Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛЕНИНСКИХ ПУБЛИКАЦИЙ В ГАЛИЦКОЙ ПЕРИОДИКЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА

Тарас Лехман

История украинского народа полна героических подвигов лучших его сыновей в борьбе за свободу. Это существенно сказалось на произведениях фольклора, во многих из которых народ воспел своих героев, ставил их в пример для грядущих поколений. Одним из ведущих компонентов нравственного воспитания является патриотизм. В украинской народной педагогике эта идея преподнесена особенно высоко в связи с теми историческими условиями, в которых жил народ. Быть героем Отечества, любить его - значит любить святыни своего народа, его культуру, язык, слиться воедино с судьбой народа. За пониманием народной педагогики, патриотизм - явление в значительной степени моральное. Обращение к истории народа через песни, легенды, исторические предания, думы, баллады - один из факторов патриотического воспитания. Патриотизм - действительно одна из самых высоких категорий морали. Он требует любви, активности, посвящения и самопожертвования на благо родной земли и народа. В. Липинский писал: "Есть княжеско-дружинницький эпос с апотеозою Земли Русской. Есть Кричевские - верные до смерти Войске Запорожском полковники. Есть в нашей истории материал для легенд..." [19, с.43]. Именно их (героев) народ воспел в своих произведениях. Пространственно-временную связь поколений построен в украинском фольклоре, среди прочего, и на примерах героических поступков сынов и дочерей Отечества. Произведения фольклора восхваляют их заслуги перед народом, осуждают измену, предательство, трусость. Героико-патриотический фольклор формирует национальное сознание грядущих поколений, идею самоутверждения. В устном народном творчестве с блестящей совершенством встает образ защитника Отечества, образ воина. Прослеживается два отношения к жизни нации: воля, непримиримость и борьба или смирение.

Галицкая периодика исследуемого периода регулярно помещал публикации героико-патриотической направленности, что было обусловлено общественно-политическими обстоятельствами того времени, необходимостью утверждать украинскую национальную идею. Воспитывать в героико-патриотическом духе приходилось не только детей, но и взрослых. Поэтому почти все издания затрагивали эту тематику. Для пропаганды героизма, патриотизма также использовали и фольклорные источники. Пресса, прежде всего, обратила внимание на героико-патриотический пафос дум, исторических песен, преданий. В частности, по думового эпоса и исторических песен, то найгероїчніші и самые трагические страницы истории украинского народа отражены именно в этих произведениях. Они воспевают героизм, мужество, стремление к свободе, поднимают проблему государственности. Потому что только в своем государстве человек является свободным. Герой национального эпоса и народных исторических преданий - носитель высоких моральных и этических принципов. Родина для героев дум, исторических песен начинается с веры христианской, которая одновременно символизирует Родину, народ, его волю. Появление героизма предшествует морально-нравственное и национальное воспитание героя с детства. Среди морально-этических факторов - христианская вера, национальное сознание, любовь к родной земле, уважение к родителям...

Подвиги лучших сынов народа прославляет историческая песня "Нечай" [30], напечатана в литературной газете В.Шашкевича "Русалка". Произведение антипольского направления. Поскольку на то время в украинской литературе и культуре еще были заметны тенденции романтизма, то пресса часто использовала тему прошлого, раскрывала образы идеальных героев. Поиски идеального героя, в частности, в прошлом - одна из характерных черт романтизма, что видно и в этой песне. Нечай является именно таким героем. Подобные публикации обостряли читательское внимание на национальных вопросах.

На ранних этапах развития народоведческой тематики в галицкой прессе речь шла и о проблемах формирования национального сознания (в т.ч. и на основе раскрытие героических поступков), их задача - пробуждение политической активности народа. "Политическая активность напрямую связана с осознанием им (народом. - Т.Л.) своих интересов политических сил, которые, будучи субъектом политических действий, способны к реализации его запросов и потребностей" [30, с.178-179]. Среди журналов, которые активно освещали героико-патриотическую тематику - газета "Дело". Она напечатала цикл статей Ю. Целевича об Олексе Довбуше: "О Олексу Довбуша и его предшественников и наследников" [10], "Еще о Олексу Довбуша и его преемников" [11], "Дальнейшие известия о повстанцев" [12], "Последние исторические известия о повстанцев" [13]. В своих трудах он использовал много исторического и фольклорного материала. Современный исследователь оценил их так: "На конкретных фактах Ю. Целевич осветил прочные связи повстанцев с крестьянами. Правильно в общем охарактеризована деятельность Олексы Довбуша [6, с.7]. Оценку деятельности Довбуша народ дал в многочисленных песнях, преданиях. В конце концов "большой помощью в воссоздании опришкивского движения является народное творчество, которую никак нельзя игнорировать, поскольку в ней находим оценку опришковщины" [6, с.7]. В "Заре" теме опришковщины посвящена статья И. Франко "Разбойник Семен Хотюк" [17], в которой также использованы фольклорные источники. Пропаганда героизма, патриотизма конкретных исторических лиц, который они проявляли во время борьбы против носителей социального и национального зла, способствовала политической активизации читателей.

Идеи патриотизма присутствуют в большинстве народных дум (такова специфика жанра). Важное явление - пропаганда этих идей среди читателей. Именно это делал львовский детский журнал "Звонок", который часто пропагандировал героическое прошлое украинского народа, воспитывал подрастающее поколение в духе патриотизма, национального сознания. Журнал напечатал народную думу "По синему морю казаки плыли" [10]. Мужество, героизм, самопожертвование во имя спасения своих братьев - основные идеи произведения. Дума тесно связана с историей народа, его многовековой борьбой за свое социальное и национальное освобождение, с этико-воспитательными проблемами, что были неотделимы от проблем национальной борьбы. Думам, балладам, историческим песням также присуща и социальная острота [29, с.34]. Создатели невольничьих дум (как и в данном случае) вкладывали в свои произведения не скорбь по конкретным человеком, что было характерным для причитаний, а выражали взгляд на неволю, прославляли любовь к родному краю. Героическая тема - главная для думового эпоса. Исторические постную и думы укрепляли силу народа в тяжелые времена, будили надежду на свободу. Поэтому публикация их в галицкой периодике была необходимой и целесообразной. Эпос каждого народа является историческим свидетельством зрелости нации, ее способности знать свое место во всемирной истории. Фольклористика, "этнография имеет своей задачей проследить историю формирования нации, выявить этнографические элементы, из которых нация состоит, описать специфику данного народа и показать, что именно отличает одну нацию от другой, или наоборот, что их роднит [3, с.1]. Пресса же способствовала обнародованию результатов этих исследований.

Думы и песни о казаках возникали в основном в их же среде, відзеркалюючи их же героическая жизнь, подвиги во имя Украины, казацкого братства. Такими являются „Дума про казака Байду" [9], подборка сочинений о Алексея Поповича [9], в которой дума и рассказ о герое (противопоставление "Думе про казака Байду"). С научным толкованием думы о Алексея Поповича - "Разбор думы о буре на Черном море" выступил И. Франко. Он полемизирует с М. Сумцовым, который пытался найти сюжетные аналогии между думой и книжными легендами XVII в. о буре на Черном море. "Правда об эти книжные наши легенды только издали касается темы нашей думы; нет в них собственно того, что составляет по мнению самого д.Сумцова, главную основу думы, того, что спасение судна является следствием исповеди грешника и его свержение в море - задуманного или действительного" [17, с.301], - пишет И. Франко. Учитывая наше исследование, интересными являются утверждение и М. Сумцова И. Франко об осуждении отрицательных, предательских поступков в народных думах, потому что "фольклор - один из самых мощных компонентов национально-патриотического сознания и воспитания" [28]. Метод противопоставления положительных и отрицательных поступков имел важное воспитательное значение.

В центре внимания дум и песен о казаках - казацкий героизм, казацкие подвиги, пропаганда физического совершенства народного героя, его духовности. Это, например, " дума "смерть трех братьев круг Самарки" [26, с.4]. 1905 г. вышел в свет приложение к "Звонка" для юных читателей. В нем также напечатано несколько дум и песен героического пафоса. В поэтическом и песенном творчестве многих народов идеализируется или воспевается военный герой, герой-завоеватель. В украинском фольклоре - защитник и освободитель угнетенных. Это хорошо иллюстрируют тексты, помещенные в приложении. Особенностью казацких дум и песен (кроме невольницьких и интимных) есть конкретика или частичная конкретика: воспроизведение реальных героических поступков. Эти факты идеализированные, а то и гіперболізуються, приобретают яркого звучания. Конкретизация фактов также имеет воспитательное значение.

Исторические песни или отрывки из них писатели часто использовали в художественных произведениях. В "Газете школьній" Данило Млака (Исидор Воробкевич) напечатал рассказ "Турецкие пленники" [4], в котором использовал отрывки из исторических героико-патриотических песен.

Тексты народного мелоса и эпические произведения часто печатали по принципу співвідповідності тем или противопоставление: подвиг и предательство, героизм и трусость. Читатель сам делал сравнения, "самовиховувався". "Как антипод героико-патриотического подвига в думах и песнях о казаках часто выступает предательство интересов родины, соотечественников, общества, близких..." [26, с.4], фольклорные тексты решительно осуждают измену. Итак, "героизм - наивысшее выявление самосознания и мужества в выполнении гражданского долга, что требует стойкости, готовности к самопожертвованию. Актом героизма подвиг" [32, с.102].

Галицкая периодика регулярно следила за появлением сборников народных песен, дум, баллад, и даже рецензии на них в прессе пропагандировали идеи патриотизма, героизма. Полна патриотических идей рецензия И. Франко "Казацкие времена в народной песне, с заметками В. Будзиновского" [20, с.175-177], которую автор начинает словами: "Книга д. Будзиновского является исполнением давно ощутимой потребности. Наш исторический эпос, описания довговікової борьбы и довговікового терпения украинского народа песнями того самого народа - это один из лучших висвітів творчества во всей Словянщині" [20, с.175]. Этот предмет национальной гордости, как пишет И. Франко, был до сих пор закопанным сокровищем. "Тем-то д. Будзиновский приносится искренняя благодарность за то, что выполнил план, с которым издавна носились некоторые патриоты, и которого все-таки некому было выполнить" [20, с.175]. Однако И. Франко высказывает и некоторые замечания автору: то спутал понятия народной песни и думы, допустил ошибку в толковании исторических фактов и т.д. Но это не уменьшает значение сборника. Эту же сборку И. Франко прорецензировал в "Записках НТШ" [14, с.205-211].

Думами и песнями не ограничивалась героико-патриотическая проблематика в народоведческих публикациях. Народ воспел своих героев, подносил к уровню мифологических и исторических преданиях. Народные предания о казаках, повстанцев, повстанцев и других героев галицкие журналы печатали также часто. О гордость украинской девушки рассказывает предание "Гальшка из Острога" [30]. События происходят во времена польского порабощения украинских земель. На фоне судьбы княгини Гальшки Острожской (но в переводе ее образ представлен как типичный образ украинской девушки) прослеживается судьба народа, его стремление к самоутверждению. Правда, этот перевод слишком "олітературений". Но все же и в нем видим фольклорную основу.

"Звонок" напечатал народный перевод "Украинский прорицатель Вернигора" [9] - о казацкого сына, который оборонял Запорожскую Сечь от Московщины. Героико-патриотической направленности народный исторический перевод "О Семена Палия и о его саблю" в "Колокольчике" (1936 г.), что его подготовил К. Дяченко. Положительные герои большинства исторических преданий (как правило, они реальные) романтические по своему характеру, отчаянные, способные привлечь читателя богатством души, поступками. Это их объединяет с мифическими героями, в поступках которых народ также вкладывает свое понимание добра, справедливости, морали. Часто ирреальные герои призваны воспитывать реальных, или становились их сборными образами, но перенесенными в сказочно-мифологический мир.

Приемлемым фольклорным материалом для самых маленьких читателей есть сказки. И через них можно пропагандировать идеи героизма. Одну из таких напечатала "Ластовка" - "Добрый русин и джума". Это произведение является весьма поучительным. Под заголовком читаем: „сказка для науки старых и молодых". Она рассказывает о добром Русина, которому нав'язалася страшная болезнь (чума) и приказала повсеместно носить ее за собой. Там, где появлялся Русин, умирали все люди, только он оставался нетронутым. Надоело хорошем Русину лишать людей жизни. Он вышел на берег Днестра и вскочил с чумой в воду. Сам погиб и болезнь утопил. "Сказка тая учит нас, щобисьмо наш родный край искренне и горячо любили, как тот наш брат-Русин, а єсли надо будет, навьть и житьє за благо нашей Отчизны положили" [18]. С помощью сказок "Ластовка" пропагандировала героизм, идеи добра. Ибо "душа ребенка требует постоянного общения с идеалами Добра, с положительными ценностями" [1, с.201]. Галицкая детская периодика печатала много художественных произведений героико-патриотического пафоса, в основу которых были положены народные предания, легенды, сказки. В отличие от народного перевода, художественные произведения, построенные на основе фольклорных переводящих текстов шире подают характеристику героев, используют развернутые диалоги, монологи, размышления. Такие тексты глубже воспринимают читатели детского возраста. Однако и в них соблюдены законы фольклорных жанров. Например, четко очерченная идея - защита Отечества, помощь обездоленным, соблюдение христианской морали. В раскрытии образов героев авторы использовали принцип контраста: непривлекательная внешность, бедный одежду, но богатство души. Ведь духовное богатство доступно всем. Привлекательными являются женские образы: красота и духовное богатство, патриотизм и готовность к самопожертвованию здесь сочетаются органично. Любовь к родной земле пропагандирует рассказ "Святогор" [24, с.84-86], что его написал Ю. Редько на основе древнерусской былины. Сюжет уходит корнями во времена язычества. Героико-патриотическая проблематика в народоведческих публикациях не ограничивалась временам христианской Киевской Руси, а достигала и дохристианского периода.

Бесспорно, в произведениях фольклора нельзя полностью отразить всю историю своего народа, а только главные и отдельные события, идеи. Чтобы полностью донести до читателей всю правду об историческом прошлом, издания печатали статьи, зарисовки, рассказы на фольклорные и историко-краеведческие темы, которые поднимали проблему героизма, героико-патриотического воспитания. Газета "Русалка" напечатала статью героико-патриотического пафоса "Гетманство Мазепы" [30]. Благодаря таким публикациям у читателей формировались патриотические чувства, представал благородный образ рыцаря, что является предпосылкой героического поступка.

В. Шашкевич в журнале "Правда" за 1867 г. напечатал проблемную статью "Казацкий героизм и завзятє" [27, с.22-24], в которой пишет, что мы часто вспоминаем про Древнюю Грецию и Рим, ищем примеры героизма в античности, но и наша история знает немало таких примеров, скажем, подвиг казаков под Берестечком.

Немало произведений журналистики и публицистики, в основе которых лежала проблема героико-патриотического воспитания, печатала "школьная Газета". Выбор такой темы педагогическим изданием - закономерен. Ведь эти публикации могли использовать в работе учителя, воспитывать молодежь на героических поступках лучших сынов народа. Этому посвящены статьи "Король Данило и первые нападения татар на Русь" [4], "Довбуш" [4]. Шашкевича. В текст последнего введено песни и народные предания о Довбуша. То, что переводы не были надуманными, не были литературной мистификацией, а действительно были народными, подтверждает хотя бы тот факт, что аналогичные образцы использовала современный исследователь М. Влад [2, с.91-92]. Аналогично статье В.Шашкевича построена статья "Довбуш" И. Билыка [15, с.4-6]. В публикацию введено народное предание о легендарном предводителе. Галицкая пресса часто популяризировала героический образ Довбуша.

То, что история нашего народа полна героических примеров, подтверждает и цикл публикаций о киеворусских князей в "Весне" (Коломыя, 1878-1880). В нескольких номерах журнал напечатал статью К. Заклинских "Какого рода и народности был Михаил Хмельницкий, отец гетмана и история Богдана Хмельницкого от его молодых лет вплоть до спора с Чаплинским". Автор использовал богатый исходный материал, статья написана в национально-патриотическом духе. Журнал "Новый Галичанин" напечатал статью "Письма и слова Богдана Хмельницкого" [25, с.273-274], которая рассказывает о доблести и славе казачества, самого гетмана, за что народ назвал его истинным Богданом (Богом данным). Журнал "Звонок" также использовал различные жанры журналистики, обращаясь к теме народоведения. Такова статья "О Сечь и жизнь запорожцев" [7], которая характеризует исторические причины возникновения Запорожской Сечи, жизнь и быт казачества, культуру казачьего среды, рассказывает о героических поступках казаков. О Богдана Хмельницкого рассказала газета "Батьковщина". Первое число (1890 г.) издание открывает портрет гетмана. Здесь же статья "Богдан Хмельницкий" - рассказ о его жизненном пути, доблести и победы.

Цикл публикаций героико-патриотического пафоса представил "Летопись Красной калины". Среди них - сообщения Ф. Коковского "Могила неизвестного героя" [21], "Смерть в. дес. Чалачана" [21], "Пролог, произнесенный на празднике стрелковой песни в Бережанах" [22].

Народ должен свято хранить память о своих героях. Украинцы всегда придерживались этих традиций. Этот вопрос время от времени нарушала и исследуемая периодика. Так, на троицу, когда живые поминают усопших, в Галиции возникла традиция благоустраивать могилы Сечевых Стрельцов. Сокальская газета "Голос-над Буга" в статье "Праздник могил" [5] призвала читателей упорядочить к празднику могилы героев - борцов за свободу Украины. Публикация свидетельствует о высокой национальное сознание сокальчан. Христианский характер этой традиции подчеркнула газета "Цель": "Связь через молитву тех, что пали в борьбе, с праздником радости природы и человеческого духа, что оба восстановились силой Божьей милости и бессмертного жизнь, имеет глубокий смысл: оно ясно говорит, что жизнь рождается из смерти, как день с ночью и так, как Христос "смертью смерть поправь", так эта смерть является победой над злом, пытается остановить в ее трезвом, непреклонном ходе" [23].

Используя тематическое направление многих произведений фольклора, их героико-патриотические основы, пресса Галичины перенимала эти принципы и переносила их на свои страницы. Но это - не механическая трансформация героико-патриотических основ, а хорошо продуманная концепция, направленная на воспитание молодого поколения, формирование национального сознания. Свидетельством этого являются журналистские произведения и публицистические рассказы о славные страницы украинской истории, национальных героев. Идеи, заложенные в народоведческих публикациях галицкой прессы, которые она пропагандировала, имели и педагогически-воспитательное значение, выполняли культурологическую функцию.

_______________________





1. Вишневский А. Современное украинское воспитание. Педагогические очерки. - Львов, 1996.

2. Влад М. Стрітенє. - К., 1992.

3. Воропай А. Этнография: наука о нации. - Лондон. 1961.

4. Газета школьная. - 1875. - ЧЧ. 3,4,5.

5. Голос из-за Буга. - 1936. - 1 июня.

6. Грабовецкий В.В. Олекса Довбуш. - Львов, 1994.

7. Звонок. - 1898. - Ч.19.

8. Звонок. - 1901. - Ч.19.

9. Звонок. - 1902. - Ч.1.

10. Дело. - 1882. - ЧЧ. 34-39.

11. Дело. - 1883. - ЧЧ. 149,150,152.

12. Дело. - 1890. - ЧЧ. 11,15-18.

13. Дело. - 1891. - ЧЧ. 238,240,241-243,245,248-253.

14. Записки НТШ. - 1906. - Т.73. - Кн.5.

15. Знания. - 1936. - Ч.1.

16. Заря. - 1893. - ЧЧ.1,2.

17. Жизнь и слово. - 1894. - Т.1. - Кн.2.

18. Ластовка. -1877. - Ч.2.

19. Липинский В. Хам и Иафет // Современность. - 1992. - Ч.6.

20. Литературно-научный вестник. - 1906. - Т.35. - Кн.7.

21. Летопись Красной Калины. -1935. - Ч.1

22. Летопись Красной Калины. - 1937. - Ч.6.

23. Цель. - 1931. - Ч.12.

24. Молодая Украина. - 1926. - Ч.5.

25. Новый Галичанин. - 1890. - Ч.22.

26. Охрименко П., Охрименко А. Морально-этические идеалы героев украинских дум и песен о казаках // Народное творчество и этнография. - 1992. - Ч.3.

27. Правда. - 1867. - Ч.3.

28. Процевьят М. Без песни нет Украины // Путь победы. - 1998. - 8 июля.

29. Рыльский М. Литература и народное творчество: Зб.статей. - К., 1956.

30. Русалка. - 1866. - Ч.1.

31. Феномен нации: основа жизнедеятельности / под ред. Б.В. Попова. - К., 1998.

32. Философский словарь / под ред. В.и.шинкарука. - К., 1986.