Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Украинская литература 10-х годов XX века



Литературный практикум

А. Лапина,

преподаватель украинского языка и литературы Запорожского педагогического колледжа



Начало XX в. в Украине - время больших перемен в общественно-экономической жизни

Задача 1. Проанализируйте общественно-политическая жизнь Украины в 10-х годах XX ст. Сделайте вывод об уровне национального сознания украинцев.

• Украинский народ терпел жестокий колониальный гнет, страдавшего от безземелья и эксплуатации.

1904-1905 pp. - русско-японская война, 1914-1918 pp. - Первая мировая война - украинцы убивали друг друга за чужие им интересы колонизаторов.

• Революция 1905-1907 pp. - дала решающий толчок к национального и культурного возрождения многих народов Российской империи, именно с ней связан выход на арену исторической жизни новых национальных литератур.

Со свержением царского режима пробудились надежды на свободное демократическое развитие народов империи, на построение общества социальной и национальной справедливости. В течение 1917 и позже подавляющая часть украинской демократической интеллигенции связывала свои надежды на национальное возрождение Украины с деятельностью Центральной Рады. Они не были беспочвенны. По крайней мере в первый период своей деятельности она концентрировала в себе волю украинского народа к исторического бытия.

20 ноября 1917г. - провозглашение Украинской Народной Республики, ее правительства, несмотря на изменения в партийном составе и в своей общеполитической ориентации, несмотря на противоречивость своей социальной политики заботились о развитии национальной культуры и делали для нее все возможное.

В конце концов и режим П. Скоропадского, который пришел к власти после поддержанного немцами гетманского переворота (29 апреля 1918 p.), также, желая выступать от имени Украинского государства, делал немало шагов для национальной культуры.

После развала Австро-Венгрии 13 ноября 1918 г. создается Западноукраинская Народная Республика.

22 января 1919 г. состоялось объединение УНР и ЗУНР в единую соборную украинскую державу, но она вскоре вследствие вторжения чужаков была втянута в спровоцированную ими длительную кровопролитную гражданскую войну.

Провозглашена в Харькове УССР фактически оказалась под контролем Москвы. Снова были оккупированы западноукраинские земли: Галицию и Волынь захватила Польша, Северную Буковину - Румынии, Закарпатье вошло в состав Чехословакии.

Развитие украинской прессы и книгопечатания

Задание 2. Прочитайте предложенный материал („Литературно-художественная жизнь: 10-30-е годы" История украинской литературы XX века. - К., 1993. - Кн.1). Сделайте конспект-опору

Второе десятилетие XX в. для украинской литературы - найплідніша пора. В ней тогда вместе работали. Франко, Леся Украинка, М. Коцюбинский, А. Кобылянская, О. Маковей, В. Стефаник, М. Черемуха, Л. Мартович, С. Васильченко, В. Самойленко, А. Тесленко, М. Вороной, А. Олесь, В. Винниченко, еще живы были И. Нечуй-Левицкий и

П. Мирный... Подумаем: целое соцветие звезд первой величины, которых история, когда приходит на то время, называет именем классиков. А рядом с ними уже прокладывали свои пути А. Крымский, Г. Яцкив, С Черкасенко, Г. Чупринка, М. Філянський, П. Карманский, И. Бордуляк, Г. Хоткевич, М. Чернявский, Б. Лепкий, Н. Романович-Ткаченко, Л. Старицкая-Черняховская; начали свое творчество М. Рыльский, П. Тычина, М. Семенко.

Уважаемые достижения имело научное литературоведение - прежде всего благодаря трудам М. Драгоманова, И. Франка, С Ефремова, М. Грушевского, М. Возняка, В. Щурата. Развивалась литературная и художественная критика (В. Горленко, М. Вороной, М. Евшан и др.).

Одно за другим появлялись литературные издания. Неокрепшая еще украинская пресса большого значения придавала литературно-художественным публикациям.

Происходил активный процесс формирования украинской национальной интеллигенции - и художественной, и научной.

Научное общество им. Тараса Шевченко во Львове, которое в 1898 г. возглавил М. Грушевский (его энергично поддерживал И. Франко), поднялось на такой профессиональный уровень, что воспринималось по сути как своеобразная неофициальная национальная Академия наук. Здесь издавались „Научные записки" (с 1892 по 1917 г. вышло более 120 томов); а кроме того - „Этнографический сборник" (за тот же период - 35 томов); „Материалы к украинской этнологии" (14 томов); сборники историко-философской секции (15 томов); филологической (15 томов), сборники по вопросам социально-экономическим, юридическим, естественно-математических наук, медицины и т.д. 1906 г. в Киеве учреждается отдельное от львовского „Украинское Научное Общество", что мало филологическое, историческое, естественно-техническое, медицинское отделение и статистическую комиссию.

Событием общенационального значения, был выход „Словаря украинского языка" Б. Гринченко (1907-1909).

Высокий уровень национального самосознания показало всенародное празднование, вопреки правительственным запретам, 100-летия от дня рождения Тараса Шевченко.

Активизируется культурная жизнь; создаются общественные организации, что в какой-то мере компенсируют слабость инфраструктуры национальной культуры; повышение охватывает все сферы искусства.

• Для Украины большим достижением буржуазно-демократической революции была отмена запрета на украинский печать, что сделало возможным интенсивное развитие украинской прессы. До сих пор она могла функционировать только в Галичине и Буковине, где выходили десятки газет и журналов, в том числе и литературных („Молодая Украина", „Артистический вестник", „Мир", „Будущность", „Воскресенье", „Иллюстрированная Украина" и другие).

Начиная с 1905 г., и в Приднепровской Украине одна за другой рождаются газеты, а также месячники, альманахи.

Многие из них большое внимание уделяли вопросам культуры, охотно печатали литературные произведения (особенно - ежедневная „Рада", которую издавал Есть. Чикаленко).

Большую популярность приобрел сатирический журнал „Шершень", в котором сотрудничали выдающиеся украинские писатели.

Только год - 1906 - выходил журнал „Нова громада", но успел донести до читателей ряд произведений Леси Украинки, М. Коцюбинского, Б. Гринченко, А. Тесленко,

A. Крымского, В. Самойленко, Г. Вороного, X. Алчевской, М. Чернявского, С. Черкасенко, А Ефремова.

Месячник „Сияние" (1913-1914) много внимания уделял различным отраслям украинского искусства.

На страницах „Украинской Хаты", журнала, квалифицированного в советском литературоведении прошлых десятилетий ,к „декадентский" и „воинственно-националистический", выступали А. Кобылянская, О. Олесь, М. Рыльский, М. Чернявский, Галина Журба, П. Тычина, М. Сенька, Я. Мамонтов, X. Алчевская, Г. Хоткевич, критики и публицисты М. Евшан и М. Сриблянский, а также Б. Лепкий, В. Грицай, М. Могилянский. Журнал имел целью „пробуждения национального сознания среди нашего общества и развитие родной литературы, культуры и науки". Он определенно поддерживал модернистские течения в литературе и искусстве.

Сомнительную репутацию имел в советском литературоведении и социал-демократический журнал „Колокол" (1913-1914), который отстаивал политическую и организационную самостоятельность украинского рабочего движения, что обусловило известный грубый критический выпад В Ленина. Кроме B. Винниченко, Д. Донцова, Л. Юркевича, на его страницах выступали также А. Луначарский, Д. Мануильский, а с художественными произведениями - Леся Украинка, С Васильченко, М. Вороной, С. Черкасенко.

• Украинская пресса подвергалась цензурным притеснениям, переживала большие хлопоты материально-финансового характера. Поэтому подавляющее большинство изданий просуществовали

недолго, их просто запрещали. Чтобы легче было обходы ты цензурные рогатки, а также для пропаганды украинского дела среди российской и европейской общественности передовая украинская интеллигенция много усилий прилагала для издания журналов в России и за рубежом. Всего в 1912 г., по подсчетам екатеринославского журнала .Дніпрові волны", в мире функционировало свыше 80 украинских газет и журналов (против 13 в 1892 г.), в частности в Галичине - более 50, в Восточной Украине - 12. На кануне Первой мировой войны количество их возросло.

Из этого вырисовывается картина великого подъема национально-культурной жизни. Подчеркнуть следует, поскольку на протяжении многих десятилетий навязывалось упрощенное представление, якобы расцвет украинской культуры начался только после установления советской власти в Украине..

• Приведем некоторые факты, удостоверяющие небывалый дотоле подъем украинской культурной жизни в 1917 - 1919 гг., даже в условиях жестокой гражданской войны и интервенций.

Уже в марте 1917 г. в Киеве открыто Украинскую гимназию им. Т. Шевченко и 2-ю Кирилло-Мефодиевские гимназию.

В марте - апреле появились ежедневные газеты „Нова Рада" (под ред. А. Никовского), „Рабочая газета" (под ред. В. Винниченко), „Народная воля".

Создано Украинскую педагогическую академию, открыт Украинский народный университет в Киеве (17 сентября 1918 г. преобразован в Киевский государственный украинский университет), Историко-филологический факультета Полтаве; летом 1918 г. был основан, а 22 октября официально открыт Украинский университет в Каменце-Подольском. Генеральный секретариат образования, которым руководил И. Стешенко, принимал энергичные меры для перевода школ на украинский язык обучения; в разных городах Украины было создано более 80 украинских гимназий.

По гетманата 14 ноября 1918 г. основано Украинскую Академию науку Киеве, которую возглавил В. Вернадский; среди ее основателей были М. Василенко, С. Ефремов, А. Крымский, В. Науменко - выдающиеся деятели украинской науки. Еще раньше, 2 августа, была создана Национальная библиотека украинского государства, а 5 ноября - Украинская государственная академия искусств; Государственная археологическая комиссия, Государственный архив. Собственно, меры к закладке этих институтов были сделаны еще во времена Центральной Рады, в частности, много усилий приложило Главное Управление в Деле Искусств и Национальной Культуры.

Особенно поразительными были успехи украинской прессы и книгопечатания. В течение 1917 г. возникло 78 издательств; в 1918 - их насчитывалось уже 104; частные, кооперативные, при „Просветах" и общественных организациях. Среди них: „Время", „Возраст". „Колокол", „Колодец", „Вернигора", „Сияние", „Печатник", „Союз" (Харьков), „Сеятель" (Черкассы), „Луч" (Смела), „Движение" (г. Волчья), „Народный стяг" (Одесса), „Крестьянская самообразование" (Одесса). Характерно, что издательские центры возникали по всей Украине (1918 г. их было в Киеве 40, Екатеринославе - 6, Одессе - 5 и т. д.); действовало даже украинское издательство при Кубанском центре в Екатеринодаре. 1918 г. создан „Украинский издательский кооперативный союз" (Книгоспілка), „Дніпросоюз", „Украинскую школу". Одним из самых продуктивных было издательство „Днестр" в Каменце-Подольском; (это город на Подолье стало значительным издательским центром, поскольку в 1919-1920 гг. там были расположены правительственные учреждения УНР). 1919 г. создается Государственное Издательство Украины в Харькове.

Отличительной особенностью этих лет стала активизация украинской прессы: газеты издавались не только в губернских центрах, но и в уездных центрах. Новым для Украины явлением был выход (преимущественно на Подолье) официальных правительственных изданий: „Вести с Украинской Центральной Рады", затем „Вестник Генерального Секретариата Украинской Народной Республики", вестники министерств и т.д., а^также педагогических, ученических, детских, студенческих журналов.

Всего в Украине 1917 г. действовало 106 печатных изданий 1918г.- 212.

• Главной движущей силой национально-культурного творчества, главной силой в создании инфраструктуры национальной культуры выступала сама украинская общественность, которая искала и всех обстоятельств использовала возможности для воплощения своих, обусловленных объективной национальной потребностью замыслов. Другое дело, что степень взаимопонимания и сотрудничества различных групп этой общественности с различными режимами в Украине был неодинаков. Для большинства из них власть УНР была своей, а большевистская советская власть - чужой. Тем более, что большевики в первое (февраль - март 1918 г.) и второе (февраль - август 1919 г.) свои завоевания Киева и, следовательно, во времена относительного утверждения себя в Украине обнаружили непонимание национальных чувств и потребностей украинского народа и даже враждебное отношение к ним.

Ошибочная национальная политика большевиков - одна из причин их поражения в Украине в 1918 и 1919 гг. Об этом шла речь на VIII, X и XII съездах РКП(б), в ноябрьской (1919) резолюции ЦК РКП (б).

• Все это трагическим образом сказалось на положении украинской литературы и личных судьбах писателей, в частности и тех, кто связал свою жизнь с революцией: ведь и сам этот катаклизм оказался многоликим и обернул ся трагическими неожиданностями даже для ее участников.

Конфликт советской России с Украинской Народной Республикой и поражение УНР в этой братоубийственной войне были восприняты как узурпация демократических завоеваний национально-освободительного движения и как крах украинского национального возрождения. Трагический настрой углублялся кровавым характером гражданской войны. Революция, представлялась интеллигентам-гуманистам праздником справедливости, красоты и братолюбия, весной возрождения, обернулась оргией ненависти и разрушения, сеяла смерть и ужас, перед которыми не вздрагивали только найфанатичніші из ее представителей.

Не приняв большевистской власти, значительная часть старой демократической украинской интеллигенции оказалась в политической эмиграции за рубежом. Это О. Олесь, М. Вороной, М. Садовский, В. Самойленко, В. Щербаковский, Ф. Щербина, С Русова, П. Ковжун, С. Черкасенко и много других выдающихся деятелей науки, культуры, литературы, не называя уже тех, кто в большей или меньшей степени был связан с Центральной Радой, как: М. Грушевский, Винниченко, М. Славинский, Д. Чижевский, П. Чижевский, В. Зіньківськии, Есть. Чикаленко, Никита и Николай Шаповали, О. Шульгин, Д. Антонович, П. Холодный-отец и П. Холодный-сын и др. Весомость этих потерь признавали тогда и официальные факторы. Так, в докладе „Современная украинская литература" в Коммунистическом университете им. Артема в Москве. Коряк не без сумму констатировал: „Выехал проводник украинской лирики - Олесь, отец украинского модернизма - Николай Вороной, выехал социал-демократический поэт и драмороб Черкасенко, выехали Шаповал, Богацкий и наконец - уехал лучший писатель-марксист - Владимир Винниченко".

Если не учесть, что в годы гражданской войны трагически погибли от рук разных бандитов И. Стешенко (1918), А. Ефименко (1918), А. Мурашко (1919), Л. Симиренко(1920),М. Леонтович (1921), Г. Чупринка (1921); накануне великого исторического перелома в судьбе народа не стало Леси Украинки (1913), М. Коцюбинского (1913), И. Франко (1916), И. Нечуя-Левицкого (1918)), то можно представить масштабы потерь украинской культуры.

Однако, несмотря на все потери, украинская культура и литература вышли из этого тяжелого кризиса полными новых сил и надежд. На это сложились различные мощные факторы, и прежде всего и большая творческая энергия народа, которую пробудила эпоха национально-освободительного движения и революции, порождая новые и новые таланты и начинания и в определенной степени даже компенсируя часть нанесенных ран. Среди этих факторов был и поворот в национальной политике большевиков, осуществляемый в 1919-1920 гг. (провозглашение политики „украинизации"). Этот слом повлиял на настроение и ориентацию части украинской демократической интеллигенции. Появились признаки эволюции в сторону когда не посутнього, то формального принятия идеи социалистической революции, с которой связывалась и перспектива национального возрождения и развития Украины.

Задача 3. Прочитайте статью. Какое литературное направление преобладал в 10-х годах в украинской литературе? Запишите его определение и основные черты.

Наступательно и неотразимо укрепляли свои позиции модернистские стили, которые уже утвердились на литературных просторах Европы и мира. Модернизм - не самая главная черта искусства XX в. В его стилях и течениях развивались выдающиеся мастера мировой литературы от Оскара Уайльда и Станислава Пшибышевского к Фредерико-Гарсиа Лорки и Василия Стуса. Он также отразился на развитии реализма и предоставил ему новых примет. Модернизм был менее однообразным за реализм, его лицо отличала изменчивость и многокрасочность, оно имело множество выражений: символизм, космизм, неоклассика, неоромантизм, импрессионизм, экспрессионизм и другие стилевые течения. Они часто реализовывались в творчестве художников наряду с обновленным реализмом, что подвергся глубокой переоценки. Примечательно, что авангардизм (его разновидности - абстракционизм, кубизм, элементы футуризма, концептуальное искусство более поздних времен), сначала тоже одно из течений модернизма, вскоре противостоял ему как стилевое течение, которое несло в себе деструкцию, разрушение художественного образа.

В конце века модернизм завершается, возможно, заключительной стилевым течением - постмодернизмом. Его представители являются сегодня едва ли не самыми интересными художественными силами в современном литературном процессе.

• Модернизм - это обобщенное наименование нереалистичных конструктивных литературно-художественных стилей, характерное для искусства всего мира. Определяющая его примета - ориентация на красоту, прекрасное как фундаментальную категорию, основу искусства, литературы в частности, подъем творческой интуиции, иррациональных элементов. В связи с этим поэзия с ее феноменальной способностью одухотворять вселенная провозглашалась высшим знанием.

В украинской литературе следует различать три всплески модернизма: в начале века (Вороной - „Молодая муза" - Чупринка - Олесь), в середине века (представители расстрелянного Возрождения - „пражская" - „варшавская" школы - МУР), во второй половине XX века (объединения писателей „Слово" шестидесятники - „Нью-Йоркская группа" поэтов и т.д). Ответ еще в недрах творчества Михаила Коцюбинского и других классиков, модернизм приобретает достаточно выразительного звучания в творчестве Леси Украинки, Ольги Кобылянской, Василия Стефаника, поэзии начала XX вв.

Украинский модернизм имеет несколько отличительных моментов:

а) он возник не только как веяние Запада, но и как восстановление национальной традиции, в частности „философии сердца". („Истиной человека есть сердце в человеке, глубокое же сердце и одному только Богу достижимо, как мыслей наших бездна, просто сказать, душа, то есть существенная существо". Григорий Сковорода);

б) именно в его рамках впервые в истории украинской литературы эстетические требования заняли подобающее им центральное место в искусстве;

в) он тесно переплетался с новым подъемом национально-освободительного движения, национальный чин ник имел в нем большой вес, более того, определил основном оптимистичный характер многих произведений, в отличие от европейского модернизма;

г) в связи с трагическими обстоятельствами украинской истории модернизм вступил на протяжении почти всего века совсем не принадлежащего ему уважение, которое вы ведомое с позамистецьких, идеологических принципов.

Задача 4. Прочитайте статью на с.212-215 в учебнике П. Хропка „Украинская литература. 10 класс". Можно говорить о разнообразии направлений и течений в поэзии, их взаимодействие? Кто был представителем поэтической генерации?

Задание 5. Прочитав статью на с 205-212 в учебнике „Украинская литература. 10 класс", заполните таблицу.



Тематика прозы Примеры (автор, название произведения)



В чем проявилось художественное обновление прозы?

Образы учителей в творчестве Архипа Тесленко и Степана Васильченко

Оба писателя - и Архип Тесленко (1882 - 1911), и Степан Васильченко (1879-1932) - с детства мечтали стать учителями. Тесленкові не суждено получить педагогическое образование: негативное отношение к казенной науки и религии на втором году обучения его исключили из церковно-учительской школы (вступил 1894 г.), которая готовила учителей для начальных школ. Не удалось ему сдать экзамен на учителя и экстерном.

А Степан Васильченко закончил Коростишівську учительскую семинарию. После этого он работал некоторое время в школах Киевщины, затем поступил в Глуховский учительский институт. И уже через год (1905) был вынужден бросить учебу: „один из горячих организаторов забастовки", он неоднократно выражал недовольство институтскими порядками. Снова стал учительствовать (на этот раз на Полтавщине и Донецкой области), а за советского времени-в школах Киева.

• В сотую годовщину со дня рождения Архипа Тесленко Олесь Гончар так сказал о содержании его литературного наследия: „Правда, горькая и трагическая правда народной жизни стала главным героем его талантливых, виболених, выстраданных произведений".

Задание 7. Прочитайте рассказ А. Тесленко и дайте ответы на вопросы:

„Школьник", „Погоняй до ямы!", „Прощай, жизнь!" - каков духовный мир учителей?

„На чужбине" - как понимаете слова из письма главного героя домой: „Теперь, только теперь, на чужбине, я узнал, кто я, чей я сын ?

„Что делает?" - учитель Яков Петрович так понимает свое предназначение: „Работай, освічуй людей. Клады и свою лепту на пользу мирового добра, человечности, правды. Это твой след, это память твоя. Все хорошо, что ты посеешь, не умрет, будет жить, розвиваться". Вы согласны?

• „Проза С Васильченко находит путь к сердцам читателей прежде всего потому, что она правдивая и поэтичная, согретая чувством уважения к человеческой личности". О. Гончар

Задача 8. Прочитайте рассказ С Васильченко и дайте ответы на вопросы:

„Над Росью" - молодого учителя, от имени которого ведется рассказ, история с Райком заставила глубоко задуматься и над своим будущим: „...предо мной же, только начинал учительствовать, первый раз ясно определилось вопрос: каким же путем я должен идти? Или мне пойти вслед за Воблим и начинать сразу строить себе тепленькое место в жизни; или, бросившись навстречу молодым порывом, пойти тернистым путем, по которому шел Рай ко". На какой жизненный путь станет юноша?

„Приблуда" - чем вас привлекает образ заведующей домом для беспризорных детей Прасковьи Калістратівни?

Раскройте мир детской души („Дождь", „Свекор", „Басурмен").

Литература

1. Рассыпаны жемчуг: Поэты „Молодой музы'. - К. 1991.

2. История украинской литературы XX века. - К., 1993. - Кн. 1.

3. Кузнецов Ю. Импрессионизм в украинской прозе конца XIX - начала XX вв.: (проблемы эстетики и поэтики). - К., 1995.

4. Геник-Березовськз 3. О неоромантическую драму. Драматическое творчество Леси Украинки в тогдашнем литературном контексте // Геник-Березовская 3. Грани культур: Барокко. Романтизм. Модернизм. - К., 2000.

5. Украинская хата: Поэзии 1909-1914. - К., 1990.

6. Евшан М. Критика. Литературоведение. Эстетика. - К.,1999.

7. Таран В. П. Образы учителей в творчестве Архипа Тесленко и Степана Васильченко // „Русский язык и литература в школе", 1987г.

8. Солод Ю. Д. Украинская литература - XX (взгляд в конце тысячелетия). Учебное пособие по программе 11 класса. - К.: Нора-принт, 1997.