Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ДМИТРИЙ ПАВЛЫЧКО
Биография Дмитрия Павлычко



Дмитрий Васильевич Павлычко родился 28 сентября 1929 г. в селе Стопчатові на Підкарпаггі в многодетной крестьянской семье. Начальное образование получил в польской • школе в Яблоневом, где украинский язык был под запретом. Конфликты, что с этого возникали, поэт опишет позже в заметках "О себе" (Павлычко Д. У мужественного света. - К., 1988) и еще в стихах выльет горечь попираемой достоинства ("За язык мужицкую не раз на колени пришлось в школе становиться мне..."). Он выучит язык Мицкевича и полюбит его культуру, в Коломыйской гимназии освоит немецкий и латынь, всю жизнь жадно и неутомимо всотуватиме духовные сокровища других народов и эпох. 1 все это будет укреплять в нем любовное, бережное отношение к родному униженного слова. Защита и сохранение его еще в юности станут для Д. Павлычко - одного из освіченіших литераторов современности - делом долга и чести.

От 1948 г. в Львовском университете Д. Павлычко изучает украинский язык и литературу. Еще в вузе ведает литературной частью Львовского Тюза, затем - отделом поэзии журнала "Октябрь". В 1964 г. он переезжает с семьей в Киев, работает на Киностудии им. О. Довженко (по его сценариям поставлены фильмы "Сон" - В соавторстве с В. Денисенко и "Захар Беркут"), в Союзе писателей Украины, длительное время - редактором журнала "Всесвіт". Секретарь СП СССР с 1986 г.; с 1988 года-секретарь правления СПУ. в 1989 г. избран председателем вновь созданного Общества украинского языка им. Т. Г. Шевченко, народный депутат Украины.

Все это - страницы трудовой и общественной деятельности поэта. А начало творчества относится к 1 января 1951 г., когда в газете Львовского университета "За Советскую власть" публикуется первое стихотворение Д. Павлычко "Две елки". А сборник стихов "Любовь и ненависть" увидела свет в 1953 г. и стала заметным явлением молодой музы прежде всего за то, что принесла поэзию граждански встревоженную и острую ("Я сын простого лесоруба"). Эта гражданская напряжение отделила дебют Д. Павлычко с потока послевоенной лирики, підрожевленої вполне понятными победными настроениями, а с другой стороны - не весьма смелой поднимать острые темы во времена сталинского диктата. Стихотворение Д. Павлычко вырастал на свежей грани двух эпох Западной Украины, в нем нуртувала энергия общественных болин, вспыхивая молниями искреннего гражданского пафоса: "Но, человеческое забыв счастье и горе, Какой к черту буду я поэт!".

В голосе 24-летнего автора было что-то неструджене, неперемерхле, что-то от тремтливого неофитского восторга. То, что впоследствии потеряет юношескую наивность и вигартується в осознанное и неотступное служение Правде. Литературное признание пришло к нему сразу. в 1954 г. по предложению М. Бажана Д. Павлычко было (заочно!) принят в Союз писателей.

Последующие сборники ("Земля", 1955, "Черная нитка", 1958) вместе с развитием известных мотивов - а это прежде всего новейшая история Ивано-Франковщины, "высокой земли" поэта, ее драматические изломы и гордые создатели - приносят и новые, несколько неожиданные для строго інтонованої музы Павлычко, а вместе с тем такие природные краски. Имеется в виду интимная лирика, собранная в цикле "Любовь" 1953 г., что позже получил название "Запах хвои".

Все четче во всех поэтических жанрах проглядывают черты индивидуального стиля Д. "Павлычко. Это - особая конфликтность лирического сюжета, где мысль и чувства движутся преодолением противоречий, а ограниченность отдельных позиций превращается во все-охопність диалектического суждения. Так, в стихотворении "Ты меня гуцулом называла" юношеская нетерпеливость сердца вращается шальной влюбленностью "до гроба", что перегорает на горечь поруганных чувств, которая заполняется целебным напитком опыта: "В костре второго любовь Первого всегда искринка тлеет".

Диалектичность мысли, что прозирнула в ряде произведений 50-х годов, обозначила конец раннего периода творчества и начало великой зрелой работы. Показала это сборник стихов "Правда зовет!" 1958 г., книга, которая стала духовным порогом шестидесятников, легендой для молодых, славой и стыдом своего времени. Стыдом, потому вісімнадцятитисячний ее тираж был изъят из обращения и уничтожен. На IV съезде писателей СССР автора было раскритиковано. И хотя сама книга не называлась (как несуществующая!), имелась в виду именно она, ее інвективні "неясности". А тем временем никаких неясностей не было - то прозвучало слово правды об аморальности тоталитарной эпохи, бюрократизм, идеологическое фарисейство, чистая правда, впервые прозвучала в 1956 г., но во всей полноте своей, как оказалось, преждевременно. Только сейчас мы пришли к пониманию этих проблем, но до сих пор сонет Павлычко "Когда умер кровавый Торквемада" остается непревзойденной и уникальной по своей социальное философской проницательностью аллегорией тоталитарной системы:

Когда умер кровавый Торквемада,

Пошли по всей Испании монахи.

Одетые в лохмотья, как старцы,

Коварные пастухи человеческого стада.

О, как боялись святые отцы,

Не схитнеться их могучая власть!

Душа еретика той смерти рада -

Или же не мелькнет где улыбка на лице?

Они сами всем рассказывали,

Что инквизитора уже нет.

А люди, слушая их, рыдали...

Не уміхались даже украдкой;

Наверное, очень хорошо помнили,

Что сдох тиран, но стоит тюрьма!

Д. Павлычко первый и единственный, кто почти за тридцать лет до увольнения отвесил своей книгой пощечину функционеру, который "не пашет, не кует и не строит, Только кричит: "В коммунизм идем!". Первый откровенно сказал о расслоение общества на тех, что работают, и тех, что распределяют плоды этого труда, заботясь о себе ("Письмо уборщицы до поэта"). Поэту болели "хайживістські" ямбы, знеду-ховлення народа, унижение родной культуры и другие беды. Книгу сожгли. Но Слово не сгорает: все эти стихи ныне возвращено читателю тритомним изданием произведений Д. Павлычко (К., 1989).

На рубеже 60-х ведущей для Д. Павлычко видится общественно-публицистическая лирика откровенного агитационного плана, обращенная к других народов и стран (книги "Быстрина", 1959, "День", 1960, "На страже", 1961). Картины жизни независимой Кубы составили книгу "Жест Нерона" (1962). Поэт будто сходил за три моря, глазом гуманиста окинул небосклоне XX века. Многое отходило в область иллюзий, социальной романтики, зато вигромаджувалися глыбы новых проблем, которые требовали осмысления. Здесь - истоки "Гранослова" (1968), книги исключительной художественно-философской силы.

Земная величие человека раскрылась в "Гранослові", укрощая технократические амбиции и внося перспективу в настоящее ("Космос"). Поэт изобразил личность не как властелина природы (до тех пор эта популярная идея начала проявлять свою ущербность), а как частичку этой природы, фрагмент загадочного круговорота материи, где происходит взаимопереход вечности и мгновения:
Возле ульев на земле

Лежит себе дед мой и куня.

И лазят пчелы по его лбу,

Как по розтрісканім срезе пня.

Не шелохнется его рука -

Пусть берут себе карий мед.

Дедушка мой до смерти свое звика.

Как привыкает к славе поэт.

Присмотритесь к этой грандиозной в своей философичности и простоте картины - здесь нет праха, есть материя в бесконечном продолжении, что выявляет различные свойства вплоть до сознания и доброты как высшей своей сущности! В земных хлопотах и устремлениях одкрива-лась Павличкові даль духовной бесконечности. И до сих пор не имеем ничего подобного осанн гордой плоти, виспіваній поэтом в сонете "Лук", стихи "Моя гріховшще пречистая" и др. До сих пор нет равного "Молитве" - віршеві во славу Шевченково гению, ибо здесь углиба и наслаждается в духовном безграничности счастлива этим безграничностью личность. До сих пор неопровержимым словом о взаимодействии национального и интернационального остается Павличків стихотворение "В кабинете Ленина".

Однако гражданскую наснаженість Д. Павлычко надо понимать широко - как проявление разнопланово богатой и активной натуры художника. Трибунність поэта отличается от наступательности очередного оратора своей эстетически неподдельным напряжением выстраданного строки. Это - способ мироощущения, что проявляется во всех поэтических жанрах Павлычко.

Лирика поэта вобрала в себя положи мировой и отечественной культуры. Говорить так позволяют не только произведения на культурно-историческую тему, что составляют целый пласт его творчества (цикл "Учителям и друзьям", "Киевские сонеты", портреты из сборника "Сонеты подольской осени" 1973 г. или беспрецедентная в нашей поэзии Павличкова Франкіана "Глядящими в будущину"). Дело в том, что художественно-философский опыт предшественников пронизывает всю поэзию Павлычко и проявляется в культуре мысли, ее целесообразном движении от известного вглубь еще непознанного. Сказанное касается и фольклора, что постоянно подпитывает его поэтическое слово ("Два цвета", "Упали росы на покосы" и др.).

Преданность традиции прослеживается и в стилистике Павдичка, который и во времена самых смелых новаций отдает предпочтение классическим формам, прежде всего сонета, нормативном віршеві во всех жанрах. Однако в каждую из этих форм поэт вносит что-то сугубо свое (вспомните "Белые сонеты"). Архитектоника его произведений определяется движением мысли через диалектическое отрицание исходного тезиса и ее подтверждение на новом знаннєвому уровне.

Красноречиво свидетельствуют об этом поэмы Д. Павлычко. Так, в "Поединке" (1978) герои-побратимы, сведенные волей диктатора в гладіаторському герце, притворяются, имитирующие бой, и быстро убеждаются, что "ненастоящая битва страшнее заправской стократ". Тогда каждый начинает умышленно нарываться на меч су-противника-друга, но и этот самопожертвенный порыв отрицается мыслью о позоре, которая вечно ляжет на победителя. Начинается настоящая сеча, ибо каждый стремится взять на себя страшное бремя и тем спасти собрата - спасти смертью! Но при этом они уже выполняют не свою, а волю диктатора, который свел их в поединке на собственную потіху. их воля осталась перед поединком, на тех крестах, что на них было обещано их распять за отказ драться: "Не жаль мне жизни, ни собрата, И жаль, что мы не умерли на крестах!..". Они потеряли свободу - внутреннюю, ту, которая еще им, рабам, оставалась - свободу выбора - и это самое страшное!

Какой бы сильной была экспозиционная идея произведения, она в Павлычко обязательно будет підважена, пересмотрена и ляжет фундаментом высшей идейной сооружения. Это касается и эмоциональной краски стихотворений и поэм, которая под пером Д. Павлычко меняется во всем спектре человеческих чувств. Перечитывая Г. Барадуліна, поэт высказал такую мысль: "Умение делать стих в нутри эмоционально противоречивым свидетельствует об утонченном, пронзительный и философский талант" ("У мужественного света". - С. 201). Трудно не вспомнить ее, вглядываясь в "Тайна твоего лица" - сборник интимной лирики 1979 г.

С вершины жизненного опыта художник воспел любовь как величайший дар жизни, залог его осмысленности и продолжения. "В морду" располневшей на лжи святеннику и зжовклому от тошноты цинику он поднес ее гордые знаки на философско-историческую высоту во время девальвации главных моральных ценностей. Поэтому с гуманистической точки зрения общественный смысл этой лирики не уступает самым острым інвективам и притчам Д. Павлычко.

Рядом самобытных образов ожил в украинской поэзии поганьблений жанр эротической лирики, что имеет в мировой культуре огромную традицию от Сапфо и Катулла до Бодлера и Тувима. Это не помешало поэту достичь философских высот, дойти значимых истин. Собственно, ради них он и вглядывается в реальность близкого расстояния, с мыслью о бытии как таковом и духовным потрясением, рожденным изначальным противоречием между бесконечной любовью и конечен жизнью: "И уже не прилетит моя любовь прозрачна. 1 хорошо, что нет никому возврата. Что на одну любовь дана одна жизнь".

Любовь как вседержительниця жизнь - единый и сквозной мотив этой книги, тайна, розгадувана поэтом. "Поэзию творит любовь, а не злоба, - пишет Павлычко в слове "О себе". - Ненависть - зверское чувство, и, собственно говоря, ради того, чтобы она исчезла из человеческих взаимоотношений, жертвовали своей жизнью великие подвижники и светочи доброты. Если в моих произведениях присутствует ненависть, то это означает, что я жил в жестокие и сложные времена".