Статья
Проблемные ситуации в работе с поэтическим произведением (Анализируем поэзию В. Симоненко „Лебеди материнства")
11 класс
Л. Фурсова,
заслуженный учитель Украины Днепропетровская обл.
Цель литературного образования: закреплять умение анализировать, интерпретировать лирические произведения; развивать образное мышление, воображение, логическое речи; воспитывать чувство уважения к матери, любви к Родине.
Наглядные средства обучения: портрет Василия Симоненко, выставка песенников с произведениями поэта, картины, фотографии с изображением матери и ребенка, словарь-ключ к поэзии в. Симоненко, план анализа поэтического произведения, словарь терминов „Тропы и фигуры речи", учебник (выходные данные указаны в списке литературы), тексты Стихотворения „Лебеди материнства", фото дома, где родился Василий Симоненко.
Литературно-художественные связи: украинская литература - музыка. Эпиграф:
Сколько бы не суждено страдать, Все равно благословлю всегда День, когда меня родила мать Для жизни, для счастья, для беды.
В. Симоненко Ход урока
I. Вступительное слово учителя. Поэт, творчество которого мы изучаем на протяжении нескольких последних уроков, стал вам близким, родным и понятным. Наверное, потому, что поэтические строки идут от его нежного сердца, пылкого ума, взволнованной и ранимої души.
Это про Василия Симоненко сказал днепропетровский поэт Анатолий Кравченко-Русов:
Двадцать восемь - это очень мало. Двадцать восемь - это как будто и не жил. И положили поэта в облака - Идо облака нет тропинок.
И за эти 28 - стихотворения, сказки, новеллы, статьи. Совершенство, нежность, красота, изысканность языка - это черты его писательского стиля, которые делают Симоненко близким и понятным каждому из нас.
II. Актуализация опорных знаний
- Какие сборника Василия Симоненко вы знаете? („Тишина и гром", „Земное притяжение")
- Какие стихи взволновали вас?
- Чем они запали в душу, чем поразили?
III. Мотивация учебной деятельности
Сегодня мы будем работать со стихотворением В. Симоненко „Лебеди материнства".
Зафиксируйте в тетрадях задачи, которые вы ставите перед собой. Запишите эпиграф. Почему в этих строках автор пишет, что мать родила ребенка не только „для жизни, для счастья", но и „беды"? Разве не для добра рождается ребенок? Почему же надо было автору писать еще и о беде в жизни?
IV. Изучение нового материала
Учитель. Василий Симоненко всегда был благодарен за любовь, ласку, воспитание, за все, что позже вызвало размышления о сути жизни, своим матери и деду. Анна Федоровна Щербань - так звали женщину, которая родила и воспитала поэта, у которого было очень коротка земная жизнь, но бесконечное творческое.
Какой она была? Об этом мы можем узнать из воспоминаний Васильева однокурсника и товарища Николая Сома. Поскольку он сам рос без отца и матери, то ехать на каникулы ему было некуда. Поэтому в январе 1955 года он поехал к Симоненко в село Биивцы. Там они отмечали свое двадцатилетие: Василий родился на второй день после Рождества, а Николай - на Новый год по старому стилю. Праздник был необычным. Николай о нем все время рассказывал с большим увлечением. Анна Федоровна приготовила праздничные блюда, а среди всего прочего на столе был самый настоящий арбуз, который мать сумела бережно сохранить для своего сына вплоть до января.
Работая в Черкассах, Василий познакомился с курьером областной типографии Люсей. Через некоторое время они поженились. Вскоре родился сын Олесь, получили квартиру.
Біївські Василию родственники рассказывали, что именно тогда к нему в Черкассы приехал отец. Василий поздравил его, искренне угостил, пригласил переночевать, а утром сказал: „А теперь, отец, бывайте здоровы. Вы поздно пришли ко мне. Я в детстве вас выглядел ежедневно..."
А вот старенькую мать забрал. Анна Федоровна продала свой дом, собрала нехитрые пожитки и переехала в Черкассы.
Василия она воспитала сама. Мужчина бросил семью тогда, когда Василию еще не было и года. Она все время ждала, что Андрей вернется, никогда не искала для сына „второго отца".
Отцовские чувства Василия к сыну вылились в поэтические шедевры. Для Лесика поэт написал сказки „Царь Плаксий и Лоскотон", „Путешествие в страну Наоборот" и другие, а также поэзию „Лебеди материнства", что вошли в одноименной поэтического сборника в 1981 году. Правда, написана она была гораздо раньше.
Возможно, не каждый человек в Украине знает этот стих, но крылатые строки „Можна все на світі вибирати, сину, вибрати не можна тільки Батьківщину" известны, наверное, каждому.
Анализ поэзии „Лебеди материнства"
Выразительное чтение стихотворения учителем.
Мечтают крыльями из тумана лебеди розовые,
Сыплют ночи в лиманы звезды сургучные.
Заглядывает в окошко сказка серыми глазами,
Материнская добрая ласка у нее за плечами.
Ой беги, беги, досадо, не вертай к дому,
Не пущу тебя колыбель сыну качать.
Припливайте к колыбели, лебеди, как мечты,
Опуститесь, тихие зори, сыну под ресницы.
Темноту тревожили криками петухи,
Танцевали лебеди в доме на стене.
Лопотіли крыльями и розовым пор 'ям,
Щекотали марево золотым сузір'ям.
Вырастешь ты, сын, отправишься в дорогу,
Вырастут с тобой усыпленные тревоги.
В хмельные ночи нимфы чорноброві
Ждатимуть твоей нежности и любви.
Будут тебя кликать в сады зеленые
Ребят чорночубих чудо-невесты.
Можешь выбирать друзей и жену,
Выбрать нельзя только Родину.
Можно выбрать друга и по духу брата,
И нельзя родную мать выбирать.
За тобой всегда будут путешествовать
Глаза материнские и белокурая хата.
И если упадешь ты на чужом поле,
Придут из Украины ивы и тополя,
Станут над тобой, листьями затріпочуть,
Тоской прощания душу защекочут.
Можно все на свете выбирать, сынок,
Выбрать нельзя только Родину.
Проблемный вопрос: Почему писатель дал именно такое название поэзии? Почему не „Лебеди материнства" или „Родительские указатели"? Подберите другие заголовки.
Проверка восприятия текста (фронтально)
- Какие эмоции вызвала у вас эта поэзия?
- Какие ассоциации у вас возникли во время слушания произведения?
- Как вы могли бы определить жанровое своеобразие произведения?
(Стих напоминает колыбельную).
- Сформулируйте тему произведения.
(Материнская любовь к ребенку, забота за ее судьбу).
- В каких строках выражается идея стихотворения?
(„Можно все на свете выбирать, сынок, выбрать нельзя только Родину").
Работа в группах.
(Деление на группы происходит так. Учащиеся выбирают карточки, предложенные учителем. Карточки с одной стороны одинаковые, поэтому одиннадцатиклассники не могут знать заранее, в какой группе они будут работать).
И группа
• Какие образы (лебеди, петухи, звезды, лиман, марево, ночь, дом, ивы, тополя...) есть в поэзии? Объясните их роль. В случае необходимости обратитесь к словарю-ключа.
(В произведении есть буквальный и символический смысл. Слов-образов, имеющих символическое значение, много. Они способствуют пониманию текста.
Лебеди - символ чистоты, милосердия, Девы Марии. То есть в стихе это - птица матери.
Зари - присутствие божества, ангела-посланца Бога, надежда. Поскольку в христианстве звезды означают божественное благое отношение, то вданій поэзии речь идет о благое отношение Бога к ребенку.
Лиманы (вода) - символ рождения; символ изменчивой человеческой жизни.
Мать является символом всех духовных вещей. „Материнская добрая ласка у нее за плечами": мать - источник духовности, всего доброго и нежного.
Петух в праукраинцев считался предвестником зари, а следовательно, пробуждение жизни.
Другие символы трактуются по словарю-ключом.)
II группа
• Проанализируйте изобразительные средства. Какие функции они выполняют? В случае необходимости воспользуйтесь словарем лингвистических терминов „Тропы".
(В стихотворении много различных изобразительных средств. Чрезвычайно яркие эпитеты.
„Лебеди розовые". Розовый цвет символизирует отношение к жизни как к сказке, нежелание или неумение замечать невзгоды. В детстве все видится красивым, нежным, добрым.
„Звезды сургучные". Эпитет „сургучные" помогает представить не только темный коричневый цвет. Поскольку это вяжущее вещество, то можно предположить, что автор использует его, чтобы описать картину детского сна.
„Усыпленные тревоги". Тревоги, проблемы для ребенка пока что не существуют. Поэтому они усыплены.
„ Тихие зори". Звезды не могут быть другими. Они не умеют издавать никаких звуков. Эпитет „ тихие" подчеркивает, что когда ребенок засыпает, все вокруг затихает, чтобы у нее был спокойный сон.
Писатель немало применяет олицетворений и метафор.
Заглядывает в окошко сказка серыми глазами". Это олицетворение.
„Всегда будут странствовать глаза материнские и белокурая хата". Данное олицетворение применено поэтом, чтобы доказать, что мать всегда рядом с ребенком, чувствует ее проблемы, готова помочь. Да и воспоминания о родной дом, близких людей постоянно с человеком.
Такое же значение имеет и олицетворение „придут из Украины ивы и тополя, станут над тобой, листьями затріпочуть".
„Темноту тревожили криками петухи". Это развернутая метафора. В ней образно писатель говорит, что ребенка защищают силы добра - „петух" - от сил зла, „тьмы".
Развернутая метафора „танцевали лебеди в доме на стене. Лопотіли крыльями и розовым пером" подчеркивает, что в стенах родного дома ребенок может надеяться на поддержку и добро.
Сравнение „лебеди, как мечты".)
III группа
• Проанализируйте языковые особенности (фигуры речи). Какова их роль? Воспользуйтесь словарем лингвистических терминов „Фигуры речи".
(Богатство языковых особенностей представлено различными фигурами речи.
В стихотворении много риторических обращений: „припливайте к колыбели, лебеди, как мечты, опуститесь, тихие зори, сыну под ресницы". Обращения приняты во множественном числе, первое нераспространенное, второе распространенное. Придает речи выразительность.
Дважды в тексте употребляется обращение „сынок". Оно более конкретное. Называет не просто сына, а ребенка - отца, ребенка Украины.
Звуковая анафора „в" - „вырастешь", „отправишься", „вырастут" - подчеркивает будущий время, то, что ждет ребенка.
Аллитерация звука „р" в фразе „темноту тревожили криками петухи" передает крик петуха.
Аллитерация звука „л" в фразе „лопотіли крыльями и розовым оперением, щекотали марево золотым созвездием"предоставляет пространственности, ПОЛЕТА воображения.
Градация „друзья" - „жена" - „Родина"; „друг" - „по духу брат" - „мать". Усиливается созданное впечатление морального выбора, которое есть у каждого человека.
Возражения „выбрать нельзя только Родину", „нельзя родную мать выбирать" экспрессивно выражает в розповідному предложении невозможность данного действия.
Умело применена инверсия в нескольких предложениях способствует выигрышности слов, которые оказываются в конце предложения. „За тобой всегда будут странствовать глаза материнские и белокурая хата". „...Придут из Украины ивы и тополя". „Тебя будут кликать в сады зеленые ребят черно чубих чудо-невесты".)
IV группа
• Исследуйте ритмомелодику стихотворения, особенности рифмовки по такому плану:
Стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль, амфібрахій, анапест).
Звукопис (аллитерация, асонанс).
Рифмовки (парное, перекрестная, смежная).
Виды рифм (женские, мужские, дактилічні).
Строфіка (двустишие, трехстишие, п'ятивірш, сонет, онєгінська строфа).
Ритмичная строение - частушки.
• Дайте ответ на проблемный вопрос: почему только часть текста анализируемой поэзии положена на музыку?
(Отчет групп о проделанной работе. Перед отчетом IV группы звучит песня „Вырастешь ты, сын" в исполнении ансамбля родителей).
Сообщение ученика „Симоненко в музыке"
Интересная ритмичная строение, яркая образность, близость к народной колыбельной привлекли известного композитора и дирижера и композитора Анатолия Пашкевича. Его песни „Степом, Степом...", „Мамина вишня в саду", „Лебеди материнства" знают, наверное, все украинцы. Из Житомира в 1965 году он переехал в Черкассы, где и познакомился с Василием Симоненко. Сначала он был дирижером, а затем и художественным руководителем Черкасского государственного заслуженного украинского народного хора. Удостоен звания народного артиста и ордена „За заслуги" III степени.
Это не единственный стих Василия Симоненко, положенный на музыку. Настоящими народными песнями стали „Засматриваюсь в твои зрачки" - неизвестного композитора, „Поход казаков" - композитора Гавура, „Ты знаешь, что ты человек", „Украинский лев" - В. Морозова. На стихи В. Симоненко написаны также песни „Сыну" А. Пашкевича, „Сквозь века" А. Чекаля, „Там в степи скрестились дороги" бандуристов Василия и Николая Литвинов. А композитор А. Винокур по мотивам баллады „Русалка" написал музыку к балету.
Работа со всем классом
- На какие логические части можно разделить стихотворение? Почему?
(Четыре первых двовірші имеют ритм, который отличается от последующих двустиший; в первых строфах изображается картина, построенная на ассоциациях сна. Далее дается попытка предсказать будущее ребенка, потом - звучат установочные указатели. Поэтому произведение условно можно разделить на три части).
- Назовите рефрен в стихотворении. Какова его роль?
(Рефрен „Можна все на світі вибирати, сину, вибрати не можна тільки Батьківщину". Автор подчеркивает, что именно в этих строках основную смысловую нагрузку).
- Чем и почему отличаются повторяющиеся строки?
Почему последний должен звучать именно так?
(„Можно выбирать друзей и жену" - автор называет конкретных людей, которых в жизни можно выбирать для себя. В последнем двовірші „можно все на свете выбирать, сынок" - обобщенное звучание, то есть выбирать можно материальное и нематериальное, образ жизни, определять, что является главным, а что-второстепенным, но есть то, что дается человеку от рождения).
- Каков образ автора? Какие у него мысли, переживания, чувства?
- Какое впечатление лично на вас произвел этот стих? Нравится или нет? Почему? Чем?
Проблемный вопрос. Песня „Вырастешь ты, сын" по программе по музыке изучается в 8 классе. Однако сегодня на уроке вы слушали ее в исполнении ансамбля ваших родителей. Почему эта песня лучше воспринимается, если ее выполняют взрослые люди?
Учитель. Анна Федоровна очень болезненно перенесла смерть Василя. ей впоследствии дали новую однокомнатную квартиру, которую она превратила в своеобразный музей сына. На 35 лет мать пережила его. Бог отмерил ей девяносто лет. Умерла в 1998 году, похоронили их рядом.
Каждого года в областном драматическом театре областная организация Национального союза писателей в день рождения В. Симоненко устраивает литературный вечер. Звучат воспоминания, его стихи.
Лучшим поэтам области вручают литературную премию имени Василия Симоненко „Берег надежды", которая установлена Черкасским областным советом и облгосадминистрацией. Она вручается с целью поощрения профессиональных и непрофессиональных литераторов до новых творческих поисков в области литературы, к созданию высокохудожественных литературных произведений гражданского звучания, направленных на возрождение духовности, развитие независимого демократического Украинского государства.
Начиная с 1993 года, на сцене идет спектакль по пьесе С. Носаня „Последний миг", в котором главный герой Поэт - прообраз Василия Симоненко. На премьеру пригласили Анну Федоровну. Она увидела на сцене своего сына (его играл А. Жила) и вместе с артистами заново пережила годы его детства, школярства, увидела своего отца - Васильева деда Федора, бабу Онисю. Когда в спектакле настал последний миг, Поэт подошел к матери, подарил живые цветы, поцеловал и сказал: „Спасибо за сына". Мать не сдержала слез от горя и счастья одновременно.
Еще были радостные дни в нее, когда получала в 1990 году премию имени М. Островского и в 1995 году высшую государственную премию Украины имени Т. Г. Шевченко, которым посмертно отмечена творчество сына.
В Біївцях на Полтавщине сохранился дом, где родился Василий. Сельский совет выкупила ее у тех хозяев, которым Анна Федоровна продала, переезжая в Черкасс. Хата старенькая, уже похилилась. И ударил в набат М. Сом. Через прессу обратился к общине, собрали средства, чтобы сохранить святыню. Возобновили домашние вещи, стол, сундук, посуда, полотенца, скатерти. Зачастили сюда поклонники творчества выдающегося поэта.
Недавно в Черкассах появилась улица Василия Симоненко. И не где-то на окраине, а в самом центре города, где речушка новоназваної улице громко впадает в широкое русло улице Шевченко. И это очень символично.
Есть музей Симоненко в Тарандинцівській средней школе, которая теперь носит его имя. Среди экспонатов - парта, за которой сидел Василий, его табели успеваемости, классные журналы, тетради с сочинениями по литературе, сборники стихов, фотографии, газеты и журналы с публикациями о нем. Экскурсии для школьников-новичков и гостей школы проводят ученики старших классов.
Музей поэта в Черкассах обустроен в помещении газеты „Черкасский край" (бывшая „Черкасская правда") в кабинете, где когда-то начинал Василий свою трудовую деятельность.
Художники В. Клименко, И. Кулик, В. Кузьменко, Т. Гордова, М. Сурок написали картины, где воссоздали образ Василия Симоненко.
На могиле поэта установлен памятник работы скульптора С. Грабовского, где на постаменте золотом высечены слова: „Можно все на свете выбирать, сынок, выбрать нельзя только Родину".
О незабвенного Василия составляют стихи его друзья - как выдающиеся поэты, так и начинающие. Хочу закончить свой рассказ стихотворением директора Тарандинцивськои средней школы имени В. Симоненко, что на Полтавщине, Василия Бута:
Свой путь у всех когда-то кончается,
И почти каждому к ногам кладут венки.
Одни жили, умрут и забываются,
А другие память оставляют на века.
На их могилах вырастают сорные травы и цветы,
Ибо тело бренно, но душа живая,
И для народа вечно будут жить -
их память, совесть и пылкие слова.
Ты знал тогда, если тебя не будет,
То в каждом слове каждого стиха -
Жив поэт, пока есть живые люди,
Потому что у каждого из нас живет твоя душа.
И хоть землей кратко тебе грудь,
И голос твой раздается оттуда:
„Народ мой есть! Народ мой всегда будет!
Пока жив он будет - буду жить и я".
V. Подведение итогов. Оценивания
В начале нашего занятия вы ставили перед собой определенные задачи. Выполнили ли вы их? Достигли ли цели?
VI. Домашнее задание
Для всех. Выучить стихотворение „Лебеди материнства" наизусть.
Следующее задание учащиеся выполняют по желанию (выбирают одно из заданий).
• Написать творческую работу „Каждый выбирает по
себе
• Устное сочинение „Мое знакомство с В. Симоненко".
Подготовить сообщение о Д. Павлычко.
Литература
1. Большой толковый словарь современного украинского языка / Сост, и голов, ред. В. Т. Бусел. - К.: Ирпень: ВТФ „Перун", 2004.- 1440 с.
2. Эхо десятилетий. Украинская литература второй половины XX в.: Учебное пособие / Составитель М. О.Сорока. - К.: Грамота, 2001. - 463 с
3. Украинская литература, 11 кл.: Учебник для среди, загальноосвіт. шк. / Г. В. Мовчан, Ю. І.Ковалів, В.Ф. Погребеник и др. - Киев; Ирпень: ВТФ „Перун", 1999. - 496 с.
4. Украинское прошлое: Иллюстрированный этнографический справочник. - 2-е изд./А. П. Пономарев, Л. Ф. Артюх и др. - К.:Лыбидь, 1994.- 256 с.
5. http://www.pisni.org.ua/hview.php7icN43
6. http://www.brama.com/news/press/2004/01/040116new sfromukraine.html
6. http://svitlytsia.Crimea.ua/index.php?section=article&artl D=4349
8. http://www.refine.org.ua/pageid-2629-2. html
9. http://www.ber.te.ua/cgi-bin/dic/dic.php?nom=208
10. http://slovar.plib.ru/dictionary/d23/229.html
11. http://www.refine.org.ua/pageid-2629-2. html
12. http://svitlytsia.Crimea.ua/index.php?section=article&art ID=4349
Приложение
Словарь-ключ к поэзии Василия Симоненко
1. Верба (С). Символ космического океана, прадерев жизни; чрезвычайной трудоспособности; оплодотворяющей, плодородной силы; пробуждения природы, весны; расстроенной женщины; вдовства;Украины, родины.(http://www.ber.te.ua/cgibin/dic/dic.php?nom=208). В буддизме олицетворяет скромность. У китайцев - символ весны, женственности, очарования, артистических способностей, разлуки. В Японии символизирует терпение и настойчивость (http://slovar.plib.ru/dictionary/d23/229.html). По народным представлениям, веточки вербы, освященные в церкви в последнее воскресенье перед Пасхой - вербное воскресенье, приобретали магических свойств. Освященную вербу приносили в дом и ударяли ею членов семьи, чаще всего детей, приговаривая: „Будь большой, как верба, а здоровый, как вода, а богатый, как земля". Освященная верба хранилась в доме и широко применялась как лечебное средство или как оберег. На Херсонщине ее клали в воду, в которой купали больного ребенка. В украинском фольклоре ива - это поэтический символ девушки или замужней женщины. (Украинское прошлое: Иллюстрированный этнографический справочник. - 2-е изд./А. П. Пономарев, Л.Ф. Артюх и др. - К.: Лыбидь, 1994. - 256с).
2. Дорога (тропинка) (С). Символ пути, человеческой судьбы. У каждого своя дорога, судьбы разных людей то пересекаются, то расходятся.
3. Душа (С). Обычно изображается в виде взлетающей птицы, http://slovar.plib.ru/dictirnary/d23/229.html
4. Звезда (звезды, созвездия) (С). Означает присутствие божества, выше достижения, ангєла-посланца Бога, надежду. Звезды - атрибуты Небесных Цариц, в которых короны часто состоят из звезд. В христианстве звезда олицетворяет божественное благое отношение, (http://slovar.plib.ru/diction-ary/d23/229.html)
5. Цвета (С). Черный и белый символизируют негативное и позитивное и все противоположности. Золотой. Это солнце, божественная сила, просветление, бессмертие, Бог, как свет нерукотворный, высшая ценность, то, что наполняет жизнь, огонь, сияние, слава, мужской принцип. Золотой цвет Солнца, символизирует всех солнечных богов. Зеленый. Неоднозначный по смыслу. Юность, надежда и радость, но вместе с тем изменчивость, непостоянство, ревность. Белый. Совершенство, простота, свет, чистота, невинность, святость, спасение, духовная власть. Розовый. Символизирует мечты; существует выражение „розовые очки", так говорят, когда человек во всем видит только хорошее, не видит реального положения событий или не хочет видеть. (http://slovar.plib.ru/dictionary/d23/229.html)
6. Крылья (С). Имеют солнечную символику и означают божество, духовную природу, подвижную, всеобъемлющую силу божества, способность выйти за пределы земного мира, не испытывать усталости, мгновенное начало движения, полет времени, полет мысли, силу воли, разум, свободу, победу, быстроту, (http://slovar.plib.ru/dictionary/d23/229.html)
7. Лебедь (С). Является птицей жизни. Символизирует также одиночество и убежище и является также птицей поэтов. У кельтов лебединые божества солнечные и являются благодетелями людей; они обладают способностью лечить; ассоциируются с солнечной колесницей и символизируют щедрость, любовь и чистоту, а их музыка имеет магические свойства. У китайцев лебедь - солнечная птица. В христианстве белый лебедь - это чистота, милосердие и символ Девы Марии, http://slovar.plib.ru/dic-tionary/d23/229.html)
8. Лиман (Л). Залив с морской водой в устье реки или озеро вблизи моря, иногда богато грязи с лечебными свойствами. (Большой толковый словарь современного украинского языка / Сост, и голов, ред. В.Т. Бусел. - К.: Ирпень: ВТФ „Перун", 2004. - 1440 с.)
9. Вода (С). Любая вода является символом Великой Матери и ассоциируется с рождением, женским началом, водами плодородия и свежести, источником жизни. Вода по возвращает к жизни, дает силу. В виде дождя вода несет плодородную силу небесного бога. Как роса, она олицетворяет благословение, духовное обновление и свет рассвета. Нырнуть в воду - значит искать секрет жизни, ее конечную тайну. Вода, что течет, - это живая вода. (http://slovar.plib.ru/dictionary/d23/229.html)
10. Марево (Л). 1. Зрительное явление в атмосфере, при котором на горизонте появляются мнимые изображения наземных предметов или участков неба; мираж. 2. Плод воображения; видение, призрак. (Большой толковый словарь современного украинского языка / Сост, и голов, ред. В.Т. Бусел. - К.: Ирпень: ВТФ „Перун", 2004. - 1440 с.)
11. Мать (С). Природа, всеобщая Мать, царица всех духовных вещей, (http://www.ber.te.ua/cgi-bin/dic/dic.php?nom=208).
12. Мріти 1. (Л). Едва виднеться, бовваніти. Мерцать. (Большой толковый словарь современного украинского языка / Сост, и голов, ред. В. Т. Бусел. - К.: Ирпень: ВТФ „Перун", 2004. - 1440 с.)
13. Мріти 2. (Л). То же самое, что мечтать. Создавать в воображении образ кого -, чего-либо; погружаться в мечты. Думать об осуществлении чего-либо желаемого; стремиться в мыслях к чему-то. (Большой толковый словарь современного украинского языка / Сост, и голов, ред. В.Т. Бусел. - К.: Ирпень: ВТФ „Перун", 2004. - 1440 с.)
14. Ночь (ночи) (С). Значит докосмічну темноту. Согласно Гесиоду, ночь - это Мать Богов. (http://slo-var.plib.ru/dictionary/d23/229.html)
15. Глаза (С). Символизирует всеведение, способность к интуитивному видению. Глаз сердца - знак духовного озарения, интеллектуальной интуиции. У буддистов символизирует мудрость и свет, (http://slovar.plib.ru/diction-ary/d23/229.html)
16. Перо (перья) (С). В христианстве означает учение; в Египте символизирует пробуждение души. (http://www.ber.te. ru/cgi-bin/dic/dic.php?nom=208).
17. Петух (С). Символ солнца, света, огня, воинственности; бдительности; воскресение; смерти и зла; силы мужской плоти; домовитости ; хозяйственности; раскаяние (в христианстве); предвестник беды, несчастья; жертвы; открывателя сокровищ; также он является оберегом от пожара. В праукраинцев петух считался предвестником зари, восхода Солнца, а следовательно, пробуждение жизни. Пение петуха предвещал в Украине приход гостей, а пение у окна - несчастье, смерть (http://www.ber.te.ua/cgi-bin/dic/dic.php?nom=208).
18. Путешествия (путешествие) (С). Герой, путешествуя, сталкивается с испытаниями и опасностями в поисках совершенства, переходит от тьмы к свету, находя духовный центр. Символизм странствий также связан с символикой выбора пути. (http://www.ber.te. ru/cgi-bin/dic/dic.php?nom=208).
19. Поле (С). Мать-Земля, великая кормилица. (http://www.ber.te.ua/cgi-bin/dic/dic.php?nom=208).
20. Птицы (С). Символ души, духа, божественного проявления, восхождения на небо, возможности общаться с богами или входить в высшее состояние сознания, мысли, воображения. (http://www.ber.te. ru/cgi-bin/dic/dic.php?nom=208).
21. Сын (дети) (С). Двойник, живой образ. Символизирует воплощение упущенных возможностей, простоту и невинность. Женщина, которая кормит ребенка, - христианский символ милосердия.
22. Слезы (С). Символ невигойного горя, беды, мучений, покаяния, духовного очищения, радости, чистоты, дождя. В христианстве слезы - это символ очищения и раскаяния. У населения Сандвичевых островов слезы считались признаком счастья, (http://www.ber.te.ua/cgi-bin/dic/dic.php?nom=208).
23. Сургучевий (Л). Прикм. до слова сургуч.
24. Сургуч (Л). Окрашена твердая смола, воск легко плавится и застывает; употребляется для опечатывания пакетов, посылок, помещений.
25. Танец (С). Космическая созидательная энергия, трансформация пространства во времени, ритм вселенной, имитация божественной игры творения, поддержания силы, эмоций, активности. (http://www.ber.te.ua/cgi-bin/dic/dic. php?nom=208).
26. Темнота (С). Символ неразвитых возможностей; отсталости; необразованности; безнравственность; с другой стороны - символ защиты от злых сил. В позитивном плане темнота символизирует спасение от опасности, от ожидаемого бедствия. (http://www.ber.te.ua/cgi-bin/dic/dic.php?nom=208).
27. Тополь (С). Символ дерева жизни, символ добра и зла, символ Украины, печальной девушки, матери; красоты, стройности, весны. В современной поэзии символика тополя связывается с Украиной, ее трагической историей, сединой матери, родины, (http://www.ber.te.ua/cgi-bin/dic/dic.php?nom=208).
28. Туман (С). Это состояние, через который должна пройти душа: через сумятицу в ясности и просветления. (http://www.ber.te. ru/cgi-bin/dic/dic.php?nom=208).
29. Хата (С). Символ Вселенной; родины, родной земли; непрерывности рода; тепла, уюта; святости; добра и надежды; материнской любви, защиты и помощи. Символика дома богата и разнообразна. В древности практически все ее элементы, кроме торгово-прагматического, имели символическое значение. В сознании праславян хата была моделью Космоса. Все обряды, связанные со строительством дома, имели глубокую символику. Напр.: категорически запрещалось возводить новое жилье меньшее по размеру от старой (тогда могла, по верованиям, уменьшиться семья). Не строили дом и там, где когда-то жили воры, где были ссоры, поветрие, церковь, перекресток, сгорела хата и др. В фольклоре, литературе изба - символ родины, родной земли, чистоты, тепла, уюта. (http://www.ber.te.ua/cgi-bin/dic/dic.php?nom=208).
|
|