Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

АЛЕКСАНДР ДОВЖЕНКО
КРАТКО ОБ АЛЕКСАНДРЕ ДОВЖЕНКО

(1894-1956)
Снискал мировую славу кинорежиссера, создателя украинского поэтического кино (фильмы «Звенигора», «Арсенал», «Иван», «Земля» и др.), что объединило в себе глубокий философский эпос и мощный лирический струю. Был также сценаристом, художником, публицистом, писателем. Начал в украинской литературе жанр киноповести [«Арсенал» (1929), «Аэроград», «Щорс» (1934), «Украина в огне» (1942), «Повесть пламенных лет» (1943), «Мичурин» (1944), «Земля» (1952), «Зачарованная Десна» (1942 - 1956), «Поэма о море» (1954-1956)).
Это был писатель-романтик, который на протяжении всей своей жизни пытался сохранить индивидуальность творческого почерка от сокрушительного давления тоталитарной системы. Гуманистическая идея изменить, обновить мир, сделать его лучше стала ведущим пафосом всех его произведений.
Взяв весь достижение Александра Довженко литературные произведения как и фильмы, мы видим, что он был упрямо преданным своему делу человеком. Пройнятим насквозь мітотворчим представлениям, он имел амбицию создать огромную синтеза, литературную и кинематографическую, в которую он мог бы вложить историю, мітологію и собственные верования. <...>
Со своим архаичным мировосприятием Довженко отходит от заданной ситуации - арсенала, колхоза, нового города или Средиземного моря - выставляя себя на упреки, что он не справился с общественными страницами своего материала, и концентрируется вместо того на свете мітології и символов, что всплывают из коллективного подсознания. Однако его темы тем не менее основываются на соціяльній реальности. Три переплетенные темы - патриотизм, невинность и любовь к природе - определяют Довженкове мироощущение.
Любовь Довженко к родной земле пронизывает его творчество. Он украинский, всецело погруженный в традиции, патриотический до такой степени, что частые обвинения в национализме можно понять, хоть и не оправдать. Шевченко и его последователи были готовы «душу отдать» за Украину. А редактор Карка в одноименном рассказе Николая Хвылевого в ужасе спрашивает: «Неужели я лишний человек потому, что люблю безумно Украину?» Вот такой патриотизм видим мы в Довженко. Это любовь артиста, человека прежде всего эмоциональной, чувствительной.
Довженко национальный дух относится к эпохи и культуры, в которой художник говорит во имя своего народа и отождествляет свое сознание с народной. Художник обязуется людям, чтобы говорить за них и до них на самом глубоком уровне переживаний и воспоминаний. <...>
Довженко действительно романтический - до степени, которая на Западе была до недавнего времени немодная. И его гоголевском использование гиперболы не трудно задокументировать. Важнее здесь, однако, является его невинное, простодушное представление о человеке. Все его невероятные сцены и гиперболизированные образы - это попытка выявить моральную силу-честность его персонажей. Учитель по призванию, Довженко всегда следовал делать человека и ее окружение лучше. Его общественная осанка информативная, старательная и упорная. «Задача писателя»,-он говорил,- «переводить образ народа для человечества». Воспевание простого рабочего, творца всех земных благ,- это главная характеристика Довженкової философии. Страсть его фильмов и литературных произведений всегда направлена на революционное преобразование мира - и прежде всего человека. <...>
Признавая жизнь инстинктов, воспитывая чувства, будучи чувствительным к самому себе, понимая моральные «осадки» современной истории,- малые, постоянные дозы лжи и немилосердие,-и протиставляючись этом отравлению духа силой желаний, разума и надежды,-так Довженко жил и творил. Он строил чин своей жизни частями, всегда шел за конкретными потребностями одной минуты; однако работал словно во сне. Только в последние годы увидел Довженко, части зцементовувались, образовывали значимую форму, символ психической целостности, целебности. Смотря его фильмы или читая его литературные торы, мы раз осознаем мир, в который мы родились, жестокий и грубый, однако и божественной красоты. Кадры его фильмов мелькают, меняются в качестве и интенсивности, но образы далее влияют на нас, безрухомо изменчивы. Смотреть на них-это ритуал инкарнации, это способ приступать к причастию. <...>
Эта багатограннян на человек хотел везде быть и везде ее руки связывали все уже окресленнями утилитарности искусства. Довженко закончил только восемь полнометражных фильмов, достижение наверное меньше, чем у любого другого выдающегося кинорежиссера. Его лучшие фильмы критике, сокращено или изъят из употребления, а его литературные произведения в большинстве недописанные. <...>
Из каждого шага его абортованої карьеры видно, какие большие творческие возможности заложены в нем. Собираясь писать «Золотые ворота», Довженко вздохнул: «Как мне хочется создать чистый и высокий произведение, хотя бы один, длительный во времени, одну хотя бы звено бытия, одну каплю бесконечного». Он смастерил свою ланку. Поэты видят глубже, а порой и яснее. В микрокосмосе своего творчества Александр Довженко просвяткував макрокосм человечества.
(Марко Царинник. Плянетне видение: мітотворче мироощущение О. Довженко // Современность.-1973.-№ 12-С. 27-42.)