Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Николай Кулиш
КОРОТКО О НИКОЛАЯ КУЛИША

(1892-1937)
Талантливый украинский драматург XX вв. Его короткую творческую жизнь прервалась трагически - расстрелом. В творчестве этого писателя гармонично и естественно переплелись реалистическое и романтическое, сатирическое и трагедийное начало; вечные общечеловеческие проблемы оригинально витрактовані на национальном материале. Николая Кулиша можно безоговорочно поставить рядом найчільніших представителей мировой драматургической классики.
Автор пьес «97», «Коммуна в степях» (1924), «Так погиб Гуска» (1925), «Зона», «Хулий Хурина» (1926), «Народный Малахит (1927), «Мина Мазайло» (1929), «Патетическая соната» (1931), «Вечный бунт» (1932), «Маклена Граса», «Прощай, село» (1933).
* * *
Темой Кулишевой творчества было наступание человека. Эта тема трагическая, и во все эпохи она была и остается такой. Кулиш пронес ее честно. Он поставил ее глубоко. Он не дал никаких решений, программ и лозунгов, советов и рецептов. Его произведения не были написаны, чтобы ответить на вопрос «Что делать?». Он не был ни Чернышевский, ни Ленин. Он был большой, без преувеличения гениальный писатель, и он знал или чувствовал, что в некоторых случаях беспомощность - дверь в большой литературы. Он был большой мастер, и поэтому он мог пропустить свою тему сквозь разные жанры, от дон-кіхотіяни трагикомического «Народного Малахия», через игривость и юмор «Мины Мазайло», и через геликоны «Патетичної сонаты» к элегии безнадежности в «Маклене Гросі». <...>
От критиков уровня и стиля Щупака пошла легенда, будто Николай Кулиш все свое творчество посвятил национальному вопросу. Это стало его официальным обвинением, и он должен сам утверждать это, как утверждалось каждое официальное обвинение. Но, к счастью, это неправда. Национальный вопрос не играет никакой роли в «Народном Малахієві». «Мина Мазайло» берет эту тему только в шутку. Если бы «Патетическая соната» была только об этом, ее бы не ставил Таиров и другие российские театры, меньше всего в украинском вопросе заинтересованы. В «Маклене Грасе» настоящая тема Кулиша-тема человека становится полным рост и в полной наготе, без всякого фона, времени и быта.
Можно Кулиша рассматривать с политической точки зрения, как при желании можно все рассматривать с этой точки зрения. Это модная болезнь нашего времени. Последствием этого могут быть только бесконечные дискуссии, что никуда не ведут.
Единственно значимый был Кулеш без политики. И поэтому советский режим его уничтожил.
(Юрий Шорох. Шестая симфония Николая Кулиша//Ю. Шорох. Не для детей: Литературно-критические статьи и эссе.- Н.-И., 1964 - С 81-82.)