Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Анализ языка художественного произведения (на примере изучения повести И. Франко "Перекрестные тропы")



10 класс

С. Привалова,

ст. преподаватель кафедры украинской литературы Глуховского государственного педагогического университета;

С. Нарожна,

студентка Глуховского государственного

педагогического университета



Анализ языка художественного произведения является актуальной проблемой в системной школьном литературном образовании. На современном уроке украинской литературы в старших классах неотъемлемой составляющей литературоведческого анализа художественного произведения должен стать анализ его языка. Одним из путей анализа художественного произведения, что применяется в практике работы старшей школы, есть мовностилістичний, который концентрирует внимание на работе над лєксико-стилистическими богатствами произведения" [С, с 58]. Предлагаемая система уроков по повести „Перекрестные тропы" И. Франка предусматривает использование наряду с основными путями анализа художественного, в частности эпического произведения, и элементов мовностилістичного анализа.

Урок 1.

Тема урока: И. Франко. „Перекрестные тропы" - повесть о борьбе справедливости с жестокостью и насилием.

Цель: раскрыть идейно-художественное содержание повести „Перекрестные тропы" И. Франка; развивать навыки литературоведческого и мовностильового анализа художественного произведения; воспитывать чувство справедливости, собственного достоинства, гражданского долга.

Тип урока: урок-наблюдение.

Оборудование: портрет писателя, таблица „Антропоніми в повести „Перекрестные тропы" И. Франко", логическая схема-опора „Язык повести „Перекрестные тропы" И. Франко".

Эпиграф урока: Жизнь лишь до тех пор имеет стоимость, пока человек может помогать другим...

И. Франко



План урока

И. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Вступительное слово учителя (на фоне звучания „Ноктюрна" Ф. Шопена).

2. Инсценировка отрывка из повести „Перекрестные тропы" И. Франко".

3. Комментарий учителя.

II. Сообщение темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности

1. Слово учителя.

2. Объявление задач урока.

3. Работа с эпиграфом.

4. Проблемная ситуация.



III. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя.

2. Справка первого ученика.

3. Постановка проблемного вопроса.

4. Справка второго ученика.

5. Беседа с учениками.

6. Объяснение учителя.



7. Сообщения учащихся „Значение имен в повести „Перекрестные тропы" И. Франко".

8. Работа с таблицей „Антропоніми в повести „Перекрестные тропы" И. Франко".

9. Вопросы к ученикам.

10. Составление логической схемы-опоры „Речь

повести „Перекрестные тропы" И. Франко".

11. Творческая работа в группах.

IV. Итог урока

1. Решения проблемной ситуации.

2. Работа с эпиграфом.

3. Оценки с мотивацией.

V. Домашнее задание

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний учащихся 1. Вступительное слово учителя (на фоне звучания „Ноктюрна" Ф. Шопена).

1. Франко - гениальный художник своей эпохи. Его повесть „Перекрестные тропы" своей высокой художественностью, стройным и захватывающим сюжетом заслуживает высокой оценки и относится к числу лучших произведений писателя. Произведение посвящено теме служения трудовой интеллигенции обездоленному народу и является свидетельством того, что Франко хорошо знал жизнь и настроения различных слоев населения своего края, изучал проблемы различных социальных и национальных групп Галичины. В повести „Перекрестные тропы" писатель воссоздал борьбу представителя интеллигенции за справедливость, борьбу с насилием и жестокостью.

2. Инсценировка отрывка из повести „Перекрестные тропы" И. Франко".

Стальский. Это моя женщина. Господин доктор Евгений Рафалович...Прошу, господин меценат, розгостіться! (До Регины). Не дури, ты, комедіантко! Не притворяйся идиотку! Иди к кухне! А не делай мне комедии, понимаешь? Не доводы меня к тому, чтобы я при чужом чоловіці наделал тебе скандала.

Рафалович. Сударь, мне кажется, что вы вместо действительного праздника наделаете себе и своей даме сегодня больше гризоти и хлопот.

Стальский. Не бойтесь! Ой выпьем только! Сейчас оно иначе будет!

Рафалович. Но без дамы...без присущей со-ленізантки.

Стальский. Свойственной соленізантки! Га, га! Как она вам нравится? Очень подобна бедной жертвы домашней тирании? (До Регины). Бойся Бога, Регінко! Что ты из себя сделала?

Регина. Сегодня мой юбилей. Десятилетний юбилей моего замужнього жизни. Отся платье было символом моего самого нещастя. ее перед десятью годами надевала на меня тетя, что была в юности моим злым демоном. В отсю платье она закляла всех злых демонов, что имели мучить меня. Они сделали свое. Господин Евгений не чужой человек для меня.

Стальский. Ах, браво! Господин меценат! Позвольте повітати вас как идеала моей женщины! А я, идиот, и не знал, что я разлучил когда-то два влюбленные сердца! Ну, привітайтесь хоть теперь как следует! Прошу не женуватись! Я человек либеральный! Упаси меня Господь, чтобы я хотел стать помехой!

Рафалович. Сударь, не имеете права брать меня на смех! Випрашаю очень себе такое поведение! Спокойной ночи!

4. Комментарий учителя.

Эта сцена является своеобразным воспроизведением борьбы за справедливость. Каждый из героев повести „Перекрестные тропы" Франко пытается быть счастливым, а всегда счастливым может быть человек? Иногда, чтобы стать по-настоящему счастливым, приходится становиться на тернистый путь борьбы с жестокостью и насилием.

II. Сообщение темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности

1. Слово учителя.

Над содержанием одного из таких произведений - повести „Перекрестные тропы", где И. Франко нарушает проблему жестокости и насилия над обездоленным народом, мы будем работать в течение урока.

2. Объявление задач урока.

Цель урока - раскрыть идейно-художественное содержание повести „Перекрестные тропы" И. Франко, определить своеобразие композиции и сюжетные линии произведения, совершенствовать умение осуществлять литературоведческий и мовностильовий анализ. Наш урок будет проведен в форме наблюдения.

2. Работа с эпиграфом.

„Жизнь лишь до тех пор имеет стоимость, пока человек может помогать другим...", - эти слова принадлежат Захару беркуту, главному герою одноименной повести !. Франко. Как вы понимаете их смысл?

3. Проблемная ситуация.

Произведения И. Франко требуют внимательного, вдумчивого чтения, интереса к слову, реплики. Если побродить перекрестными стежками творческого наследия писателя, можно увидеть, что они созвучны жизни самого И. Франко. Понаблюдаем, что побуждает человека служить обществу, какие расходы и достижения ждут ее на этом пути? Ответ на этот вопрос дадим, проанализировав повесть „Перекрестные тропы" И. Франко.

III. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя.

Повесть „Перекрестные тропы" - доля эстетического сознания И. Франко. Писатель заглянул в глаза злу и увиденное донес до читателя своим произведением, в котором подчеркивает, что существование зла является необходимостью, ведь зачастую именно зло в разных своих проявлениях является силой, которая скориговує человека к добру. Что же побудило автора к написанию произведения?

2. Справка первого ученика.

Свое произведение „Перекрестные тропы" Франко печатал на страницах львовского журнала „Литературно-научный вестник" в течение всего 1900 года. Несколько лет, предшествовавших работе над повестью, были в его жизни чрезвычайно драматичными, именно они и дали Франко материал для сюжета произведения. В 1895 году Франко не приняли на должность доцента кафедры украинской литературы Львовского университета. Это был тяжелый удар для искреннего, преданного общественному делу интеллигента. Писатель пережил его чрезвычайно болезненно. Однако еще больше силы отобрали у Франко три попытки стать послом австрийского парламента. Впоследствии прерывается его переписки с Ольгой Рошкевич, но писатель сумел выпрямиться, чтобы продолжить работу над своим произведением.

3. Постановка проблемного вопроса учителем.

- Что же послужило причиной написания повести „Перекрестные тропы" И. Франком?

4. Справка второго ученика.

Прежде всего причиной написания произведения стали социальные условия и общественные отношения Галичины конца XIX века, а именно: конфликты между крестьянами и помещиками, массовые иски в суд на помещиков, самовольный захват помещичьих угодий, новая форма протеста - вече, где И. Франко принимал активное участие. Перед выходом повести сам писатель сказал: „Как мужицкий сын, вскормленный твердым мужицким хлебом, я чувствовал себя обязанным отдать труд своей жизни людям". Этой работой стала повесть „Перекрестные тропы".

5. Беседа за вопросами.

- Определим тему повести „Перекрестные тропы" И. Франко.

(Показ борьбы представителя украинской интеллигенции против насилия над родным народом, стремление пробудить в угнетенных чувство гражданской активности.)

- Выясним жанровую специфику произведения „Перекрестные тропы" И. Франко.

(Социально-психологическая повесть.)

- Аргументируйте трактовки жанра.

(Изображен упадок шляхетской верхушки; пробуждение украинского крестьянства и его привлечения к вечевой движения; показана деятельность демократической интеллигенции; освещены причины четырех убийств.)

- Прокомментируем название повести.

(Это название является символическим. Для Регины и Евгения перекрестные тропы - это их судьбы; крестьяне живут на перекрестке дорог.)

- Определим проблематику произведения.

(Личность и народ; человек и обстоятельства: жизнь и закон; борьба с жестокостью и насилием; выбор человеком жизненных позиций; добро и зло: брак и семья; любовь и реальность; бедность и багажево человеческое достоинство и духовное вырождение и др.)

- Выясним своеобразие сюжета повести „Пере крестные тропы" И. Франко.

Сюжет имеет два плана: любовь и борьба. Обе линии сюжета искусно переплетены, полны событийной динамики; сюжет произведения разворачивается двумя линиями: описание тяжелой жизни галицкого крестьянства и изображения общественной деятельности адвоката Евгения Рафаловича.)

- Назовите главных героев повести „Перекрестные тропы" и. Франко. Выясним взаимосвязь сюжетных линий с ведущими образами-персонажами. Что вы узнали из повести о Евгения Рафаловича?

- С какими мыслями и планами приезжает Евгений Рафалович в провинциальный городок?

(Помочь крестьянам отстоять свои права.)

- Как вы считаете, воспримет господствующая верхушка борьбу Рафаловича за правду и его защиту крестьян как нормальное явление, или сделает все для того, чтобы уничтожить талантливого адвоката? Ответ обоснуйте.

- Расскажите о первую выигранную Евгением Рафаловичем дело и реакцию на этот успех крестьян и барского окружения. Свой ответ подтвердите, зачитав соответствующие строки из текста.

(Люди - безмерно благодарны, ведь молодой адвокат Евгений вселил в них надежду, господа - с настороженностью.)

- Почему для Рафаловича важно не просто иметь адвокатские успехи, а учить крестьян быть юридически грамотными? Что из этого получилось?

(Он пытался защитить крестьян от произвола господ, обеспечить им равноправие в этом мире, но крестьяне его не поняли, усомнились в действиях адвоката, отвернулись от него.)

- Какими были отношения у Рафаловича и Вагмана? Можно ли считать Вагмана жертвой „провинциального болота"?

(Ватман - хитрый ростовщик, который сначала обдирал крестьян, а после смерти сына расставил свои ростовщические сити на господ всего уезда, поэтому он не является жертвой, а одним из представителей враждебного лагеря.)

- Расскажите о том, как сложно было провести вече, почему оно все-таки произошло?

- За что арестовали Евгения? Был ли законным арест?

(Евгения Рафаловича арестовали, подозревая в убийстве Стальского.)

Почему, выходя из тюрьмы, Рафалович требует, чтобы староста публично извинился перед ним и признал отсутствие его, Рафаловича, вине?

(Адвокат Рафалович сам боролся за справедливость и стремился, чтобы справедливость была установлена по отношению ко всем.)

- Влияет на общественные идеалы Евгения его личная драма?

- Что вы узнали из повести о Регину, юношеской любви Рафаловича? Почему он не женился с Региной?

(Регина была сиротой, с детства обделенной теплом и лаской. Выдающиеся события ее жизни художник передал через воспоминания. Например, Регина вспоминает, как очаровывала ее детскую душу бриллиантовая искра, которая блистала на вершине горы. Ярким лучом этой искры было для Регины любви к Евгению. Это любовь была чистым и верным, настоящим, „лебединым", но его сломала тетя Регины, которая не дала разрешения Евгению и Регине на бракосочетание, выгнала Рафаловича и насильно выдала девушку за Стальского.)

- Почему бывшая возлюбленная Рафаловича впервые в чужом городе появляется перед ним в образе дамы в черном? Раскройте символическое значение черного цвета одежды Регины.

(Всю жизнь Регины Твардовской, начиная от бракосочетания, - черная полоса; черным является ее разбитой любви к Евгению.)

- Регина могла быть счастливой в супружеской жизни со Стальським? Ответ обоснуйте.

- Найдите в тексте эпизод, в котором говорится о встрече Евгения и Регины после долгих лет разлуки. Прочитаем соответствующий фрагмент произведения в ролях. Подумайте, почему адвокат не мог помочь своей любимой?

(У него притупились чувства, которые он не мог пробудить.)

- В каких эпизодах показано высокое женское достоинство и жертвенность Регины? Свои мысли докажите, ссылаясь на текст повести.

(„...Господин, я брачная женщина... честная женщина. Мне не приходится слушать таких речей. Бывайте здоровы...". Измученная горем и недолей Регина сохранила хрустальную душу и чистые чувства. Встретив Евгения уже замужем, она отказывается от краденого счастья. Образ Регины Твардовской глубоко психологический, обрисован автором с большой теплотой и симпатией.)

- Почему, по вашему мнению, именно Регина убивает Стальского? Можно ли ее осуждать за убийство собственного мужа? Почему вы так считаете? Свою дум ку аргументируйте.

(Регина этим поступком освобождает себя и Валериана Стальского от коварства, лживости, жестокости.)

- Повлияла смерть любимой на жизненную позицию адвоката Евгения Рафаловича?

(В его сердце остался только жалость к несчастной женщины. Он посвящает себя борьбе за свободу и права своего народа.)

6. Объяснение учителя.

Проследим, случайным в повести „Перекрестные тропы" есть выбор автором имен персонажей - антропоніміє. Антропоніми - это личные имена, имена отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы. Раскроем символические значения имен ведущих персонажей произведения.

7. Сообщения учащихся „Значение имен в повести „Перекрестные тропы" И. Франко".

Первое сообщение ученика.

Регина - с латинского: regina - царица, то есть, владычица. В повести „Перекрестные тропы" И. Франко не показывает Регину как обладательницу, а наоборот, как „покорную рабу", которая изначально подчиняется воле своей тети, позже - деспотизму собственного мужа. Однако в конце произведения, когда Регина обнаруживает чрезвычайную решимость и лишается мужа-тирана, писатель дает возможность понять, что в крови главной героини таки „течет источник владычества".

Привлекает внимание и образ мужа Регины - Валериана Стальского. Имя Balerian через старославянский язык заимствовано из латинского; латинское Valerius образовано на основе глагола valere, что означает „быть сильным, здоровым, физически способным на что-то". Фамилия Стальский символизирует прочность, „железность души". В повести И.франко показывает нам этого героя холодным, как сталь, чрезвычайно жестоким и деспотичным по отношению к собственной жене.

Второе сообщение ученика.

Исследуя антропоніми, нельзя не упомянуть о значении имени главного героя повести „Перекрестные тропы" И. Франко - Евгения Рафаловича. Evgeniy через церковнославянский язык заимствовано из греческого; грецизми Evgevns, Evgyevlos происходят от прилагательного evgevns, что означает „благородный", составленного из основ прилагательного „добрый" и именинника - „род, поколение; порода". Добрым и благородным по отношению ко всем (друга, любимого, крестьян) является главный герой повести Евгений Рафалович.

также символичным является имя одного из персонажей произведения - Барана. Зоонім Баран - символ глупости, неразумной, упрямого человека. Персонаж повести „Перекрестные тропы" И. Франко по фамилии Баран - покорный, очень умный. Творении он предстает перед нами в двух ипостасях. Во-первых, это покорный слуга, который выполняет любые прихоти своего хозяина, во-вторых, это больной человек, в душе которого много злости и мести за потерю любимого.

8. Составление таблицы „Антропоніми в повести „Перекрестные тропы" Франко".

Образы повести

Значение антропонима

Регина

Царица, владычица

Валериан

Італьський

Сильный, здоровый, крепкий, „железный", как сталь

Евгений Рафалович

Добрый, благородный

Баран

Покорный, тихий; больной, злой



9. Вопросы к ученикам.

- Охарактеризуйте язык повести „Перекрестные тропы" И. Франко.

(Речь повести разнообразна, богата, насыщена диалектизмами, выразительная, характеризуется бесчисленным количеством тропов.)

- Имеющаяся в повести „Перекрестные тропы" И. Франко устаревшая лексика? Приведите примеры архаизмов, которые применяет автор.

(„Уста" (губы), „изрекать" (говорить), „сей" (этот), „вражий" (вражеский), „каждый" (каждый), „мещане" (паны) и т.д.)

- С какой целью художник использовал в повести „Перекрестные тропы" устаревшую лексику?

(С целью передать колорит эпохи, которую описывает, и колорит речи главных персонажей.)

- Имеющиеся в повести „Перекрестные тропы" И. Франко стилистически окрашенные слова? Приведите примеры диалектизмов. С какой целью И. Франко вводит в текст повести лексические диалектизмы?

(„Народ" (народ), „атвокатови" (адвокату), „зареготатися" (засмеяться), „богач" (богатый человек), „жизнь" (жизнь), „знание" (знание)).

- Какие художественные средства можно определить в повести „Перекрестные тропы" И. Франка? Как вы думаете, какую роль они выполняют в произведении?

(В произведении использованы самые разнообразные тропы (эпитеты, метафоры, сравнения и др.), с помощью которых автор передает события, отличает героев друг из друга.)

- Использует И. Франко в произведении риторические фигуры? Приведите примеры. С какой целью писатель вводит риторические фигуры в текст повести? (Риторические фигуры в повести несут эмоциональную нагрузку. Писатель вводит их с целью повышения экспрессии и эмоциональной выразительности, чтобы вызвать у читателей определенное отношение к изображаемых автором событий.)

10. Творческая работа в группах.

Первая группа: заключить словарь диалектизмов, которые использует И. Франко в повести „Перекрестные тропы";

вторая группа: привести примеры фразеологизмов, выяснить их роль в тексте произведения;

третья: привести примеры самых основных художественных средств произведения, выяснить их роль в тексте повести;

четвертая группа: заключить словарь архаизмов, которые использует в повести „Перекрестные тропы" И. Франко;

пятая группа: определить риторические фигуры, которые писатель вводит в текст повести, выяснить их роль в произведении.

IV. Итог урока

1. Решения проблемной ситуации.

- Что же побуждает человека служить обществу, потери и достижения ждут ее на этом пути?

2. Работа с эпиграфом.

- Как вы понимаете смысл выражения, что принадлежит Захару Беркуту, главному герою одноименной повести И. Франко, и являются эпиграфом нашего урока: „Жизнь лишь до тех пор имеет стоимость, пока человек может помогать другим..."? На основе проведенных наблюдений обоснуйте собственное понимание этого выражения.

3. Оценки с мотивацией.

V. Домашнее задание.

1. Подобрать цитаты к характеристике образов Рафаловича и Стальского.

2. Подготовиться к характеристике главных персонажей повести „Перекрестные тропы" И. Франко, Рафаловича и Стальского. Проанализировать язык произведения по плану:

• характер речи героев;

• какую лексику чаще всего употребляют;

• какие фразеологизмы используют;

• как речь одного героя отличается от речи другого персонажа.



Урок 2

Тема урока: Повесть „Перекрестные тропы" I. Франка. Образы представителей интеллигенции Евгения Рафаловича и Валериана Стальского (10 класс).

Цель: раскрыть характерные черты характера представителей интеллигенции в повести „Перекрестные тропы" И. Франка; развивать умение характеризовать образы-персонажи прозаического произведения; воспитывать у учащихся чувство справедливости, патриотизма, любви к ближнему.

Тип урока: урок-истина.

Оборудование: портрет писателя, таблица „Сравнительная характеристика образов Евгения Рафаловича и Валериана Стальского".

Эпиграф урока: Человек должен быть интеллигентным! А если его профессия не требует интеллигентности? А если она не смогла получить образования: так сложились обстоятельства? А если эта интеллигентность сделает его „белой вороной" среди сотрудников, друзей, родных, станет на пути сближения с другими людьми?

Д. Лихачев

План урока

И. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Работа с эпиграфом.

2. Словарная работа.

3. Рассказ учителя.

II. Сообщение темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности

1. Сообщение учителя.

2. Объявление задач урока.

3. Постановка проблемных вопросов.

III. Проведение исследования

1. Слово учителя.

2. Беседа за вопросами.

3. Составление таблицы „Сравнительная характеристика образов Рафаловича и Стальского".

4. Самостоятельная работа.

5. Творческое задание.

IV. Итог урока

1. Решения проблемных вопросов.

2. Работа с эпиграфом. Оценки с мотивацией.

V. Домашнее задание

Ход урока И. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Работа с эпиграфом.

Прокомментируйте собственное понимание высказывания Д. Лихачева: „Человек должен быть интеллигентным! А если его профессия не требует интеллигентности? А если она не смогла получить образования: так сложились обстоятельства? А если эта интеллигентность сделает его „белой вороной" среди сотрудников, друзей, родных, станет на пути сближения с другими людьми?"

2. Словарная работа.

Сначала определим, что такое интеллигентность, человека считают интеллигентным.

В „Словаре трудностей украинского языка" под редакцией С Я.Єрмоленко указано: интеллигентный - образованный, культурный.

3. Рассказ учителя.

Многие считают, что интеллигентный человек - это человек начитанный, высокообразованный (и образование ее преимущественно гуманитарное), много путешествует, знает несколько языков. Однако можно все это иметь и не быть интеллигентом, а можно ничего не иметь и быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Интеллигентность проявляется не только в знаниях, но и в способности понять ближнего, и в тысячах других мелочей: в умении вежливо спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какое!)...

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать душевные силы, как тренируют и физические: тренировка физических сил способствует долголетию, а для долголетия необходимо тренировки не только физических, но и духовных и душевных сил.

Зловредное и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание тех, кто нас окружает, - это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить... Эстетически невосприимчива человек - тоже несчастный человек. Человек, который не умеет понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, которая всегда обижается на других, - этот человек обедняет свою жизнь и мешает жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и внешне красивой.

Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность нужна при любых обстоятельствах; она необходима нам и тем, кто нас окружает.

II. Сообщение темы, цели урока. Мотивация

учебной деятельности

1. Сообщение учителя.

Сегодня у нас необычный урок - урок-истина по теме: „Повесть „Перекрестные тропы" И. Франко. Образы представителей интеллигенции Евгения Рафаловича и Валериана Стальского".

2. Объявление задач урока.

Во время урока определим характерные черты нрава персонажей - представителей интеллигенции в повести „Перекрестные тропы" И. Франка; развивать умение характеризовать образы-персонажи прозаического произведения.

3. Постановка проблемных вопросов.

Мы должны дойти истины: кто из представителей интеллигенции в повести „Перекрестные тропы" И. Франко является настоящим интеллигентом - Евгений Рафалович или Валериан Стальский? В чем заключается национальная самобытность образа Евгения Рафаловича и моральная опустошенность Валериана Стальского? Ответы на эти вопросы дадим на итоговом этапе нашего урока.

III. Проведение исследования

1. Слово учителя

Повесть „Перекрестные тропы" - это свидетельство того, что Франко беспокоил вопрос, как помочь простому народу, научить защищать свои права и человеческое достоинство. Это произведение, в котором автор пытается показать перекресток мнений, человеческих судеб, интересов, которые иногда пересекаются ради больших, полезных народу дел. Человеческая жизнь с его перекрестками И. Франко подает читателю для размышлений, воплощая свой замысел в образах-персонажах повести.

2. Беседа за вопросами

- Назовите главных героев повести „Перекрестные тропы" И. Франко.

- Что вы узнали о главном герое повести Евгения Рафаловича?

(Евгения Рафалович - молодой адвокат, представитель образованных людей из народа.)

- Каким было детство, юность Рафаловича?

(Он получил хорошее образование, стал адвокатом в глухом провинциальном городке.)

- Отразились условия жизни героя на его мировоззрению?

(Евгений был выходцем из небогатой семьи, однако еще в юные годы подавал надежды. Несмотря на бедность, он все же становится защитником простого люда.)

- Какие обязанности берет на себя адвокат Рафалович?

(Пробудить сознание народа, улучшить его положение, воспитать чувство солидарности у крестьян, неутомимым защитником которых он был.)

- Как молодой адвокат реализует собственную программу защиты крестьян?

(В суде защищает крестьян, ищет пути, чтобы вывести народ из нищеты.)

- Влияет на общественные идеалы интеллигента его личная драма?

(Евгений Рафалович - человек, преданный своему делу. Настоящий интеллигент, он идет до конца, несмотря ни на какие препятствия - то общественные, или личные).

- Что указывает на то, что Рафалович общественные интересы ставит выше личных? Свое мнение обоснуйте, зачитав соответствующие строки из текста повести.

(„Как ты имеешь право удовлетворять свои прихоти и любовные желания, когда миллионы твоего народа не имеют чем удовлетворить найконечніших потребностей жизни?")

- Какие идеи были ведущими в общественном программе Евгения?

(Эта программа предусматривала врачебную помощь крестьянам, организацию читален, кас и союзов, выкуп помещичьих дубрав, образования.)

- Какие политические вопросы содержала программа действий героя?

(Пытался пробудить в крестьян политическое сознание, активизировать их политическая жизнь, призывал к борьбе за свои права.)

- Как вы думаете, какие проблемы связаны с образом Рафаловича?

(Жизнь и закон, добро и зло, любовь и реальность, человеческое достоинство, бедность и богатство.)

- Какие черты характера присущи Евгению Рафаловичу?

- Как вы думаете, какой смысл главный герой вкладывает в слова: „Кто то укажет тебе дорогу, кто подведет тебя, мой бедный народ?"?

(Рафалович подчеркивает, что нет человека, который бы поднялась за свой народ, защитила его, обеспечила ему свободное существование.)

- Какова речь Евгения Рафаловича?

- Какие средства преобладают в речи Евгения Рафаловича?

- В повести изображен ряд социальных типов из сельской и городской буржуазии, высокопоставленных чиновников, разных проходимцев и мошенников. Среди них наибольшее внимание уделено Валериану Стальському.

Найдите и прочитайте описание зовинішності этого персонажа.

(„...среднего роста пожилой господин с коротко остриженим жиденьким волосами, рыжими, седыми усами, одетый в черный вытертый сурдут".)

- Выясним, кем по социальному статусу является Стальский?

(Чиновник, бывший инструктор гимназии.)

- Как характеризует Валериана Стальского Евгений Рафалович? Свое мнение обоснуйте, зачитав соответствующие цитаты из произведения.

(С детства Рафаловичу Стальский запомнился как деспот, что за кусок колбасы 5 дней мучил кота; издевался над детьми, поэтому Евгений Рафалович называет Стальского „скотиной в человеческом обличье".)

- В чем проявляется бессердечие и деспотизм Стальского относительно собственной жены?

(Стальский 10 лет не разговаривает с женой, которую насильно вывез из родного города; ее сердечные муки и переживания для него - наслаждение; он кичится пытками, которые изобретает для несчастной женщины; действует по чешской поговорке: „Не бойся, Маруся, я буду тебя потихоньку резать".)

- Можно ли Валериана Стальского считать антиподом Евгения Рафаловича? Ответ обоснуйте.

- Какие позитивные и негативные черты характера можем определить в Валериана Стальского?

(Моральная опустошенность, развратность, бессердечие, жестокость. Стальский - человек, воплощающий в себе самые отвратительные черты своего социального положения.)

- Исследуем, какой является язык Стальского. Какие слова

чаще всего использует Валериан Стальский?

3. Составление таблицы „Сравнительная характеристика образов Рафаловича и Стальского"

4. Самостоятельная работа.

Исследовать язык Евгения Рафаловича и Валериана Стальского по следующим вопросам:

- Определим общее в языке Евгения Рафаловича и Валериана Стальского.

- Чем речь Стальского отличается от языка Рафаловича?

- Как вы думаете, о чем свидетельствует частое употребление обоими героями диалектизмов?

5. Творческое задание.

Написать очерк „Настоящий интеллигент" (по повести „Перекрестные тропы" И. Франко").

IV. Итог урока

1. Решения проблемных вопросов.

- Дойдем истины: кто из представителей интеллигенции в повести „Перекрестные тропы" И. Франко является настоящим интеллигентом - Рафалович или Стальский? Свое мнение обоснуйте.

- В чем заключается национальная самобытность образа Евгения Рафаловича и моральная опустошенность Валериана Стальского?

2. Работа с эпиграфом.

Прокомментируйте еще раз высказывание Д. Лихачева: „Человек должен быть интеллигентным! А если его профессия не требует интеллигентности? А если она не смогла получить образования: так сложились обстоятельства? А если эта интеллигентность сделает его „белой вороной" среди сотрудников, друзей, родных, станет на пути сближения с другими людьми?"

3. Оценки с мотивацией.

V. Домашнее задание.

И вариант - уметь анализировать образы представителей интеллигенции в повести „Перекрестные тропы" И, Франко; поразмышлять над вопросом: как речь персонажей помогает определить ведущие черты их характера?; подготовиться к характеристике образа Регины;

II вариант - сравнить образ Регины с другими подобными женскими персонажами, имеющимися в произведениях отечественной и мировой литературы; составить логические схемы;

III вариант - написать сочинение-рас-дум на тему: „Большинство людей счастливы настолько, насколько решили быть счастливыми".

Литература

1. Этимологический словарь украинского языка. - Т.1. - К., 1982; T.2. - К., 1985.

2. Сборник диктантов и переводов с украинского языка для 5-9 классов: Пособие для учителя. - К.: Зодиак-Эко, 1995. - 386 с.

3. История украинской литературы XIX века: В трех книгах. Кн.. 3: Учеб. пособие / под ред. М. Т. Яценко - К.: Лыбидь, 1997.- 432 с.

4. Научные основы методики литературы / под ред. Н. И. Волошиной. - К.: Ленвіт, 2002.- 344 с.

5. Редько Ю. К. Справочник украинских фамилий. - К.: Советов шк., 1968. - 256 с

6. Скрипник Л. Г., Дзятковский Н. П. Собственные имена людей: Словарь-справочник. - К.: Наукова думка, 1986. - 311 с

7. Словарь символов культуры Украины / под общ. ред. В. П. Коцура, В. И. Потапенко, М. К.Дмитренка. - К.: Миллениум, 2002. - 260 с.

8. Словарь трудностей украинского языка/под ред. С.Я.Єрмоленко. - К.: Радшк., 1989.- 336 с.

9. Телехова О. П. Украинская литература. Методические материалы к изучению школьного курса литературы: Пособие для учителей. - Харьков: Ранок, 2000. - 112 с

10. Русский язык: Энциклопедия / Рук. научно-редакционной подготовке. П. Зяблюк. - К.: Украинская энциклопедия им. М. П. Бажана, 2004. - 823 с