассказа "Сама, совсем сама": "А жить как? Которые заработанные деньги? Были - все уже потрачено. Остался только пятак на півхліба. Она тем жила два дня. Теперь надо искать работы. Где? Она уже знала, что и хозяйка, в которой она жила, уже другую вместо него взяла. Пойти попроситься, может бы приняла вновь... А как нет? Что тогда?" В рассказе говорится о тяжелой судьбе девушки Марины, в которой умерла мать, И теперь эта смерть! Не ожидала этого девушка, не могла и думать, что так произошло. И она не верила... и целуя похолодевшие мамины руки, она говорила:

- Мама, голубушка! Что вам? Плохо?»

Девочка потеряла работу, которая позволяла ей хоть как-то существовать (ибо некоторое время ухаживала за больной матерью). Художник с большим тактом рассказывает о попытке Марины найти работу, о бытовые трудности и, в конце концов, о ii самоубийство.

Чувство полнокровного художественного бытия в детских рассказах Б.гринченко достигается не только отражением многогранности жизни, но и разнообразием форм и интонаций: от тонкого лиризма до настоящего драматизма. Вот как с помощью диалога передается внутреннее состояние девочки Ксени из одноименного рассказа.


"Я поцеловал ii прямо в глаза и увидел, что она плачет.

Ксеня, голубка, чего ты?
Ох, Василий, так чего-то тяжело... Дома бьют и ругают... Он поіхали
и хлеба не бросили...
Как то? Ты ничего еще не ила с утра?
Ничего.
-Почему же ты мне не сказала?
Так... зачем. Я и без хлеба перебуду.
Но я уже не слушал и бежал домой. За несколько минут я вернулся со всякой пищей".

Или (из рассказа "Сестрица Галя"): "Этот случай разогнал Ивану мріі. Он подошел к плачущих детей.
- Не плачьте, дети, хватит! Проговорил он, нежа их.

- Я маму хочу! - невгавав малый Василько.

- Маму!- хлипала, тручи руками глаза, Одарка.

- Мамы нет, детка...- тихо, еле проговорил отец. Мамы нет: она... ушла...".

В первом случае писатель акцентирует внимание читателей на тяжелом жизни Ксени, потому что мачеха постоянно издевалась над неи. Автор раскрыл богатый внутренний мир девочки, ii уязвимость. Во втором - воссоздан трагическую ситуацию: умирает мать, оставив мужа с тремя маленькими детьми. В своих произведениях Б. Гринченко настолько вживается в мир ребенка, что иногда как будто смотрит на окружающую действительность ii очима.А некоторые фигуры взрослых становятся второстепенными. Например, учитель, батюшка, отец, мать и отец Гриши (рассказ "Экзамен",. "Звонок", "Гриша") не являются объектами наблюдения писателя, они играют лишь вспомогательную роль.

Глубиной проникновения во внутренний мир ребенка обозначенное рассказ "Украла" (1891), в котором говорится о всегда голодную школьницу, что взяла без разрешения кусок хлеба в подруги. Воспитательная направленность произведения очевидна: автор прививает юному читателю чувство сопереживания, осуждает бездумность и бездушие.

Факты жизни Бы. Гринченко в детстве и юности способствуют более глубокому проникновению в реальную жизненную подоплеку его рассказов, именно детские и юношеские впечатления отразились во многих произведениях писателя вообще и детских рассказах в частности. Григор Тютюнник отмечал: «Каждый писатель выбирает тему ближайшую, самую родную его жизненному опыту и - непременно - своему идеалу человека в том времени, в котором он живет. Самой дорогой темой, а следовательно и идеалом всегда были и останутся доброта, самоотверженность и милосердие человеческой души в самых разных проявлениях». Это утверждение можно отнести и к Борису Гринченко. Но имеющийся в рассказах значительный автобиографический элемент все же не дает нам права ставить знак равенства между автором и рассказчиком.

Вопросы, поднятые автором в произведениях, остаются актуальными и на сегодня. Особенно обидно, что в нашей стране ежегодно увеличивается количество детей-сирот, детей, которые находятся на грани выживания. Стоит помнить, что каждый ребенок должен быть счастливым и имеет на это право! А мы, взрослые, должны создать соответствующие условия, сделать так, чтобы вместо слез раздавался смех, а чистые детские сердца были наполнены любовью.

Использована литература:

1. Пильгук I. Классическое наследие Бориса Гринченко: Предисловие // Гринченко Б. Произведения: В 2 т. - К.: Изд-во Ак. наук СССР, 1963. - Т. 1. - С. V-XLIV.

2. Яременко В.В. Борис Гринченко (К 100-летию со дня рождения) // Україн. язык и литература в школе. - 1963. - № 10. - С. 16-25.

3. Денисюк И.А. Развитие украинской малой прозы XIX - нач. ХХ ст. - К.: Высшая школа, 1981. - 215 с.

4. Хропко П. Проза Бориса Гринченко: Предисловие // Гринченко Б. Избранные произведения. - К.: Днепр, 1987. - С. 5-17.

5. Погребной А.Г. Борис Гринченко. Очерк жизни и творчества. - К.: Днепр, 1988. - 268 с.

6. Гаевская Л.А. Б. гринченко i художественная эволюция украинской прозы // Советское литературоведение. - 1989. - № 1. - С. 50-61.

7. Ткачук М. Украинская поэзия последней трети XIX века: основные тенденции развития и эстетическая стратегия: Учеб. пособие. - Тернополь: ТДПУ, 1998.- 80 с.

8. Фролова К.П. Анализ художественного произведения. Некоторые методы изучения текста художественного произведения. - К.: Радян. школа, 1975. - 176 с.

9. Гринченко Б.Д. Произведения: В 2 т. - К.: Изд-во Ак. наук СССР, 1963. - Т. 1. - 603 с.