Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Размышления над "Екатериной" Тараса Шевченко: любили ли родители свою дочь?



О. Пилипенко
Киев



Изучение поэмы Тараса Шевченко "Катерина" в средней школе - процесс довольно специфический. Здесь следует учитывать прежде всего возраст читателей - ведь подросток чаще, чем в младшем возрасте, чувствует себя глубоко одиноким, покинутым всеми в этом мире; его, кажется, не понимает никто, даже самые близкие люди; первое, школьная любовь, обычно остается без ответа, и болезненные раны в юной душе еще долго не загоюватимуться. И поэтому фигура Екатерины из одноименной поэмы Тараса Шевченко - это именно та фигура, в которой юный читатель легко узнает себя. Мир, который вдруг стал для героини одной сплошной трагедией - после того, как ее обманул мужчина, которому она отдала и тело и душу - это мир, чрезвычайно близкий для старшеклассников. Две проблемы - проблема любви и несправедливости - становятся самыми острыми в мировосприятии ребенка двенадцати-семнадцати лет. В старшем школьном возрасте мир вообще воспринимается болезненно, любая несправедливость вызывает гнев в адрес обидчика и настоящее, над-эмоциональное сочувствие к его беззащитной жертвы. Поэтому восьми-, девяти-, даже шестиклассников, как правило, настолько затрагивает конфликт литературного произведения, что они не могут равнодушно говорить о трагической судьбе Екатерины. И выводы, которые делают при этом школьники для себя, обычно категоричны и безапелляционны. Всех героев ученик может поделить на положительных и отрицательных, а затем в реальной жизни ассоциировать, например, мужчин с "бессердечными животными", которые всегда получают все, что хотят, тогда как женщины - только их молчаливые рабыни. Или посчитает родителей злейшими врагами ребенка, которая только начала свой самостоятельный жизненный путь. Такие выводы, учитывая исключительную силу Его образов и максималістське их трактовки читателями, могут надолго укорениться в их сознании.

А следовательно, очень важно вовремя помочь юным читателям с мудростью подойти к проблеме, поднятой Тарасом Шевченко в поэме. Несмотря на то, что центральным персонажем произведения является, конечно, Екатерина, необходимо так направить воображение учеников, чтобы они поставили себя на место каждого из героев. А особенно в той сцене, где отец и мать со слезами на глазах выгоняют Екатерину и малого Ваню из дома:

Сидит отец конец стола,

На руки склонился;

Не смотрит на мир божий:

Тяжело приуныл.

Круг его старая мать

Сидит на скамейке,

За слезами еле-еле

Произносит дону:



"Свадьба, доченька моя ?

А где же твоя пара ?

Где свидетели с друженьками,

Старосты, бояре?

В Московщине, доченька моя!

Иди же их искать,

И не говори добрым людям,

Что есть у тебя мать.

Проклятый время-годинонька.

Что ты родилась!

Если бы знала, до восхода солнца

Была бы утопила...

Сдалась тогда бы ты гадині,

Теперь - москалю...

Доченька моя, доченька моя,

Цветет мой розовый!

Как ягодку, как птичку,

Любила, растила

На горе... Доченька моя,

Что ты наделала?..

Оддячила!.. Иди же, ищи

В Москве свекрови.

Не слушала моих вещей,

То ее послушай.

Иди, доченька, найди ее,

Найди, поздоровайся,

Будь счастлива в чужих людях,

К нам не возвращайся!

Не возвращайся, дитя мое,

С дальнего края...

А кто ж мою головушку

Без тебя спрячет?

Кто заплачет надо мною,

Как родной ребенок ?

Кто посадит на могиле

Красную калину?

Кто без тебя грешную душу

Поминать будет?

Доченька моя, доченька моя,

Дитя мое дорогое!

Иди от нас..."

Еле-еле

Благословила:

"Бог с тобой!" - и, как мертвая,

На дил повалилась...

Отозвался старик-отец:

"Чего ждешь, милая?"

Зарыдала Екатерина

И бух ему в ноги:

"Прости мне, мой батюшка,

Что я наделала!

Прости мне, мой голубчик,

Мой сокол милый!"

"Пусть тебя бог прощает

И добрые люди;

Молись богу и иди себе -

Мне легче будет" [с. 33-34]1

Современный читатель, конечно, не может не возмутиться, что даже родные родители фактически выбросили свою дочь и внука на улицу да еще и прокляли. Ведь это - отец и мать, ближайшие люди, которые, казалось бы, обязаны поддержать единственную дочь и в радости, и в беде. К тому же они стали дедушкой и бабушкой, а это большой подарок Небес. Екатерина сделала единственную, но роковую ошибку в своей жизни, она не видела выхода, ее прилюдно позорили, ей покрыли голову, соседи сплетничали, будто она отдается каждому москалю, который заворачивает до их села, хотя Екатерина за всю свою жизнь знала только одного мужчину, который и погубил ее. Но разве мы любим своих детей лишь тогда, когда они могут нас чем-то порадовать? Разве не должны мы прощать им даже самые тяжкие вины и давать шанс снова ожить, реабилитироваться? И они могли бы, как велит Иисус Христос, поднять "заблудшую овцу", которая "упала в яму" (Мф. 12:11). В конце концов, настоящая трагедия для Екатерины началась тогда, когда она осталась на улице одна, с ребенком на руках, не имея где приклонить головы. А кто привел к этому? Родные родители.

Что заставило отца и мать поступить так? На первый взгляд кажется: они просто боялись осуждения людей. В связи с этим получает распространение такая трактовка, якобы Тарас Шевченко в образах бесчеловечных родителей разоблачает целую социальную проблему под названием "что скажут люди на селе". Доказательством этого является безапелляционный упрек матери в адрес Екатерины:

И не говори добрым людям,

Что есть у тебя мать [с. 33].

Но на самом деле отец и мать героини - не бездушные существа, что для них мнение соседей важнее, чем судьба ребенка, которого мать "как ягодку, как птичку любила, растила", и судьба младенца, который даже и не виноват в том, что родился безотцовщиной. Родителям, а особенно матери, не так легко решиться на этот крок. их жесты, мимика, даже реплики передают нам их невероятное отчаяние. Тарас Шевченко показывает нам не схематично-типовые, а до боли живые и настоящие портреты отца и матери перед последним разговором с Екатериной:

Сидит отец конец стола,

На руки склонился;

Не смотрит на мир Божий:

Тяжело приуныл.

Круг его старая мать

Сидит на скамейке,

За слезами еле-еле

Произносит дону <...> [с. 33]

Здесь мы видим портрет отца, который "на руки склонился": эта поза свидетельствует об окончательной утрате сил, депрессию. Он якобы находится вне окружающим миром. Ведь для мужчины нет ничего более тяжелого, чем признать собственную беспомощность. А эта беспомощность очевидна, ибо не по его инициативе, а по материнской, выгоняют Екатерину. Отец молчит, потому что ему даже сказать нечего. Все и так понятно: он не справился с родительской ролью, которая в патриархальной семьи является главной, решающей. Отец полностью покорен воле матери, ждет, что же скажет она, потому что его мужская и отцовская достоинство полностью уничтожены. По терминологии К. Юнга, отец становится в этой ситуации інтровертом2, то есть человеком, который в критической ситуации углубляется в себя (поэтому и "не смотрит на мир Божий"); по американским психологом Дж. Греем, отец Екатерины, как любой представитель мужского пола, "прячется в пещеру"3, с которой он выглянет лишь тогда, когда мать скажет свое последнее слово. Но он не даст эмоциям взять над ним верх: когда Екатерина падает перед отцом на колени, он холодно отвечает ей:

"Пусть тебя бог прощает

И добрые люди;

Молись богу и иди себе -

Мне легче будет" [с. 34]

В поведении матери мы видим явную истерику. Она то ехидно насмехается над дочери:

"Свадьба, доченька моя?

А где же твоя пара?

Где свидетели с друженьками,

Старосты, бояре?" -

- то проклинает Екатерину:

"Проклятое время-годинонька,

Что ты родилась!

Если бы знала, до восхода солнца

Была бы утопила...

Сдалась тогда бы ты гадині,

Теперь - москалю..." - [с. 33]

- то плачет, и в его словах мы слышим любовь и ласку:

"Доченька моя, доченька моя,

Цветет мой розовый!

Как ягодку, как птичку,

Любила, растила

На горе... Доченька моя,

Что ты наделала?.." [с. 33] -

- то высказывает абсолютное равнодушие к по

дальнейшей судьбе дочери и внука:

"...Иди же, ищи

В Москве свекрови.

Не слушала моих вещей,

То ее послушай.

Иди, доченька, найди ее,

Найди, поздоровайся,

Будь счастлива в чужих людях,

К нам не возвращайся!

Не возвращайся, дитя мое,

С дальнего края..." [с. 33]

- то вдруг вспоминает о своей неизбежной смерти, и при этом выдает уж слишком потребительское отношение к детям вообще - будто они только для того и родились на свет, чтобы прятать старых родителей:

"А кто ж мою головушку

Без тебя спрячет?

Кто заплачет надо мною,

Как родной ребенок?

Кто посадит на могиле

Красную калину?

Кто без тебя грешную душу

Поминать будет?" [с. 33]

Кульминационный момент - когда два совершенно противоположных чувства матери к ребенку ударяются друг о друга, словно два автомобиля мчатся навстречу друг другу на огромной скорости:

Доченька моя, доченька моя,

Дитя мое дорогое!

Иди от нас... [с. 33]

Мать - типичный екстраверт4, а по Дж. Греем - типичный представитель женской половины человечества, ведь женщины в критический момент не прячутся, а, наоборот, выходят на люди, чтобы обсудить проблему5 ее поведение продиктовано выходом одновременно всех эмоций назовні. ее душа кричит о беспомощности ее как матери, которая своей безграничной любовью не сумела уберечь ребенка от падения; она не может понять, почему все ее усилия оказались напрасными. Когда же мать из последних сил "благословляет" Екатерину, мы видим, что после этого истеричного монолога ее энергию исчерпан:

Еле-еле

Благословила: .

"Бог с тобой!" - и, как мертвая,

На дил повалилась... [с. 33]

Родители в отчаянии: единственная дочь, которая должна была бы достаться достойному мужчине, стала матерью-одиночкой, посмешищем для всех. Конечно, они хотели для нее счастья. Но совпадало их представление о счастье с Катерининим? Трудно сказать, ведь она "полюбила москалика, как знало сердечко". Эта ее неспособность (а и нежелание) снять розовые очки и трезво оценить реальность привела к таким последствиям. Родители понимали, что здесь есть и их вина, ведь они не уберегли дочь. На это можно возразить: но ведь "не слушала Екатерина ни отца, ни матери". Это правда, однако "отец и мать" вряд ли воспитали у девушки мировоззрение, тождественный их. Они могли разве что навязать ей свое видение идеального любви:

"Свадьба, доченька моя?

А где же твоя пара ?

Где свидетели с друженьками,

Старосты, бояре?" [с. 33]

Екатерина, может, и не сомневалась, что так должно быть. Но она не пришла к этому сама: то, что женихання непременно должно закончиться женитьбой - это был стереотип, продиктованный родителями. Иначе девушка отказала бы москалю в недостойных отношениях, сославшись на то, что она хочет сохранить себя до свадьбы. У нее не было собственного мнения, а давление со стороны родителей (как представителей старшего, "отсталого" поколения) вызвало лишь сопротивление. Вместо стержня, который не позволяет женщине отдаться мужчине только на том основании, что он говорил (читай: врал) ей о своей любви, у Екатерины было тотальное ослепление: она ничего не видела и не слышала вокруг себя, кроме своего милого:

Зовет мать ужинать,

А дочь не слышит;

Где шутит с москаликом,

Там и заночует [с. 30].

Но если поведение Екатерины объяснить и предсказать легко, то откуда взялось это агрессивное отчуждение родителей? Почему они сняли с себя ответственность за судьбу ребенка именно тогда, когда они были ей больше всего нужны?

На этот вопрос легче найти ответ, если понять, почему "испорченную" девушку, покритку, издавна считают такой, что не принадлежит к обществу и подлежит уничтожению. Здесь можно провести параллель и с Мойсеевим "законом о девстве", что велит родителям убивать камнями девушку, которая потеряла девственность до женитьбы (Повтор. Закона 22:20-21), и с древними, языческими традициями (в некоторых государствах эти законы сохранились и доныне), которые заставляли даже родных родителей издеваться над дочери, которая в первую брачную ночь оказывалась "нечестной". Все это до определенной степени справедливо, но не исчерпывает сути трагедии. Трагедия здесь есть, по терминологии К. Юнга, архетиповою6 - то есть берет начало с тех далеких времен, когда ни Екатерины, ни ее родителей, ни автора поэмы не было на свете. И гений Тараса Шевченко как раз в том, что он сумел воссоздать этот извечный боль своих далеких предков.

Почему же родителям Екатерины так необходимо было, чтобы дочь покинула их дом и больше никогда не возвращалась, чтобы она умерла для них? Это изгнание было нужно для того, чтобы на Екатерине прекратилось существование проклятого рода. Ведь род становился проклятым после того, как был лишен чистоты. Екатерина вследствие нарушения извечных семейных традиций лишила свой род чистоты и славы. Поэтому, когда мать говорит:

Как ягодку, как птичку,

Любила, растила

На горе... Доченька моя,

Что ты наделала?..

Оддячила!..

- и далее:

И не говори добрым людям,

Что есть у тебя мать.

- она провозглашает, что Екатерина не погубила себя - она поубавила долгие усилия родителей сохранить целостность, идентичность их рода, у которого всегда все было "так как надо". Фактически Екатерина разрушает то, что строилось на протяжении многих поколений - чистоту крови, - ведь, начав ребенка от заезжего москаля, она внесла в свой род чужеродные, не свойственные ей качества. Но какие качества! - бесстыдство, легкомыслие и бесчувственность отца-москаля.

Учитывая возраст учащихся, тематика отношений между мужчиной и женщиной, а особенно секса, в большой степени их заинтересует. В связи с этим стоит вспомнить, что патриархальное общество не отбрасывало назад секс до брака, что этого не одобряла церковь. Понятие целомудрия связано не с религией, а с необходимостью сохранить свой род чистым, без посторонних примесей. Во время первого полового акта формируется, по древним представлениям, единая кровеносная система, которой от мужского организма к женскому передается информация о его род, передается энергия, необходимая для рождения ребенка. Таким образом, человек, который лишил девушку девственности, делает ее носителем своего собственного образа. Независимо от того, забеременеет при этом женщина или нет, эта информация хранится в ее теле до первого зачатия - даже если оно наступит через много лет и биологическим отцом ребенка будет уже другой чоловік.7

Читателям следует четко осознать, какую генетику принес москаль маленьком Івасеві и, соответственно, образ стала нести Екатерина после того, как отдалась предателю. Прочитав внимательно несколько строк, где москали покрывают косу Екатерины, где Иван насмехается над ней, когда она его догоняет, где через несколько лет "узнал отец своего сына, и не хочет принять", ученики поймут, что ту нравственную чистоту, носителем которой выступала семья Екатерины, после полового акта с москалем было потеряно. Таким образом, Екатерина по собственному желанию уничтожила все, что выделяло ее род среди других, приобретя взамен за рождения ребенка всех негативных признаков рода москаля.

Признаки чужого рода, которые воплотились в Екатерине и ее сыну Івасеві, были неприемлемыми для ее семьи, так как для человеческого организма неприемлемо инородное тело, или как злокачественное (раковые) образования. Организм, как правило, отторгает это инородное тело (или опухоль), или же его удаляют хирургическим способом, в противном случае оно угрожает жизни. Поэтому человек не может оставить в теле инородный или злокачественный элемент, как бы ей не тяжело было с ним расставаться (хотя она вряд ли очень хочет, чтобы этот предмет или злокачественное образование оставалось там). Испорченный член рода-тела составляет для этого рода такую же опасность, как опухоль для тела отдельного человека. Удаление его сохранит жизнь рода, как больному операция.

Однако не означает ли это, что родители Екатерины беспокоятся только о своем роде и готовы пожертвовать ради него собственным ребенком? Неужели законы (пусть даже и священные) для этих людей значат больше, чем обычная, естественная родительская любовь? На этот вопрос невозможно ответить однозначно, да этого и не стоит делать. Отец и мать, изгоняя Екатерину, борются с самими собой: им, викохали, выпестовали единственное дитя, очень хочется разрушить эти законы, защитить Катерину от обиды (уже даже имя, которое дали они ей, означает на греческом языке "чистый" и призвано защитить ее от всякой грязи). Существование их рода в опасности, но в опасности и жизнь дочери. Дилемма - "предки - ребенок", "инстинкт сохранения чистоты крови - родительский инстинкт" - перед ними стоит настолько остро, что отец, как видим, не может выйти из молчаливого шока, а мать бьется в истерике. Они оба зашли в тупик - им надо спасти себя, но изгнание дочери их уже не спасет, и поэтому они не находят более мудрого решения, чем избавиться от Екатерины, чтобы этой "опухоли" не видеть перед собой.

Есть еще одна причина, почему родители не желают оставить Екатерину дома: они осознают, что общество - община, которую тоже можно символически обозначить как тело - так же будет пытаться избавиться от "чужеродного элемента", то есть покрытки с ее байстрям, - только их действия уже будут более жестокими. Когда отец говорит:

"Пусть тебя бог прощает

И добрые люди <...>" [с. 34]

- читатель видит, что родительское прощение (принятие ее "малым телом" - семьей) не спасет Екатерину от неизбежного наступления на нее "большого тела" - сельской общины. Поэтому изгнание для нее - лучший приговор, чем остаться здесь, где ее все равно морально уничтожат.

Итак, любили ли родители свою дочь? Ответ: да. Но смогли ли они своей любовью сделать ее счастливой? Не смогли. Почему? В критический момент дилемму "закон-любовь" было решено неправильно. Но было бы стопроцентно правильным поступить с ребенком по-отечески? Тоже нет: после встречи с москалем предполагаемую гармонию в Катеринином жизни было разрушено.

Задача учителя - предостеречь учеников от агрессии к Катерининих родителей, помочь разобраться в мотивации их поступка. Не будет лишним также обратить внимание на то, что это изгнание - символ того, что каждый ребенок, который опозорит свой род, станет для него чужим человеком. Для того, чтобы этого не произошло, ученики должны шаг за шагом воспитывать в себе нравственную чистоту и чувство собственного достоинства. И быть осмотрительными в своих поступках, чтобы делать меньше непоправимых ошибок. Собственно, научить в литературном произведении видеть предостережение для себя - это и есть одна из главных задач школьного курса украинской литературы.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

1 Шевченко Т. Екатерина // Текст цитируется по изданию: Шевченко Т. Кобзарь. К., "Радуга". - 1998 г.. (номера страниц даются в квадратных скобках).

2 Юнг К. Психологические типы (Лекция). - СПб., М., 1995.-С. 608-624.

3 Грэй Дж. Мужчины с Марса, женщины с Венеры. Пер. С англ. - К., София-пресс, 2007 - С. 45-57.

4 Юнг К. Психологические типы (Лекция). - СПб., М., 1995.- С. 608-624

5 Грэй Дж. Мужчины с Марса, женщины с Венеры. Пер. с англ. - К., 2007.- С. 47

6 Юнг К. Г. Архетипы коллективного бессознательного // Психология бессознательного. - М., 1996. - С. 105.

7 О явлении телегонїї, или влияния первого мужчины, читайте на страницах сайта Партии "СОЛНЦЕ": христианское видение: Протоирей Николай Головкин. Телегония, или наука о необходимости сохранения девственности // http://solnce.org/index/0-105; в языческом трактовке: Законы Рита. Небесные законы о чистоте Рода и Крови // http://solnce.org/index/0-106