(1898-1936) Поэт «расстрелянного возрождения», был репрессирован, номер в заключении на Соловках. На фоне громкого фальши тогдашней эпохи его голос донесся из глубины собственной, Исповедальная чрезвычайно его лирическая поэзия питалась духовными источниками украинской нации. Глубоко укоренившаяся в тогдашнюю действительность, она одновременно была причаєним стоическим сопротивлением той облуді. Особенно это ощутимо в поэмах «Галилей» и «Канев». При жизни Евгений Плужник издал сборники «Дни» (1926), «Ранняя осень» (1927), в 1928-1933 гг. готовил «Равновесие», но появилась она только в 1946 г. за рубежом. Уже в наше время вышли «Стихотворения» (1988), «Заговор в Киеве. Роман, пьесы» (1992). Написал 4 пьесы, роман «Недуг» (1928, 1929), заключил вместе с В. Пидмогильным словарь «Фразеология делового языка».
* * * Очень своеобразное место занял Плужник в сложной эпохе, когда свіжоджерельну струю молодого украинского возрождения начала перекрывать мутная наводнение северного тоталитаризма. Как в пересечении этих двух разных стихий кристаллизовалась эта четкая и ясная, как благородный камень, индивидуальность? Она светилась неувядаемым внутренним светом и верой возрождения, что открывало прекрасный мир един». И она (индивидуальность) витворювала спасительное противоядие скептицизма и тоскної скуки видющого самотника против мухоморного общественно-духового раствора большевистской нивелирования и «коллективизации» человека, забріханості и самофальшування и смогла на протест против тирании полицая и догмы. Большая вера великого скептика!.. А жил же Плужник без малейших иллюзий и, между прочим, точно спророкував конец своей судьбы в снегах далекого русского севера. Больной невигойну наследственную туберкулеза, поэт проявил решительность потерять все, кроме своего кредо и своей индивидуальности.
Этот парадокс обращает наше внимание на вполне своеобразную в Плужника способность к интроспекции - видеть самого себя на точно схваченному фоне вещей и явлений, и суток. Еспанський философ Ортега и Гассет считает способность видеть самого себя чертой высших культурнотворчих возможностей человека. Может, с этим связан и філософізм поэзии Плужника, и его замкнутость в себе, как в последний надежной крепости.
Как в случае Свидзинского, внешняя биография Плужника бледная, почти отсутствует, тогда как внутренне, духовно его коротенькое жизни было интенсивное и богатое. В этой замкнутой немногословній души перетоплювався на огне сознания и боли огромный материал гигантской своими взломами и последствиями суток. <...>
Последний сборник стихов Плужника «Равновесие» -это документ победы «духовой человека», что среди какофонии суток нашла себе «тишину», душевное равновесие, уверенность в своей истине, красоте «мира единственной», среди общего распада - «прочная связь между днем бегущим и пространством времени». <...> В одной из своих последних и лучших поэзии «Она сошла к морю...» Плужник неожиданно поражает читателя такой антично-прозрачной и гармоничной линией красоты, которой позавидовал бы и самый большой из неоклассиков. И такой горящей полнотой «жаркой, тяжелой и полной цветка», полнотой силы-которой позавидовал бы и крупнейший мастер подобного типа образов Николай Бажан. Как могло произойти такое чудо у поэта которого дожирали чахоткой и на которого постигла смерть от руки варвара-оккупанта, чудо-зроджене в трупній тотального голода и террора?..
(Лавриненко Юрий. Евгений Плужник // Расстрелянное возрождение.- Париж, 1959.)
|
|