Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Жизнь и творчество Степана Васильченко (Панасенко)




УЧИТЕЛЬ ИЗ ИЧНИ

Жизнь этого писателя было удивительно цельным, бескомпромиссным, плодотворным.

Родился Степан Васильченко (настоящая его фамилия Панасенко) 1879 года на Черниговщине в старинном местечке Ичне, которое не раз упоминается в нашей истории. Жители Ични, казаки и горожане, издавна боролись с турецкими завоевателями, польской шляхтой, с привыкшими к победам шведами. В этих освободительных войнах мужал характер народа, закалялись отвага и стойкость, воспетые кобзарями и лирниками, чьи протяженные наспівні думы будущий писатель еще в детстве слышал на ичнянских ярмарках. Рос он в многодетной трудовой семье, которая постоянно боролась с нуждой. Летом отец работал на разных сельскохозяйственных работах, а зимними вечерами чоботарював, выполняя заказы соседей из окрестных сел. «Отец мой, казак Василий Панасенко...- будет свидетельствовать впоследствии писатель,- тоже был немного грамотный, учился когда-то в благодарность, любил в праздник сам почитать, уважал в людях образование. Живя с семьей в крупных нищете, он трогательно заботился о нашем образовании, дав нам с этой стороны даже больше того, что мог давать с его нищетой». Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, в доме работали все без исключения - и взрослые, и дети. Несмотря на нищету, семью не оставлял дух взаимной приязни и доброжелательности, здесь не поддавались унынию, любили шутку, веселую историю, вечерами работа сопровождалась песней, и нередко в руках у кого-то из ребят, что забирались на печь, появлялась и настоящая книга. Чаще всего это был зачитан до дыр «Кобзарь» повести Гоголя. Писатель Степан Васильченко не раз будет вспоминать эти годы, трудные, полуголодные, которые, однако, щедро дарили ему нежность и ласку близких людей, годы, насыщенные нехитрым и простым, но таким напряженным и светлым духовной жизнью.

Как много значат для творческой художественной натуры впечатление детства! И какой дорогой была для Степана Васильченко его родная Ичня, что так сполна, на всю жизнь наснажила его переживаниями и впечатлениями. Холодные зимы, чад в доме, лохмотья, недоедания, первые огорчения и обиды - все тонет, как скажет потом писатель, «в этой блестящей, радужной, светлой детской кінопоемі», перейнятій ясным солнцем и буйной радостью молодой жизни...

Самым болезненным и самым унизительным было ощущение бесправности. По несколько месяцев в год дети наймитували у богачей, с малолетства постигая азбуку социального неравенства. И все же сколько песен звучало вечерам над Ічнею, какие прекрасные и поэтические были синие летние ночи, которыми некогда восхищался Пушкин и Гоголь, а потом Тычина и Довженко! их волшебную силу ощутил на себе и Степан Васильченко и перенес ее на лучшие страницы своей одухотворенной прозы.

В условиях угнетения, что стало нормой тогдашней жизни, нужна была крепкая духовная опора, чтобы человеку не впасть в отчаяние. Возможно, именно поэтому писатель так ценил в людях труда восприимчивость к прекрасному, способность при любых условиях сохранять в душе светлые огоньки творчества, не дать им погаснуть среди обстоятельств даже самых неблагоприятных.

Певучий край, Ичня издавна славилась голосами. Васильченко гордился вокальной одаренностью своих земляков. Однажды он в шутку заметил, что в одной только Ичне можно набрать голосов для любой оперы. С этой песенной стихии и рос писатель, эстетика фольклора органично входила в стиль его литературного творчества.

Через много лет, уже став признанным и известным, Степан Васильченко с теплым чувством вспоминать звездные, певучие ночи своей Ичне, верных товарищей, и мечты тех лет, и лукавый взблеск девичьих глаз... Навсегда сохранит в сердце родное село и отчую хату, где неприкосновенный народный обычай и заботливое родительское воспитание постоянно звали к добру и духовности, пробуждали в детях чувство справедливости и человечности, прививали им понятие национальной культуры и общечеловеческой морали. «За все годы, которые я прожил в отцовской хате,- с гордостью отметит потом писатель,- я ни разу не слышал грязного ругательства или какого-то циничного слова».

Явно выраженные способности к обучению, трудолюбие и большой степени счастливое стечение обстоятельств помогли Степану Васильченко переступить порог Коростышевской учительской семинарии, из стен которого он вышел с дипломом, что открывал, казалось, широкую и прямую дорогу в жизнь. Девятнадцатилетний юноша, полон жизненных сил, едет учительствовать в отдаленное село на Киевщине, в Каневский уезд - шевченковские края. Из классической литературы хорошо известный образ молодого интеллигента из демократической среды, светлого мечтателя, одухотворенного высокой идеей сеять «разумное, доброе, вечное». Степан Васильченко принадлежал именно к таким людям. Он горел стремлением быть полезным трудовому люду, помочь крестьянским детям раскрыть свои способности - ведь даже среди самых обездоленных, нищих, полуголодных стрічалося на его жизненном пути столько одаренных самобытных натур...

Вскоре после появления в селе нового учителя стали возникать драмкружки, сложился народный хор: в школу потянулись не только дети, но и взрослые. Это сразу насторожило сельских воротил, ревнителей устоявшегося порядка. Рассказы, что впоследствии выйдут из-под пера Степана Васильченко, расскажут, сколько опасностей подстерегает сеятеля «разумного, доброго, вечного», в которой гнетущей атмосфере подозрительности, слежки, вражды оказывался молодой учитель, когда он был человеком независимых взглядов, дружил с крестьянами, не пресмыкался перед власть имущими. Поп, пристав, казенный инспектор, кулак-мироед-все они глаз не спускали с приезжего «смутьяна». Доносить на учителя считалось делом вполне похвальной - только нарушитель спокойствия, скрытный крамольник может позволить себе читать крестьянам «мужские книги» (то есть книги на украинском языке), петь песни на крестьянских свадьбах, собирать вокруг себя сельскую молодежь и разыгрывать вместе с ней всевозможные театральные комедии... Официальным и, пожалуй, найревнішим надзирателем был сельский поп, такой держиморда, что с ним никак не найти было общий язык молодому учителю, поборнику культуры. Разве мог Васильченко смириться с философией этого мракобіса, который, как пишет Васильченко в автобиографической повести «Мой путь», свои взгляды на образование крестьян высказывал вот таким образом: «Рано мужика грамоте учить, да и зачем она ему? Пусть учится молиться богу, то и будет для его, а то научи его грамоте, то и пригодится она ему только на то, чтобы написать прошение на тебя и восстать. Грамота мужику - меч безумном».

Доносы, которые посыпались на молодого учителя, привели к тому, что он поначалу оказался под надзором полиции, а вскоре и вовсе потерял работу. Началась тяжелая полоса в его жизни - кочевания из школы в школу, из села в село...

Революцию 1905 года Васильченко встретил студентом Глуховского учительского института - мы видим его одним из руководителей студенческой забастовки. С восторгом он приветствует революцию; когда на улицах Глухова впервые зазвучала «Марсельеза», радостные толпы шли под красными флагами и даже «послышалось, как публично, здесь, на улице, рвались и падали на землю кандалы. Верилось, что так уже и будет» («Мой путь»).

Потом пришла расправа. Васильченко навсегда прощается со студенческой аудиторией, начинается полоса новых скитаний. Он едет учительствовать на Донбасс, где в настоящее время трудится другой подвижник украинской культуры - композитор Николай Леонтович, чьи" прекрасные песни вдохновляли горняцкие боевые дружины. В шахтарськім края Степан Васильченко сразу нашел свое место: вместе с восставшими горняками он делил радость надежд, вместе с ними вкусил и горечь поражения.

В годы реакции учитель Васильченко оказался за решеткой. Бахмутсьна тюрьма... Так уж получалось, что много замечательных произведений украинской литературы, которые стали потом ее гордостью, задумывались, а часто и писались в тюремной камере. Бессмертные стихи Тараса Шевченко, «Тюремные сонеты» Ивана Франко, гражданская лирика Павла Грабовского... Годы, проведенные в неволе, не были бесплодными и для Васильченко. Здесь, в камере, рождалось много его зад умел, отсюда берет начало целый цикл «Осетинских сказок», созданных позднее на основе фольклора кавказских народов, к богатствам которого Степана Васильченко приобщил его друг-осетин, товарищ по неволе, что изнывал вместе с ним в Бахмутской тюрьме.

В 1908 году Васильченко, больной, истощенный, вышел на свободу и уехал в родной Ичне - учительствовать ему было отныне решительно запрещено. Оставалась литературная работа, частные уроки, случайные заработки. На то время Васильченко уже был автором многих рассказов, хотя систематически печататься начал только после переезда в Киев. Там же в 1911 году выходит первая книга его произведений под названием «Эскизы».

После трех лет после этого события разразилась война, кровавая империалистическая бойня. Командира саперной роты Васильченко отправили месить кровавые болота Западного фронта. Тяготы солдатской жизни продолжались до самой Октябрьской революции, которую Степан Васильченко вместе со всей передовой украинской интеллигенцией встретил с восторгом, сразу же влившись в ряды строителей новой социалистической культуры. Снова преподает в школе, не оставляя литературной работы. Растет его авторитет и в литературе, и в педагогике. Степана Васильченко считают одним из лучших народных учителей республики, выходят в свет его литературные произведения в четырех томах. До последних дней своей жизни, что рано оборвалась (писатель умер в 1932 году), он поддерживает связь со школой, учительствует в Киеве, пишет произведения для детей и юношества: «Красный вечер», «Авиационный кружок», «Олив'яний кольцо», в которых уже четко прослеживаются черты новой советской действительности. В это время много переводит: благодаря ему украинском языке заговорили Гоголь, Лесков, Короленко, Серафимович.

На протяжении многих лет Степан Васильченко .жив мыслью написать большой масштабный сочинение о Тарасе Шевченко, и хоть успел закончить только первую часть задуманного труда - повесть «В сорняках», уже она показала, как глубоко проник писатель в жизни Великого Кобзаря, чей подвиг самоотверженного служения народу всегда вызывал в его душе сыновнее благоговейное чувство. К личности Тараса Шевченко он не раз будет возвращаться в своих статьях. «Помнишь,- писал в одной из них,- что было сказано в нашей литературе о Шевченко, что пришлось читать, и берет сомнение: и сказано о Шевченко то последнее слово, которое ярко осветило эту гору, эту громадную фигуру от верха к низу, от облаков до земли, совсем разгадана эта загадка нашего народа?.. То слово, которое осветит нам эту скалу, еще впереди...»

В когорте мастеров украинской классической новеллистики Степан Васильченко занимает видное место. Его творчество вот уже много лет пользуется неизменной любовью. Для людей моего поколения с детства знакомо имя этого писателя. Рассказ «Мужицкая арихметика», «Талант», «Цыганка», «Осенний эскиз» встречались нам еще в школьных хрестоматиях, читанках. Отдельные места из его произведений учительница читала наизусть в классе, и в ее устах слово писателя приобретало особой сердечности, захватывая своей какой-то действительно волшебной силой. Широко известная пьеса из народной жизни «На первые шишки»; эта вещь так и яскрить юмором, дышит мягким лиризмом, благодаря своей художественности, сценічності, она долгое время входила в репертуар школьных и сельских драмгуртків. А повесть о детстве Тараса, о которой упоминалось выше, бесспорно, принадлежит к лучшим произведениям нашей художественной Шевченкианы.

Слово Степана Васильченко не устарело, и это свидетельствует о многом. Чем же привлекает нас творчество этого писателя? Благодаря чему и сейчас слово его сохраняет свою первоначальную свежесть, естественно входит в наше сознание, откуда эта способность обогащать душу высоким и прекрасным наравне с лучшими произведениями русской и украинской классики?

Думаю, что проза Степана Васильченко находит путь к сердцам читателей прежде всего потому, что она правдивая и поэтичная, согретая чувством уважения к человеческой личности, пусть даже это будет всего-навсего бездомный мальчишка прижился в тюрьме, «нацанок» из одноименной новеллы или герой нескольких рассказов неудачник-учитель - затравленная, забитая существо, что отразила в себе всю бесправность дореволюционной школы на Украине. Талант мужества и талант сострадания, без которых не бывает настоящего писателя, в высшей степени был присущ этому человеку, проявляясь и в творчестве Васильченко и в его жизненных поступках.

Отдав много лет учителюванню, Васильченко охотнее всего писал о школе и для школы. Но хоть говорится о писателя-педагога, его произведениям совершенно чужие нравоучения, поучительный тон - перед нами настоящий художник, который вполне доверяет убедительной силе образа. Знаток народной души, Васильченко открывает в ней все новые качества, восхищается трудолюбием, высокой нравственной силой, яркой талантливостью своего народа, которая с особой красотой проявляется в детях - смышленых, веселых, озорных героях писателя.

Поэзия рассказов Степана Васильченко в их человечности. Сжатые, эмоционально наполнены, они отличаются теплой, душевной интонацией, тонким психологизмом, внутренней деликатностью и совісністю - словом, теми качествами, которые так трогают нас, скажем, в художественной прозе Антона Павловича Чехова.

Мастерство Степана Васильченко не нуждалась внешних эффектов. Он был чувствителен к музыке слова, постоянно совершенствовал свой литературный стиль, обогащал его народной образностью и песенной ритмикой, и все же главной его заботой оставалось стремление к предельной жизненной правды.

Сквозь все испытания судьбы писатель проносит веру в лучшее будущее. Сюжеты его рассказов могут быть трагические, печальные картины, но и тогда души героев несут в себе свет надежды, будто ложится на них отблеск утренней зари.

Поэзия отрочества, чистота детской души, ее светлые мечты, фантазии, страсти, что только зарождаются,- это, пожалуй, самые любимые мотивы творчества Степана Васильченко. До него мало кому из наших прозаиков везло так проникновенно заглянуть в мир детской психологии, с такой чуткостью, деликатностью, нежностью прикоснуться к самого заветного в ней. Иногда с грустью, а иногда с мудрой улыбкой, с мягким юмором писатель воспроизводит радости и печали юной души, бурные страсти маленького человека, в капризах, проказах и шалостях которой часто слышится глубоко пережитая ответ на обиды и огорчения. Герои Степана Васильченко бывают несчастливы, однако они не ущербные и лучшим из них доступна красота мужества, дружбы, товарищества, они способны защитить слабішого, не унизить свое достоинство - это люди здоровой народной морали.

Профессиональный педагог, патриот и гуманист, Степан Васильченко может быть олицетворением того, что мы вкладываем в понятие народный учитель. Неугасающий интерес современных читателей, особенно учителей, школьников, молодежи к его произведений объясняется, вероятно, тем, что в лице этого писателя соединились проникновенный лирик, остроумный художник и опытный педагог-воспитатель, способный не навязчиво, с неизменной доброжелательностью и тактичностью сказать юному читателю нужное слово в начале его жизненного пути. Благородство, интеллигентность, преданность обязательные - все это было в Васильченко, все это он, человек передовых демократических убеждений, что самоотверженно трудилась во имя духовного развития своего народа, пронес сквозь годы и десятилетия. И еще было в нем какое-то по-юношески обостренное чувство прекрасного и тот врожденный оптимизм, жизнерадостность прочной народной натуры, которые предоставляли светлого, утвердительного характера даже тем его произведениям, в которых отражались мрачные картины прошлого.

Самозабвенно любя родную Украину, болезненно переживая каждое проявление самодурства и произвола царских властей, которые жестоко душили украинскую культуру. Степан Васильченко высоко ценил передовую русскую мысль и так же, как и Иван Франко, Леся Украинка, Михаил Коцюбинский, умел смотреть на мир широко, без хуторянской ограниченности. Обладая острым социальным зрением, Васильченко четко различал друзей и врагов, в его творчестве ясно прозвучала интернациональная тема, такая мощная в нашей литературе.

Как художник Степан Васильченко сознательно ставил своей целью развитие шевченковских традиций, придерживался принципов реализма и народности - шел тем магистральным путем, который оказался исторически перспективным. От самого начала своей писательской деятельности Васильченко занял место среди лучших творцов украинской культуры, получив репутацию строгого и требовательного к себе художника. Его не звабило такое модное в начале XX века декадентское штукарство, не пошел он и в ветреную беллетристику, не поддался искушению разменять свой талант на литературное скоропись, который порой дает о себе знать и в наши дни,- уже в первых своих рассказах Степан Васильченко предстает мастером, способным создать художественные вещи высочайшего качества, утверждая в своей литературной практике реализм поэтический, то есть такой, что не ограничивает свою задачу описанием событий, не удовлетворяется фотографированием внешнего слоя явлений, а художественно преобразует действительность, синтезирует ее, создавая обобщенные полнокровные характеры, которые выражают суть человека, суть времени.

Васильченко всегда чувствовал свою кровную связь с народом, с людьми труда. «...Жизненный путь народного учителя и мужицкого украинского писателя, за которого я себя считаю,- писал он в автобиографии,- путь не исключительный, а характерный для детей сельских пролетариев». Его творчество развивалось в одном ритме с движением жизни, отвечая на духовные запросы современников.

Наш многонациональный советский читатель высоко ценит в произведениях С. Васильченко теплую человечность, меткость психологических характеристик, юмор, мастерство автора в пейзажных картинках. До конца дней писатель сохранил непреклонность духа, мудрый народный оптимизм. «Я глубоко верю в большое будущее украинского слова»,- писал он в своей авторской исповеди, считая большим счастьем работать среди тех, кто «радеет за высокое развитие нащрго волшебного слова как оружия широких трудящихся масс».

Степан Васильченко всегда помнил, чей он сын, кому обязан всем прекрасным и добрым, что с детских лет входит в душу вместе с материнской лаской, с красотой утренней зари, с песнями родного края.

Учитель из Ични честно исполнил свой писательский долг. В замечательных произведениях он запечатлел свою пламенную любовь к людям труда, и наградой ему за это благодарно одвітне чувства новых и новых поколений читателей.
Олесь Гончар