Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

СПЕЦИФИКА ЗАПАДНОУКРАИНСКИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИЗДАНИЙ КАК ИСТОЧНИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА 20-30-Х ГГ. ХХ СТ.

Марьяна Гдакович

Литературный процесс 20 - 30-х гг. ХХ ст. - один из самых мощных периодов в истории украинской культуры, который изменил идейно-эстетические основы развития культурного процесса. Национальная литература была одним из самых весомых факторов развития украинской культуры. Украинское культурное возрождение, которое повлекло самоосознания и самоутверждения нации, было несовместимо с политикой большевизма - коммунистический режим уничтожил украинское национальное культурная жизнь в конце 20-х гг. С тех пор украинская национальная литература развивается на западноукраинских землях, весомую роль в развитии западноукраинского литературного процесса сыграли литературные издания.

Литературная жизнь в Западной Украине было обусловлено комплексом культурно-исторических и общественно-политических условий. Первая мировая война, по выражению Ю.Липи, изменила "таблицу стоимостей в Европе" [4, c.144]. В Украине событием, что изменила "все отношения", стала национальная революция 1917-1920-х гг. Украинская нация потерпела поражение в национально-освободительной революции, что привело к разгрому единого культурно-художественного и литературного процесса. После 1921 г. украинская литература вступает в новый период своего развития: культурный и литературный процесс эпохи освободительных соревнований разделился на две ветви - литература в подсоветской Украине и литература на западноукраинских землях. Однако, не разделяем мнения тех исследователей, в частности М.Гнатишака [1], В.Радзикевича [7], которые тогдашний западноукраинский литературный процесс рассматривали как самостоятельное, специфическое культурное явление, "совсем відрубне своим характером" [1, с.108] от восточноукраинской литературы. Скорее, согласны с мнением М.Ільницького, который считает, что западноукраинская литературу периода міжвоєння следует изучать в контексте всеукраинского культурного процесса и явлений, особенностей, присущих ему. Хотя выскажем предостережение: параллельное развитие культуры по обе стороны Збруча удачно охарактеризовал Г.Костюк, назвав его "феноменом двоколійності", который "в конечном последствии не означает антагонизма между этими двумя процессами" [3, с.6]. В своем внутреннем духовном проявлении оба процессы направляются, как определил М.Руденко, до "материка Новой эры", где не будет национального и духовного порабощения человека.

Всестороннее исследование литературной периодики 20-30-х гг. ХХ в. на западноукраинских землях имеет большое значение для осмысления ее как специфического феномена национальной культуры. В тяжелых общественно-политических условиях, которые сложились в тот период в Галичине, на Буковине и Закарпатье, пресса была важным фактором, повлиявшим на развитие национального, культурного, прежде всего литературной жизни. Так, одной из форм развития литературной жизни в Галичине были литературные объединения - многочисленные группировки молодых литераторов, которые особенно активно создавались в первое послевоенное десятилетие: "Митусе" (1922), "Богема" (1922 - 1923), "Вернигора" (1922 (?) - есть только упоминание о кружок в журнале "Мамай"), "Логос" (1922 - 1931), "Інтебмовсегії" (1927 - 1928), "Апрель" (1925 (?) ), "Горн" (1929 - 1932), "Западно-украинское художественное объединение (ЗУМО)" (1931), "Ноябрь" (1929 - 1930), "Гора"(1932 - 1933), "Двенадцатка" (1933). Лишь некоторые кружки имели свои журналы: "Митусе" - журнал "Митусе", "Логос" - журнал "Продвижение", "Інтебмовсегії" - издание "Литературные вести", "Горн" - журнал "Окна", "ЗУМО" - "Альманах левого искусства". Литературные группировки были нежизнеспособными без собственной литературной трибуны - печатного периодического органа. Из-за отсутствия собственного издания литературные объединения не могли влиять на развитие литературного процесса: литературная жизнь развертывалась прежде всего вокруг львовских литературных изданий, соответственно и литераторы объединялись вокруг определенного литературного журнала, деятельность которого отвечала их идейно-эстетическим поискам.

Анализ литературных явлений определенного периода предполагает их систематизацию. Классификация литературного процесса, которая основывается на идеологическом подходе, является, безусловно, искусственной, против нее выступали еще тогдашние литературоведы, указывая, что все западноукраинские писатели творят "одну группу цьогобічної национальной литературы", разграничить их можно "на основе их собственных писаний, а идеологии журналов, в которых они сотрудничали" [9]. Однако, систематизация явлений по "идейным" принципом является оправданной по изучению литературной прессы и анализа литературного жизнь сквозь призму прессы, поскольку каждое литературное издание, как уже отмечалось, кроме художественной, мало идеологическую ориентацию. Кроме того, в тогдашнем галицком литературном процессе прослеживается интересная закономерность: идейно-мировоззренческая ориентация писателей в определенной степени определяла их художественные поиски [2]. Так, социальной направленности радянофільського, коммунистического направления отвечали крайние художественные лозунги: отказ от традиционных художественных форм, преимущество футуристической эстетики. Расцвет националистического течения (приход в литературу поэтов-"вісниківців") нанес поражение элементов футуризма в литературе, творчество поэтов-"вісниківців" характеризуется активным неоромантичним восприятием и неоклассической форме.

Таким образом, в 20-е гг. ХХ в. галицкая литературная жизнь разворачивалось в четырех главных направлениях: националистические издания ("Литературно-научный вестник" (1922 - 1932)), католические издания ("Поступ" (1921 - 1931)), модернистско-авангардные издания ("Митусе" (1922), "Левые" (1927 - 1928)), радянофільські издания ("Окна" (1927 - 1933), "Новые пути" (1929 - 1932)). Новыми признаками галицкого литературной жизни 30-х гг. стал полный упадок радянофільського, коммунистического направления и возникновение "либерального" направления ("Навстречу"). Итак, ведущими в 30-е гг. стали следующие направления: националистический ("Вестник" (1932 - 1939)), католический ("Колокола" (1931 -1939)) и "либеральный" ("Навстречу" (1934 - 1938)).

Исследование литературной прессы, изучение литературы через прессу дает возможность вернуть в историю украинской культуры много незаурядных личностей. Вместе с тем немало фактов литературного процесса, зафиксированных в прессе, являются определяющими и необходимыми для понимания не только литературного жизнь в Западной Украине, а и для теоретического осмысления закономерностей развития украинского журналистского и литературного процесса в целом.

Изучение литературы через призму прессы является необходимой составляющей анализа литературного процесса. Пресса регистрирует факты истории в процессе ее создания, отображает события в разных сферах жизни, а литература сама занимает среди этих событий существенное место. Функция литературных изданий не сводится, однако, лишь к регистрации литературных фактов, различные типы периодических изданий по-разному отражают действительность, интерпретируя ее, что только отчасти является замыслу журналистов. Известным является перечень факторов, влияющих на восприятие литературных произведений, их распространяет пресса, в частности Є.Мишлінський [6, с.17] определяет такие главные факторы: тенденциозность (подбор художественных произведений под определенным углом зрения, в соответствии с идейным и художественным руководством редакции журнала), актуальность, фрагментарность (ею также предопределяется преимущество кратких форм), систематичность, предоставление преимущества распространенным жанрам.

Литературные периодические издания периода міжвоєння были неотъемлемой частью литературной жизни и одновременно активным фактором развития литературного процесса. Литературные журналы не только отражали литературная жизнь края, но и формировали его. От полноценного функционирования прессы зависит всестороннее развитие литературы, кое-где ее существования. М.Рудницький в статье "Пресса и литература", написанной в 1928 году, утверждал: "Пресса, что не имеет перед своими глазами зеркала литературы, чтобы искать в ее призме очертания каждой идеи, чтобы доводить ее до формы, достойной внимания, живет всеми успехами неграмотной литературы, которая верит в самодоцільність популярных идей кем-нибудь и как-нибудь повторяющихся. Литература, не имеющая прессы, заслушанной в проявлении родного и чужого творчества, на услуге спрагнених новостей о достижениях всех участков творчества - такая литература живет только благодаря неграмотній общества, которая верит в самодоцільність родной литературы, независимой от никаких притязаний современности" [8, с.2]. По мнению критика, пресса должна стать для писателей главным побуждением к творчеству. М.Рудницький, выражая слишком резкие замечания (присущие его критическом стиля) относительно тогдашних взаимосвязей прессы и литературы отмечает: "Для наших писателей не существует пресса как побуждение к творчеству. Наши писатели живут обособленно, как чудаки, отрезанные от духового жизни лучшей части нашей интеллигенции" [8, с.2]. Несмотря на противоречивые и неоднозначные оценки прессы и литературы статья М.Рудницького вызывает интерес самой постановкой проблемы, публикация подтверждает понимание автором и его современниками весомого влияния прессы на развитие литературного процесса.

Значение прессы в развитии западноукраинской литературы усилилось в связи со слабым издательским движением, особенно на Закарпатье и на Буковине. В условиях оккупационных режимов Галичины, Закарпатья и Буковины, в трудных обстоятельствах общественной и культурной жизни украинцев национально-патриотическая периодика играла важную роль в украинском национальном жизни. Периодические издания, в частности литературные журналы были одним из немногих проявлений украинского общественного и культурного жизни, а на Закарпатье и на Буковине пресса заполняла все участки общественной и духовной жизни украинцев. В то же время закарпатская и буковинская пресса 20-30-х гг. ХХ в. является едва ли не единственным источником исследования тогдашней литературной жизни края.

Несмотря на притеснения, преследования со стороны оккупационных режимов национальная журналистика достойно реализовала свое предназначение, отстаивая национальные интересы украинцев. На протяжении межвоенного двадцатилетия происходило постоянное развитие литературной периодики: литературная пресса выросла количественно и качественно. Идейный и художественный уровень литературной периодики был очень высоким.

Полифункциональность западноукраинской литературной прессы 20-30-х гг. ХХ в. обусловила возникновение разнотипных литературных журналов. Так, в тогдашней западноукраинской литературной периодике можно выделить три типа изданий:

· литературно-общественные журналы (самый распространенный тип издания, в котором, кроме литературных, освещались общественно-политические проблемы. На Закарпатье и на Буковине существовал только такой тип литературного издания);

· литературно-научные журналы (уделяли внимание вопросам литературным, научным, культурологическим);

· литературно-художественные журналы (наименее многочисленная группа изданий, публикации таких журналов касались только литературных и художественных вопросов).

Часто тип издания менялся - в основном, литературно-художественные и литературно-научные журналы становились литературно-общественными. Прежде всего, это было связано с позицией редактора и требованиями времени.

Украинская пресса неоднократно нарывалась на притеснения - то самое издание часто должен менять названия или ответственного редактора или прекращать выход на некоторое время. Поэтому для западной прессы характерно большое количество недолговременных органов, а в существовании долговременных были длиннее или короче перерыва. На Закарпатье и на Буковине значительное внимание литературным вопросам уделяли молодежные журналы: литература в этих изданиях занимала главное место.

В условиях безгосударственности нации литература взяла на себя миссию развития и отстаивания национальной идентичности, Є.Маланюк отмечал, что "литература всегда является проекцией всего комплекса национального или государственного бытия - на площадь духовную, причем всегда в значительно синтезованій форме и значительно опереджуючи темы бытия или времени" [5]. Соответственно и западноукраинская литературная пресса периода міжвоєння реализовывала прежде всего это задача.

Ведущую роль в развитии западноукраинского литературного процесса, в формировании творческих принципов писателей сыграла литературная критика. Проблематика литературно-критических публикаций, которые печатались в периодических изданиях, была обусловлена, прежде всего, позицией редактора и идейно-эстетической ориентацией издания и касалась актуальных вопросов литературного процесса. В западноукраинском литературном процессе периода міжвоєння сформировалась "публицистическая" критика, которая развивалась главным образом по мировоззренческих линиях. Литературная критика на западноукраинских землях не была связана с определенным литературным направлением, а представляла идейно-эстетическую концепцию отдельных изданий. Мировоззренческое расслоение литературного жизни привело к возникновению католической критики, либеральной критики и критики "творческого субъективизма" (Д.Донцов).

Литературная периодика 20 - 30-х гг. ХХ в. на западноукраинских землях - как составляющая национальной журналистики и фактор развития национальной литературы - является важным источником изучения тогдашнего украинского литературного процесса. Понимание духовного и общественно-политического контекста эпохи невозможно без анализа литературной прессы: пресса зафиксировала литературные факты в процессе их созидания, отразила события в различных сферах культурной жизни, среди которых литература занимает существенное место. Настоящее требует всестороннего и детального анализа каждого периодического издания, введение в научный оборот всех источников, которые бы способствовали изучению истории развития национальной украинской прессы и национальной литературы.

____________________________





1. Гнатышак М. От галицко-русской до всеукраинской культуры // Календарь для всех на 1937 г. - Львов, 1936. - С. 108-109.

2. Ильницкий М. От "Молодой Музы" до "Пражской школы". - Львов, 1995. - 317 с.

3. Костюк Г. На магистрали истории // Слово. - 1968. - Сб. 10 . - С.7-29.

4. Липа Ю. Бой за украинскую литературу. - Варшава, 1935.

5. Маланюк Есть. Конец русской литературы // Литературно-научный вестник. - 1926. - Ч. 1. - С. 44.

6. Мишлінський Есть. История и литература в зеркале прессы // Слово и время. - 1997. - Ч. 9. - С. 16-17.

7. Рудницкий М. Пресса и литература // Мир.- 1928. - Ч.15-16. - С.2-3.

8. Радзикевич В. История украинской литературы: Новая эпоха. - Детройт, 1956. - Т. 3 - 129 с.

9. Рудницкий М. Пресса и литература // Мир.- 1928. - Ч.15-16. - С.2-3.

10. Скріптор. Рец. на ст. Л.Луціва "Западноукраинский литературный потомство" // Навстречу. - 1938. - Ч.10. - С.2.