Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЖИЗНЬ В МИРОВОЗЗРЕНИИ В. БАРВИНСКОГО

Бронислав Сохацкий

В центре внимания духовной культуры Украины XIX в. стояла проблема человека и его бытия. Убедительным подтверждением этого является содержание многочисленной публицистики, многих художественных и поэтических произведений выдающегося будителя сознания украинства Владимира Барвинского (1850-1883). Как личность широких научных интересов, глубокой и разносторонней эрудиции, социально и морально чувствителен к тогдашним реалиям общественной жизни Украины, он превыше всего ставил потребности, интересы народа, его права и свободу, мечты и надежды. Поэтому вполне закономерным является его активное осмысление проблемы человека. Ее понимание сложилось у Барвинского под влиянием объективных и субъективных условий. Речь идет о решающем влиянии на него его семьи, в частности, ее образ жизни, ритм, характер отношений между родителями и детьми, морально-психологическая атмосфера семьи. Домашнюю среду для восьми детей было искренним, теплым, гуманным. Оно базировалось на животворных принципах христианской морали - в соблюдении Заповедей Божьих, на любви и взаимоуважении. Религиозная семья была для детей школой жизни. Именно она заложила в них такие определяющие, сущностные черты, как милосердие, доброта, честность, уважение, искренность.

Кроме человекотворческой христианской морали, идейную опору юноша Владимир нашел в творчестве и жизни нашего духовного пророка - Шевченко (1814-1861), "Кобзарь" которого существенно повлиял и на выбор жизненной позиции. В этом контексте необходимо сказать: он был хорошо знаком не только с богатой украинской, но и европейской философской и художественной людинознавчою литературой. Такое сочетание разных духовных источников и общественно объективных факторов и определили содержание и объем толкования уже упомянутой проблемы.

Как сторонник дарвинизма Барвинский склонялся к мысли, что человек как природное, биологическое существо является следствием длительного эволюционного развития. Но суть ее нельзя ограничивать лишь природными данными. Характерно, что Барвинский не игнорировал и немалую роль психики - эмоций в частности. Они выражают внутреннее состояние человека и в определенной степени предопределяют характер отношений между людьми.

Своим существованием и развитием человечество обязано физической и умственной работе. "В жизни честного и умного надо труда", - неоднократно подчеркивал Барвинский в своих экономических и юридических статьях. Даже простейшие виды трудового процесса требуют от его непосредственных участников применения соответствующих орудий труда. Чтобы работать, человеку надо иметь чем работать и на чем работать. Далее в нем говорится о такие относительно несложные виды деятельности, ее операции, которые осуществляют, например, столяр, портной или земледелец: "Все они рабочие, а их работа требует не только здоровых рук, но и много орудій к той труда" [13]. Немного есть таких видов физического труда, "такой работы, чтобы ее можно прикончить (выполнить - Б.С.) голыми руками" [13]. А более сложные трудовые процессы в соответствии требовали от человечества, чтобы оно постоянно развивало и усовершенствовало орудия производства и предметы труда. Собственно, с их помощью человечество на протяжении тысяч лет создавало и развивало материальные и духовные условия своего бытия. Эти мысли Барвинского органически связаны с рядом других интересных суждений о сути человеческой жизни, его ценность, смысл, цель, длительность, бессмертие и тому подобное.

Согласно с мнением публициста, жизнь - это процесс, в котором человечество благодаря различным видам и формам деятельности создавало себе еду, одежду, жилье, создавало искусство и т.д. Жизнь была, есть и всегда будет самой большой ценностью, которую когда-то знала и еще будет знать цивилизация. "Жизнь - подчеркивал он, - то большая штука"[16, с.37]. Оно имеет двойной смысл: с одной стороны, оно заключается в создании условий для существования людей, а с другой - в превращении последних (условий) в предметы и средства поддержания и воспроизводства жизни посредством использования их. В связи с этим Барвинский отмечал: "Целое веку мужчины - это одна работа и наука, которые были и являются возможными лишь при обстоятельствах совместного и упорядоченного в определенные сообщества людей". Иллюстрацией этого для просветителя служили истории развития древних цивилизаций: "Было так испокон веков, от начатку свита, что люди жили вместе. Потому что мужчина не древесина, не зверь, чтобы сам жил на свете. В семье, в общине, в народе - то жизнь мужа"[13]. Человеческая жизнь уже от своего возникновения и развития является общественным явлением. Отдельный индивид свои потребности может осуществлять с помощью других лиц. Причиной этого является также и то, что даже у способного человека не может быть всех физических и умственных сил для построения ее собственной жизни. Кстати, Барвинский в этом контексте писал, что люди от рождения по своим физиологически-природными характеристиками одинаковые: "Есть определенные границы между людьми, их сама природа кладет"[15, с.39]. По его мнению, природные данные человека могут ощутимо влиять на их жизнедеятельность.

Примечательно, что Барвинский делает логическое ударение на тенденцию, присущую нашему народу - ненастанну, мужественную борьбу за свое самосохранение. Она неоднократно спасала его от гибели в различных общественных и природных испытаниях - войнах, голоде, эпидемиях. По этому поводу публицист апеллирует к драматическим освободительной борьбы украинцев 1648-1654 годов под предводительством богдана хмельницкого (1595-1657). Они часто привлекают его внимание не самопроизвольно, спонтанно: он квалифицирует историю как такую науку, которая выступает настоящим "цензором жизни" народа, ведь без ее истинных знаний, учет ее богатого опыта, уроков "новая жизнь не может здорово закорінитись без здравого понимания минувшості, без познания собственных исторических похиб и блудів, без доброй воли, искреннего исправления прошедшего зла" [1, с.6]. Поэтому с большой любовью он относился к славных рыцарей Запорожской Сечи, которые питали беспредельную любовь к свободной жизни и справедливости.

Ценность бытия человека определяется тем, как она осмысливает и реализует свою жизненную цель. Ей Барвинский придавал серьезного внимания. Формирование ее, как он думал, обусловлено осознанием со стороны индивида своих целей, потребностей, интересов. Попутно скажем: уже в студенческие годы в планах, замыслах четко проявляется его альтруїстька жизненная позиция: "Я выбрал в жизни борбу и труд, а и дорога устлана скорее терниями, как цвітами" [1, с.58], - писал он в одной из своих повестей. Так и случилось - его жизнь стала борьбой за лучшую долю народа. Мощным побуждением жертвенной деятельности Барвинского как журналиста и общественного деятеля были не столько его собственные интересы, как экономические, политические, духовные потребности украинцев Галицкого края. "Я только желал бы, - подчеркивал Барвинский, - чтобы моя работа шла для блага людей, чтобы через меня становились люди счастливее, чтобы я, работая для других, сам мог быть счастливым их добром и счастьем" [1, с.58]. Его сознание, волю пленили благородные мысли, мечты - стать настоящим "мучеником" за "свободу, за добро ближним", неизменно стоять на страже справедливости - "правды убогих и угнетених". Свое жизненное кредо Барвинский отстаивал не только словом, теоретически, но и практически. Повседневная напряженная работа была самым главным принципом его жизни. Просвітнику хотелось своим словом учить галичан как именно жить, действовать по законам христианской морали, в которой больше всего весит любовь к ближнему и милосердие, с помощью образования, науки развеять тьму невежества, сковавший тогдашнего украинца, в первую очередь - крестьянина. Над этими задачами Барвинский работал непрестанно, искренне и убежденно: от 1869 года он напечатал в "Правде" более ста популярных экономических, юридических статей. А в газете "Дело" этот неутомимый труженик опубликовал около 230 статей на экономические, социальные темы. В то же время он написал несколько драматических повестей, десятки стихотворений. А выступая на многих сходах, призвал крестьян Галичины сопротивляться несправедливому вивласненню у них земельных наделов, ратовал за то, чтобы в селах были учреждены сберегательные кассы, общественные шпіхліри, которые приостановили бы экономическое разорение бедняков. Кроме того, Барвинский, выступая как кандидат в депутаты австро-венгерского парламента, объяснял землякам как надо и можно действенно использовать в своих интересах конституционные права.

Идеальными фигурами Барвинский называл личности с активной
жизненной позицией - Т. Шевченко, М. Шашкевича. В его представлении - это "великие борцы", "ратники за родной народ", "любви святой, с мощным непобежденным духом великаны, гордость нашего народа. "Вели (т.е. большие. - Б.С.) люди это лучший дар неба для нуждаючоїся человечности, это тот весенний дождь, что ожизнює духовную ниву целых веков и поколений", - подчеркивал Барвинский [3, с.57]. В то же время он резко осуждал интеллигентов-приспособленцев, людей с пугливым сердцем, принципом существования которых было трусливое лозунг: "моя хата с краю". О таких он писал в письме к Л. Гузара: "... Должен грустить, глядя на нашу спящую Страну... Нет у нас казачьего задора, нет силы сизым орлам подниматься из болотного жизни в мир наших идеалов" [12, с.87]. На патриотически настроенную интеллигенцию он возлагал немалые надежды, считая ее будителем масс. Обращаясь к интеллигентов, он так определял ее задачи: "Понять свойство народности, пійняти (постичь. - Б.С.) и удовлетворять потребности своего народа, его развития и продвижения, указывать дорогу соревнованием действительной жизни и хоронить их от схиблення и упадка" [17, с.36].

Своеобразным внутренним врагом жизни человека является "...чрезмерный скептицизм и особенно эгоизм. Эти пороки мешают ей творить добро и счастье. "Не может быть хорошим такая жизнь, где человек живет только для себя и для собственной выгоды, для непорухливого покоя. Кождый, - отмечает Барвинский, - должен вносить часть своей жизни в общее веку, часть своего добра в общее благо, часть своего труда - до всеобщего труда" [4, с.26]. Стремление к удовлетворению лишь собственных потребностей и пренебрежение интересами, целями других лиц не делает счастливой жизнь. Более того, такой тип лица равнодушен к жизни людей: "Но личність, развита до крайности, то главнее преграда к ассоциации и солидаризування, то источник, из которого течет эгоизм, индеферентизм, а для блага общественности, апатия к делам публичного" [5].

На жизнь человека влияют не только его индивидуальные черты, но и главным образом экономические, политические, бытовые условия. Худшей жизненной ситуацией, в которой, к примеру, оказывался крестьянин, является отсутствие у него средства к труду и существование земли как основной фундамент его бытия: "Земля, - подчеркивал Барвинский, - успокаивает наши найконечніші потребности, ибо она дает нам чем жить, кормит нас хлебом, поит водой..." [13]. Она, как он далее рассуждает, есть для каждого земледельца предметом деятельности, месту бытия. "Первая и самая главная основание человеческого труда - то земля. На земле человек родится, как только дойдет до ума, видит перед собой широкий мир, просторную землю, где ему надо жить, трудом жизни добывать" [13]. Барвинский детально проанализировал количество пахотной земли в галицких крестьян, у которых в среднем на одно хозяйство приходилось 4-6 моргов поля; ежегодно увеличивалась их задолженность, в результате которой земли продавали за неуплаченные долги с публичных торгов. Неурожай, беспросветные нищета, голод, холод, болезни, рутинные, примитивные орудия труда, неумение эффективно хозяйствовать нередко убивали в земледельца чувство достоинства человека-земледельца. Беспощадно разрушали его жизнь ощутимые остатки на селе феодализма, свойственные для всей Украины: "Долгие годы панщизняної опеки, - с горечью замечал Барвинский, - убили в нем (крестьянину. - Б.С.) чувство самостоятельного хозяина и охоту хозяйничать" [12]. Эти факторы повлекли за собой массовую эмиграцию крестьян за пределы Галичины в поисках лучших условий жизни и труда: с 1880 по 1910 годы эмигрировало около четырехсот тысяч человек; только к одной Америки - более ста тысяч. Среди всех европейских народов второй половины XIX в. наиболее убогими, по признанию самого Барвинского, были именно галицкие русины - крестьянство, ремесленники и т.д.

Экономическая бедность, в свою же очередь, породила их политическое бесправие и духовную нищету, социальное неравенство. "Беда на свете бедному мужу! Нет ему ни правды, ни справедливости! Видимо спрятана правда (права. - Б.С.) для господ только и для богатых людей!" [13]. Как юрист Барвинский глубоко видел нарушения баланса между избирательными возможностями бедных и богатых украинцев, поляков, немцев и венгров в Австрийской империи. Куріальна система выборов ограничивала круг избирателей-украинцев: они, составляя 13% населения, посылали в 1879 году только трех депутатов в парламент, а через 18 лет - 11 425 депутатов. Вот почему Барвинский не считал австрийскую конституцию 1867 года надежным гарантом демократии, называя ее "скостенілою", такой, что не является жизнедеятельной для украинского населения. Она не соответствует свободе человека, потому что является декларативным основным законом австрийского государства. Поэтому русинам, по его убеждению, не стоит ее защищать от критики, как это делают немцы, поляки - ее господствующие нации. Барвинский проводит четкую параллель между формальными и практическими возможностями упомянутого государственного документа: "Мало одной голой свободы, чтобы наше крестьянство здвиглося к развитию и прогрессу" [12] - для ее осуществления необходимы одинаковые материальные гарантии для всех, как бедных, так и богатых, зажиточных избирателей. Без них (гарантий) большинство галичан отчуждался от политической жизни края.

Действенность жизнь зависит не только от этих факторов, но и от уровня образованности общества. Чтобы постичь сущность жизни согласно своих возможностей, способностей, человеку необходимы определенные знания о себе и окружающей среде, в котором она существует. Образование, по Барвинским, является необходимой основой целенаправленного жизни. Он как рационалист часто говорил, что именно в "науке мужа сила". Только с ее помощью человек может достичь своей жизненной цели. "Раозбравшись по мире, - отмечал просветитель, - видим, что только наукой и трудом становятся люди в задуманной цели" [6, с.87]. С помощью знаний можно до известной степени предвидеть, осмыслить опыт предыдущих поколений и разумно использовать его впоследствии в своей жизни. Источники этого опыта - такие области знаний, как история, литература, философия, эстетика, биология, статистика, этнография, а также национальные обычаи, традиции, обряды, пословицы, сказки, пересуды. Научно проработаны учеными материалы, как утверждал Барвинский, могут "всего привести разъяснения к жизни и быта нашего народа в прастарій эпохе, а также и в более поздних сутках" [15, с.260].

Отдавая предпочтение академической, доказательной науке, он все же не умалял в бытии человека и значение ее эмоций: "Чутье мужа, - подчеркивал Барвинский, - иногда является не менее важным чувством в жизненных вопросах, чем сам ум. Влиять на чутье, его образувати и в свойственные функции вводить - это дело не много менее важна от образованє ума" [13, с.133].

Большое значение на формирование, течение чувств индивида, кроме природы, имеет музыка, живопись, а особенно - литература: "Она (литература. - Б.С.) будит сразу к несправедливости, подлости и нечестности, любовь к правде, свободе и т.д." [13, с.133]. Барвинский высоко ценил эстетику. Он никак не соглашался с теми западными и доморощенными "теоретиками", которые заявляли, что, мол, законы этой науки является "старым мусором", что уже доживает свой век. Таким безосновательным россказням разных невежд Барвинский противопоставил свое подлинно научное понимание роли эстетики в жизни человека: "... У нас единый эстетический кодекс - это жизнь. Что оно свяжет, то и будет связано, а что решит, то и будет решен" [13, с.134]. И дальше Барвинский так резюмирует эту мысль: "Итак, только жизнь в своей наготе сей св. Петр реалистов. Оно (жизнь. - Б.С.) перенесенное на бумагу должна формировать людей готовых служить всей силой для поддержания добрых а осуждение злых сторон жизни" [13, с.134].

Полноценность жизни в значительной степени зависит и от воспитания человека. В него Барвинский включает такие базовые составляющие: образованность, альтруизм, любовь к труду, патриотизм, чувство долга и ответственности за свои поступки перед людьми, честность, правдивость, скромность, чувство собственного достоинства, твердость воли и стойкость, настойчивость в достижении жизненной цели, соревнования к свободе. Привитие людям, в первую очередь - молодежи этих черт и принципов является жизненной необходимостью, большим долгом: "...Нет большего добра над хорошее воспитание, опять нет большего несчастья, как дети не воспитаны" [18], - подчеркивал он. Воспитанность детей - это те важные духовные достояния, которые преимущественно формируются в семье. Морально доброжелательная атмосфера этого центра должна базироваться на любви, глубоком уважении друг к другу, соблюдении людинотворчих Заповедей Божьих - необходимых составляющих счастливой жизни, прочности, надежности семьи. Именно эти добродетели и являются решающими для выполнения ею ее роли в жизни каждого человека [14, с.391-396].

Характерным в этом контексте является такой факт: Барвинский осуждал тех мужчин, которые превращали жизнь своих женщин в ад, вследствие чего те кончали жизнь самоубийством. Экономическая нищета, нередко насильное замужество девушки с нелюбимым дополнялись еще невежеством, затурканістю, в плену которых ниділа, прозябала большинство населения Украины. Барвинский пришел к выводу: семья может выполнять свои функции, прежде всего - продолжение человеческого рода, воспитание детей, ведение домашнего хозяйства при условии животворной христианской морали в сочетании со светскими факторами - должным экономическим благосостоянием, демократическими правами.

Семейно-бытовые отношения, поведение родителей влияют на детей, готовят их к самостоятельной жизни: "Они (дети. - Б.С.) воспитываются по примеру родственников. Отцовский и материнский пример - то закон для детей" [13], - подчеркивал Барвинский. Получив от них великий дар Божий - жизнь, каждый человек обязан его достойно чтить, хорошо помня о неминуемой ответственности перед Творцом. Поэтому Барвинский резко осуждает ту сельскую и городскую молодежь, которая вела аморальный образ жизни - безобразничал, играла в карты, пьянствовала, розтринькувала родительские деньги, "как с ветром солому", а тем самым деморализовала себя и других людей.

Устои жизни семьи разрушались не только экономической бедностью, но и пьянством, в котором социально наблюдательный и прозорливый Барвинский увидел коварного врага. Он одним из первых украинских интеллигентов выступил на страницах "Дела" и на многотысячном глаза 1881 года против массового открытия в Галичине трактиров, магазинов со спиртными напитками и т.п. Последние действительно очень быстро стали причиной не только морального разврата, ссор, драк, уничтожение здоровья, но и экономического разорения тысяч крестьянских хозяйств, что, известная вещь, ощутимо ухудшило материальное и духовное жизни галичан. А это, как следствие, привело к уменьшению рождаемости. Барвинский апеллирует к результатам переписи в Австро-Венгрии 1880 года, согласно которым за последнее десятилетие количество поляков, евреев росла быстрее, чем количество русинов [14].

Как оптимист просветитель верил в перспективу нашего народа, который в будущем неизбежно изменит свою жизнь и положит в его основание эффективное хозяйствования, конституционное равноправие, высокое духовное совершенство. Он не соглашался с теми "интеллигентами", которые заявляли, что, мол, крестьянин вообще не способен жить по-новому, изменить быт, обогащать свой духовный мир. Земледелец сможет на своем поле "дороблятись наибольшего добра при наименьших расходах иметь максимальные приходы (прибыли. - Б.С.)" [7]. Путь к его состоятельного экономической жизни в Барвинского пролегает не через громадівську форму собственности на землю, с которой выступал социалист С. Подолинский. "Такое равенство в общности добр, - подчеркивал неоднократно Барвинский, - не была бы правдивой равенством, но только наградой (премией) для ленивых, менее трудолюбивых, менее старательных и т.д." [8, с.151]. Интеллигенции он советует развенчивать такого типа антинародные выдумки: будто-то "хлоп" никогда в своей жизни не сможет обойтись без пьянства и сколько его не воспитывай, "смаруй медом", а он все же навсегда останется затурканим и аморальным.

Духовная элита, "светочи" Галичины должны будить у нашего народа "чувство и понимание своего существования, своих прав к жизни", служить его всестороннему развитию, а не "коптіти тьмой". Среди галицких просветителей Барвінському очень импонировала такая незаурядная личность, как Г. Шашкевич. О его мужественные, благородные черты, деятельность он с восторгом говорил: "Присмотревшись к самому почвы народной жизни замечаем, что у нас есть действительно немало мужей чистого сердца, горячего патриотизма, неутомимой и неиссякаемой труда, большого закалки воли, как будто те мітичні великаны сражаются с вражескими супротивностями" [14, с.57]. Жизнь и подвижнический труд на благо, счастье украинства Шевченко и Чайковского были для самого Барвинского и его современников идеалом для подражания.

Пытаясь осмыслить человеческую жизнь, он приходит к такому выводу: оно - кратковременное, но это не должно пугать сознательных людей или отвлекать их от добрых дел для своего народа. Смысл их существования связан с вопросом о само содержание, насыщенность времени деятельностью, отведенного Богом и судьбой человеку. Даже короткая его продолжительность может быть полезной для нее и граждан. Земная жизнь является слишком скоротечным, поэтому его носителям надо спешить, чтобы успеть реализовать свои замыслы, желания. Об этом Барвинский писал брату Александру: "Десять рук, десять голов не помешало бы. Обростаю бумагой, пересякаю атраментом, - второй месяц не был на проходе! А выполняю едва десятую часть того, что бим хотел поступить!" Такой была его ежедневная кропотливая работа как журналиста и активного общественного деятеля.

Над отдельным индивидом тяготеет вечный закон - закон смерти, которая является естественным завершением его жизненного пути. Она венчает жизнь конкретного человека: "Все кончается смертью, бесповоротно оставляет человек сей мир, с ним умирают его мысли, его мысли, его воля. И уже из под гробовой доски, - рассуждает далее Барвинский, - из под сырой землицы не отзовется голос покойника ни кровных, ни к родственникам, детям, ни к великой общины" [19]. Поскольку смерть для человека неизбежна, то, безусловно, лучше смерть в конце счастливой жизни, чем смерть после жизни несчастной. Этому вопросу гуманист специально посвятил несколько своих сентиментальных повестей: "Скошенный цвет", "Сонные наваждения молодого питомця" и др., в которых настойчиво призывает интеллигенцию не быть равнодушной к этой важной проблемы. Более того, он заставляет задуматься над причинами такого трагического явления, как самоубийство. Последний наш народ всегда осуждал [9, с.120]. Так, главная героиня "Скошенного цвета", оставшись одинокой в своем злополучном жизни с уродливым мужским миром, где царит жестокость, ненависть, возведение любви, любовь только к сексуальным отношениям, позорное унижение достоинства женщины, теряет смысл жизни. Маланя мечтала до замужества о мир прекрасных отношений, духовную близость с любимым, но терпит в своей жизни убийственного морального краха, становится жертвой эгоистичного чувства беспутного изверга, мужа-тирана. С невыразимой тоской, болью она говорит: "Чем же я Бога прогневала, чем я прогрішила, что меня отдали в такую тяжкую неволю, на растерзание сэму нелюбви... Завянет моя жизнь будто цвет притоптаний лихими людьми [11, с.20]." Она накладывает на себя руки и преждевременно гибнет. Этим поступком Барвинский убедительно показал: человек предпочитает не как-нибудь существовать, прозябать, а испытывать радость, удовольствие, наслаждение от своей личной жизни. И когда женщина уже идет на такую крайность, как суицид - это означает, что она желает преждевременно умереть за то, что не сама жизнь, а его условия становятся для него настолько невыносимыми, что и убивают всякое желание жить.

Признавая физическую смерть как естественный факт, Барвинский не отвергает и бессмертия человека - живой памяти о ней, уречевлену в последствиях ее деятельности. После смерти, как отмечал он, "человек оставляет после себя целый свой труд. Потому что через всю жизнь вплоть до гробовой доски трудится человек, работает, собирает, складывает, копит добро и доделывается имения" [2]. Человек достигает незабвение о себе именно благодаря своей добросовестной, честной работы для людей.

Ничего в мире не существует постоянно. Природа меняется, старое в ней отмирает и рождается новое. "Неизменное правило природы раз в раз поднимает новые силы к жизни, а с немилосердной последовательностью торощить всякую гниль, всякую безжизнену помеху жизни, все спорохнявілі последыши (последствия. - Б.С.) перестарілості" [10, с.953]. Таким же способом осуществляется замена старого на новое не только в природе, но и в обществе, которое непременно движется, прогрессирует в направлении реализации своих таких жизненных идеалов, как "равенство, полное общественное веку, собность жить свободно, на свободе". Изменение образа жизни Барвинский не связывает с насильственными общественными переворотами. Как последовательный народовець, он считает вредным для украинцев пропаганду среди них западного социализма и коммунизма. Он надеялся, что в будущем жизнь в Украине будет докоріннно изменено мирным путем, а не кровавой революцией вроде Парижской коммуны. Вместо громадовского социализма Барвинский советовал своим идейным единомышленникам "взяться за реальную работу человеческой жизни, а не манить себя пустоцвітами, которые могут нас оторвать от реальной труда и свести на пути безплодних грез, а не в силе хоть немного улучшить нашей судьбы" [8, с.153]. Реальной жизненной программой для Украины он называет следующие меры: политическая самостоятельность, демократический строй, равноправие, подъем экономического благосостояния за счет развития промышленности, ремесла, торговли, свободного всестороннего духовного прогресса всего ее населения. Именно такой идеал, как надеялся Барвинский, станет непреложным основанием будущей жизни украинского народа. Он искренне верил в его светлую перспективу. Благодаря своему трудолюбию, уму он изменит свою жизнь, свою духовность. В воображении Барвинского будущее украинское село будет иметь такой вид: широкие зеленые поля, покрытые буйными посевами, веселые села с белыми, как снег, домиками, дворами, зелеными садами. По сути, это будет не что-либо иное, как "люба счастливость, трудящийся рай христианской жизни". В селах будут жить богатые, веселые и счастливые люди. Экономически развитое сельское хозяйство, по глубокому убеждению Барвинского, - это важный залог благополучной жизни не только села, но и всего украинского общества.

Итак, взгляд В.Г. Барвинского на цель, смысл жизни вырос на живлющому национальной почве, сформировался под влиянием духовной отечественной и зарубежной культуры. Высшей для него ценностью как гуманиста была человек с его насущными проблемами, интересами, целями в жизни и деятельности. Труд он считал естественным проявлением и условием бытия индивида. Обращение просветителя в истории Украины давало возможность многим галичанам оценить героической жизни наших предков, воспринять его как положительный опыт и одновременно как призыв бороться за права человека в тогдашних обстоятельствах. Объединить народ Украины в життєспроможну нацию сможет только духовная, национально настроенная элита, способная на большое самопожертвование и бескорыстное служение таким життєвотворним идеалам, как свобода, равенство, счастье, истина, красота.

___________________





1. Беседа Владимира Барвинского произнесена на музикально-декламаторськім вечере во Львове в XIV годовщину смерти Тараса Шевченко. Приложение к 6-му числу "Правды". Во Львове, 1875.

2. Василий Барвинок. Скошенный цвет (Выемок из галицких образков. Второе издание). С вступлением Богдана Лепкого. Галицкая накладная Якова Оренштайна в Коломые. 1910.

3. В.Б. Какое может быть согласие между Русинами // Дело. 1881. 25 падолиста (7 декабря).

4. В.Б. Нынешняя пора а Русины // Дело. 1880. 5(17) января.

5. В.Б. Третий май//Дело. 1880. 3(15) мая.

6. В.Б. Просмотр научный и литературный // Правда. 1897.

7. В.Б. Словечко до опознания // Правда. 1877. Ч. И.

8. В.Б. Современная летопись // Правда. 1880.

9. В.Б. Наша черная судьба // Правда. 1876. Ч. 23.

10. В.Б. Загаді рускої интеллигенции // Дело. 1882. 28 цвітня (10) мая.

11. Кримінальний світ старого Львова. - Львов, 2001.

12. Письмо Владимира Барвинского до Льва Гузара (1877) // Правда. - 1890.- Т.ІІ.

13. Львовская научная библиотека им. В. Стефаника НАН Украины. Отдел рукописей. Ф. 11. Дело 4125/239, арк. 7.

14. Львовская научная библиотека им. В. Стефаника НАН Украины. Отдел рукописей. Ф. 11. Спр. 4125, арк. 57.

15. Оценка сборника "Молот" // Правда. - 1879.

16. Сонны мары молодого питомця. Оповіданє Владимира Барвинского. - Львов, 1884.

17. Воспоминания о жизнь и деятельность Владимира Барвинского. Средства и западом общества "Просвита". - Львов, 1884.

18. Сохацкий Бы. Религиозная семья в интерпретации В.Г. Барвинского // История религий в Украине: Междунар. науч. конф. Львов, 16-19 мая 2001 г. - Кн. 1. - Львов, 2001.