Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Высокое Небо над Храмом Слова Украины



Г. Сагач,

академик Академии наук высшего образования Украины

и трех международных академий, доктор педагогических наук,

профессор Киевского национального университета имени Т. Г. Шевченко



6-9 ноября этого года департамент общего среднего и дошкольного образования Министерства образования и науки Украины совместно с Харьковским областным научно-методическим институтом непрерывного образования успешно провели Всеукраинский научно-практический семинар заведующих кабинетами (методистов) украинского языка и литературы областных (городских) институтов последипломного педагогического образования по теме: "Риторический аспект изучения украинского языка и литературы в школе".

Гениальный педагог Ян Амос Коменский справедливо утверждал, что от учителя зависит судьба страны, потому что у него высокая духовная должность, которой он посвящает всю жизнь, свой дар Божий - Слово. Высокое призвание учителя - служить народу, стремление облегчить его жизнь, а особенно жизнь детей. Он оставил в наследство человечеству "Великую дидактику", в которой живут великие идеи, высокие слова, божественные истины. Гениальный просветитель Григорий Сковорода - духовный собрат Я. А. Коменского - учил людей быть счастливыми в "сродній труда", служил народу в Храме Слова, оберегал совесть человека, народа, которую считал первым Священным Писанием, данным нам Богом.

Высокое духовно-интеллектуальное Небо над Храмом Слова Украины измерялось фундаментальными принципами акции: в условиях системного кризиса общества, инфляции слова, антириторики (демагогии, софистики некоторых владоймущих), черной риторики (манипуляции с сознанием масс и личности) выстраивалась духовно-нравственная парадигма повышенной речевой ответственности в посттоталитарной Украине, ведь учитель - это совесть нации, совесть и ум народа.

Повышенная ответственность профессионального учителя за риторический поступок - самый мощный прорыв в сфере риторической этики, которая раскрывается в логосфері современного общества. Риторическая компетентность учителя, гражданина демократической Украины рассматривалась всеми участниками семинара под углом зрения коммуникативной компетентности учителя, ученика, что предполагает их вооружение новейшими прогрессивными знаниями по риторике (познавательный аспект), формирование у школьников необходимых умений на базе знаний; воспитание и развитие учащихся средствами риторики, в частности ее элементов на занятиях с украинского языка и литературы.

Слово (речь) - основной инструмент деятельности учителя, главное средство реализации всех задач методического, дидактического и воспитательного характера. Слово (речь) - основной инструмент создания креативной личности ученика, который подавлен прессом технотронной эпохи.

Все граждане демократического общества стремятся завладеть успешным, действенным, эффективным и убедительным вещанием на началах Добра. Риторический подход в этом обеспечивает синтез теоретического осмысление и практическое воплощение оптимальных путей овладения словом животворящим, потому что Библия утверждает: "Смерть и жизнь - во власти языка" (Сол.; 18:21).

Как известно, в центре педагогической риторики находится личность, которая общается в различных коммуникативных ситуациях, стремится решить социально значимые, жизненно важные задачи. В настоящее время активизируется роль педагогической риторики, которая должна выполнить социальный заказ, ответить на запросы общественных потребностей, служить практической деятельности человека в условиях словесного терроризма некоторых средств массовой информации, речевого бескультурья, языкового нигилизма части общества, морально-духовного вакуума, разочарование и т.д. Риторика - "царица душ", "княгиня искусств", за Феофаном Прокоповичем, призвана способствовать взаимопониманию между людьми, гармонизировать гуманные отношения между коммуникантами, ибо мудрая Диотима когда сказала Сократу: "Любовь соединяет края бездны".

Святой Антоний утверждал: "У людей нет ничего более честного слова", а потому возвышения духа народа, облагораживание его сердца возможны на основе божественно-человеческого понимания Слова-Логоса, в частности, на примере взглядов О. Лосева, О. Потебни, П. Флоренского, Ю. Поркевича, В.Зеньковського и др. Сама истина является коммуникативной, дискурсивной, а потому истинная коммуникация предполагает передачу внутреннего опыта, гуманизации коммуникации, а не ее человеческую предвзятость во имя псевдоцінностєй деморализованного мира. Совершенствуя себя, мы стремимся усовершенствовать свое слово, мнение, риторический поступок на принципах христианской этики, развивая благородную риторику (во всех ее жанрах), мы совершенствуем общество, его демократические принципы, мы создаем его духовно-нравственную безопасность.

От одиночества человек стремится спастись братством, а это невозможно осуществить без добромислення, красномовлення, добродетельности. Зцілющий (терапевтический) потенциал красноречия нам видится в Риторике Любви (Добра), которая мужественно противостоит лжеслову и хаоса настоящего.

Д. Донцов когда-то заметил: "еще нет, но мы можем создать его в своей душе". Этой высокой цели служит риторика, потому что мы живем словам, любим словам, молимся словам, умираем ради логосов (слов, идей), мы стремимся создать Высокое Небо над Храмом Слова Украины.

Всеукраинская школа риторики "Златоуст" (руководитель - автор этих строк) в теоретико-методологических основах опирается на синтез науки и религии, знания и веры, риторики и гомилетики. Для ее представителей оратор - это человек от Бога, который владеет словом как самым ценным Божьим даром. Оратор в высших духовно-нравственных проявлениях - это проповедник, который, по словам Мєтью Симпсона, имеет трон-кафедру, он стоит на месте Христа, его проповедь - бессмертным душам, у него стоит невидимый Спаситель, Дух Святой летает над собранием, ангелы наблюдают за этой сценой, а небо и ад ожидают, что же произойдет? Какое величие и какая ответственность!

А разве слово учителя имеет меньшую величие и ответственность? Когда Джозеф Конрад сказал: "Дайте мне правильное слово и дайте мне правильное произношение, и я переверну мир". Вот это и есть сакральная риторика, сакральное красноречие, потому что для нас слово - символ Бога, Логоса, Энергии Космоса, инструмент познания Вселенной, программа гармонии с Космосом, символ великой Тайны, символ Истоку, Первоисточника, символ света, знаний, добра, красоты; символ неделимости; гигантский аккумулятор энергии любви - от матери, от ее колыбельной песни для нас слово - символ мудрости, софийности; Вечности и Беспредельности; пророчество, исповедь, молитва, клятва; Духовный Оберег Украины в ее этической самосознания в философии надежды, за словом С.Б.Кримського.

В древнем Египте "божественное слово" передавалось иероглифом в виде рта - первого провозглашения мирового начала. В христианской традиции слово имеет исцелять душу, ибо Благодать как Божественная энергия Святого Духа будут питать новую землю, новое небо! Поэтесса Татьяна Майданович справедливо утверждает: "О, если бы на наших разбитых дорогах больше было Бога! Не была бы Украина такая нищая..."

Высокое призвание христианина-педагога-оратора - пленять сердца, властвовать над умами силою своего таланта, возвышать умы людей от житейской мелочности к созерцанию высших истин. Учитель от Бога отвращает сердца от рабских плотских страстей, направляет их в чистых духовных радостей, снимает с душ тяжелые цепи эгоизма, подносит их к духовной свободы, любви.

Живое слово - движущая сила общественной жизни, строитель гражданского общества. Вдохновенное слово пророков воспетое в Святом Писании: "Слушай, небо, я буду говорить, и услышит земля речь уст моих! Пусть льется наука моя, как тот дождь, пусть течет, как роса речь моя, как капли дождя на траву, и как ливень на зелень" ( Второзаконие; 32. 1 -2). Вдохновенное слово учителя украинского языка и литературы возвышается введением элементов риторики как науки и искусства. "Но как сохранить огонь в одежде слова?". Ясно, что надо возродить классические традиции красноречия на золотых скрижалях души.

Это продемонстрировали участники риторического семинара в Харькове в роскошных плодах сотворчества ученых, преподавателей высшей школы, учителей общеобразовательных школ, методистов. Научные сообщения были посвящены актуальным проблемам риторизации школьного курса украинского языка и литературы: "Инновационные аспекты возрождения украинской школы риторики" (автор этих строк); " Текст как основа формирования риторических умений и навыков учащихся" (д.п.н., проф. Пентилюк М. И.); "Риторическое мастерство будущего управленца" (к.ф.н., доц. Загрєбельна Л. С); "Практический аспект риторизации изучение украинского языка и литературы в школе" (к.п.н. доц. Голуб Н. К.); "Языковые средства создания ораторского выступления и методика их обработки на аспектных уроках украинского языка и литературы" (к.н.н., доц. Омельчук С. А.) и др.

Очаровали присутствующих мастер-классы и презентации учебников, пособий, проведенные как маститыми учеными (чл.-кор. НАН Украины Ермоленко С Я., д.п.н. проф. Пентилюк М. И.), так и молодыми исследователями, учителями-методистами из разных областей Украины (Мовчан Г. В., Романюк Является. В., Синюта В. В., Денисюк Л. Д. и др.). Проблемы организации и проведения внешнего независимого оценивания учебных достижений школьников с украинского языка и литературы основательно осветил Ковбасенко Ю. И., к.ф.н., ст.н.сотр. Института педагогики АПН Украины. Большое впечатление на участников семинара произвела презентация профессиональной периодики учителя-словесника в издательстве "Основа": выступали И. В. Красуцька, заместитель директора издательства "Педагогическая пресса" и заместитель главного редактора журнала "Украинский язык и литература в средних школах, лицеях, гимназиях и коллегиумах", К. В. Рыбалко, главный редактор журналов "Дивослово", "Разнообразия", "Библиотечка"Дивослова", "Новая украинская литература" и др. Богатый опыт работы Харьковского областного научно-методического института непрерывного образования представили А. М. Ярещенко, В. Ю. Лунина, Г. А. Дегтярева и др.

Храм Слова Украины развивают участники и победители областного конкурса ораторского искусства на Харьковщине. Торжественная церемония награждения победителей конкурса ораторского искусства в День украинской письменности и языка достойно увенчала первые два дня всеукраинского семинара. Аудитория пережила риторический катарсис не только после выступлений юных победителей, талантливых ораторов-учеников, но и их високопро профессиональных наставников-учителей. Пусть Господь хранит этот бесценный духовно-нравственный и интеллектуальный сокровище Украины!

Духовно-эстетической страницей Всеукраинского риторического семинара стало знакомство с историко-культур-ными памятниками города Харькова, которое Г. О Сковорода мистически назвал "седьмым глазом Господа", с замечательным Харьковским литературным музеем, где мы встретились с архиепископом Игорем, слушали выступление епархиального хора, погрузились в атмосферу Духа, почувствовали божественное прикосновение Слова к душе. Он объединяет пространство, он формирует логосферу современной и будущей Украины.

Золотой страницей для всех, кто смог остаться до конца Всеукраинского семинара, было экскурсионно-паломническое посещение села Сковородиновка, где закончил свой земной путь и ушел в Вечность наш гениальный перворозум Григорий Сковорода, украинский странствующий просветитель, народная академия Духа и Слова, ангел-хранитель синьонебої Украины, аскет и подвижник. Литературно-мемориальный музей Г. С Сковороды в селе Сковородиновка Золочевского района Харьковской области встретил нас сапфировым Высоким Небом, чистым плесом ставка, нежным шурхотінням деревьев и опавших листьев, німотним покоем глубокой колодца, которая помнит Г. С. Сковороду, торжественным величием 700-летнего дуба, под которым любил работать наш поэт-философ, ослепительно-золотым солнцем, благодатью кроткой осени, прогулкой в старинном парке, когда душа рвется навстречу Вечности, в объятия Времяпространства исполина Духа и Слова. Невольно вспомнились поэтические слова Л. Гука: "Это начало мира".

Наша образовательная группа с сердечной благодарностью выслушала великолепную экскурсию в музее и на природе, мы помолились у могилы Г. С. Сковороды, возложили цветы неувядающей памяти, подарили свои книги, оставили записи в книге гостей. Это - рай сердца, в котором благодать звенит ангельской песней, божественным словом, сияет сакральной красотой живописной Украины, И Г. Шевченко.

Школа с Сковородиновка - живой пример бессмертия Духа и Слова Г. С. Сковороды, а ее замечательные дети и учителя во главе с директором Надеждой Васильевной - оазис Добра и Любви.

Молодой поэт Александр Колос передал вдохновленный состояние души такими строками:

Лети, душа, лети, В дальний сад пицц Свободное Небо! Не спи, душа, не спи, Вспомни о собственном кредо!

Земной поклон от всех нас организаторам семинара по риторике, а главное - его истинному вдохновителю, подвижнику Валерию Леонидовичу Федоренкові, который осчастливил всех нас своими новыми книгами по риторике, филологии, педагогики, который подарил нам милосердие сердца, помогая построить Храм Слова под Высоким Небом Украины Вечной.

Многая и благая лета вам! До новых творческих встреч, собратья на ниве Слова! Пойдемте за Григорием Сковородой, помня его завет: "Любовь есть источник всякой жизни". Сердце мне вещает: в горнице обновленной души мы освятим украинский Храм Слова.