Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ТВОРЧЕСТВО ИНДИВИДУУМА И КОЛЛЕКТИВ (ЮРИЙ МЕЖЕНКО)

(Отрывки)

Творческие силы, что в сегодняшнее время должны творить что-то новое, еще неслыханное и никем не предусмотрено еще вчера, не успели дойти до стями от того нападения на все традиции и привычки, на которых теперь налеплена этикетки - «недостойное народу», не могут стать на почву крепкими ногами, не могут найти того, что называется «внутреннее самооправдание творчества». И можно ли упрекать художнику в том, что сегодняшний движение, разрушив его мировоззрение, бросил его на голом месте и поставил такие жесткие требования относительно творчества, что только большим напряжением всех своих активных сил лицо может в некоторой степени преодолеть поставленные задачи. Трагедия современного поэта, трагедия искусства-эта - это трагедия той культуры, что слишком дорого ценила сама себя и которую очень низко оценил сам народ. Народ, который стал критиком и цінувателем, не познал себя в том искусстве, что о нем столько балакало.

... Творческий индивидуум только тогда может творить, когда признает себя высшим существом над публика и когда, не подчиняясь общественности, все же чувствует свое с ним родство.

... Народ отрекается от своего сына, что, приваблений чужой культурой, бросает свою и избавляется от психологии своего народа, исключает вожделения и притязания, которые имеют определенную традицию, и переходит к чужакам. Не будет ошибкой, если мы скажем, что абсолютно все более-менее выдающиеся художники творили только в рамках традиций, которые находят себе отклик в народном сердце, и с глубокой уверенностью я отстаиваю на том, что нет никакого великого писателя или музыки, который не выходил бы из глубин народной психологии. Я говорю про писателей и музыкантов потому, что народ наиболее проявляет себя в языке и музыке.

...Потому что мне считается нужным связать два понятия коллектива и индивидуума, которые тесно связаны в понятии творчества, хоть и индивидуальной, однако не лишенного тех психологических моментов, которые роднят две всегдашние вражеские силы. Так построен наш человеческий мир и наша человеческая культура, возникшая из побоища двух стихий-коллектива и индивида.

...Здесь мы с самого начала хотим заметить, что мы знаем народную, а не международную творчество. То есть тот коллектив, что творит, есть родственный в собственном очаге признаком народности, національности. Таким образом мы подошли к вопросу о национальности, я ставлю во главе не только коллективной, но и личного, индивидуального творчества.

Каждый человек-это лишь момент, что проходит в своей психологической особенности на общем фоне своего народа, который t мне своей жизнью, своей традиции, традиции, которая складывалась веками и которая, потому что она строится на психике, не может быть нарушена. Потому что мы же знаем, что психологическая революция всегда дает следствием безумие и что возможна только эволюция психики. Таким образом, психология народа-нации - это нечто прочное, устойчивое и не легко подвергается влияниям чужим, внешним.

...У нас на глазах теперь есть большая размерами нация, которая имеет претенсії сказать новое слово в культуре, еще не создав своей собственной, а вместе с тем зрікшися всех предыдущих культурных достижений ее. Мы говорим о Московии и в этом случае вполне присоединяемся к московскому народу, который еще не имел до сих пор свои культуры, а ее заменяли ему до времен революции отбросами с іахіднього стола и пічвдоіндпвідуалістичними финтифлюшками, начиная от псевдоклясицизму и кончая футу-ризмом.

Трагедию культуры переживает всегда тот народ, которого отвергнут его творческие индивидуальности и, отбросив с презрением стихию, станут лицом к чужому и будут насаждать насильно, не считая на психологию и мировоззрение народа.

...Очевидно, что только чувство общего психологического почвы может отнести не только человека, а также и ее творчество к определенной национальной группы, Потому іі действительно, можно ли еще где найти такой же широкий объединяющий принцип, как нация, в котором бы не относились хоть какие-то границы для творчества. Все остальные девать людности на группы, класса и т.п. значительно меньшие по кількосте объединенных ими лиц и поэтому накладывают на творческую личность больше ограничивающих обязанностей, например, «клясові интересы», чего абсолютно не имеет нация. Итак, «национальные интересы в творчестве», никого мы еще не слышали, а о первых сейчас столько пишут, столько тратят атраменту, чтобы только убедить создателей, что они должны в своем творчестве иметь в виду борьбу классов, воспитание людности, способной к борьбе и др.

...Индивидуальность здушена коллективом, который знает только матеріяльний сторону жизни и принципиально пренебрегает духовніш, машинність, штамп, общие мерки медленно просотуються в наше общественное, потом домашний, потом персональное жизни и наконец-то берут в плен всю душу индивидуума, предлагая ему вместо тяжелой творческой работы творчество коллектива и заранее принятую пошлость. Этот факт является страшен, потому что мы много уже нет признаков того, что творчества в искусстве угрожает опасность. Матеріяльна культура ... теперь постольку заполонила психологию художника, что самые абстрактные формы искусства, как поэзия и особенно музыка, уже засоряются машинністю и фабричністю. Вспомним безобразно диких кликуш футуристов, что не выдержали впечатление от машины и обезумели, и последнее слово музыки немца Штравса, у которого есть все--и овцы, и ветряки, и лошади, и домашний семейный шумиха (Simphonia domesuca), только нет музыки как таковой...

(Музакт.-К., 1919; перепечатка с А. Лейте-са и М. Яшека: Десять лет украинской цтератури.- Харьков: ДВУ, 1928. Т. 2.- С 7-19.)