Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Шевченковский праздник для учащихся 9-х классов



Н. Подранецька

учительница украинского языка и литературы

Ровно



Оформление сцены. Портрет Тараса Шевченко, украшенный полотенцем. На сцене импровизированная украинская светлица, празднично убранная зеленым ветками, искусственными цветами, лентами, вышитыми полотенцами; на столе белая скатерть, в горшках цветы, колосья ржи, калина. Скамейки застелены ковриками. Выставка произведений Шевченко, плакаты, высказывания, иллюстрации. На почетном месте - "Кобзарь".

Ведущая. Весной, когда тают снега

И на рясті засияет радуга,

Полные сил и живой силам

Мы вшановуєм... память Шевченко!

Ведущий. Ныне, как и каждый год, мы проводим школьные Шевченковский праздник, чтобы не просто почтить память гениального поэта, но и почувствовать его бессмертное слово сердцем, поверить ему, потому что кому же тогда еще верить, как не Шевченко, который жизнь свою отдал за Украину, за нас с вами, за то, чтобы мы были свободными, гордыми людьми.

Ведущая. Ни один поэт мира не сравнится с ним в величии своей жертвенной любви к своему народу. В своем "Завещании" он так говорил :

И меня в семье великой, В семье вольной, новой, Не забудьте помянуть Незлым тихим словом.

Чтец 1.

Провіснику свободы, Великий титан! Оправдались думы твои. Принимай же дань Любви и уважения От вольных народов ч Новой семьи.

Чтец 2.

Поколение поколению О тебе расскажет. И твоя, Кобзарю, слава Не умрет, не ляжет.

Ученики исполняют песню о Тарасе Шевченко.

Ведущий. "Кобзарь"шевченко... Это Библия украинского народа, это книга, которой суждено быть бессмертной, потому что сам народ признал ее своей книгой. Народ, который имеет такого поэта, как Шевченко, и такую вечную книгу, как "Кобзарь", - бессмертен. В этой книге переплелись судьба крестьянки крепостной с судьбой всей Украины, борьба гайдамаков и казаков с борьбой народа за счастье и волю.



Ведущая. Автор собрал в ней каждую слезу, малейший стон боли крепостного. Духовное величие и красоту народа он поднял на высочайшую высь, чем обогатил весь мир.

Ведущий. Во многих домах украинцев сегодня увидишь украшенный вышитым рушником портрет Тараса Шевченко. А на столе, рядом с хлебом, лежит его книга стихов - "Кобзарь".

Свет угасает, освещается только уголок крестьянской избы. В дом заходят мать и мальчик в украинской одежде.

Мальчик. Устали, мамочка?

Мать. Ничего, сынок. Где руки и охота, там спору работа. А без работы, говорят, и день годом становится. Давай готовить ужин, скоро и отец поступит (возится у печи).

(Входит отец).

Отец. Ужин готов ?

Мать. Еще ни.

Отец. А почитай-ка, сынок, "Кобзаря".

Мальчик достает из-за иконы томик Шевченко, читает:

В нашем раю на земле

Ничего лучшего нет,

Как тая иметь молодая

Со своим ребеночком малым.

Склоняются над "Кобзарем".

На сцену выходят чтецы.

Чтец 1.

А уже бредет слепой кобзарь, И Гонта зовет на пожар, Кавказские горы, в мглу повиты, Обильной кровію политы, Лбом подводятся к облакам, И Екатерина півжива Дитя в хуртечі сповива. Снега колышутся над ней... Орел жадный Прометей Кровавое сердце розбива.

Чтец 2.

По "Кобзарю" атем старом Учились грамоте счастливо; Росли задуманные от "Дум", Острили гнев за Екатерину И клали в сердце тихий сумм За слезную долю вдовью.



Нам снились Ґонтині сыновья,

Что отец убил за честь и волю, -

Суровая правда давности

Шла, словно клятва, в нашу судьбу.

Ученики исполняют песню "Думы мои..."

Чтец 3.

Думы мои, думы мои,

Вы мои единственные,

Не бросайте хоть вы меня

При чертям...

Страшно упасть в кандалы,

Умирать в неволе,

А еще хуже - спать, спать

И спать на воле -

И уснуть навек-века,

И следа не бросят

Никакого, все равно,

Или жил, или погиб!

Доле, где ты? Доле, где ты?

Нет никакой!

Когда доброй жалко,Боже,

Дай злой, злой!

Чтец 4.

В покосившейся избе, на краю села, Над прудом, чистым и прозрачным, Жизнь Тарасику дала Крепостной-мать, убитая горем.

Чтецы незаметно выходят в глубину сцены. Заходят мать и маленький Тарасик.

Мать. Как горько, как невыносимо сожалению,

Что судьбы нам нет с тобой!

Мы нищие, измученные рабы,

Не знаем радостного дня.

Нам возраст приходится терпеть,

Не розгинать своей спины.

Скажи слово - и нагай

Над головой яростно свистнет.

И так всюду - из края в край

Царит рабство ненавистно.

Тихо льется песня "Садок вишневый коло хаты".

Тарасик. ... В том роще, В той хате, ураю, Я видел ад... Там неволя, тяжкая Работа, никогда И помолиться' не дают. Там мать добрую мою Еще молодой - в могилу Нужда и труд положила. Там отец, плача с детьми (А мы малые были и голые), Не претерпел превратностей судьбы, Умер на барщине!.. А мы Расползлись между людьми, Как мышата...

Мать и Тарасик выходят.

Ведущая.

Тяжело, трудно в мире жить

Сироте без роду:

Некуда прихилиться, -

Хоть с горы и в воду...

У того судьба ходит полем,

Колоски собирает;

А моя десь.ледащиця,

За морем бродит...

Звучит мелодия песни "Думы мои...".

Выходит Шевченко в вышитой рубашке. Вокруг него собирается группа крестьян.

Дед. Тяжелая наша судьба в крепостном ярме, Тарас!

Крестьянин. Господа-палачи...

Латаную свитину с калеки снимают,

Со шкурой снимают, потому что нечем обуть

Княжат невзрослых!

Девушка. ... А вон распинают

Вдову за подушное... А сына куют,

Единственного сына, единственного ребенка,

Единственную надежду! В войско отдаю!

Женщина. ... А вон под забором

Опухла ребенок - голоднее мре,

А мать пшеницу на барщине жнет...

Дед. Бог видит из-за тучи

Наши слезы,горе?

Девушка. Долго еще на семь мире

Палачам хозяйничать?

Шевченко (задумчиво). Господа,господа!

Опомнитесь! Будьте человеками! Ибо беда вам будет! Розкуються вскоре Закованные люди, Наступит суд, заговорят И Днепр и горы! И потечет сторіками Кровь в синее море Детей ваших...

Появляются жандармы и арестовывают Шевченко. Крестьяне жалуются, печально качают головами и расходятся.

Следователь. В стихотворении под названием "Сон" вызывающе описываются его императорское величество и государыня императрица. Вы своей просторічною языке пренебрегаете ее величество, в своих крамольных стихах выливаете всю свою желчь. Как это там... не могу вспомнить... Смеркалось... Огонь... Огнем...

Шевченко. Я напомню!

Смеркалось... Огонь огнем

Кругом запылало, -

Испугался я... "Ура! Ура!

Ура!" - закричали.

Следователь. Прекратить! {Слышать барабанную дробь. Читает приговор).

Государь император высочайше повелел: назначить Шевченко рядовым в отдельный Оренбургский корпус с правом выслуги, под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать.

Барабанная дробь усиливается. Жандармы выводят Шевченко. Звучит "Завещание" Тараса Шевченко.

Выходят чтецы.





И царь и господа прелюті Испугались того слова, Потому что люди раскрепощенные Пойдут волю добывать, Оковы ломать, Из неволи

Народ освобождать... Потому и осудили Судом хищным Судьи недоріки И на каторгу загнали Чуть ли не навеки.

Чтец 2.

Десять лет пробыл Шевченко На солдатской службе, С казахами в их края Жил в искренней дружбе.

Чтец 3.

И писал стихи в неволе, Звал рвать оковы, Верил, что народ вкраїнський На врага встанет.

Чтец 4.

За Тарасом следили, Все запрещали, За писание и рисование Жестоко наказывали. Повернулся Тарас из неволи Уже больным домой. Но песню, но душу Не отдал никому.

Автор. Идет Марко, не горюет. Пришел - слава Богу ! И ворота открывает, И молится Богу...

Батрачка. Слышишь ли ты, Катерина?

Беги встречать!

Уже пришел. Беги быстрее.

Скорее веди в дом!..

Слава тебе, Христе-Боже!

С трудом дождалась!

Автор. И "Отче наш" тихо-тихо, Словно сквозь сон, читала, Вошел Марко в малую избу И стал у порога... Аж испугался... Анна шепчет:

Батрачка. "Слава... слава Богу!..

Иди сюда, не бойся...

Марку! Посмотри,

Посмотри ты на меня :

Ишь, как я подурнела?

Я не Анна, не попрошайка,

Я...

Прости меня ! Я терпела

Весь век в чужом доме...

Прости меня, мой сыночек!

Я... я твоя мать".

Получается Лилея в длинной белой рубашке, с распущенными волосами.

Лилея.

"За что меня, как росла,

Люди не любили?

За что меня, как выросла,

Молодую убили?

За что они теперь меня

В палатах поздравляют,

Царевной называют,

Глаз не спускают

Из моего цвета? Удивляются,

Не знают, где дети!

Скажи мне, мой братец,

Королевий цветет!" (...)

"Зачем меня Бог поставил

Цветом на семь мире?

Чтобы людей я веселила,

Тех самых, что убили

Меня и мать?.. Милосердный,

Святой Боже, милый!"

Инсценировка отрывка из поэмы "Наймичка" от слов: "Идет Марко с чумаками..." до конца.

Служанка (выходит на сцену).

А я еле додибала

До вашего дома.

Не хотелось на чужбине

Автор. И и замолчала... Обомлел Марко, И земля задрожала. Проснулся... К матери - А мать уже спала.

Марко садится возле матери, склоняет голову ей на плечо.

Инсценировка отрывка из поэмы "Марина". Инсценировка баллады "Тополь".

На сцену выходят чтецы. Ученики исполняют песню "Чом, чом, чом, земле моя..."

Чтец 1.

Гордый,величественный, страстный и непокорный Наш незабываемый славный Кобзарь, Несется в бессмертие над полями и горами Помыслов, дум и сердец властелин.

Чтец 2.

Ты же свою музу путями колючими

Вел мимо синих рощ и дубрав,

Там, где народ Украины замученный

Звівсь, чтобы отомстить за слезы и за кровь.

Чтец 3.

Судьба с тобой никак не лукавила, В руки сумку пустую дала И в метель, что крылья расправила, вслед За Катериной повела.

Чтец 4.

В свете пожаров пошла с гайдамаками. Лютой мести светила огне, В черной неволе с Оксаной плакала, Слала палачам свой карающий гнев.

Чтец 5.

Сердце розбитеє ядом не вигоїш, священным Гневом пылает оно. Ты не прятался, Тарас, подо льдом, - Звал народ под знамя борьбы.

Ведущий. Перевернули мы последнюю страницу "Кобзаря", прикоснулись душой к страстному и непокоренного сердца поэта. А песни, которые пели сегодня, уже полтора века поет украинский народ, а сколько еще будет петь - зависит от нас с вами. Ведь нам творить судьбу украинской песни, украинского языка, украинского народа. Пусть "Завещание" великого Кобзаря станет завещанием для нас - сохранить язык народа, его обычаи, его песни и пронести через века в будущее.

Ведущая. Шевченко появился на свет весной, чтобы стать совестью Украины, ее весной. Он родился 9 марта 1814 года.

Ведущий. А 9 марта 1914 года, несмотря на запрет российских сатрапов столетнего юбилея - угрозу тюремного заключения,- патриарх грузинской культуры Акакий Церетели созвал грузинских художников.

Ведущая. Бьет восемь вечера, бурлит столичный театр оперы и балета, ассистенты-ученики под руки вводят сімдесятичотирьохрічного Церетели на сцену, зал затихает: патриарх направляется к центру сцены, где в обрамлении цветов возвышается портрет Великого Кобзаря Украины. Церетели просит помочь ему опуститься перед ним на колени, и замерший зал слышит, что уста великого мужа Грузии произносят слова, которые сразу становятся крылатыми: "Спасибо тебе, Батько Тарас, что ты научил меня любить Грузию".

Под звуки кобзы выходят на сцену "писатели".

1-й ученик. Я, Иван Франко, украинский писатель. Я обожаю Шевченко. Он был сыном мужика и стал обладателем в царстве духа.

Он был крепостным и стал великаном в царстве человеческой культуры. Он был самоучкой - и указал новые, светлые и свободные пути профессорам и книжным ученым.

Десять лет он томився под гнетом российской солдатской муштры, а для свободы России сделал больше, чем десять победоносных армий..

2-я ученица. Я, Юлия Виргиния, немецкий переводчик, переводила произведения Шевченко на немецком языке и считаю: если Котляревский на рубеже XVIII-XIX веков преподнес украинский язык до уровня литературного, то большая заслуга Шевченко в том, что он открыл всю ее величие и красоту. Этим, а также воспеванием героического прошлого, пробуждением древних идеалов свободы, воспитанием национального сознания, Шевченко спас свой народ от гибели и заложил прочную основу для его славного культурного развития. Значение поэзии Шевченко - не мимолетное, оно постоянное, потому что он поэт не только угнетенного украинского народа, а и всего многострадального человечества.

3-й ученик. Я. Лхамсурен, современный монгольский поэт. Великий Кобзарь, который с титанической силой выразил вековечные думы и чаяния талантливого, красивого душой украинского народа, бесконечно дорогой нам, монголам, вольнолюбивой поэзией, непоколебимой верой в солнечное будущее трудового народа.

4-й ученик. Я, Альфред Курелла, немецкий писатель, утверждаю, что Тарас Шевченко не имеет себе равных в мировой литературе. Ни одна страна не выдвинула такого поэта, народного в настоящем понимании этого слова, поэта, так полно, так правдиво и так непосредственно передал настроения и мнения широких масс угнетенного народа. Своеобразие поэта именно в том, что он, будучи действительно вместе с простым народом, не порывал связи в течение всей своей жизни, хотя достиг вершин наук того времени.

5-й ученик. Я, Рокуэл Кент, американский художник и американец плотью и кровью, но то, что я видел в произведениях Шевченко-художника, и то, что я знаю о нем как о поэте, вызывает искреннее восхищение его талантом и творчеством. Я горжусь этими произведениями, словно я сам украинец. Ваш Шевченко - это мой Шевченко. Я люблю и ценю Шевченко.

6-й ученик. Я, Назым Хикмет, турецкий писатель, считаю: до того времени, пока народы будут воевать за свою национальную независимость и демократические права, стихи Шевченко читаться на разных языках. Ну, а потом? Потом, когда на земле не останется ни одного угнетенного народа, ни угнетенной человека? Или тогда песни будут звучать Шевченко? Конечно, звуча-тимуть.Полум'яні песни великого украинского поэта станут для людей памятью о далеких временах. Люди будут читать Шевченко, находячи радость в том, что их внутренний мир созвучен красоте тех рощ, степей, лунных вечеров, что их воспел Шевченко в своих стихах. Пока бьются сердца людей, будет звучать и голос Тараса Шевченко.

Голос с микрофона.

Максим Рыльский. "Сто лет...нет!"

Сто лет... нет! Как люд живет, И рожь желтое, и васильки синие, Как небо голубое плывет На нашей, на зеленой Украине! - В сердцах плугатарів и кузнецов, В девичьей песни, в песни парубочій, И там.де боль, и там, где правый гнев, И там, где счастья сияют глаза, Больше всего там, где же восстание пожар, Больше всего там, где огонь и порыв, Живет один из величайших в мире произведений - Шевченко бессмертном "Кобзарь".

Все. Мы тебя не забыли,Тарас!

Постепенно все подходят, выстраиваются в три ряда и, кланяясь, уходят со сцены.