(1901-1937) Представитель интеллектуально-психологической течения в украинской модернистской литературе XX в. В центре прозы художника-сложный, несовершенный и противоречивый мир бытия, никогда до конца не разгадана человеческая душа, человек в единстве биологического и духовного начал. Его произведения показали способность украинской литературы быть самодостаточным художественным явлением, войти в мировой контекст.
Автор сборников рассказов «Произведения. Т. И» (1920), «Повстанцы», «Сын» (1923), «Военный летчик» (1924), «Проблема хлеба» (1927), повестей «Остап Шаптала» (1922), «Третья революция» (1925), «Повесть без названия» (1934, опубл. 1988), романов «Город» (1928), «Небольшая драма» (1930), переводов произведений А. Франса, Г. Флобера, Ги де Мопассана, Оноре де Бальзака, Ж. Верна, Дидро, Доде, Вольтера, В. Гюго и многих других.
* * * «Город» урбанистическое не только своей темой, не только утверждением города и отрицанием и обесцениванием села. Оно урбанистическое и протинародницьке самим подходом, творческим методом автора. <...> Дикция Пидмогильного всегда остается мужественной, карбованою, ироничной и трезвым, он никогда не сбивается в «Городе» на поэзию в прозе - вечная беда нашей прозы. Это ему удается не только потому, что он умеет загнуздувати свои чувства разумом, безжалостно ампутируя любые проявления «разливных слез, плиткої гістерії», но прежде всего потому, что его разум настолько живой, настолько подвижен, что какую бы тему не нарушить, он ослепляет каскадами афоризмов, наблюдений, выводов. <...>
Это-триумф урбанизма в творческом методе. Уже одного этого было бы достаточно, чтобы «Город» было одной из вершин украинской прозы и указателем для ее дальнейшего развития. <...> Среди своего поколения Подмогильный отличался особой беспощадностью и трезвостью видение. Меньше всех остальных он впадал в лирику. Он был одним, может единственным действительно великим украинским прозаиком,- не в том смысле, что не писал стихов, а в том смысле, что его проза была действительно прозой. Но вместе с тем он был человеком своего поколения, и он разделял с ним горький оптимизм его и его трезвое опьянение творчеством.
[Юрий Шорох. Человек и люди («Город» Валериана Пидмогильного) // Ю. Шорох. Не для детей.- Нью-Йорк, 1964.- С 88-89, 95.]
|
|