Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Иван Багряный
Формирование героической личности, характеров героя в романе І.Багряного "Тигроловы"




СОДЕРЖАНИЕ

Вступление

Раздел И. Средства характеров героев.
1.1. Процесс формирования личности.
1.2. Понятие "характер".
1.3. Морально-этический идеал багрянівського героя.

Раздел ІІ. Сюжетно-композиционные особенности.
2.1. Жанр приключенческого романа в творчестве І.Багряного.
2.2. Личность и тоталитарное общество в романе І.Багряного "Тигроловы".

Выводы
Список использованной литературы.


ВСТУПЛЕНИЕ

Творческое наследие І.Багряного еще мало исследована, но, безусловно, - это был человек большого таланта и трагической судьбы.

В своем художественном самовыражении он был честным и искренним. Именно этим творчество І.Багряного - особая. Человека он никогда не показывал жертвой, которая сгорела в тоталитарном аду, а героем, олицетворяющим непокоренный украинский народ.

По мнению М.Балаклицького, в произведениях І.Багряного любовь является основным компонентом. А также М.Балаклицький впервые оценивал багрянівські тексты с філософскьо-релігійнх позиций. Который прокомментировал месть "Григория Многогрешного "Тигроловы") своему бывшему следователю Где двину, следующим образом: "Хотя, мы-христиане и должны руководствоваться в жизни христианскими принципами, которые говорят за камень платить хлебом, то однако жизнь такая жестокая и нехристианское, что с теми принципами далеко не уйдешь. ...сама жизнь побуждает пользоваться другой, как христианская, ветхозаветной принципом - око за око, зуб за зуб, или же просто принципом унешкідливлення того "ближнего" ... хочется уберечь свою жизнь"[1]. [3; 158]

В 1920-1930-е годы творчество І.Багряного была негативно аттестована. Революционными критиками. Причислив І.Багряного до писателей !попутчиков", Г. Доленко отметил психологическую разбросанность, неуравновешенность настроений, егоцентричну тематику, декласовість; І.Михайленко отметил пасеїзм, самосозерцания[2]. [цит. За 4; 13]

"Герои Багряного больше сконструированы до того, как, по мнению писателя, должно быть, чем взятые из действительности в полноте життьових проявлений", - считает Ю. Шорох[3] [34; 219]. Это закономерно, поскольку писатель стоит на определенно нереалистичных, даже больше - романтических позициях. Писатель ставит человека - своего современника - в исключительные обстоятельства, в противоестественные для нее условия и испытывает ее ими. І.Багряного интересует, что раскрывается в человеке в экстремальных условиях.

Читая произведения І.Багряного, невозможно не заметить, что герои похожи на самого автора. Его герои - это сильные личности, интеллигентные люди. Таким является сам писатель. Это человек, который идет на службу власти, не занимает угодницької позиции, не й "хамелеоном" и его герой тоже. Это человек, который способен на собственные глубокие рассуждения. Декларируя свою независимую мировоззренческую и эстетическую позицию, І.Багряний в предисловии к поэме "Ave Maria" заявляет: "Не іменуй меня поэтом, друг мой, потому что поэты нынче - это категория преступников, к которой я не принадлежал и не хочу принадлежать. Не іменуй меня поэтом, потому что слово "поэт" сокращенно стало определять - хамелеон, проститутка, спекулянт. Авантюрист, лентяй...

Не іменуй же меня поэтом, друг мой. Я хочу быть только человек, которых так мало на свете, я хочу быть только ею"[4]. [3; 158]

Именно этот монолог открывает нам внутренний мир писателя. Молодой автор стремится стать художником. Чувствует именно в этом свое предназначение. Таким героем, гуманным человеком и просто личностью в романе "Тигроловы" выступает Григорий Многогрешный - героическая личность, которая не терпит лжи и верит в лучшее. Но отдельного исследования, посвященного концепции героической личности еще не было. Это и обуславливает актуальность темы бакалаврской работы.

Целью исследования является системное изучение творчества І.Багряного, концептуальных основ его художественного мышления, которые проявляются в идейно-тематическом и жанрово-стилевой системе автора.

Отсюда вытекают конкретные задачи:

- определить место Ивана Багряного в украинском литературном процессе;

- исследовать истоки мировоззрения писателя;

- проследить концепция героической личности в творчестве І.Багряного;

- проанализировать символичность образов в романе "Тигроловы";

- раскрыть факторы. Которые формируют характер багрянівського героя.

Объектом исследования является роман І.Багряного "Тигроловы".

Предметом исследования является формирование героической личности, характеров героя в романе І.Багряного "Тигроловы".

Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников (38 позиций).


1.1. Процесс формирования личности.

В истории исследования личности выделяют три основные пеони:

1. философско-литературный;

2. клинический;

3. экспериментальный.

До второй половины ХХ века сложилось много различных подходов и теорий личности. В данной работе мы обратимся к психодинамического и соціодинамічного типа теории личности.

В первую очередь следует отметить, что человек личностью не рождается. Она ею становится. В процессе жизни у человека образуются динамические стереотипы, которые являются фундаментом привычных действий, черт характера[5] [20; 135]

Со дня рождения человек испытывает нарізноманітніших воздействий окружающей среды, на которые она неизбежно должна соответствовать определенной деятельностью, что часто закрепляется на всю жизнь и проявляется в определенных чертах характера.

Люди рождаются с различными особенностями функционирования головного мозга. В процессе жизни формируются различные морально-психологические качества. В одной семье при похожих условиях вырастают дети с разными чертами характера.

Многогранность общения, обстоятельств, в которые попадают люди, создают чрезвычайно разнообразные условия жизни и воспитания. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера, который определяет индивидуальность и своеобразие личности. От других черт личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью и более ранним формированием. "человек руководствуется скорее тем, что ей естественно", что "желается", или "не желается". Когда человек начинает действовать как личность, то руководствуется тем, что "должно быть", что "надо", "как положено".[6] [1; 34]

С развитием личности человек начинает жить более нормативно не только в смысле общей направленности, но и в смысле способов поведения.

Рассмотрим соотношение понятий "человек", "личность", "индивид", "индивидуальность".

Человек (homo sapiens) - это природные существо, в которой биологическое в процессе исторического развития, под влиянием социальных условий изменилось, приобрело своеобразных специфически человеческих особенностей.

Понятие "индивид" применяется для единичного природного существа (homo sapiens). Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, как носитель сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

Личность - это конкретный индивид с индивидуально выраженными своеобразными умственными. Эмоциональными, волевыми и физическими свойствами. Характерными признаками личности является ее индивидуальность, под которой понимают своеобразное, неповторимое сочетание таких психологических особенностей человека, как характер, темперамент, восприятие, память, мышление, речь. Почуття. воля. Особенности ее мотивационной сферы. А также наличие у нее свідомості. использование направленности ее деятельности.

Важными психологическими характеристиками личности являются:

1. Устойчивость личности. В поведении, поступках человека, системы его отношений, направленности, при всей ее вариативности и зависимости от конкретных жизненных ситуаций. Наблюдается определенное смысловое единство, стержень образования, постоянство психического склада. Это дает возможность предсказывать поведение человека.

2. Изменчивость личности проявляется в пластичности, способности учесть изменения жизненной среды. Если человек теряет эту способность. То она будет вести себя неадекватно относительно обстоятельств, которые складываются.

3. Единство личности - результат сложной интеграции отдельных частей, в ходе которой каждая черта оказывается неразрывно связанной с другими. Каждая отдельная черта проявляет свое значение в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности.

4. Активность личности проявляется как в общем жизненном тонусе "человека", ва количества жизненной энергии", в степени интенсивности прилагаемых усилий, так и в ее направленности.

Таким образом, можно сделать вывод, что характер человека формируется в процессе его индивидуальной жизни под влиянием общественных условий. В процессе труда проявляются моральные, интеллектуальные, волевые и другие качества личности. Среди факторов, которые имеют для человека жизненное значение и влияют на формирование их характер, особая рол принадлежит воспитанию. Воспитание организует обстоятельства жизни и направляет в нужном направлении жизненные воздействия, подкрепляет их.

Иван Багряный большое внимание уделяет воспитанию человека. Он писал, что мы должны "воспитывать людей смелых и гордых, независимых людей в думаннях и устремлениях, людей дела и риска. Людей борьбы и фанатичной твердости и упрямстве. Людей, способных на жертву"[7] [2; 115]

На достаточно высоком этапе развития личности начинают действовать самовоспитанию и саморегулированию процесса становления характера. Способность к самовоспитанию характера проявляется тогда. Когда у него формируется мировоззрение, и окончательно складывается идеалы, согласно которым она начинает сознательно планировать свою жизнь и определять свое место в нем.

Багрянівський герой, как правило, сильная личность. Это мы попытаемся проследить, используя сведения о психологии личности на примере романа "Тигроловы".


РАЗДЕЛ И. СРЕДСТВА ХАРАКТЕРОВ ГЕРОЕВ.

1.2. Понятие "характер".

Создание характеров - это то главное средство, через который писатель изображает жизнь. Человек в художественном произведении выступает как характер. Поэтому необходимо выяснить, что же такое характер.

Характер - это совокупность основных черт человеческого поведения, определяющих индивидуальные особенности героя. " [.....] Характер раскрывается только в связи с определенными обстоятельствами. Обстоятельства - это среда, социально-бытовые условия. Жизненные ситуации в которых непосредственно действует человек. Они не строятся произвольно, они должны быть художественно оправданы, соответствовать объективным закономерностям реальной жизни.

Образ - характер возникает постепенно. Он вырисовывается с помощью диалогов, монологов, авторских описаний, повествования, взаимодействия с другими героями, размышлений о жизни, людей. отношение к природе. Эти многочисленные составляющие очень важны в изображении многогранного характера. Он должен быть согласован с поступками героя, выдержан в таком духе, чтобы на протяжении всего произведения чувствовалось, что герой является и сама личность. Даже в случае "перерождение" (в положительном или отрицательном плане), с предварительным, змальованими в произведении, чертами.

О характере мы говорим в том случае, когда изображена в произведении человек обрисована достаточно глубоко, вы кончено. В произведении может быть много персонажей, действующих лиц и лишь один или два характера. Настоящий характер содержит скрытый смысл.

Изображая характеры, писатель часто вводит в них типичное, то, что наблюдал в жизни. Важное значение в литературе имеют типы-характеры. Именно для того, что дать читателю представление об определенной среде, его особенности, писатель и изображает характер-тип, созданный этими условиями. По типичным характером мы судим о жизненные закономерности, которые сформировали характер именно таким. Характер, который обобщает в себе определенные черты. Называется типовым или типу. Но даже героя с типичным характером писатель изображает как индивидуальность. Она часто деж в типичных обстоятельствах.

Человек - общественное существо, которое имеет сознание, способна абстрактно мыслить, это высшее творение природы. Личность духовного и материального, личного и общественного. Как существо духовное, она ориентируется на моральные, этические и культурные ценности. А как существо общественное. Человек зависит от общества в котором живет. Они не могут строить свою жизнь. не учитывая взгляды и влияния других. Человек или приспосабливается. Или возникает конфликт между духовным и общественным. По-сколько она существо общественное, то существует опасность превращения ее в предмет манипуляций со стороны общества. Все эти особенности следует учитывать, рассматривая особенности характеров героев І.Багряного.

Целью раздела является исследование особенностей поэтики характеров героев произведений Ивана Багряного.


 

1.3. Морально-этический идеал багрянівського героя

В художественном творчестве І.Багряного доминируют идеи гуманизма и сильной героической личности. Искренняя вера писателя в побед этих начал над силами зла, раздором, воплощается через художественные образы, внутренние монологи героев. В изображении противостояния добра и зла художник опирается на традиции именно украинской классической литературы.

І.Багряному присущ дар воспроизводить внутреннюю красоту человека в его поступках, мыслях и даже руках. Всем своим жизнями и своим творчеством он утверждал мысль: вопреки посягательствам на свободу личности, человек жив. Недаром Юрий Шерех отметил: "Багряный - человек, чья жизнь и творчество - одно упорное и героическое, великое нет: нет русификации, нет - цензуре, ни - безправ'ю, нет - не человечности, и тысячи меньших нет, пронесенные и стверджені сквозь пытки и, фронты сквозь подвиг труда, и труд подвига. [ ; 139].

Возвеличивание человеческой индивидуальности, как в то время проповедовалось массовом, акцент на самоценности каждой человеческой жизни красной нитью проходят через все творчество І.Багряного. В центре своей философии гуманизма художник ставит любовь: любовь к ближнему, любовь к женщине, мужчине, - для него. - это самая большая из всех религий.

Все произведения художника проникнуты неугасимой верой в человека. Ведь доминирующая в нем тема - "триумф человеческого достоинства на истине человека в пограничной ситуации борьбы и страданий среди бесчеловечности подневольной действительности".[8] [цит. по В.В.; 137].

Писатель верил в то, что уродливая советская действительность. Ад какой он показал в своих произведениях, не уничтожила и не изуродовали человеческий и национальный дух украинца. Она, эта идея, воплощенная в ярких художественных образа главных героев - молодых украинцев, людей героического характера, типа Григория Многогрешного с "Тигроловів" Андрея Чумака из "Гефсиманского Сада", "Максима Колотая из романа "Человек бежит над пропастью", штурмана Матяжна с "Morituri. В этих образах выявлены лучшие черты современников І.Багряного и его самого, которых не лишили достоинства и веры в добро жестокости реальной жизни. Это люди суровой судьбы и большого сердца.

Их путь - путь терпения, физических и духовных мук и пыток. И они проходят этот путь отважно и прямо.

О. Шугай, в своих исследованиях убедительно доказывает, что одрази главных героев І.Багряний творил из самого себя, из собственной биографии. Нелегкий жизненный путь, по мнению литературоведа, больше подтолкнул писателя к созданию национального героя. [9][ ; 133].

І.Багряний верит в способность людей, а не экономических факторов влиять на ход истории, потому и приветствует приход сверхчеловека в хорошем смысле этого слова. Он мечтал о человеке с "высоким потолком", человека, цельную, хорошую и сильную, нежную и волевую, неотделимую от своего народа, про великанов, способных создать Новую Украину.

Сильные, отважные личности являются избранниками Бога, с ними всегда благословение, содействие, улыбка судьбы. В "Тигроловах" эта идея выражена в ряде пословица, таких как: "Бог не без милости, казак не без счастья", "Смелые всегда имеют счастье", недаром же "иностранцы указывают на благородство и доблесть" как ведущие мотивы этого произведения. Именно смелые является элитой, настоящей аристократией. Принадлежность героев І.Багряного к новой аристократии также базируется на твердости их убеждений, оптимистическом настроении, выдающихся личных качествах.

Важной чертой сильной, гуманной личности произведений І.Багряного есть осознание своего призвания. Назначения. Григорий Многогрешный воспринимает себя лидером, проводником масс, будителем национального духа.

Проявлением личности мироощущение главных героев І.Багряного является индивидуализм. Они не только обходятся без чужой помощи, но и постоянно помогают другим, слабее себя. Это прослеживаем и в романе "Тигроловы".

"Настоящие" герои І.Багряного не способны на измену, с обостренным чувством несправедливости. Беглец, аретоант Григорий Многогрешный с "Тигроловів" убежден, что единое преступление. Совершенное им - кража орехов в бурундука (герой берет их после нескольких дней изнурительного бегства, преследования).

Видимо, он не перестал думать, так и после убийства своего бывшего следователя, майора Медвина.

Такой в романе предстает и семья Сирко, в которых живет Гриша в тайге. Мир суровости, унижения им противен, они высмеивают и отрицают его[10]. [4; 67-70].

Серы последовательны в соблюдении собственных законов гостеприимства, права собственности, религиозности, благодарности. Уважения к старшим солидарности, трудолюбия. Для них компромисс с собой, совестью - грех. Царит непреодолимое стремление душевной чистоты.

В "Тигроловах" писатель развернул идею страдницьких странствий. Пережив юношескую веру в национальную революцию и черное разочарование от ее идеалов в 1930-ых гг., он искал доказательства бессмертия своего народа, почвы для дальнейших надежд на его светлое будущее. Именно такими были дальневосточные украинцы - люди, которые сохранили национальное достоинство. Традиции и закалились в поединке с природой[11]. [4; 67-70].

Таким образом, настоящий герой І.Багряного - это человек с большой буквы, гуманная, героическая личность, стремлюсь чего-то высшего сверхъестественного. Именно таким и является Григорий Многогрешный - человек честный, принципиальный, требовательный к себе и окружающим, это человек, у которого обостренное чувство несправедливости, это человек. Которая не может терпеть измену. Это человек, который никогда и ни от кого не ждет помощи, а наоборот пытается помочь слабее себя и в этом ему Бог помогает.


РАЗДЕЛ ІІ. СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

2.1. Жанр приключенческого романа в творчестве І.Багряного.

Жизнь І.Багряного полна опасности и сплошного дискомфорта. Но несокрушимой была вера писателя в победу сил добра над силами зла, раздора. Именно этим светоносным целебным оптимизмом прошла все его творчество в том числе роман "Тигроловы". Замысел произведения вынашивался во время пребывания автора Баклагу, когда, убегая из концлагеря, он бродил по тайге и скрывался в домах мужественных дальневосточных охотников - звероловов, потомков выходцев с Украины. Именно автор вспоминал: "Охотское море. Тайга. Тундра. Звіроловство. Были там поселение давно оседлых наших людей из Украины. Асе это, сказать честно, мне было даже интересно"[12]. [цит. по 25; 44]. Из этого любопытства, очевидно и родился в 1943 году приключенческий роман "Тигроловы" (первоначальное название "Звероловы")".

Приключенческая повесть как литературный жанр имеет собственные. Чисто условные (как, впрочем, во всех литературных жанрах) формальные признаки, что среди них на первое место следует поставить четкое разделение персонажей на две категории: положительных и отрицательных, а также обязательную конечную победу доброго начала на злым.[13] [12; 5].

Однако "Тигроловы" не полностью укладываются в жанровое определение "приключенческая повесть": автор сочетает приключенческий сюжет с описанием дальневосточной природы, и край образные (пейзажные) дигрессии роднят его с популярным в 20-х годах канадским прозаиком Дж. О.Кербудом. С Кербудом объединяет украинского писателя и экзотика, строгого неисследованного края (в Кербуда - это Далекий Север в Багряного - Дальний Восток) и мотив погони (только в І.Багряного герой не гонится, а должен бежать и скрываться). и тут девушки, выросшей среди нетронутой природы и имеет такую же девственно-чистую душу. Обоих писателей возвышает над уровнем прикладного приключенческо литературы, умение рисовать природу. Однако, содержание "Тигроловів богатый, чем содержание повестей Кербуда, однако для Багряного, как, кстати, и для его читателей, много весит третий - первые два - приключенческий сюжет и пейзажные гресії) аспект повести - ее идеологическая направленность: как положительные, так и отрицательные персонажи произведения Багряного выступают как носители определенных идеологических комплексов. Достаточно сказать, что главный Геро Тигроловів" Григорий Многогрешный - это политический заключенный, сбежавший из транспорта, а его преследователи - чекисты.[14] [12; 6-7].

На первый взгляд "Тигроловы" можно считать социально-бытовым романом про охотников в Уссурийской тайге. Однако в основу его положены впечатления писателя от пребывания в лагерях УИК "Дальнєвосточного края).

Поэтому обратим внимание на политическую сторону "Тигроловів", на идеологический конфликт - завязку романа, что берет начало из советской молодости І.Багряного - между человеческой единицей и тоталитарной системой. В Романе автор ярко изображает человека и огромную тоталитарную систему, подавить человеческую силу и несокрушимость духа. В образе человека в романе предстает мужественный Григорий Многогрешный, а в образе тоталитарной системы Багряный показывает следственного Медвина и его сторонников. Автор блестяще описывает победу человека над той системой, т.е. побед добра над злом.

Захватывающе стремительно разворачиваются события романа, напряженно развивается конфликт. Сюжет "Тигроловів" насыщен чрезвычайными событиями, неожиданными крутыми коллизионными поворотами, динамичным их развертыванием. Читатель находится в постоянном напряжении: бегства, преследования, атмосфера таинственности, загадочности, сенсационные случаи или сообщения. Смелые предположения и разгадывание поглощают внимание, стирая гран имидж мнимым и действительным мирами.

"Тигроловы" І.Багряного по жанру - приключенческий роман. Здоровье, силу, рыцарство и любовь к человеку и к своему народу - такие черты, находит критик Юрий Шорох в "Тигроловах", считая, что писатель этим произведением "утверждает жанр украинского приключенческого романа, украинского всем своим духом, всем направлениям, всеми идеями, чувствами, характерами. Этим он говорит новое слово в украинском литературном процессе"[15] [цит. по 25; 44-45].

Щедрая и благосклонная критика в немецкой прессе свидетельствует, что "Тигроловы" стали новым и именно украинским словом в приключенческом жанре мировой литературы.

Как отмечает А.ковальчук, "Тигроловы" выгодно контрастируют с намивом бездарной, вялой украинской советской прозы для подросткового и юношеского возраста, которая систематически отражает в своих адресатов охоту к чтению вообще.

"Роман очаровывает настоящим шармом приключенческого жанр: динамичным развитием событий, благородством поведения главных героев, их умением находить выход из многочисленных экстремальных ситуаций, торжеством справедливости".[16] [15; 38].

Таким образом, многие ученые, а в частности: А.ковальчук, Ю.Шерех и другие считают, что "Тигроловы" І.Багряного без всякого сомнения - приключенческий роман, поскольку "Тигроловы" не полностью укладываются в жанровое определение "приключенческая повесть".

 


2.2. Личность и тоталитарное общество в романе І.Багряного "Тигроловы"

"Тигроловы" - роман многоплановый, и прежде всего это произведение-протест против нарушения элементарных человеческих прав.

Автор сумел показать все недостатки тоталитарного режима, влияния на судьбу отдельного человека - молодого украинского интеллигента инженера-авиатора Григория Многогрешного; показ жестокости и низости прислужников режима; описания быта и традиций потомков переселенных в тайг украинцев; романтической любви Григория и Натальи. Это отражено и в композиции.

Композиция романа обусловлена жанровыми особенностями: произведение состоит из 12 разделов, ряда подразделений, похожих на новеллы, которые имеют интригующие названия: "Дракон", "Мир на колесах", "Впопыхах со смертью", "Мятеж и капитуляция", "Бог любви", "Веселая робинзонада". "Не ходи босой" и другие. Они вполне отражают "ритмы жизни главного героя. Вне сюжетные элементы - пейзажи. Портреты, сценические моменты - всегда романтично окрашенные. Особенно захватывают воображение читателя экзотические панорамы Сихотэ-Аліне, описания, пейзажей на Змеиной и Голубой Падях. Интерьеры представлены точно и красочно, со многими красноречивыми деталями. Интересные исторические экскурсы. Что они вложены в уста разных персонажей.

Важная роль принадлежит экспозиции со своеобразно запрограммированной идеей произведения. Поезд-дракон, которого ведет паровоз - глава "Иосиф Сталин" и подпихивает демон "Феликс "Дзержинский", который имеет брюхо, "натоптане доверху" тысячными жертвами, летит в черную тьму, в пропасть, в небытие. Этот эшелон смерти, сформированный ОГПУ-НКВД, олицетворяет угрозу уничтожения, которая стала реальной для граждан великой советской империи. И вот всплывает на обставленными штыками и обвитыми ужасной государственной тайной вагонами широкая украинская песня. Она "поднимается на крылья", "звучит и бьет крыльями над стеной дракона", "мелодия становится все мощнее, кипит, бурлит."[17][цит. по 25; 49] и взбесившиеся стражи бессильны остановить ее. Ибо - глос невпокореної воли, свидетельство непреодолимости украинского духа.

Сюжет разворачивается с интригующей завязки: на последней станции оказывается, что сбежал опасный заключенный Григорий Многогрешный, которого следил сам начальник эшелона. Это сразу вызывает у читателя интерес к будущей судьбы того смельчака.

Дальнейшее развитие действия состоит из ряда опасных для Григория ситуаций, каждая из которых - предвестник главного кульминационного момента. Вот голод и усталость совсем парализовали волю и истощили силы беглеца. Выдержит ли он? А вот его накрыла вместе с тяжелой ведмежею тушей черная ночь обморока. Не на совсем? Далів Григорий со своим названным братом Григорием бросает вызов судьбе - едет поездом без документов в Хабаровск, где каждую минуту его могут задержать. В городе хочет идти даже в пасть к своего заклятого врага - НКВД. Григория замечают и преследую, но и здесь счастливая судьба спасает его. И наибольшей силы достигает конфликт при почти невероятной встречи Многогрешного и Медвина в таежном безлюдді. Григорий расправляется с палачом. Завершается роман полным триумфом благородных идеалов. Счастливая развязка тех. Происходит на грани невозможного - влюбленная пара благодаря своей сообразительности, находчивости и смелости переходит границу и оказывается в безопасном месте.

Хотя роман имеет конкретные временные рамки, посвященный событиям, которые для многих стали далекой историей, он выдвигает немало актуальных проблем, которые относят к категории вечных: добра и зла, жизни и смерти. Справедливости и наказания, морального выбора, воли к жизни и целеустремленности, отношений человека и природы, семейных взаимоотношений верности вековым традициям предков и, конечно, любви.

Про зло и смерть читатель узнает уже из первых строк романа. Они олицетворенные в страшном "драконе" - этапном эшелоне ОГПУ-НКВД (отдела государственного комиссариата внутренних дел), который мчится на муки и смерть тысячи обреченных безнадежных, змордованих - хочет отвести их в безвестность, чтобы о них не знал никто. Тот поезд - таинственная и страшная легенда об исчезновении душ. Кого же везет "огненный дракон" - воров, убийц, разбойников? Почему юноши 20-25 лет превратились в дедов, пережив столько, что некоторым и за всю жизнь не суждено?

Само слово дракон говорит о себе. Дракон в сказках - ГК воплощение зла, неконтролируемой силы, это всегда что-то страшное, опасное, дышит огнем. Даже в воображении детей дракон - это что-то очень страшное, никем непобедимое чудовище, которое все уничтожает и поедает лучших и продолжает искать все новых и новых жертв, чтобы наконец насытиться.

Дракон - это существо, которое имеет несколько голов, недоступна, неумолимое, приносит только боль, страдания и несчастья. Но в романе І.Багряного "Тигроловы", дракон - это поезд с одной головой, олицетворением которой является сам Сталин, который всеми способами пытается уничтожить непокорный украинский народ. Но, как известно, в украинских народных сказках дракона всегда кто-то побеждает, то есть должен найтись тот, кто победит, и героическая личность, которая станет выше над головой нищівника украинской нации. Именно так и происходит в романе, ведь Григорий Многогрешный и является именно той героической. Личностью, которая без всяких колебаний стала на защиту украинского народа, что становился жертвой сталинской системы; дала вызовы судьбы, становясь в поединок со своим злейшим врагом - следственным Медвином. Конечно, пойдя на такой отчаянный шаг, Григорий Многогрешный прекрасно понимал, что ему нужно навсегда забыть о спокойную, тихую и мирную жизнь. И он, конечно, был прав.

Вот как говорит об этом "главный герой Григорий Многогрешный: "Этот пес (майор НКВД) отбивал мне печени, ломал кости, раздавливал мою молодость и пытался поцарапать сердце, если бы достал. А потом спроводив к сумасшедшие! И все зато, что любил свою родину... Я сбежал из дурдома... Потом меня опять поймали и опять мучили такие, как он, - его приспешники... А потом приговорили к двадцати пяти годам каторги. Двадцать пять лет! А я всех имею двадцать пять. И все только за то, что я любил "свой несчастный крае и народ..."[18] [3; 187]

Следовательно, единственная вина этих людей - то, что они сыны своей земли и не отказались от нее, не захотели стать рабами и "секстами" ("секретными сот рудниками" - донощиками)" страшной тоталитарной системы.

Но зло может крыться и в несколько привабливішій личине. Тем же путем, что и эшелон смерти, шел "Тихоокеанский экспресс нумер один" - чудо цивилизации, вершиной человеческой требовательности и фантазии. Роскошь и разврат на фоне голодной, за тероризованої страны. А ехали в экспрессе "ответственные відрядженці и безответственные рвачи и дезертиры с партбилетами и без, с дисциплинарными взысканиями и без... Искатели сногсшибательных приключений, а еще больше головокружительных карьер. Искатели счастья и "длинных" рублей. Любители долгих командировок и еще более длинных чисел в банковых чеках...[19] [25; 46]

На протяжении всего романа идет поединок жизни и смерти, добра и зла. Хоть смерть и зло часто побеждают (вспомним рассказ старого Мороза о своих посещениях Комсомольская, мысли Григория в поезде до Хабаровска, его встреча в ресторане с украинскими девушками, которые ценой своего позора и унижения пытались спастись), не погибает надежда на лучшее, на конечную победу справедливости. И счастливая судьба главного героя, тому подтверждение, хоть Григорий Многогрешный придерживался такого жизненного девиза: "Лучше умереть на бегу, чем жить, гниючи!" и выбирал не просто жизнь, а жизнь достойную[20].[3; 219]

Справедливая кара спостигнула мучителя и истребителя человеческих душ, майора ОГПУ-НКВД Медвин, который построил свою карьеру на крови и костях людей. Однако это, конечно, на выход - уничтожить одного - двух конкретных негодяев, на их место встанут сотни других, сформированных тоталитарным сталинским режимом.

Перед героями романа, особенно перед главным - Григорием Многогрешным, постоянно встает проблема нравственного выбора. Отказаться от родного и близкого, от Украины, прозябать, а не жить, или остаться верным своим убеждениям, но пройти через это все круги ада в сталинских застенках и на каторге? Григорий, потомок славного гетмана. Как истинный рыцарь духа, выбирает самое трудное. Даже не думая об опасности, серы принимают в свою семью спасенного юношу - земляка, как родного сына. Мед вин тоже делает свой выбор. Ради карьеры становясь на путь подлости и нечеловеческой жестокости. Расплата за это соответствующая - страх течение всей жизни, беспокойство и никчемная смерть.

Время от времени перед Григорием Многогрешным очень остро встает проблема выживания - физического и морального. Решает он ее каждый раз лишь благодаря необычайной воле к жизни и целеустремленности.

Многие страницы романа посвящены описаниям природы, охоты, жизни людей среди дикой природы. Тогда неизбежно встает проблема отношений человека и природы. Тайга большая и прекрасная, удивительная богатая, но строгая к людям, что не знают ее законов и тайн, которые не решительные, не выносливые, трудолюбивые, смелые.

Для человека умного, наблюдательного, чувствительной к красоте природа является источником эстетического наслаждения.

Еще одним важным символическим образом в романе "Тигроловы" является природа.

Природа - это колыбель человеческой цивилизации. Всегда она давала человеку материальный достаток и удовольствие от общения с ней. И при бережном к себе отношении благодарила стократ. Еще Сковорода призывал жить в гармонии с природой. Но природа для слабых духом. Неумелых и неопытных может быть жестокой, даже губительной.

В романе І.Багряного "Тигроловы" пейзажам уделено много внимания. В основном это описание дальневосточной тайги, и начинается он с напівгумористичної легенды о том, как Господь создал этот удивительный край.

Детально, со знанием дела описывает И,Багровый чотирьох'ярусну тайгу, хребты и становики, что меняют свой цвет, реки, пади и водопады, приводит легенды о происхождении их названий.

С любовью и незаурядным художественным мастерством описывает автор лесных обитателей, иногда чуть ли не от их имени. Природа у писателя всегда живая и одухотворенная.

И. Багровый изображает природу в разные времена года, в разное время. Дикая она, могучая и часто страшная. Можно вспомнить немало эпизодов, когда герои романа оказывались на грани смерти или в большой опасности. Подробно описывает писатель, паутів - страшное бедствие для людей и всех лесных жителей. Читателю становится понятно, что выживают в таких условиях сильнее.

И все же воля человека, его трудолюбие побеждают. Недаром этот край называли "золотым Эльдорадо". Действительно, богата земли, лес и вода давали человеку все, когда она прилагала своих усилий. Беда лишь в том, что одни люди не дали спокойно жить другим, навязали новую общественную систему и потеряли все достижения. Так распалась "Серкова государство", и только ее остатки прятались в густых дебрях от завистливого и хищного глаза власть имущих.

Таким образом, природа в романе "Тигроловы" является также одним из главных обобщенных образов и служит прекрасным фоном для развертывания сюжета и образотворчества, подчеркивание черт характера героев.

Итак, природа - это окружающий нас мир, иногда очень суровый. С другой стороны, и человек может относиться к нему слишком жестоко. Григорий, наделен прекрасными человеческими качествами, сумел найти общий язык с тайгой, сделать ее своей союзницей, другом.

Привлекают искренностью и дружественностью, родственные отношения в семье Сирков. Они основываются на глубоком уважении и любви друг к другу. взаимопонимании, стремлении быть одной мужественной командой. Особое значение это имеет на охоте. Здесь один ошибется - другие могут пострадать. Родители болеют за детей, сызмальства научили их всему, что умели и знали, чтобы те могли выжить в суровых условиях дальневосточного края. Мать воспитала в детях любовь к неизведанного ими дальнего края предков - Украины, сохранив весь уклад украинской жизни - одежда, домашнее убранство, праздники, песни и предания! Дети - Григорий и Наталья - любят и уважают родителей и друг друга. хоть иногда соперничают и соревнуются в охотничьей сноровки. Они готовы в любой момент прийти друг другу на выручку, свято соблюдают обычаев предков, чтят праздники и обряды, народные песни. Построена на высоконравственных началах семья Сирко дает приют незнакомом, но, судя с первого поступка, благородному юноше, который оказался еще и земляком. Она обеспечивает его всем необходимым, берет на охоту, чтобы тот не чувствовал себя иждивенцем. Следовательно, ставя проблему семейных отношений, автор утверждает, что семья крепкая только та, где взаимоотношения строятся на любви и уважении, на выработанных веками традициях и обычаях, на принципах гуманизма и добра.

Самыми романтичными и привлекательными, пожалуй, в "Тигроловах" есть страницы, посвященные любви. Казалось бы, какие тут проблемы. Есть он и она - молодые, красивые, тайно влюбленные друг и водного. Но как непросто складываются их отношения! Она - гордая и целомудренная, настоящая казацкая кровь. Он - сильный, благородный и смелый, но со страшной тайной, с клеймом заключенного-беглеца. И все, кто с ним сталкиваются, кто его помогает, подвергаются опасности. Поэтому Григорий ладен подавить любовь в своем сердце, страдать молча, чем поставить под угрозу любимого человека. Вот это и есть настоящая любовь, истинное благородство души. В решающую минуту разлуки девушка решается на поступок, на который не каждый способен, делает первый шаг и делит с любимым его тяжелую судьбу беглеца. Согласна с авторской концепцией - "добро непременно победа" - судьба у влюбленных оказывается счастливой. Они с боем переходят границу и оказываются в безопасном месте. Хотя не очень верится, а молодожены, с их пылким нравом, смогут дальше в спокойствии, без приключений и опасностей. Ведь Григорий Многогрешный лелеет тайную мечту увидеть Украину свободной.

То же любви героев роман - не только взаимное влечение, симпатия, а, прежде всего, родство и благородный порыв пылких молодых душ.


ВЫВОДЫ

"Тигроловы" является одним из самых интересных в украинской литературе, и не только. Ведь мы знаем, что "Тигроловы" вошли через переводы на немецком, голландском, английском языках в мировую литературу.

Интересным является тот факт, что свое произведение писатель написал за четырнадцать дней и на закрытом, литературном конкурсе 1944 года во Львове добыл первую премию.

"Тигроловы" - это плод болезненных воспоминаний о многолетнее свертывания на Дальнем Востоке.

"Тигроловы" - это новое слово в украинской литературе. Где автору удалось совместить приключенческий жанр, национальную идею и идею сильной, героической личности.

"Тигроловы" - это романтическая реалистичная, лирическая и сточная рассказ о украинского интеллигента - узника, правнука гетмана Демьяна Многогрешного, могучая воля и дух которого не дают сломаться под пытками сталинского режима, придают сил для фантастического побега из мира тьмы и ада. Стать свободным человеком помогают, Григорию украинцы Дальнего Востока - мужественные и смелые, умные и сообразительные люди тайги.

Следовательно, И Багряный устами своего героя высказывает глубокое сожаление и возмущение по поводу геноцида украинской нации "Малой Украиной" на Дальнем Востоке, писатель убедительно показывает, чего могут достичь свободные, сильные люди своим трудом. Но всю Украину не переселиш в захолустье, не обгородиш высоким забором и не закроешь на замок от врагов. Поэтому Г.Многогрішний, было вернуться в родной край героем и освободителем.

"Смелые всегда имеют счастье" - эти слова рефреном звучат на протяжении всего повествования о трудный путь Григория Многогрешного. Сначала их произносит старая Сірчиха, потом повторяет главный герой и, наконец. Именно этими словами заканчивается роман. А действительно ли в смелых всегда есть счастье?

Если бы Иван Багряный - - в произведении почти его двойник Григорий Многогрешный - не был таким смелым, не стал ба он так явно утверждать он мог приспособиться к обстоятельствам. Жить тихо и уютно, растить детей. Делать карьеру и чувствовать себя счастливым? Очевидно, мог бы, если бы был другим.

Но вся суть в том, что автор и его герои - не обычные среднестатистические граждане. Им суждено было родиться рыцарями духа, стать бесстрашными - не прирученными "тиграми" в мире насилия, полного безвластия, всю жизнь бежать над пропастью страданий и безысходности и именно своей смелостью приобретать право на жизнь и, конечно, же на счастье. Их не могло удовлетворить маленькое, как стекло в окне, счастье для себя. Они хотели счастья для своего несчастного края и, отчаявшегося в лучшее будущее народа.

Не могу быть и сомнения, что Григорий Многогрешный - сильная, героическая. Гуманная личность, которая ни от кого не ждет спасения, а наоборот, вопреки своим силам и возможностям, пытается помочь другим, слабее себя. Он - жизнелюбивый, полнокровный и полноценный в чувствах, поступках, способен отстоять себя и близких себе людей, защитить их права и счастье. В общем он - воплощение Добра. Григорий - это человек, у которого чрезвычайно мощная воля к жизни, и не какого-нибудь. А достойного человека. Определяющим жизненным принципом Григория Многрішного является также его верность нормам общечеловеческой морали. Вопреки своей фамилии, он только и имеет грехи перед миром. Что в минуты нечеловеческого голода забрал у бурундучка припасенные им на зиму орехи. Но и в том искренне каялся.

Вот так всю жизнь страдая от человеческой жесткости и несправедливости, Григорий пытается следовать освященной веками народной морали.

Смелость помогла Григорию не только спастись из паши дракона, сохранить жизнь, поквитаться с врагом, но и завоевать сердце гордой, красивой Наташи Сірківни. То есть иметь счастье и в личной жизни.

Недаром роман І.Багряного "Тигроловы" имел необычайный успех в западном мире, в частности среди немецкой молодежи. Конечно, внимание читателя - украинца, прежде всего, привлекает правдивое изображение страдания родного народа, описание экзотических краев и приключений героев, вызывает симпатию главный герой как носитель национальной идеи.

Видимо, молодежь всегда восхищается сильной личностью. Именно таким и является Григорий Многогрешный. Итак, наверное. Известные своим практицизмом европейцы покупали книжку своим детям с воспитательной целью, чтобы читали и знали, что жизнь полна трудностей и испытаний, и надо быть к ним готовыми. Однако популярность романа прежде всего объясняется авторской позицией: верой в Человека, в его способность не отступать ни на шаг от своего выбора и общечеловеческих моральных норм, находить достойный выход из трудных обстоятельств. Нас очаровывает багрянівський идеал украинского интеллигента 30-х годов, воплощенный в образе молодого инженера, потомка славного казачьего рода.

Сам для этого и вернулся сегодня в Украине Иван Багряный - певец и выразитель оптимизма и непобедимости украинского народа.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Асмолов А.А. Психология личности. - М., 1990. - 254 с.

2. Багряный И. Кого должны воспитывать? Из архива писатель...//Под знаком Скорпиона., К., 1994. -

3. Багряный И. Тигроловы. Огненное круг. - К., 1996.

4. Балаклицкий М. "Новая религиозность" Иван Багряный: Монография - К., 2005. -167 с.

5. Батенко Т. Я хочу быть только человеком, каких мало на свете: К 95-летию со дня рождения І.Багряного. - 2001. - 9 октября - С. 6.

6. Бернадські Н. Иван Багряный // Русский язык и литература. - 1999. № 38. - С. 1-5.

7. Василюк В. Морально-этический идеал и трансформация автобиографического материала в творчестве молодых ученых. - выпуск 6. - К., 2004. - С. 136-140.

8. Гусева С Тема урока: "Тигроловы" И. Багряного // Слово и время. - 1994. - № 6. - С. 61-65.

9. Дзюда И. Романтик сердцем, реалист мнением // Образования. - 1996. - 16 октября. - С. 12-13.

10. Жулинский М. Иван Багряный // Слово и время. - 1991. - № 10. - С. 7-13.

11. Жулинский М. "Я хочу быть только человеком, каких мало на свете": К 95-летию со дня рождения І.Багряного // Высокий замок. - 2001. - 9 октября. - С. 6.

12. Качуровский И. ... И четвертое измерение сюжет: О творчестве І.Багряного // Литературная Украина. - 995. - 16 ноября. - С. 6.

13. Клочек Г. Знать своих героев (І.Баграний "Тигроловы") // Русский язык и литература в средней школе. - 1999. № 2. - С. 91-108.

14. Клочек Г. Романы Ивана Багряного "Тигроловы" и "Сад Гефсиманский". Учебное пособие. - Кировоград, 1998.

15. Ковальчук О. "Мы есть. Были. И будем мы!" (изучение романа И. Багряного "Тигроловы") // Чудо слово. - 999. - № 7, - С. 36-41.

16. Ковальчук О. Новейший украинец в саду страданий (образ главного героя романа І.Багряного "Сад Гефсиманский") // Чудо слово. - 1997. - № 7. - С. 38-40.

17. Лавриненко Ю. Иван Багряный - политический деятель и писатель // Украинское слово. - Кн.. - 2. - С. 612-616.

18. Логвиненко Н.И. Багряный "Тигроловы" // Русский язык и литература. - 1999. - № 38. - С. 5-6.

19. Марцинюк Т. Человек на трагическом экзамене, истории (О романе І.Багряного "Тигроловы", 1944) // Колокол. - 1995. - № 10. - С. 149-150.

20. Макарова А. Синельников В. Общая психология. - К., 2005. - 180 с.

21. Мудрак Л. Идейно-художественный анализ романа І.Багряного "Тигроловы" // Русский язык и литература. - 1999. - № 38. С. 7.

22. Насмінчук Г., Бойчук В. "... инсценировка по роману І.Баграного "Тигроловы"// Чудо слово. - 1999. - № 7. С. 41-43.

23. Неврлый М. Маланюк И. Баграний: две концепции освобождения Украины // Слово и время. - 2003. - № 10. С. 28-34.

24. Совет И. "Строка художника - это шитье. Что в каждой стебнівці его много воспоминаний..." /"Тигроловы"/ // Украинская литература в общеобразовательной школе. - 2001 - №6. - С. 24-28.

25. Роздольский И. Ловцы фортуны. Художественный мир "Тигроловів" // Все для школы. Украинская литература 11 класс. И. Багровый. - К., 2001. - С. 44-73.

26. Святовец В. Магический кристалл: Критика на произведения І.Багряного // К. - 1993. - № 12. - С. 109-111.

27. Семенчик И. К изучению творчества І.Багряного ("Тигроловы") // Русский язык и литература. - 1997. - № 18. - С. 2-5.

28. Сологуб Н. И. Багряного // Языкознание. - 1993. - № 1. - С. 43-47.

29. Тарновский В. Творчество І.Багряного - одиссея человека над пропастью // Тарновский В. Известное и позавідоме. - К., 1999. - С. 362-370.

30. Турут Т. Изучение творчества Ивана Багряного в школе. Пособие для учителя. - К., 2003.

31. Теслюк Л. Семья Сирко /по роману И. Багряного "Тигроловы", урок/ // Русский язык и литература в школе. - 2000. № 3. - С. 36-38.

32. Усан В. К 90-летию со дня рождения Ивана Багряного // Березиль. - 1995. - № 11-12. С. 81.

33. Череватенко Л. "Ходи только по линии наибольшего сопротивления и ты познаешь мир" // Багряный И. "Человек бежит над пропастью: роман - К., 1992. - С. 293-319.

34. Шорох Ю. Украинская эмиграционная литература 1945-1949 // Пороги и Запорожье. Литература. Искусство. Идеологии. Три тома. - Харьков, 1996. - Т.1. С. 196-235.

35. Яценко Т. Украинская семья на трагических скрижалях истории: по произведению І.Багряного "Тигроловы" // Украинская литература в общеобразовательной школе - 1999. - 1№ 1. - С. 29-33.

 

 

 

 

 

 

________________________________



[1] Багряный И. Тигроловы. Огненное круг. - К., 1996. - С.158.


[2] Балаклицкий М. "Новая религиозность" Ивана Багряного: Монография - К., - 2005. - С. 13.


[3] Шерех Ю. Украинская эмиграционная литература 1945-1949 // Советы и Запорожье. Литература. Искусство. Идеологии. Три тома. - Х., 1998. - Т.1. - С.219.


[4] Василюк В. Морально-этический идеал и трансформация автобиографического материала в творчестве І.Багряного // Литературные горизонты: труды молодых ученых. - выпуск 6. - К., 2004. - С.136.


[5] Макарова Л.Л. Синельников Д.Н. Общая психология. - К., 2005, - С. 135.


[6] Асмолов А.А. Психология личности - М., 1990. - С. 34.


[7] Багряный И. Кого должны воспитывать? ... Из архива писателя... // Под знаком Скорпиона, К., 1994. - с. 115.

 


[8] Василюк В. Морально-этический идеал и трансформация автобиографического материала в творчестве І.Багряного 1) Литературные горизонты: труды молодихв ных. - выпуск 6. - К., 2004. - С. 137-139.


[9] Василюк В. Морально-этический идеал и трансформация автобиографического материала в творчестве І.Багряного 1) Литературные горизонты: труды молодихв ных. - выпуск 6. - К., 2004. - С. 137.

 


[10] Балаклицкий М. "Новая религиозность" Іюагряного : Монография - К.: Факел, 2005. - С. 67-70


[11] Балаклицкий М. "Новая религиозность" Іюагряного : Монография - К.: Факел, 2005. - С. 67-70

 


[12] Роздольська И. Правке фортуны. Художественный мир "Тигроловів" // Все для школы. Украинская литература 1 класс. І.Багряний. - К., 2001. - С.44.


[13] Кочуровський И. И четвертое измерение сюжет. О творчестве І.Багряного // Литературная Украина. - 1995. - 16 ноября. - С.5.


[14] Качуровский И. ... И четвертое измерение сюжет: О творість І.Багряного // Литературная Украина. - 1995. - 16 ноября. - С. 6-7.


[15] Роздольська И. "Ловцы фортуны. Художественный мир "Тигроловів" // Все для школы. Украинская литература 11 класс. И. Баграний. - К., 2001. - С. 44-45.


[16] Ковальчук О. Мы являемся. Были. И Будем мы!: Изучение романа Ивана Багряного "Тигроловы" // Чудо слово. - 1999. № 7. - С. 38.


[17] Роздольська И. Ловцы фортуны. Художественный мир "Тигроловів" // Все для школы. Укр. лит. 11 класс І.Багряний. - К., 2001. - С. 49.


[18] Багряный И. Тигроловы. Огненное круг. - К., 1996. - С. 187.


[19] Роздольська И. "Ловцы фортуны. Художественный мир "Тигроловів" // Все для школы. Укр. лит. 1 класс. І.Багряний. - К., 2001. - С. 46.


[20] Баграний И. тигроловы. Огненное круг. - К., 1996. С. 219.