Статья
Тарас Шевченко в художественной литературе
Литературная горница
Н. Зинченко,
кандидат филологических наук Полтава
Оформление сцены: портрет, полотенца, цветы, выставка книг о Шевченко, "Кобзарь", "Дневник", иллюстрации, надпись на стенде:
Он словно большой факел из украинского воска, что светится ясным и чистым огнем европейского прогресса, факел, освещающий целый новейший развитие украинской литературы.
И. Франко
Творчество великого поэта и художника Т. Шевченко вошла в золотой фонд украинской литературы и культуры. На его наследии воспитывались целые поколения украинских писателей. В лице Шевченко его современники и последующие поколения видели выразителя дум и чаяний трудового народа, вдохновителя в борьбе за свободу и независимость Украины.
О необходимости учиться у Шевченко говорили сами создатели. Так, к примеру, П.тычина отмечал: "От Шевченко мы должны взять то, без чего мы, писатели, поэты, дышать не можем, а именно и политическую поэзию.., и лирику и сатиру... Цените наследие Шевченко! Учитесь у него!"
Учась в Шевченко творческого метода, немало украинских писателей посвятили ему свои лучшие художественные произведения, с любовью воспели величественный образ бессмертного Кобзаря.
Художественные произведения о Шевченко начали писать еще при жизни поэта. В 1841 году В. Афанасьев-Чужбинский посвящает автору "Кобзаря" свое стихотворение, в котором восторженно говорит о его волшебную поэзию. Через несколько лет современник поэта В.Забіла написал стихотворное послание, выразив в нем дружеские чувства к Шевченко.
После смерти поэта художники все чаще обращались к образу Кобзаря. Это и И. Франко, и Леся Украинка, и М. Старицкий, Осип Маковей, И. Нечуй-Левицкий, М. Коцюбинский, П. Тычина, В. Сосюра, Есть. Маланюк и много других.
Жизнь Шевченко можно даже проследить за художественными источниками:
• о детстве Тараса - С. Васильченко. "В сорняках"; О. Иваненко. "Тарасу пути".
• юность поэта - Л. Смелянский. "Молодость поэта".
• зрелость - В. Дарда, "Его любимая"; "Переяславские колокола";
• период ссылки - 3. Тулуб. "В степи бескрайней за Уралом";
• последние годы поэта - Л. Большаков. "ехал поэт из ссылки".
Чтя память великого Кобзаря, мы предлагаем вместе проследить образ Шевченко в художественной литературе.
Ведущий 1.
Жизнь нашего поэта такое странное, что, слушая о нем, можно было бы сказать, что это легенда, если бы все происходило не перед нашими глазами. Мне хотелось и начать повесть о поэте, как начинаются сказки.
За широкими морями, за лесами дремучими еще и за горами каменными не в нашей, далекой стороне был когда-то веселый край, роскошный и богатый, заколдованный злыми людьми, заневолений двумя неволями. Одна неволя - барская, а вторая - царская. И жили там рабами в тяжелой чужой работе завороженные в неволю люди. Мир им было завязано, говорить нельзя, ходили немые...
Ведущий 2.
Украина... В одном только этом слове звучит музыка грусти и сожаления... Украина - страна, где больше всего любят свободу и меньше всего имеют ее, страна горячей любви к народу и черной ему измены, долгой, вековой, героической борьбы за свободу. Украина - это тихие воды и ясные зори, зеленые сады, белые хаты, поля златовласая пшеницы... Украина - это царское и панское безграничное своеволие... Труд до седьмого пота... Светятся нищета... Украина - роскошный венок из руты и барвинка, что над ним светят заплаканные золотые звезды... Поэма сожаления и грусти... красоты и недостат...
Ведущий 3.
Года 1814, с 26 на 27 февраля старого стиля, темной ночью, перед миром в селе Моринцы на Звенигородщине, в доме Григория Шевченко, крепостного пана Энгельгардта, блеснул в окне единственный на все село огонек: родилась новая господину крепостная душа, а Украине - ее великий певец - ТарасШевченко.
Чтец 1.
О эти семьи сестра поэта Екатерина, выросши, рассказывала так. Проснулась она среди ночи и увидела в доме таинственную картину. Над печью, на камине, горел ночник. На печи стонали иметь. Что-то квилило сердито и нетерпеливо. Отец сидел на прилавке и шептался с бабушкой. И было странно то, что, несмотря на стоны матери и на то неизвестный пронзительный деручий крик, разговор у отца с бабкой была спокойная, даже радостная.
Екатерина вскочила и села.
- Что оно такое?
- Проснулась? - ответила баба. - Будет тебе игрушка - будешь иметь, кого глядеть... - Объясняет: - Нашли тебе в конопле братика.
Вмешался отец:
- Уж кому-кому, а Кате будет с ним работы. Хочет не хочет - будет за няньку.
"Эге! - Догадалась Катя, - это же у нас ребенок нашелся".
Отец был веселый, подавал бабе то то, то второе, шутил, спрашивал, чтобы судьбу рожденному угадала. Баба всегда до этого - с охотой. Теперь чего-то одмовчується... Которая уже будет - такая и будет, мы не обменяем. Вот заляскало что-то палкой в двери, мать бросилась и застонала:" Каждый день стучит, а никак не привыкну". Колотится, аж в ушах трещит, кричит: - Григор - на гумно молотить, Катя - к госпоже прясть. Сейчас, потому что светает!
- Сегодня у меня праздник-сына Бог послал, не могу бросить роженицу с малыми детьми в доме, - отзывается Григорий.
- Не мое дело, господину будешь говорить. Ну, быстро, а то прогул буду писать.
Мать напряглась, перестала стонать:
- Иди, Григоре, а то все равно не подарит: и еще и снова припишет. Иди - я уже как-то сама до вечера перебуду.
Сквозь стон иметь добавила горько: "Хотя бы уже те дети не родились, что должны расти в неволе". Баба развлекала:
- Нельзя так говорить, дочка, - грех! Может, судьба
как раз талант твоему ребенку готовит... - добавила таинственное.
Чтец 2.
Проходит год, и два, и пять лет... Растет Тарас Шевченко. Только встал на ноги, началось то детское бродяжничества. Родители - на барщине, брат где-то пастушить, сестра на огороде, а ты, Тарас, куда хочешь - везде тебе пути одкриті: на леваду, к пруду, за село к мельнице, в тот сад густой и темный, за сад на могилу... А сорняки несходимі! Залезет - до вечера не выберется... И путешествует имел человек по миру утра до вечера, чудеса всякие на нем смотрит, ума набирается. Выйдет из сорняков на поле, как Кармелюк из леса, смотрит, как солнце заходит, как легкая тучка с золотыми кромками закрывает его своими красными полами. И кажется малом, что там - край мира.
А на улице и темнеет...
- Мир не родил такого бродяги! - жалуется мать. - Вот небо ему, как родной дом, а солнце, как мать. Когда бы не есть, то в дом не заглянул бы целый день. А влезет в дом, за кусок хлеба и снова на улицу. Ухватишь за плечи, чтобы придержать, да где там: випорсне с рук и на солнце, как линь в воду.
Чтец 3.
Раз было так.
Невеселая у Шевченко зимой и осенью дом стоит на краю села, как призрак, худшая, пожалуй, во всем селе: чуть кривобокий,старая, стены повигинались, солома на крыше потемнела, снгил, мхом покрылась, дыры светят голыми латами. Невеселая и ужин - мореный отец ругается, мать озабоченная, грустная, пустая. Дочь Екатерина заплаканная. Заходит сосед поболтать, удивляется:
- Это только ужинаете? Что так поздно?
- И нам такой вот проблемы, что и ужин не идет - парень где-то делся, - говорит мать. - С утра как пошло, то вот и до сих пор нет: бегали и к пруду, и к плотине, все сорняки обыскали - как в воду упал.
- Доглядели, - сердито буркнул отец.
Екатерина вдруг опустила вниз виноватые глаза.
- Ничего, найдется, - развлек сосед, - может, заснул где-то в бурьяне, проспится - придет.
Вдруг возле самого села эхом ударила во все углы многоголосая чумацкая песня:
А телеги скрипят, а ига бряжчать, А волы отрыгивают. А впереди атаман В свирель играет.
- Чумаки!
Вот и Катя подняла голову и крикнула радостно и сердито:
- А вот и наш бродяга!.. Где это ты был? Где тебя носило до сих пор? Где ты волочился? ...
Стоит, молчит, осматривает свой дом - не узнает, будто после долгого кругосветного путешествия.
- Где же ты был вот - спрашиваю? - начал строго отец. Парень произнес тихо:
- Был в поле и заблудился.
- Видели такое! Кто же привел тебя домой?
- Чумаки!
- Кто? - Все столпились возле парня, и он рассказал: "Стрінувся с чумаками, спрашивают: "Куда путешествуешь?" А я говорю: "В Кереливка!" А они и говорят: "Это же ты идешь в Моринцы, а в Кереливка надо обратно. Садись, говорят, с нами, мы довезем!" Еще и дали мне кнут волов погонять!
- Видели такого, чумакувати надумал!
Чтец 4.
И снова проходит год... Не любил парень сидеть в темном доме, не любил грустных разговоров о бедности, о горе. Все, было, убегает из дома к солнцу, на просторы. А праздниками - к деду. У старого Ивана Шевченко, Тарасового деда, праздниками всегда полно людей в доме. Между старыми вертятся дети, пытаясь угадать, чего так люди обеспокоены. Слышится кобзарева песня:
Звучит песня "Взял бы я бандуру..."
Чтец 5.
Перебендя
Вот такой-то Перебендя, старый и причудливый! Споет о Чалого - на Горлицу обратит; С девушками на выгоне - Грица и веснянку, А в кабаке с парнями - Сербина, Шинкарку, С холостяках на пиру (где свекровь злая) - О тополь, злую судьбу, а потом - в роще, На базаре - о Лазаре, или, что то знали, тяжеловато споет, как Сечь разрушали. Вот такой-то Перебендя, старый и причудливый! Запоет, засмеется, а на слезы обратит.
Сценка 1 (действующие лица - дед Тарас и Иван)
- Дед Иван, а расскажите о Колиивщине!
- Эге! О Зализняка, о Гонта!
- О гайдамаках, вы же, говорят, тоже были в гайдамаках. Дед мечтательно:
- Ага ! Гайдамаки! То были люди!
Хвастались гайдамаки, На Умань уходя, - Будем драть, паны-братья, С китайки портянки.
Чтец 6.
И дед начинает рассказывать про те времена, когда гайдамаки святили ножи, как Умань пылала...
А на утро у Тараса с насоняшничини ружье за плечами, в руках загнута из лозы сабля. Ходит в бурьяне, рубит господам головы с плеч - представляет себя гайдамакой.
Рассказы деда, народные предания и песни стали основным источником романтической героико-исторической поэмы "Гайдамаки", посвященной Колиивщины (1768) - антифеодальному восстанию на Правобережной Украине против польской шляхты.
Восьмилетнего Тараса родители отдали в науку к дьяку. И недолго она продолжалась: после смерти матери, а впоследствии и отца Тарас батрачит в школе, а потом пасет общественное стадо.
Детские впечатления оставили глубокий след в сознании Шевченко и имели огромное влияние на формирование его личности и на все творчество. Уже в детстве он почувствовал на себе, что такое крепостное право, произвол помещиков, издевательство сильного над слабым, голод, сиротство и изнурительный труд. Отрадой детских лет была для Тараса соседская девушка Оксана Коваленко.
Чтец 7. Отрывок из "Маряни-монахини"
Правда, Оксана, чужая черноброва, И ты не вспомнишь того сироту, в серой свитке, бывало счастлив, Как увидит чудо - твою красоту. Кого ты без языка, без слова научила Глазами, душой, сердцем говорить, С кем ты улыбалась, плакала, сокрушалась, Кому ты любила Петруся петь. И ты не вспомнишь, Оксана, Оксана! А я йдосі плачу, и до сих пор сокрушаюсь, Выливаю слезы на мою Мар 'яну На тебя смотрю, за тебя молюсь. Вспомни, Оксана, чужая черноброва, И сестру Марьяну рястом уквітчай, Время на Петруся улыбнись, счастлива, И хоть так, как шутки, былое вспомни.
Чтец 8.
Один из биографических произведений о Тарасе Шевченко роман Оксаны Иваненко "Мария". В нем рассказывается о босоногое детство маленького Тараса. Печальным был тот самый лучший в жизни человека время, отнюдь не безмятежный. И бывает, что и в самый пасмурный день из-за тучки выглянет солнышко, так и Тарасовому жизни появлялись счастливые минуты. Один из таких эпизодов - путешествие малого Тараса с отцом, во время которой произошла важная для будущего поэта встреча.
На могиле сидел высокий худой старик кобзарь. Ветер развевал ему седую чуприну, сухие длинные темные пальцы перебирали струны кобзы, а высохшее тонкое лицо со слепыми глазами было приподнято вверх, к небу. Он сидел здесь один и разговаривал странными певучими словами с небом, с ветром, с солнцем, с степями. Он знал, что никого здесь нет, он не для людей пел, он словно самим сердцем разговаривал, словно пророческое прозрение охватило его, и он, незрячий, видел долины, поля, Днепр, всю Украину. Прошлое вставало перед ним, и он просил правды и свободы грядущем, и слезы катились по желтым, как пергамент, щеке.
Неописуемое чувство охватило Тараса. Он боялся пошевелиться, ему казалось, что даже когда едва рука его дрогнет ли ветер волосы скуйовдить - старый певец услышит.
"Может, они с самим Богом разговаривают", - подумал Тарас и стоял, словно прикипел на месте.
Наконец кобзарь опустил голову на грудь. И снова, тихо пошевелив струны, запел.
Вспорхнула перепелка почти у ног Тараса, зашаруділа серая ящерица, блеснув на солнце хвостом, и Тарас невольно шевельнулся.
Старик повернул голову в его сторону.
- Это не ты, Григорий?- спросил.
- Тарас тихо подошел к нему.
- Это я, Тарас, - сказал тихо. - Здравствуй, дед. - И, пытаясь вложить в этот привет можно больше поштивості и почета, поклонился, как некогда его дед Иван слепому кобзарю на кладбище Мотронинского монастыря. И вдруг испугался: а что, как рассердился кобзарь, прервал его творческие одинокие думы.
-Тарас, - повторил старик. - Чтож ты делаешь, Тарас?
- Я люблю слушать, когда вы поете.
- Как же ты один, мальчик?
- Один... Ой! - вдруг опомнился Тарас. - Наша группа уже двинулась, уже и не видно на пути. Прощайте, дед!
- Беги, мальчик, своим путем. Не бойся. Удачи тебе, судьба!
И он побежал.
Звучит мелодия кобзы.
Сценка 2 (действующие лица: Тарас, Оксана)
Чтец 9.
Стадо ягнят, как белая тучка, что упала на зеленые луга... Пусть себе пасутся! И по небу проплывают ясные легкие облачка. Куда они плывут? Пожалуй, далеко-далеко отсюда... Как когда-то хотелось узнать Тарасу, что за теми столпами, которые землю подпирают, так теперь хочется ему за теми облаками унестись, на мир посмотреть.
Он лежит на возвышенности, забыв про ягнят, забыв про все мытарства и издевательства. Будто в белых чистых рубашках, выглядят дома из густых садов на горе, под горой старый дуб, словно казак вышел погулять. Там тополя гнутся, разговаривая с ветром. Будто вся земля с рощами, садами, благоухающими лугами живет, радуется и улыбается солнцу - и почему-то радуется и улыбается Тарас. Он, как и стебель, тянущийся вверх и радуется каждого луча солнечного, из каждого дуновения летнего ветра.
Облака неслись, неслись, и вдруг одна, большая и темная, закрыла солнце.
Очнулся Тарас от волшебного сна. Что он? Кому он нужен? Чему радовался так с солнца, с неба синего, из домов беленьких? Что в тех домах? Везде там слезы, нищету, проклятия. А разве есть у него хоть такая нищая родная хата? Что его, Тараса, ждет? Так горько ему стало. Опустил голову на колени и заплакал.
Словно ветер прошелестел травой, и чье-то нежное прикосновение он почувствовал на шее. Взглянул. Смотрели смущенно и нежно большие карие глаза, а вокруг розового личика, будто сияние солнечное, светлые кудри из косы выбились.
Оксана: - Почему же плачешь ты? Ох, глупенький ты, Тарас, ишь, как малый плачет. Давай я слезы тебе вытру, - девушка вытерла широким рукавом глаза Тарасу.
Чтец 8. Тарас смотрел неловко. Это же Оксаночка, та кудрявая Оксаночка, с которой играли маленькими. Она выросла, стала еще лучше. Тарас смотрел неловко, но будто солнце засияло снова. Она села около него. Положила руку на плечо.
Оксана: - Не грусти, Тарасику, ведь, говорят, лучше всех ты поешь, лучше всех ты читаешь, еще и, говорят, рисуешь ты. Вот вырастешь и будешь маляром, да?
Тарас: - Да, маляром, - улыбнулся радостно.
Оксана: - И ты розмалюєш, Тарас, наш дом, да?
Тарас: - Да...А все говорят, что я лентяйка и ни на что не способный... - произнес он, но не грустно, а как бы сам удивляясь, что так говорят. При Оксаночке он не мог сокрушаться, и вообще при ней все становилось совсем другим. - Нет, я не лентяйка, я буду-таки маляром!
Оксана: - Конечно, будешь, - убедительно сказала Оксаночка и вдруг засмеялась. - А что ты лодырь, то правда. Смотри, где твои ягнята! Ой бедные ягняточка, что чабан у них такой, - они же хотят попить!
Чтец 8. Схватились за руки и побежали вдвоем к ягнят и, так же держась за руки, весело погнали их к воде.
(По роману А. Иваненко "Тарасу пути".- С.52).
Ведущий 1. Через 20 лет он с болью будет вспоминать свое детство в стихотворении "Мне тринадцатый проходило". Чтец 9. "Мені тринадцятий минало..." Ведущий 2. Тарас батрачит, а выпадет свободная часть - читает и рисует. Впоследствии господин Энгельгардт забирает его к себе в Петербург. Счастливый случай , а, может, и воля Божья, - встреча в Петербурге с художниками Сошенко, Венециановым, Брюлловым, поэтами Гребенкой, Жуковским изменили судьбу Шевченко. Они увидели большие способности юноши и выкупили его из рабства.
Об незабываемые годы Шевченко в Петербурге можно прочитать в книге Леонида Смелянского "молодость Поэта".
Чтец 10. Книга Леонида Смелянского "молодость Поэта" - это не просто художественное произведение. Это - чувственная, эмоциональная рассказ о петербургский период жизненного пути великого Кобзаря. Читаешь - и будто мыслями линеш в то далекое время...
Через три дня, в воскресенье, Брюллов ждал гостей. Лежа на диване в своей красной комнате, он читал вслух Вальтера Скотта, А Мокрицкий ходил по комнате. Время между ними происходил разговор:
- Читаю вот, а сам думаю: что сейчас чувствует наш Тарас, какие мысли у него? Когда бы не случилось с ним чего-нибудь с радости.
- Он признавался мне, - ответил Аполлон, - что с тех пор, как вернулся из больницы, ему стало труднее. Бывает не спит по ночам и засыпает только под утро. Раньше ему было легче сносить свое рабство, но теперь, когда он подышал другим воздухом...
- Мне кажется, с Тараса будет выдающийся художник, может, знаменитый, - говорил он.
Брюллов отложил книгу и задумался.
- Тарас мне нравится. В его характере кроется какое-то бурное страстное начало. ... Его судьба меня волнует. Этот художник - настоящий художник в душе, и я хочу забрать его к себе в ученики.
Пришли Жуковский и Виельгорской. Брюллов положил книгу и встал им навстречу. Почти одновременно в мастерскую вошел Григорьевич.
Никто из них не знал, что Тарас уже несколько часов ходил возле Академии, нерешительно поглядывая на окна дома Брюллова. Он видел, как подъехали коляской Жуковский и Виельгорской, совсем не спеша, занятые разговором, исчезли за дверью академии. Вскоре после них приехал на извозчике Венецианов.
Тарас был уверен, что все эти люди собираются сейчас у Брюллова и что он должен быть там. Но как он осмелится войти сейчас в их круг? Вот если бы выглянул сюда на минуту Аполлон...С ним бы он не колебался... Но должен идти. Не следует, чтобы его ждали. Надо, надо взять себя в руки и победить свою робость. Сейчас, немедленно...
Никто не ведал, сколько мыслей передумала в последние ночи эта большая голова с могучим лбом, какое волнение и муки бередили это, не раз сжатый тяжелым болью, сердце петербургского рабочего.
... И вот наступила минута, когда все почувствовали, что должно произойти главное, для чего они сошлись здесь. И тогда Жуковский достал бумагу и подал Шевченко.
- Поздравляю вас! - тихо проговорил он и пожал Тарасу руку.
И каждый из присутствующих подошел и поздравил его.
- Ну! - воскликнул весело Брюллов. - Дай же я обниму тебя! - И он обнял Тараса и поцеловал в лицо.
- Пусть жизнь твоя на воле будет счастливое и безоблачное. Процветай, Тарас, встречай новую жизнь с раскрытым сердцем и душой, он с приветливой улыбкой идет на встречу тебе.
И какие-то слова благодарности уже готовы были злинути из уст Тарасовых, но он закрыл глаза, вдохнул воздух, шагнул вперед несколько шагов и упал лицом к спинке дивана, рыдая. Все на мгновение застыли на месте. Жуковский платком вытирал глаза. Потом Брюллов подошел к Тарасу, положил ему руку на плечо, обнял.
- Успокойся, Тарас... И не собирайся благодарить нам: искусство существует для добра, ни для зла. А мы его слуги!.. Вот и только.
...Иван Максимович Сошенко работает у мольберта в своей полуподвальной комнатке. ... Держа в одной руке кисть и палитру, он идет к окну и открывает его. И в тот же миг сквозь окно прыгает Тарас. У него взъерошенные волосы и лицо сумасшедшего.
- Соха! Соха! - кричит он изо всех сил своим сильным
голосом. - Вот она! Вот... Смотри!..
Сошенко не успевает ничего понять, как Тарас с разбегу обнимает его, жмет к себе, как сумасшедший, целует и тычет в руки бумагу. Кисть и палитра падают из рук Сошенко на пол.
- И не казися, Тарас!
Но и сам он радуется не меньше своего молодого друга.
А Тарас вдруг оттолкнул от себя Сошенко и, став в позу, начал читать по памяти: "Я, нижеподписавшийся, уволенный от службы гвардии полковник Энгель-гардт, отпустил вечно на волю крепостного моего человека Тараса Григорьевича сына Шевченко, доставшегося мне по наследству..."Ха-ха-ха... На волю! Соха! На волю!
... Будто нарочно он перебрасывает Сошенкові мольберт, прыгает сквозь окно и с грохотом исчезает, как огневая шар молнии.
... Побежал.. Побежал.. Уже далеко!
Удивлены, смотрят вслед ему люди. Перемигиваются друг с другом, словно хотят сказать, что юноша этот не сполна ума. Однако, похоже таки на это...
(Л. Смелянский. Поэта молодость. - С 66-73).
Ведущий 3. 1843-1845 - время первого путешествия Шевченко в Украину. Она длилась около восьми месяцев. Выехав из Петербурга в мае 1843 г., поэт посетил десятки городов и сел Украины ( родную Кирилловку, Киев, Полтавщину, Хортицу, Чигирин и др). Общался с крестьянами, познакомился с многочисленными представителями украинской интеллигенции и образованными помещиками ( в частности, с М. Максимовичем, В. Белозерским, П. Кулеш, В. Забілою, О. Афанасьевым-Чужбинским, братом ссыльного декабриста С. Волконского - М. Рєпніним и его дочерью Варварой Репниной.
Ведущий 1. Взаимоотношения между молодым Шевченко и княжне Варваре Репниной - интересная страница из биографии великого Кобзаря. Об этом рассказывается в повести Владимира Дарди "Его возлюбленная". Положив в основу сюжета известное письмо Репниной до своего швейцарского наставника Эйнара, автор глубоко психологически и волнительно раскрывает весь трагизм отношений между великим поэтом и княжной Варварой - человеком светлой, благородной души. Княжна горячо полюбила бывшего крепостного, но чувство то осталось что неподеленным.
Сценка 3 (действующие лица: Варвара и Тарас)
Ведущий 2. ее целиком заполонил Тарас, и она ничего не хотела знать, и сама себе была неподвластна. И ба, он упорно избегал с ней даже встречи. Почему - не могла понять. То узнал о ее спор с матерью и не желал причинять лишних неприятностей, или, может, для того были какие-то другие причины.
Варвара: нам Следует объясниться, но как это сделать, когда не удается и словом обмолвиться с ним.
Ведущий 2. Чтобы положить конец этому недоразумению, княжна набралась решимости и, выбрав момент, когда в гостиной остались только они с Шевченко, обозвался первой:
Варвара: Тарас Григорьевич!
(Тарас вопросительно вернулся).
Варвара: Почему вы перестали разговаривать со мной? - черные большие глаза смотрели так пристально и пытливо, что он смутился.
Тарас: Не могу... не могу... - ответил тихо, дрожащим голосом. Потом взял себя в руки, приблизился к Варваре. Она стояла, оперевшись на рояль, такая близкая и верная, стройная и тревожная, и Тарас еле сдержался, чтобы не припасть устами - благодарно и страстно - к ее нежной, трепетной руки.
Тарас: Варвара Николаевна, - заговорил он так же тихо и волнительно. - Вы, наверное, и не представляете себе, как потревожила меня печальная повесть вашего сердца... Я и до сих пор не могу прийти в себя, потому еще, кажется, никогда за свою жизнь не испытывал чего-то подобного. Это поэзия. К тому же - страшная поэзия.
Ведущий 2.1 снова Варвара готова была безжалостно корить себя за сомнения и напрасную тревогу. Оказывается, ничего плохого не случилось, а хмурился Шевченко и переживал за нее, потому что был чуткий и честный, и она ничуть не ошибалась, когда безоговорочно верила ему. Видимо, действительно нелегко приходится ему с ней. Ибо не такая простая душа у великих поэтов, у гениальных сыновей своего народа, как это может показаться на первый взгляд.
Варвара: Тарас Григорьевич, - вздохнула она облегченно. - Я не хотела причинять вам боли... Вы и без меня понесли его вдоволь. Поверьте - я хотела вашу боль поделить надвое... Чтобы вы меня поняли... И почему? - ей как будто перехватило дыхание. - Тарас Григорьевич, почему я не могу быть для вас... хотя бы сестрой?..
Ведущий 2. Взгляд Тарасов вспыхнул радостью. Сестрой!.. Вот, пожалуй, и есть тот единственный верный выход, которого так упорно и долго искал он. Но он, Тарас, не мог бы предложить сам, и как хорошо, что на это решилась Варвара.
(Тарас радостно протянул ей руку и сказал растроганно)
Т а р а с : Не судите меня, сестра!..
(По повести Владимира Дарди "Его возлюбленная". - С 105-107).
Ведущий 3. Второе путешествие в Украину 1845-1847 гг. закончилась для Шевченко арестом. Антицарські произведения из отобранного при аресте альбоме "Три лета" стали главным доказательством антигосударственной деятельности Шевченко. "За создание возмутительными и в высшей степени дерзких стихотворений" назначен рядовым в отдельный Оренбургский корпус. На приговоре Николай И дописал: "Под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать". Шевченко поэзии были изъяты из продажи, а самого поэта 8 июня 1847 года привезли в Оренбург, оттуда - в Орскую крепость, где он должен был отбывать службу. О самый тяжелый период в жизни поэта - года ссылки в Орске крепость и на Косарал (1847-1850) рассказывается в историко-биографическом романе Зинаиды Тулуб "В степи бескрайней за Уралом". Предлагаем вашему вниманию страницы из романа.
Чтец 11.
По дороге с лязгом и грохотом мчался тарантас. Пронзительно деренчала на передней оси какая-то гайка. За тарантасом на добрых полверсты висела в воздухе хвостом кометы кудрявая пыль. Лошади бежали ровной, быстрой рысью, устало поводя змиленими боками. Казалось, они вот-вот рухнут, не выдержав этого бешеного гона, а ямщик все подстегивал их жгучим ременным кнутом.
- Видно, большая во мне потребность в Оренбурге, что вы так спешите, - с нескрываемой иронией сказал один из путников.
- Проглотили бы вы лучше свой язык и меньше писали бы разных пасквилей, господин хохлацким пиита, - огрызнулся фельдъегерский прапорщик, сидевший рядом. - Было бы лучше и вам, и мне не пришлось бы забиваться на край света.
Шевченко молча пожал плечами.
Лошади все мчались и мчались. Ременная сбруя однообразно и ритмично подпрыгивала на их спинах. От пыли першило в горле, резало глаза. Все тело ныло от восьмидобового тряски без сна и отдыха, с получасовыми остановками на почтовых станциях, пока переправляли лошади.
Была темная ночь, когда тарантас прогремел от свода Самарской ворот и обессиленные лошади, шатаясь, остановились. Ямщик долго стучал кнутовищем и кулаком в дубовые вікониці, в ворота и двери. Наконец заспанный сторож открыл дверь, и приезжие зашли в канцелярию.
- Где дежурный офицер? - строго спросил фельдъегерь.
- Я арестанта привез. Государственного преступника...
Тарас Григорьевич осмотрелся. Единственное окошко в сенях, зарешеченное, как и в канцелярии, обычными тюремными решетками, едва пропускало тусклый свет луны полной, лениво выползал из-за далекого горизонта. Ряды здесь не было. Он выбрал место под стеной и протянулся на неокрашенных смолистых досках, с минуту пролежал, ни о чем не думая, бессознательно наслаждаясь тишиной, и вдруг нырнул в глубокий сон без снов.
В канцелярии губернской пограничной комиссии невыносимая жара. Яркое красное солнце бьет в окна и так напекло комнату, что пышные белокурые волосы Федора Лазаревского прилипло ко лбу, а пот ручьями стекает по лицу и капает на "Дело", развернутую ним на столе.... Вдруг в канцелярию влетел писарь Галевінський и, бросив на стол пачки свеженапечатанных бланков, взволнованно воскликнул:
- Сегодня ночью привезли Кобзаря!
- Чего вы репетуєте? Я имею "Кобзаря", - сдержанно остановил его Лазаревский. - Вон, смотрите: все бандероли на бланках роздерлися и бланки порозсипалися.
- И не о книге речь. Автора привезли, Шевченко! Того, что написал "Кобзарь", - говорил Галевінський, подбирая рассыпанные бланки. - Я встретил дежурного офицера, которому петербургский фельдъегерь сдал его утром. Утром он в крепости, в пересыльной казарме.
Не может быть! В казарме! Итак, забрали в солдаты? Или в ссылку?! Как декабристов, как Пушкина, Лермонтова, Одоевского, зато, что осмелился людям говорить правду!
На рассвете фельдъегерь Відлер действительно сдал поэта дежурному офицеру, а тот отправил арестованного в коменданта крепости генерала Ліфлянда.
Генерал наскоро пересмотрел "Дело" прибывшего и заинтересованно поднял на него глаза.
Поэт спокойно и разумно смотрел на старого генерала. На вопросы отвечал кратко и корректно, и с таким достоинством, что генералу стало неловко говорить ему "ты", как полагалось по уставу.
Но в приговоре ясно говорилось, что этот синеглазый художник и поэт - человек очень опасна для государства. Это никак не вмещалось в сознании генерала, и он счел за лучшее не входить в эти дела и тоже лаконично и корректно объяснил поэту,... что его будет зачислено до пятого линейного батальона и за несколько дней отправлено по месту службы. Затем генерал распорядился, чтобы Шевченко повели в баню, выдали чистое белье и зачислили на полное снабжение.
... В казарме Тарас Григорьевич лег на нары лицом вниз, подавлен и потрясен поразительным изменением своей внешности. Но не за пышными волосами и не по элегантными бачками тосковал он: в плачевном копійчаному зеркале он увидел отражение своих душевных мук и понял, что не смог скрыть их в себе, прикрыв маской презрения или ложной безразличия. Ему казалось, что он крепко-накрепко запер перед Дубельтом и Орловым все тайники своего внутреннего мира и ни на миг не выказал им, в какую бездну отчаяния они его бросили. Но, значит, они все-таки видели свою победу, радовались и втайне смеялись с него...
... Шевченко закусил губы и отвернулся к стене, но через несколько минут встал и шарахнул кулаком по нарам:
- Хватит! Надо не только научиться держать свои нервы в руках. Надо научиться управлять собственной мимикой, создать себе машкару, чтобы ни глаза, ни линии губ, ни залом бровей не выдавали тайного боли. И я этого добьюсь. Так, добьюсь любой ценой!
(Из раздела II "Приезд в Оренбург". - С.21-28).
Ведущий 1. Несмотря на запрет, Шевченко писал стихи и прятал их за голенищем сапога. Эту книгу называют захалявною.
А думы мои! О, слава злая!
Тебя напрасно я в чужом краю,
Караюсь, мучаюсь... но не каюсь.
Песня "Зоре моя вечірняя" 12 июня 1857 года за полтора месяца до освобождения из ссылки Шевченко начал писать "Ежедневник" "Журнал", как он его чаще называет в записях). Писал его на русском языке почти год, не назначая для печати, а для себя самого. Дневник - бесценный источник сведений о жизни и окружения поэта. О его общественно-политические, философские и художественные взгляды. Это - выдающееся произведение Шевченко-ной мемуарной прозы, чрезвычайно точный автопортрет поэта и человека" (С. Ефремов). В записи от 20 июня 1857 года Шевченко словно подвел итог тяжелым годам своей ссылки: "Все это неисповедимое горе, все роды унижения и поругания прошли, как будто не касаясь меня . Малейшего следа не оставили по себе. Опыт, говорят, есть лучший наш учитель. Но горький опыт прошел мимо меня невидимкой. Мне кажется, что я точно тот же, что был десять лет назад. Ни одна черта в моем внутреннем образе не изменилась. Хорошо ли это? Хорошо".
Петербург(возврат)
Позади все: и муштра, и капрали, Казармы и муки утра идо заката... Только на лице морщины вписали Все, что узнал на своем веку.
Чтец 12.
Д. Павлычко. Поэт не умирает
Маленький дом над Днепром И два тополя вокруг дома - Чего же еще мне просить У своей судьбы, что добром Не забавляла меня никогда? Не надо и дома, злая судьба, Не надо и тихого сада! За те синяки, что я со школы Носил ед пьяного дьяка, За слезы те тяжелые, что ими Я сплакав душу в чужбине, И за надругательство, что мне, как языками огненными, Жгла сердце в тюрьме, И за мои слова немые, Что ты им голос отняла Приказами царя-капрала, И за солдатчину моему Одно только тебя молю: дай Умереть на Украине, Под плотом сгинуть во рву, Но на родной на траве, Под родные песни соловьиные... Так он дума по пути В свою кімнаточку убогую. За ним смотрели из-за угла Шпионские глаза. В темноте, И днем ясный, и в ночи белые - В них он всегда на прицеле. И он уже не выйдет из дома - Кончается его полет. Зря, кате, край ворот На него ждешь, чтобы потом Пойти на ним, как тень, вслед. На другую сторону Невы беги И скажи императору, Что не получается, что заболел (Пусть радуется глупый сатрап). - Умрет... Всміхнуться глаза злые И вновь застынут в отупінні. Умрет, чтобы жить на Украине, Чтобы вечно жить на земле!
Звучит "Завещание".
Литература
1. Васильченко С. В сорняках. - К.: Веселка, 1978. 2.Дарда В. Его возлюбленная. - К.: Сов. писатель, 1964.
3. Иваненко О. Тарасу пути. - К.: Радуга, 1989.
4. Смилянский Л. Поэта молодость. - К.: Сов. писатель, 1960.
5. Туловище 3. В степи бескрайней за Уралом. - К.: Днепр, 1984.
6. Шевченко в художественной литературе. - К.: Рад. школа, 1964.
Мы тебя не забудем, Тарас!
|
|