Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЮРИЙ ЯНОВСКИЙ
КОРОТКО О ЮРИЯ ЯНОВСКОГО

(1902-1954)
Один из самых заметных украинских романтиков XX ст., который был запрограммирован открывать красоту и неизвестные світообрії, побудить к глубоким размышлениям над прошлым и настоящим своего народа, передавать его свободолюбивый дух. Этот яркий талант имел драматическую судьбу - его муза все больше попадала в невольничьи оковы тоталитарной системы.
Автор сборников рассказов и новелл «Мамонтовые бивни» (1925), «Кровь земли» (1927, 1930), «Короткие истории» (1940), «Земля отцов» (1944), «Киевские рассказы» (1948), «Новая книга» (1954), стихов «Прекрасная Ут» (1928), повести «Байгород» (1927), романов «Мастер корабля» (1928), «Четыре сабли» (1930), «Всадники» (1935), «Живая вода» (1947); писал также пьесы, киносценарии, публицистические статьи.
* * *
Юрий Яновский - назвім его «Юрием Третьим» - это был тот, что открыл и завоевал нам морс, море в смысле не в географическом или даже геополитическом, а в смысле психологическом, как отдельный духовой комплекс, который был или ослаблен у нас, или полностью парализованный. <...>
И ранняя книжечка «Прекрасная Ут», и новеллы «Кровь земли» и «Мамонтовые бивни», и, наконец, более поздний роман «Мастер корабля» - то этапы завоевания Моря для нашей духовности Юрием Яновским. <...>
Когда делить народы (за концепцией одной очень интересного історіософа и культурософа) на лирические и эпические, то мы, вне всякого сомнения, является народом ярко лирическим.
Целость нашей литературы (и искусства вообще), начиная от древних песен, от произведений X-XII вв., вплоть по сей день, эту мысль подтверждает полностью.
Итак, здесь на месте есть подчеркнуть, что творчество Ю. Яновского является ярким контрастом к той целости нашего искусства. Есть ибо она эпическая в найповнішім смысле этого слова. И здесь Яновский был «воителем», что, преодолев в себе одну из самых крепких наших национальных черт, «завоевал» малоизвестные нам до сих пор области и просторы эпики.
А усвоение новыми поколениями эпики Ю. Яновского может дать в будущем последствия, размеры которых невозможно сейчас предсказать.
(Евгений Маланюк. Книга наблюдений.- Торонто, 1962.)

* * *
Юрий Яновский был не только организационно причастен к найчільнішого гроздья активных романтиков 20-х годов. Нет, он рядом с М. Волновым и М. Кулишом был самым активным создателем этого стиля.
«Вы отгадали-я хочу топтать романтические полыни»,- заигрывая с воображаемым критиком, писал Яновский еще в 1927 году. Но хочу сразу подчеркнуть: романтическая шпага Ю. Яновского была очень отличная прежде всего от основного метра активных романтиков М. Волнового. Он, как и М. Волновой, Кулиш и другие, любил жизнь, его сложность и разнообразие, его человечность и жестокость. Он, как и они, любил, выражаясь их термином «запах слова». Но ему, после первых двух сборников, уже чужая была намеренная разболтанности сюжета, орнаментальная візерунковість, избыточность лиризма и прозрачность образа. Ему свойственен возвышенный романтический тон вечной молодости, любви, целесообразной труда и мудрости человеческой. Эти мотивы являются основными и определяющими во всей его художественной творчества. <...>
Как художник, он был только самим собой. Дух родной земли, прошлое и настоящее нашего народа, его поражения и героика, его извечная борьба за свободу, его, наконец, большая вера в себя, в свои силы, в свою победу - вот тот психологический, культурный и общественный комплекс, который определял художественное звучание основных произведений Ю. Яновского.
Описания партизанских боев, войны и батальных ситуаций относятся к основным темам Ю. Яновского. Силой экспрессии, размахом и органичностью батальных сцен в украинской литературе
не знаю ему равного.
(Костюк Григорий. Рыцарь культуры нации.
Вместо некролога // В мире идей и образов.-Нью-Йорк, 1983.)