Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Печалька цветок Украины в венке немеркнущих имен (Жизнь и творчество Климєнтини Попович)

Литература родного края



Урок-конференция

Г. Заяц,

учитель украинского языка и литературы

ЗОНЕ i-II ступеней

Тернопольская обл.



Цель: систематизировать собранный материал о жизненный и творческий путь Климєнтини Попович, определить место творчества поэтессы в истории украинской литературы, заинтересовать учеников творческим наследием, созданным в с Новоселка; воспитывать учащихся на примерах стихотворений поэтессы человечность, способность сопереживать, уважать людей, любить свою землю.

Оборудование: портрет Климєнтини Попович, магнитофонные записи лирических мелодий, выставка книг, периодики.

Эпиграф урока: Я зачисляю Вас к людям,

ближе всего стоящих к моему сердцу. И. Я. Франко

Ход урока

Учитель. Новоселка... Село, известное в Залещицком районе не только как одно из крупнейших известно приездом буковинского соловия Юрия Федьковича до своего товарища Семена Нарівняка. Это село, где долгое время жила украинская поэтесса, современница и ученица Ивана Франко Климентина Попович, которую Каменщик зачисляв к людям, „ближе всего стоящих к его сердцу". Нелегкой жизненной и творческой судьбе женщины-поэтессы, талант которой потерялся в сельской глуши, посвящен наш урок-конференция.

Ученица исполняет песню „ Такова ее судьба..."

У каждого своя судьба: одному она присудила славу при жизни, а потом и бессмертие, другому улыбалась счастливо, а потом отвернулась. А еще кое-кому оставила забвения. И не только после смерти - а еще и за жизнь.

На сегодняшнем уроке мы систематизируем собранный материал о жизни и творчестве Климєнтини Попович, проследим ее взаимоотношения с известными личностями конца XIX - начала XX века, в частности с Иваном Франком; дадим ответы на вопросы:

Жизнь прожила Климентина Попович?

- Какое место занимает его творчество в истории украинской литературы?

На урок мы пригласили учителей-словесников района, поэтессу Анну Костов-Гуся, редактора Борщевской газеты Петра Длинношеего, корреспондента Борщевской газеты.

Сообщения учеников.

Биограф. Мария-Климентина Попович-Боярская родилась 3 февраля 1863 года в с Велдіж Калусько-го уезда на Станиславщине в семье учителя. Родители воспитывали ее в духе казенного австрийско-польского патриотизма, „так что и слова родного не знала", как вспоминала впоследствии сама поэтесса.

Одержав в Львове среднее образование, Климентина пошел отцовской дорогой - посвятила себя педагогической работе. Работала народной учительницей в прикарпатских селах Жовтанцы и Честині.

Критик. Весной 1884 года состоялся поэтический дебют Климєнтини Попович. Позже она вспоминала:

Климентина. Мне захотелось раз услышать в свой адрес въедливую гумористику от самого Франка на свои произведения и в этой цели послала с моей поэтической папки несколько стихов в редакцию „Зари" в глубокой тайне перед родней, поэтому подписалась „Зулейка".

(Климентина садится за столик, смотрит детские тетради, листает книги. Стук в дверь. Климентина идет открывать).

Почтальон. Госпожа Климентино, Вам письмо.

(Удивленно вчитывается, торопливо открывает, увлеченно читает).

Климентина. ...у Вас несомненный талант... поэтическая сила слова... высокий полет фантазии... (растроганно) Ваш Иван Франко...(Прижимает письмо к груди, радуется, крутится на месте и повторяет несколько раз эту фразу. Потом подходит к другому столику).

Брат. Ты чего такая лучезарная, сестричка?

Климентина. Я пробежалась, делала гимнастические упражнения.

Брат (подстерегает газету). А знаешь, Климо, какая-то еще одна поэтесса появилась на нашем горизонте. И то какая-то, представь себе, твоя іменниця: Климентия П.

Климентина. Не может быть! (Хватает газету, жадно вчитывается.)

Критик. Во львовском журнале „Заря" были напечатаны два стихотворения Климєнтини Попович, отредактированы Иваном Франко, - „Чего я хочу?" и „Должен любить", Франко особенно понравился стих „Чего я желаю?", который проникнут искренней симпатией к обездоленного люда.

Чего я желаю?

У меня брови, черные глаза -

Все имею, что захочет

Душа молодая.

И коса русая,

И рученьки у меня белые,

Нигде им сделаться.

У отца деньги, серые волы,

Есть кем заступиться.

И сердечко волю масс,

Как птица в роще.

Мать меня не останавливает - Гуляю, гуляю...

А между тем сердце вянет, болит,

и слезы хлынут, и меркнет свет,

И страшно станет, когда вспомню,

Что то не так всем, как мне в раю.

Нищие, калеки есть немощные,

Некому им воды подать.

Вдовы бездомные и дети мелкие,

Что в нужде должны возраст пропадать.

Мне кажется, когда я им,

Что ворую хлеб тот, голодный всем.

И вода чистая, что я ее пью,

Горькая, как слезы, тлить грудь мою..

И все добро то рада бы я дать,

Чтобы всех голодных накормить.



Поезійка „Должен любить" вышла в Климентины подчеркнуто игривой.

Должен любить

Ой не иду я к гадалке

Советы спрашивать,

Нет, любистком я не буду

Парня очаровывать.

У меня чары самородные

Во взгляде глубоком,

Он разожжет его сердце

Пламенем широким.

Напрасно, парень, не ты скуєш

Сердечко ледами,

Не покроешь жар сердечный

Зимними словами.

Не на то я, парень-орел,

Тебя полюбила,

Чтобы забыта, не любима

Весь мир протужила!

И сердечко не на тее

Так долго дремало,

Чтобы проснувшись, пробудившись,

Солнца не діждало.

Поэтому хоть ледом слова твоего

Сердце мни зрани ты.

Мои глаза, мою песню

Ты должен любить.

Пораженный этой поэзией, Иван Франко печатает в „Заре" стихотворение „Хорошая девушка, пахущая квитко" с посвящением „К.П."(первоначальное название - „Ответ")

Красивая девушка, пахучая квитко

Красивая девушка, пахучая квитко!

Глазом и словом стреляешь ты метко.

В сердце чувствительный укрытый тайник:

Кто тебя видит, тот должен любить.

Только не гнівайсь за щиреє слово.

Мир и жизнь ты берешь поверхностно,

Мыслишь, кто пение твой полюбит и глаза,

Тот уже ничего на свете не захочет.

Сли для глаз и для песни твоей

Бросит он все: борьбу и идеи,

Труд для тех, что их давят оковы -

Верь мне, девушка, не стоит он любви!

Сли же, кроме глаз и кроме звонкого пения,

Ты не дашь ему в жизни ничего,

В бой не загрієш и ран не загоїш,

Верь мне, и сама ты любви не стоишь.

Блеск чародійних глаз на ней появляются пятна,

Изменится голос и гнев занемеет.

Сли в твоем сердце и мыслях пустынно.

Чем ты тогда причаруєш, девушка? (Тили - если.)



Биограф. Вскоре, 11 мая 1884 года, Климентина Попович впервые встретилась с Иваном Франком в его квартире.

Климентина. Приехав во Львов в ближайшее вместе, післала я посыльного на улицу Линде, С оповісткою и ждала. Надо еще отметить, что я до сих пор не имела малейшего понятия о внешнем облике поэта. По моем воображении он был красив, как Аполлон, а сильный и могучий, как рыцарь светлого княжеской эпохи. И надо отметить, что у меня с детства было отвращение к рыжих. Достаточно того, что когда двери комнаты распахнулись и в них показалась фигура, которую я в первую волну считала любого, а никогда в мире за самого „певца Божьего", и когда увидела ту пломенисту голову, и по первых его словах поняла, что это именно Франко,- я сначала не могла овладеть панического отвращения и испуга. Но потом, оправившись, я приветливо протянула свои ладони к нему. Голубые его глаза звеселіли, а губы еле слышно шептали: „Оля, Оля". Это имя его первой и, кажется, единственной любимой, на которую я должна была быть похожа.

Критик. После этого между Климентина Попович и Иваном Франком устанавливается оживленная переписка. Сохранилось 26 писем Франка к нашей землячки. Из писем видно, с какой доброжелательностью заботится Франко о развитии таланта и мировоззрения молодой поэтессы. Он поощрял, просил каждый раз присылать свои стихи. Когда в одном из писем Клементины ее стихов, как обычно, не было, то Франко среагировал на это так: „Когда это действительно для Вас барщина, то я не хочу Вас к нему принуждать и советую Вам лучше забросить все, чем делать по принуждению".

Франко уроки предоставили жизни поэтессы целеустремленности, зародили непреодолимое желание служить родному народу. „Ваши слова, - писала она Каменщикам, - пробудили меня из беспробудного сна".

В 1887 году вышел в свет альманах „Первый венок", автором которого рядом с Лесей Украинкой, На-талией Кобринской, Еленой Пчилкой, Ульяной Кравченко, Днепровской Чайкой была и Климентина Попович. Здесь были помещены ее поэма „Обыкновенная история" и стихотворение „Где мой Бог?"

Где мой Бог?

Бог мой - то сила, что мир безграничен

В вечном строе держит,

Что в солнце тлеет, что в земле дышит

И в крови моей кружит.

Бог мой - это правда, добро большое,

Жизни новой надежда,

Се ты, бессмертная и не конченый,

Человечности новой мечта.

Ему Молюсь.

Моя молитва -

Се мои слезы и надежды,

Это жизнь тела, парения духа,

Радости и боли тяжкие.

Это песня тая, что из мозга моего,

Из предположений крылатых растет,

Это то горячее чувство любви,

Что в той песни поет.

А мое небо не так высоко,

Че такое зимнее, блестяще,

Чтобы не дошло туда людськеє глаз,

Человеческое мольбы болезненный.

Оно совсем близко, здесь, возле тебя,

Несвободный брат, сіромо!

На братской груди, в братской любви

Станет всем нам известно!

Климентина. Вынырнул у нас проект супружого связи для обоюдной помощи друг другу. Франко имел лишь сдать докторацію, а я - издать томик своих стихов. Теперь уже не было между нами неловкости, а искренняя и прямая поведение во всем. Франко при каждом печали и горести шел до меня и был уверен, что когда свою наболевшую душу составит в мои дружеские руки, я их нежно и осторожно утоплю, облегчу и подниму вверх. Незаметно для нас самих пришло робкий прекрасное чувство - „чистое золото самых благородных чувств двух душ"....

Биограф. О том, что между Климентина и Франком в короткий период было нечто большее, чем просто дружба и сотрудничество, видим из писем. В первых письмах сначала обращение „Господин", потом „Дружок", в двух письмах читаем „Дорогой Иван", а дальше опять - „Товарищ", „Сударь", „Господин".

Казалось, что способная, красивая девушка обеспечила себе прекрасное будущее как в творчестве, так и в личной жизни. (Легкая грустная мелодия.) И вдруг все пошло кувырком.

В 1887 году Франко едет в Киев и там неожиданно женится с Ольгой Хоружинской: До Львова вернулся уже женатым. За то, что произошло, Климентина прежде всего винит себя, потому что, по ее мнению, не боролась за свое счастье. Вот какое письмо пишет Климентина Попович к Ивана Франко, (Биограф читает письмо 32, стр. 184, „Климентина Попович. Произведения".)-

Учитель. После женитьбы Ивана Франко между Климентина и Франком еще продолжается переписка, они неоднократно встречались, (Прочитать отрывок из воспоминаний: стр. 126-127).

С 1890 года в жизни Климентины Попович преобладают черные цвета. Почему?

Биограф. В 1890 году Климентина Попович выходит замуж за священника Емельяна Боярского и переезжает с ним в буковинское село Вашківка, где он получил приход.

Это было началом конца. Мужчина ОКАЗАЛСЯ непорядочным человеком. Климентина уже с первых дней не чувствовала счастья и любви с его стороны.

Климентина. Пришлось жить в тяжелых условиях, без всяких связей с культурным миром Мои переписки с Франком оборвались совсем. В последнем письме, которое дошло до меня от Франка около 1895 года, он говорит, что собирает старые церковные рукописи и издания и при возможности хотел бы приехать к нам. Ясно, что под тем предлогом Франко желал крайняя увидеться со мной. Я также желала этой встречи. Но решение этого дела оставила своему мужу. А мой муж с блаженной неучтивостью отписал, что никаких таких старинных памятников в нашем церковнім архиве нет и жалко Франко к нам трудиться за этим. И это было последнее, что разделило меня с моим незабвенным другом навеки.

Биограф. К тому же в 1895 году одновременно умерли 4-летние дочери-близнецы Климентины Лида и Нусн.

Критик. В 1896 году в Черновцах вышла сборник ее стихов „Надгробие", переполненной великой скорбью и сожалением за умершими детьми.

Песня „Летела зозуля"

Биограф. В 1900 году супруги Боярских переезжает в с.Новосілка-Костюкова. Климентина старается всяким образом как-то поддерживать связи с культурным миром. И уже в 1909 году помогает Осипу Маковею в сборе воспоминаний о Юрия Федьковича, в частности разыскивает его фотографии и письма своего бывшего собрата по службе в армии Семена Нарівняка. Но здесь ей было особенно тяжело. Поэтесса была морально и физически надломлена, ее буквально терроризировал человек, запрещал писать.

Исследователи. В селе осталось немного людей, которые помнят Климентину Попович. Вот что они вспомнили.

Моя мама работала в усадьбе священника. Когда о. Емельяна не бывало дома, брала меня с собой. Здесь я часто видела исхудавшую женщину, закрытую в каморке, передавала ей кусочек хлеба от своей матери.

(Бабийчук Елизавета)

Все знали, что она пишет стихи. Имела у себя библиотеку. Дети ходили к ней выменивать книги. Через всю комнату стоял большой стол. С одной стороны обедал священник, с другой - Климентина. Когда кто-то приходил, быстренько выбегала из дома, чтобы не разгневать мужа. Боялась его очень. Всегда ходила, до берез, которые были посажены в честь отмены крепостного права. Выйдет, постоит и опять идет домой. Боярский никуда ее не пускал.

(Заяц Анна)

Я был близким соседом Климентины Попович, ровесником внучки Девочку. Это была дочь Юрия Полянского, который имел свой музей в. Львове. Зять Климентины был геологом. Маленьким я часто играл во дворе Боярских. Когда забегал в дом, на столе всегда видел много книг, бумаги. Климентина отличалась от сельских женщин-любила много писать.

(Ребух Михаил)

В Климентины было два сына и две дочери. Старший сын Иннокентий работал врачом в с. Королевка.

Добрая была женщина, ученая, поэтесса. Серьезно относилась к своему дару писания. Имела исписанных листков очень много. Хата была аккуратная, украшенная сиренью. Угощала нас всякими вкусностями, поэтому мы любили бывать у нее. Добрый человек была, но бледненькая, худенькая и все грустная какая-то. То через смерть дочерей, то ли из-за неудавшейся жизни..

(Ковбіньха Мария)

Критик. Творческое наследие Климентины Попович составляют 32 стихи, одна поэма, шесть рассказов, воспоминания об Иване Франко и Наталью Кобринскую, 39 писем Ивана Франко.

В 1903 году Иван Франко ввел поэзии Климентины Попович в своей знаменитой поэтической антологии „Аккорды". В наше время ее произведения вошли в антологию „Тридцать украинских поэтесс" (1968), составителем которой была Леонила Мищенко, „Чары любви" (1985). Бабьяк петр, наш земляк, издал отдельной книгой произведения поетеси. ее имя получило заслуженную оценку в украинском литературоведении и энциклопедических изданиях.

Биограф. Будучи на склоне лет душевно надломлена, она в минуты просветления садилась за письменный стол. Именно в Новоселке из-под ее пера вышли поэзии „Хлеба кришина", „Умершему другу", „Что стоит больше?", „Когда-то и ныне", „Стоит умереть", „Зима", „Из осенних дум", „К моему другу И.Ф.", „Весна", рассказ „Эпизод из жизни", „Деревенские политики", „От свадьбы до похорон", „Мороз-убийца", воспоминания о Наталье Кобринскую и Ивана Франко.

Биограф. Весной 1941 года, когда вместо фашистских оккупантов в Галичину вновь вернулись московские зайди, их жертвой стал Емельян Боярский. Его застрелили на крыльце дома, похоронили во дворе возле церкви. На похороны приезжал сын из Канады.

А нелегкая дорога жизни привела Климентину Попович в с. Бабинцы Борщевского района. Односельчане видели ее - маленькую, сухеньку, что часто сидела на крыльце, никто не интересовался ее судьбой. И, кажется, самой было безразлично. Жила-доживала свои дни в печали, безнадежности, отчаянии.

Исследователи. Вот как вспоминают о Климентину Попович жители с Притворе.

Ходила Боярская задумана. О себе ничего не рассказывала. Была марненька, как щепочки, сгорбленная. И только редкие вздохи разоблачали ее мысли: „Мои деточки.."

(Агафья Мартынюк)

Рассказывала мне, что муж издевался над ней: „То-м пережила. Не надо было ся с ним вязать. Думала, человек образована, то легче будет. Меня к писанию тянет, как вас глотнуть свежего воздуха. А он того был зол. Заставлял меня до работы. Не хотел, чтобы я была выше."

Было много стихов, читала мне много. Держала их под матрасом. Хотела, чтобы люди знали, что она писала. Мужчина много ее бумаг посжигал, а что осталось - пристально прятала. Я не раз говорила: „Дайте, бабушку, мне хоть два листочка". „Не дам. Может, дам кому-то в счастливые руки, и уйдут в мир".

(Г. Гусыня, мать поэтессы Анны Костив-Гуси)

Учитель. Темнеет... В полутемной комнате у окна сидит уже немолодая женщина с красивым, но очень бледным, измученным лицом. В ее больших глазах полно невыразимой печали. Жаль, что зашло солнце. Наступает ночь, темная, беспросветная, как ее теперешней жизни. Надо надеяться долгих-предовгих ночей, когда ни заснуть, ни успокоиться, ни избавиться от жгучего душевного смятения, порожденного крахом всех мечтаний и надежд. Только воспоминания о светлых днях юности иногда согревают остуженную безжалостными вітровіями душу. Воспоминания о нем, его великого учителя, искреннего друга... Померкнув день... Медленно угасает ее жизнь... Скоро они встретятся там, на небесах...

Биограф. Умерла Климентина Попович-Боярская 7 мая 1945 года в с Притворе. В те далекие годы мало кто знал, что старушка, которую прятали селом, была в свое время поэтессой, ученицей Франко..

Сначала на ее могиле был поставлен скромный памятник в виде раскрытой книги (демонстрируется фото). Позже, в начале 90-годов, было поставлено мраморное надгробие.

На открытие памятника приезжал сын из Канады. Он был и в нашем селе. Но, к сожалению, пообщаться широкой общественности тогда не выпало. Единственным собеседником был Михаил Николаевич Сем'яник, учитель истории.

Учитель Сем'яник М. М. (на фоне медленной музыки).

Задуман, печальный образ ксендзовой Боярской... Именно такой она запомнилась. А она носила траур по себе, по своей жизни. Муж смеялся с „поэтессы", строил дом очередной любовнице; дети так редко приходили, советовали оставить отца. А куда идти? Чужая для всех. Вероятно, на склоне лет не раз спрашивала себя, нужна ли была эта жертва: оставить улюлену дело ради семьи, мужа, детей? Ао,же звали к делам друзья-единомышленники, прежде всего Н. Кобринская...

Как писала сама Климентина, „нельзя оправдываться даже тем, что такое уже было предназначение судьбы. Ибо судьба, на которую мы так любим жаловаться, не имеет другого оружия против нас, которую мы сами ей в руки подаем. Она не судит, лишь указывает в некоторых роковых минутах благородные ошибки И дрібничкові добродетели".

Растерялись те листики, поливала потихоньку слезами: одни уничтожил человек, другие - время, некоторые еще и сегодня ждут своего читателя.

Биограф. Во время своей поисковое! работы мы встречаем в различных источниках фамилии: Галина Гороховская, Галина Волощакевич, госпожа Любачвна, которая работала учительницей в нашем селе в 20-30-х годах. Кто эти люди и какова их участие в судьбе Климентины Попович?

Мы узнали, что у Климентины Попович было два сына и две дочери. А из села предоставили відомсті о Иннокентия, который работал врачом в Королевке.

Учитель. Выяснить эти вопросы мы попросим гостю, поэтессу Анну Костов-Гуся.

Рассказы гостей о творческом пути поэтессы.

Воспоминания Анны Костив-Гуси

К Бабинец больную Клементина привезли Галина Волощакевич (по мужу Гороховская) и Катирана, мать Галины. Когда Климентина мріял, что Галина будет ее невесткой. Уже и помолвка были Иннокентием, который работал в соседнем селе врачом. Галина окончила гимназию в Коломые, учительствовала. Была намного младше Иннокентия. Однако именно о такой жене для сына мечтала Климентина - образованную, с высокими духовными запросами, общими для обоих интересами. Знала по себе, какой это ад, когда сочетаются совсем чужие души. И не суждено.

Иннокентий, кроме того что работал врачом, был активным членом УПА, погиб в бою с энкаведистами.

Мать Галины, Екатерина Волощакевич жила во дворе священника в с.Бабинці. Именно на это подворье и привезли Климентину после смерти чоловжа.

Госпожа Любачівна действительно работала с.Новосілка в 20-30-х pp. ХХст. Она принимала активное участие в просветительской работе села. Понятно, теста сотрудничество было с о. Емельяном Боярским который возглавлял „Просвета" в селе, и с Климентина - литературным деятелем. Именно она помогала Климентині после смерти мужа.

У четы Боярских было два сына - Иннокентий и Мирослав, который после учебы уехал в Канаду. Дочь Ольга была женой Юрия Полянского, о котором уже рассказывали очевидцы.

Воспоминания Михаила Николаевича Сэм?яныка.

Мне своими глазами приходилось часто встречаться и даже общаться с Климентина Попович, потому что дед, у которого я воспитывался, работал с дьяком Емельяном Боярским более 30 лет. Я часто ходил в церковь на богослужение. Иногда Боярский приглашал деда на обед, и я шел с ним. В покоях красиво, чисто, убрано. Было в буди4 комнаты. Мне приходилось бывать в столовой. За отдельным столиком Климентина Карловна угощала меня всякими сладостями. В другой комнате было очень много книг на стеллажах.

Житель нашего села Семен Нарівняк служил в армии в Италии с буковинским писателем Юрием Федьковичем. Климентина Попович вместе с Осипом Маковеем собирала материалы о Федьковича, который неоднократно был у своего друга по военной службе. Федькович не только был на свадьбе у Семена, но и был свадебным старостой, веселил гостей, обладал юмором. Об этом рассказывала Климентина Попович Осипу Маковею.

Зять Климентины Попович Юрий Полянский в 20-30-х годах прошлого столетия проводил археологические раскопки в нашем крае, в частности по г. Серет от с. Бильче-Золотое к с. асперівці. Ценные находки хранятся в музеях Львова, Кракова, Варшавы.

В конце 80-х годов XX в. в составе туристов из Америки приезжала в наше село внучка Климентины - Марта Полянская, заходила ко мне, разговаривала.

Стихотворение Анны Костив-Гусыни „Климентині"

Над тихоплинною Ничлавой,

Где осени листья печальные,

Прикрыты забвением, не славой,

Вы доживали свои дни.

Благородная квитко Украины

В венке стихов душистых!

Где брали Вы слова-жемчужины

И строки мережили из них?

Где Ваша муза брала силы?

Болезни, дети, муж...

В строках надежду возносили

В то смутное жестокий возраст.

Ваш Бог - это правда, в

Вашем слове И грамма фальши не было.

Пути жизни тяжелые, терновые

Вас привели в мое село.

Эта глушь деревенская, глубинная

Согрела Вас в последние дни...

Тернова квитко Украины,

В котором Вы сгорели огне?

Никто и не знал, как в теплом мае

В гробу на кладбище Вас несли,

Что Вы из племени тех славных

Женщин, что миром потрясли,

Что Вы - ПОЭТЕССА.

Слов полинних

Собираем мы сегодня щем.

Печалька Квитко Украины

В венке немеркнущих имен!

Сегодня мы с вами систематизировали маленькую часть страницы жизненного и творческого бытия затерянной судьбе женщины, талант которой не раскрылся в полную силу. Многие еще не сказанного, не открытого, не исследованного. Но надо спешить, пока время не забрал от нас тех, которые хоть что-нибудь припоминают о жизни Климентины Попович в нашем селе. Ведь они такие ценные, эти воспоминания о „печальную, но гордый цветок"

Домашнее задание: записать от стареньких малейшие упоминания о Климентину Попович.