Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Иван Чендей

(1922-2005)
Идет второй год, как нет с нами писателя Ивана Чендея, и это слишком малое время, чтобы оценивать его творческую личность с исторической, и думаю, время не внесет существенных корректив в тот устоявшийся образ художника, сложившийся у читателя еще при его жизни. Официальные нападки на талант Чендея, которые пришлось слышать людям старшего поколения, сегодня опалы, как лупина, оставив нам живую семя.
Иван Михайлович прожил большую жизнь, поэтому и потерпел всего, что и большинство наших земляков за это время на исторической дороге. Двадцатый век, что пришлось на долю писателя, было, пожалуй, самым жестоким из всех веков, пережитых человечеством. Две мировые войны породило это века, приучив людей к крови, а следовательно, к обесцениванию человеческой жизни.
Родился Иван Чендей 20 мая 1922 г. в с.Дубове на Тячевщине в многодетной крестьянской семье. То были послевоенные годы, и масариківська Чехословакия, в которую вошло на то время Закарпатье, бурно развивалось, приобретало славы острова благосостояния в Европе. Однако благосостояние так и не дошел до колониальной Верховины - здесь приходилось, как и сегодня, не жить, а выживать. Любитель науки Иван все-таки после сельской школы получает образование в русской гимназии в Хусте, где на то время известный ныне ученый-фольклорист Петр Васильевич Линтур сплотил вокруг себя талантливую литературную молодежь. Со стен Хустской гимназии вышел, в частности, талантливый поэт-антифашист Дмитрий Вакаров.
Начинал учиться будущий писатель в гимназии по демократической Чехословакии, и в 1939 г. гортіївська Венгрия оккупировала Закарпатье, и к материальной нужды добавились идеологические притеснения. И все же в 1941 г. гимназисты выдают литературный альманах «Будет день», где напечатано и литературные попытки Ивана Чендея. А в ноябре 1944 г. молодой литератор становится участником съезда народных комитетов, который провозгласил воссоединение Закарпатья с Советской Украиной.
Для социального роста биография Ивана Чендея была безупречная, поэтому он попадает на работу в главную газету края «Закарпатская правда». Одновременно учится на филологическом факультете Ужгородского государственного университета. И работа, и обучение укрепили его в освоении украинского литературного языка, и то настолько, что впоследствии самые авторитетные словари ілюструватимуть отрывки из его произведений как литературную норму.
Когда я учился в университете, Иван Михайлович был ответственным секретарем Закарпатской организации союза писателей Украины. Надо отметить, что всевозможным білялітературним проходимцам он останавливал дорогу в ряды писательского Союза. И под это не раз недоброжелатели подводили идейную платформу, обвиняя его в місництві.
Тем временем тогдашние произведения писателя вполне вписываются в постулаты социалистического реализма, которые так тяжело давались писателям старшего поколения.
Уже первая книга новелл «Чайки летят на Восток» стала явлением в новой закарпатской прозе. В рамках соцреализма поместились и произведения сборника «Ветер с горных лугов» (1958), повесть «Терен» (1958), -о прошлом Закарпатья можно было писать просто реалистично, а получалось соцреалїстично. То же касается сборника рассказов «Костры не гаснут» (1960). И власть требовала от писателей писать о современности. О человеке-творца будущего. Тут уже талант нередко спотыкался.
Чтобы не барахтаться в собственных сомнениях, Иван Чендей решает отправиться на высшие литературные курсы при Литературном Институте им.горького (1960-1962). Два года, проведенных в Москве, где литературная жизнь тогда проходила в полную силу, зарядили писателя новой энергией. Он берется за роман «Птицы покидают гнезда». Просили современной тематики ? - то имеете!
Роман тогда получил резкую оценку местных и не только местных ревнителей соцреализма с кандидатским миропониманием. Не до ума было тем выпивохам, что писатель опередил своим произведением будущий мощной литературный пласт в советской литературе, что оказалось впоследствии в творчестве Айтматова, Астафьева, Белова, Распутина, Шукшина и многих других писателей, которые с изъезженной трассы свернули на пішник и пробила бронированную современность болью извечного сына земли.
Правда, во всесоюзных и республиканских журналах отдали должное роману Г.Карабельников, М. Ильницкий, молодой тогда еще В.Фединишенець.
Не забудем, что Иван Чендей в свое время помог многим писателям старшего поколения вписаться изданиями произведений в новый литературный процесс, опекал немало фольклорных изданий. Однако несправедливо отнесся, например, к творчеству Юрия Станинця, священника: мол, пусть выбирает или духовный сан, или литература. Конечно, он бы не смог помочь, но все же, но все же...
А все же он впоследствии возразит себя тогдашнего повести «Иван», где коммунистическом активисту противостоит священник. Конфликт между ними типичный для советской литературы. Нетипичным, исключительным было то, что побеждает правда священника, а если глубже - духовное начало торжествует над вожделением и самоуверенностью временной власти.
Повесть вошла в сборник «Мартовский снег» (1968). Было еще на беду рассказ, в котором узнал себя в неприглядном виде один из областных партийных начальников.
Нашлись в компартии писатели под рукой, что осудили произведение, но партии было этого мало, то в родном поселке Дубовом организовали большое театральное действо, где упражнялись в словоблуді всякие подпевалы власти от имени народа. До сих пор вижу перед глазами замашну рубрику в «Закарпатской правде» «Почему возмутились дубівчани?»
Поскольку Иван Чендей не раскаялся в написанном, его исключают из компартии, что означало большие проблемы с печатанием произведений.
Заново повесть «Иван» увидела свет лишь в 1994 г. (книга «Калина под снегом»). Конечно, во времена горбачевской перестройки Ивану Чендею предложили восстановиться в компартии. И на это он не купился, был среди организаторов Общества украинского языка и Народного движения на Закарпатье.
Теперь выведено на свет Божий много имен, которые задолго до 1945 г. воссоединили духовно наш край с Украиной, однако именно Иван Чендей первый заговорил на всю Украину о Закарпатье так, что нас услышали. Этапным во всей нашей литературе стал роман «Птицы покидают гнезда», где писатель забил тревогу о духовное опустошение народа, что приводит к его вырождению. И это опустошение продолжается. Когда искать в нашей литературе параллель Ивану Чендею - то это прежде всего Олесь Гончар с его болезненным развитием от «Знаменосцев» (1946-1948) в «Собор» (1968).
В активе Ивана Чендея также повести «Житие Антона Кукурички» (1988), «Дальнее плавание» (1989). роман «Скрип колыбели» (1989). К 80-летию писателя вышел двухтомник его сочинений («Избранное», 2002). Лучшие его произведения переведены на русский язык. И сам он активно переводил с венгерского - рассказы Жигмонда Морица, повесть и роман Мора Иокаї. В соавторстве с выдающимся режиссером Сергеем Параджановым он создал сценарий к фильму «Тени забытых предков», который после произведений Александра Довженко стал новой визитной карточкой украинского кино в мире.
В Украине Иван Чендей получил высокие литературные награды-Национальной премии им.т.г.шевченко и премию Украинского фонда культуры им. В.К.Винниченка. Умер 29 ноября 2005 года.