Статья
Искусство слова и характер его восприятия
А. Лисовский,
доцент кафедры дидактической лингвистики и литературоведения Житомирского государственного университета им. Ивана Франко
В методике литературы есть идеи, что от частого их повторения стали словно бытовыми утверждениями и не воспринимаются во всей глубине сущности, которую они выражают. Но независимо от того, как мы их воспринимаем, они определяют уровень осмысления художественных произведений, соответствие методов и приемов работы, которые использует учитель, характера предмета преподавания.
Такой идеей выступает требование изучать литературу как искусство слова, что является одним из важнейших принципов ее преподавания в школе.
Недостаточным вниманием к этой идеи можно объяснить затухание глубины восприятия художественного произведения, обеднение понимание образов литературы как носителей высоких духовных сущностей, а следовательно и ослабление их збагачуючого влияния на духовный мир части учащихся.
Но литература не только один из самых распространенных видов искусства. Она является одним из древнейших его видов, колыбелью человеческой духовности. Придя в жизни в ипостаси мифов, легенд, ритуальных и календарных песен, сказок и притч, литература с самого начала своего существования выражала изумление перед величием мира, тревоги и радости человека, его боль и любовь.
Художественное слово убеждало и утешало, навевало радость и уверенность. Оно помогало преодолеть страх, звало на подвиг, будило мужество и отвагу. Оно было нужно охотнику и земледельцу, воину и путешественнику, несло надежду матери и покой ребенку.
В целом оно развивало в человеке человека, было и есть одним из важнейших факторов, который обеспечил бытия на нашей планете человека разумного - Homo Sapiens.
В таинственной глубине художественного слова отразилась история становления человеческой духовности во всей полноте ее высокой и трагической сущности. Художественный образ стал воплощением поисков и тревог человека, его стремлений к счастью, добра и правды.
В человеческий духовный мир навеки вошел Прометей с его подвигом во имя человеческого добра. Все новые поколения открывают для себя Дон-Кихота как воплощение душевного бескорыстия и чести, Гамлета как носителя высокой муки выбора между долгом справедливости и путями его осуществления, Кассандру с ее трагедией видение будущего и неверием людей в ее предсказаний - и тысячи других носителей высоких духовных сущностей.
В целом в художественных образах в литературе отразился духовный филогенез человечества, что является одним из самых ценных его приобретений и формирует духовный онтогенез каждой отдельной личности.
И это закономерно, ибо для становления Человеком Разумным человеческому индивиду не достаточно только того, что необходимо для его физического роста и развития. Об этом свидетельствуют, в частности, факты воспитания человеческих младенцев волками. И хоть эти дети вырастали физически, людьми они стать не могли. Не может сделать Маугли человеком ни Отец-Волк, ни Мать-Волчица, ни пантера Багира. Поэтому, как свидетельствует Г. Киплинг, его герою необходимо вернуться к людям.
Человеческая ребенок в семье самой атмосферой быта и традиций вводится в духовный мир людей.
Этот путь начинается с колыбельной, - в слова. ласковом звучании мелодии ребенок чувствует проявление ласки и добра.
Она доверчиво прислушивается к „Сороки-Вороны", которая деткам кашку варила, и хоть еще не понимает слов, но в выражении глаз матери, в тоне ее голоса улавливает то, что пробуждает ее радость и стимулирует стремление вслушаться и понять смысл слов. И этот смысл постепенно раскрывается перед ней, порождая понимание языка и становясь основой первых нравственных представлений: чтобы кушать, надо со всеми и дровишки носить, и кашку варить, и быть таким, как все остальные.
А потом в детскую жизнь придут сказки - с образами бабы-Яги, Кощея Бессмертного, русалочок и домовых, и мир перед подрастающей человеком предстанет в своем очарования и таинственности, в постоянном противоречии Добра и Зла.
Образы и ситуации сказок, легенд, песен пробуждают и развивают воображение, воображение сформирует чувство [1, с 198], а все это вместе взятое производит способность к творчеству, развивает ребенка и обогащает его духовно.
Поэтому можно конкретизировать и одновременно обобщить выраженное выше мнение: духовный филогенез нации, народа, человечества формирует духовный онтогенез отдельного индивида, который набирает национальных духовных черт и становится представителем нации, человечества в целом, личностью с внутренним духовным миром, Человеком Разумным - Homo Sapiens. И ведущей силой на этом пути выступает искусство слова - литература - ее устная, фольклорная основа и все то, что потом вошло и письменную литературу: стихи и сказки, рассказы, повести и т.д.
Поэтому нельзя не согласиться с авторами, которые утверждают, что выдающимися людьми известные личности в первую очередь становились не потому, что заканчивали университеты, а потому, что в детстве у них были бабушки, которые открывали для них мир сказок, - учили представлять, переживать, фантазировать. Об этом свидетельствуют, в частности, воспоминания О. Довженко „Зачарованная Десна", упоминания 0. Пушкина, посвященные Арині Родіонівні, именно о том, как влияли на него ее рассказа:
„От ужаса я не шевельнусь, бывало,
Не чуя ни ног, ни головы „.
Под влиянием воображения возникают и развиваются чувства.
А под влиянием чувств - формируется воображение - это два взаимосвязанных процессы, как убедительно доказал в свое часЛ. С. Выготский.
Воображение и чувства формируют способность к творчеству [2, 247].
Так рождаются Поэты и Мыслители...
В этом - духовная сущность литературы - независимо от того, это произведение писателя, народные сказки или легенды, полна глубокого чувства песня. Главное - это искусство слова в действия.
Литература - искусство слова - является одним из важнейших предметов современной школы. Одним из важнейших не только потому, что это единственный вид искусства, который изучается в течение всех лет пребывания взрослеющего человека в школе. Это предмет, основой которого является учение о человеке, духовный мир человека, осмысление мира и себя в нем.
Это предмет, где и сами закономерности литературной теории изучаются не для того, чтобы ученик стал теоретиком литературы, а для того, чтобы он глубже воспринимал, понимал конкретные художественные произведения, которые изучаются в школе или прочитанное самостоятельно, - воспринимал и понимал их как явления искусства слова.
Поэтому одним из важных элементов литературного образования ученика является понимание специфики литературы, ее своеобразие, обусловленное средствами, с помощью которых создаются ее художественные образы.
Скульптор лепит свои образы из глины, вырезает из дерева или из камня; художественные образы живописи создаются с помощью краски, в музыке используются для этого звуки и т.д. А писатель творит художественный мир литературного произведения с помощью языка, которым люди пользуются в повседневной жизни. Поэтому произведение литературы, как кажется многим читателям, всегда легко понять, он доступен всем.
Но это лишь внешняя легкость. Она проявляет себя в том, что каждый способен воспринять произведение только на той глубине, которая ему доступна: одних захватывает лишь сюжет, и для них произведения литературы - это ряд рассказов о различных событиях; особенно увлекают таких читателей книги приключенческого характера.
Другие в образах и ситуациях произведения открывают те проблемы, в которых воплощены важнейшие сущности духовного бытия человека, - соглашаются и спорят с автором, сочувствуют героям и переживают их радости и боли, мыслят и представляют, - открывают большой мир человеческой духовности и приобщаются к нему.
В сопоставлении литературы с другими видами искусства, как правило, обращают внимание на следующее: глина, дерево, камень, краски или звуки вне искусства никакой социальной роли не играют - они просто материал или явление природы. А слово и вне литературы выполняет важную социальную роль как средство человеческого общения. Однако необходимо видеть разницу между словом бытовым и тем же словом, что выполняет эстетическую функцию в художественном произведении. Так, слово „береза" может иметь разный смысл в таких, например, предложениях:
1. Старую березу порезали надрова.
2. Плакучей березкой застыла мать, проводив на войну сыновей.
Или вспомним строки старинной песни: „я видел, как ветер березку сломал...".
Если в первом примере слово „береза" имеет лишь предметно-бытовое значение, то в следующих примерах оно приобретает духовного смысла - способности сказать о человеке, его душевные муки: во втором предложении оно помогает воссоздать психологическое состояние матери, а в словах песни раскрывает человеческую тоску и печаль.
Еще одна особенность человеческого образа в литературе, по сравнению с образами других искусств, заключается в том, что художественный образ живописи, музыки, скульптуры, действует на органами чувств непосредственно в процессе его зрительного или слухового восприятия.
А художественный образ в литературе становится духовной реальностью не благодаря внешнему виду записанного слова или его звучание, а на основе выраженного им содержания.
Как отмечал И. Франко, писатель апеллирует непосредственно к органам чувств публики, а „к воображению". Апелляция к воображению возбуждает ассоциации [2, с 45-119], развивает образное мышление, формирует творческий потенциал читателя. В этом особая развивающая возможность чтения, которую ничем другим нельзя заменить.
Итак, феномен создания литературного образа на основе содержания слова - это как дар самого провидения для человека, чтобы он, читая, духовно и творчески росла.
Почему именно? Потому, что литературный образ, призванный к жизни смыслом слов, необходимо создать в воображении. А для этого нужно активизировать весь арсенал своего жизненного опыта, представлений и чувств, - надо чувствовать, воображать, мыслить, творить.
Вот Григор Тютюнник рисует ночь, когда его герой малый Климко остается один в бараке: „Бряцали стальными тарелками вагонные буфера, перекликались дудари-стрелочники, раздавались в свои сюрчки и размахивали фонарями сцепщики вагонов, вызванивали молоточками по колесам обходчики поездов ...в бараке ... свет отовсюду малювало на стене против Климкового кровати большие разноцветные цветы: красные маки, синие - васильки, желтые - подсолнухи, они менялись и дрожали, как от ветра в степи ...то были сказочные, самые счастливые в Климковому жизни ночи".
Звуки и картины ночи изображены так, как их воспринимает Климко, и это восприятие раскрывает душевно богатое, открытое для добра и красоты сердце мальчика. Один смысл отрывка - изображение звуков и цветов ночи - становится формой выражения другого содержания - духовной красоты героя произведения.
Смысл слова становится формой образа. Или скажем по-другому: один смысл слов и грамматически оформленных предложений становится формой для выражения иного, художественного содержания, выступает как внутренний смысл образа, произведения, отрывка текста в целом.
Следовательно, само бытие художественного образа в литературе основывается на интеллектуально-смысловой основе, а следовательно литературный образ - это особый, открытый автором и воплощенный в слове художественно-эстетический смысл, призванный к жизни эмоционально-чувственным отношением к миру и объединяет интеллектуальную и эмоциональную сферы мышления человека. Этот смысл всегда выступает как новое видение чего-то в жизни, новый взгляд на события, открытия таких сторон в обычном и известном, которые были не восприняты, не открытые ранее.
Так, в прологе к поэме „Моисей" И. Франко обращается к украинскому народу:
... будущим твоим встревожена душа....
Но говоря о будущем, писатель обращается к тому, что происходило в прошлые исторические времена, ибо открывает в содержании событий прошлого такие духовные сущности, которые необходимо учесть в пути к будущему, в частности и те, против которых необходимо предостеречь.
Сама смерть Моисея, что так и не ступил на землю обетованную, выражает глубокий обобщающий смысл: рожденный в рабстве свободным быть не может.
В этом обобщающем смысле проявляет себя важная особенность художественного образа: Моисей, оставаясь образом библейского пророка, вместе с тем является и выразителем болей, стремлений и сомнений. Франко. Более того, это и сам писатель с его стремлением выразить свою надежду и свое понимание пути украинского народа к новой судьбы, - понимание, полна сомнений и споров.
А в поэме „Каин" поэт использует библейское повествование, чтобы выразить другие, не менее важные сущности бытия.
Каин, измученный преступлением братоубийства, после долгих лет проклятие, испытывает возрождение. Он понимает, что, изгоняя людей из рая, Бог вложил тот рай людям в сердце и дал на дорогу: чувства, любовь, вложенные Богом в сердце человека, - это та могучая сила, которая является для нее источником жизни, раем.
Так прозревает Каин, но дед Лемех, что встречает его, - слепой, он не видит прозрение прадеда людей и убивает его.
Внимательно читая поэму, можно понять и душевную темень, что является родной сестрой моральной неразвитости Адама и Евы, не готовых нести ответственность за ту силу, которую дает знание. Об этом свидетельствует история: газовые атаки 1-й мировой войны, атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, катастрофа Чернобыля, застенки ГУЛАГА и печи фашистских крематориев. И везде - смерть, смерть и муки, и везде слепой дед Лемех, механически, бездумно выпускает из лука смертельную стрелу ...
Такой смысл несут образы Ивана Франко, приходя из прошлого в наше настоящее.
В таком качестве искусства слова - одна из основных его особенностей, суть которой - в способности художественного текста быть носителем скрытого смысла, выступает как его подтекст, открытие которого требует творческих усилий читателя. А проникновение в подтекст - это и свидетельство творческого потенциала человека, который читает произведение, и способ формирования этого потенциала в процессе осмысления прочитанного и его анализа.
За рассказом о факты и события в произведении всегда стоит автор с его художественно-эстетическим замыслом и определенной жизненной позицией. Нередко за изображенными картинами скрыт смысл, который своему значению намного превосходит значение изображенного - сквозь второстепенное говорит то главное, ради которого ведется весь рассказ.
Так, изображая, как герои „Черной рады" полковник Шрам и старый Черевань с семьей прибывают в Киев, П. Кулиш изображает сцену, когда им преградили дорогу повозки и большая группа людей, выпивавших за новорожденного сына казака Тараса Трубача. Казалось бы, автор просто хочет отразить один из обычаев той поры. Но сцена имеет еще и другой смысл:
„ - Разве мы не те же казаки? - подхватила община, позакладавши с пренебрежением руки за пояса. - Кто жил с нами запанибрата, дак теперь гнушается нашим хлебом-солью!
Шрам не раз начинал говорить, так куда! Шум тот так и покрывает его слова.
- Да погоди, погодите, господа кармазини, - крикнул один товстопикий синьокаптанник, - быстро мы вам хвоста вкрутимо! Не долго гордуватимете нами! Налетят кукушки, что нас не забыли... Добрые молодцы не дадут нам погибнуть. Мы произведем вам черную раду; тогда увидим, кто какое имеет право!
- Да как? - говорят, стоя козырем, мещане. - Не все только казакам на советах орудовать. Опомнились и на нас сечевые братчики.
Да и оглянулись на нахохлившегося запорожца. Запорожец сидит возле дома, да словно и не он, словно и не слышит, что вокруг него словно море играет.
- Эге-ге! - говорит тогда Шрам. - Так это с низу такой
Ветер веет!
Да и догадался, что уже огня підложено, уже только раздувать, то и снимется пожар по всей Украине".
Так второстепенное становится главным, рассказ о случайной встрече на улице раскрывает тревожные симптомы борьбы за власть, начавшейся между различными казацкими группировками, которые стремились привлечь на свою сторону различные слои населения, для чего определенные силы и готовили Черную раду. И не замечали, что в этой борьбе погибает родная земля, воля Украины.
Одной из особенностей литературного образа является его способность вызывать дополняющего действие читателя.
Так, страницы о детстве Корточках изображают лишь отдельные фрагменты его жизни - рассказы бабушки, презрительное отношение к „безотцовщины" сельских детей, „недобрую изобретательность" парня, который выколол „боге" глаза, чтобы тот не видел, как он будет хлеб, и т.д. Но изображенных картин достаточно, чтобы читатель представил жизнь героя во всей его полноте - в бедности семьи, трагедии детской незащищенности, горького бессилия и образ, первых ростков протеста.
Известны случаи, когда отдельным авторам забросали упрек за „неполноту" описания природы, интерьера и т.д. Однако эти упреки лишь свидетельствовали о некомпетентности тех, кто делал эти замечания: описать все просто невозможно и не нужно - автор изображает не все детали, признаки, факты бытия героя, их дополняет читатель, исходя из своего опыта жизни. Следовательно чтения, с одной стороны, - это как перелистывание страниц собственной судьбы, событий и фактов жизни, созвучных с изображенным в произведении, или точнее - представления и размышления над жизнью героев сквозь призму собственной жизни и собственной судьбы.
Поэтому и используют иногда термин „суб'єктивація", который означает включение в собственный опыт мыслей и чувств опыта жизни героя. Во-вторых, проникновение в язык образов и ситуаций произведения - это как бы их „разгадывание", открытие их смысла, диалога с автором, диалога, что происходит бессознательно, а его осознание, стремление осмыслить ход мыслей и последовательность восприятия - как правило, выступает после того, как сам факт такого восприятия и такого диалога уже состоялся.
В этом явлении Л. С. Выготский видел причину трудностей психологов, которые „задним числом" исследовали художественное восприятие читателя [1, с 20]. В-третьих, акт воспроизводящей воображения и воображения дополняющего - творческий акт, который ничем нельзя заменить: он основа, на которой развивается творческая способность человека. А поэтому невнимание к чтению - причина затухания творческих способностей части учащихся.
Апелляция к воображению читателя, что выражает особенность восприятия образов литературы, является не только важным средством развития его творческих возможностей, но и выступает как критерий его способности воспринимать и понимать произведение.
Когда человек учится читать, первым ее умением является способность в последовательности букв открыть слово. Потом придет умение в сочетании слов открыть мысль, которую выражает предложения. Это будет восприятие буквального содержания слов и предложений - та основа, на которой строится восприятие образов литературы, художественного подтекста, когда буквальный смысл слов и предложений становится формой выражения определенной эстетической позиции. Это и является критерием эстетического, а значит адекватного восприятия художественного произведения.
Итак, воплощенная в художественном образе духовная сущность, открытая писателем, становится духовным достоянием читателя, обогащает его видение мира и опыт познания человека. Так от древнейших времен в наше настоящее прокладывается духовную связь поколений, без которого невозможно само духовное бытие человека, нации, народа.
Литература
1. Выготский Л. С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987.- 334 с
2. Франко Иван. Из секретов поэтического творчества. Сочинения в 50
|
|