Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ИВАН КОЧЕРГА
КОРОТКО О ИВАНА КОЧЕРГУ


(1881-1952)
Один из самых интересных украинских драматургов первой половины XX вв.
Автор таких известных пьес, как «Алмазный жернов» (1927), «Марко в аду» (1928), «Свіччше свадьба» (1930), «Мастера времени» (1934), «Ярослав Мудрый» (1946) и др. Созданы високомайстерно, добротно, они в свое время имели успех на сценах многих театров Украины. Это был драматург-философ, «человек безупречной душевной чистоты», как сказал о нем Максим Рыльский. Поэтому его «благородный талант» (назван так Остапом
Вишней) оставался в течение длительного времени в тени искусства шумной, фантасмагорической советской эпохи.
* * *
Духовное обогащение драматурга в условиях советской действительности оказалось в том, что в исканиях красоты и поэзии он смог увидеть высшую красоту - красоту народной борьбы и самопожертвования действие народа, красоту подвига.
Такое понимание красоты человеческого сердца зародилось уже в «Алмазном жорні», но с особой силой прозвучало оно именно в «Свіччиному свадьбе», действительно красивом и правдивом произведении. Вот где вымысел и правда, красота мечты и действительности гармонично слились, украсив романтическую стихотворную драму какими-то особыми, неповторимыми чертами. <...>
Наследие Кочерги - живая часть современной украинской культуры. Ничто творческое не исчезает бесследно, и лучшие пьесы драматурга, как кирпичики, положенные им в стены храма украинского искусства, способны выдержать значительное давление времени и обстоятельств. Художники не умирают. (Кузякина Н. Драматург Иван Кочерга.- К., 1968. - С 107, 258.)

* * *
Стремление драматурга как можно ближе подойти к проблемам суток заметное именно на рубеже 20-х-начале 30-х pp. <...>
В это время И. Кочерга создает свою жемчужину, драматическую поэму «Свіччине весілля» (1930; другое название -«Песня о Свече») <..>
Давно знакомый писателю душевная боль от несоответствия между идеалом красоты и суровыми буднями здесь дал в определенной степени даже неожиданный эффект. Снова вернувшись к истории, писатель именно этим произведением на полную мощь таланта сказал остросовременное слово.
В сюжетной основе произведения - реальная запрет литовскими князьями светить ночью свет в Киеве. Действие происходит в конце XV-начале XVI вв. Не менее как 15 лет не имел права киевский люд курить ночью хотя бы свечку. В этой фабуле соединилось несколько уже выстраданных и осмысленных драматургом моментов: во-первых, город, так И. Кочерга-художник города; во-вторых, не город «вообще», как в «Песни в бокале», а город украинское и, к тому же, не условное, как в «Фея горького миндаля»; в-третьих, любимый мотив - тяга к красоте, счастью, но в данном случае не только поиски их, в вышеупомянутых пьесах и даже не мольба в судьбе , как в «Алмазном жорні», а борьба. <...>
Сутках когда была создана поэма «Свіччине весілля», особенно импонировал такой животрепещущий мотив, как героика борьбы за визволения от социального и национального гнета. К тому же он освещался и поетизувався нежной «партией» Меланки, образ которой, объяснял И. Кочерга, «является поэтическим символом Украины», что из «тьмы веков и через столько бурь» пронесла неугасимым живой огонек стремления воли. Этот образ нежности света и жизненной стойкости придает произведению глубоко оптимистического звучания.
(Брюховецкий В. Иван Кочерга // История украинской литературы XX века.- К, 1993.-Кн. 1.-С 715-716.)