Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Изучаем стихотворение Тараса Шевченко «Садок вишневый коло хаты»



О. Данілеско,

учитель украинской литературы Одесская обл.



Цель: помочь ученикам осознать идейно-художественную ценность поэзии Т. Г. Шевченко, развивать навыки воспроизведения настроений пейзажных стихотворений; воспитывать чувство эстетического наслаждения от произведения искусства.

Оборудование: учебник, "Кобзарь" Шевченко, портрет художника, переносная доска, ученические иллюстрации к поэзии, картина местного художника, распечатка репродукции картины Т. Г. Шевченко "Крестьянская семья", выставка книг Шевченко и о Шевченко, фрагмент документального фильма о праздновании дня рождения поэта, фонограмма мелодии украинской народной песни " Ніч яка місячна".

Ход урока

И. Организационный момент

Учитель знакомит учащихся с гостями, которые присутствуют на уроке.

Ученик (приветствие гостям).

Гостям всегда рады уважаемым,

Побудьте с нами на уроке.

Учиться хотим мы действительно.

Спрашивайте нас на каждом шагу.

И когда лень нам мешает,

Помогите ее прогнать,

Придумайте нам что-то интересное -

Поэтому нечего на уроке спать!



Учитель. Для того, чтобы ваши язычки сегодня на уроке хорошо работали, проведем речевую разминку.

ВОРОНА ПРОВОРОНИЛА ВОРОНЕНОК (быстро трижды)

II. Сообщение темы и цели урока

Эпиграф урока: На Украине должно иметь силу только украинское слово.

В. Винниченко



Учитель. На примере поэзии Т. Г. Шевченко "Садок вишневый коло хаты" мы почувствуем силу украинского слова в изображении природы родного края и гармонии семейных отношений.

Мы слышим тебя, Кобзарю, сквозь века,

И голос твой нам души окриля.

Встает в новой красе, забыв лихолетья,

Твоя, Тарас, освобождена земля!

А девизом нашего урока будут слова:

Музыка - могучий источник мысли.



(Эпиграф и девиз урока записаны на ватмане.)



III. Актуализация опорных знаний

Мозговой штурм.

- Чем является для украинской литературы творчество Шевченко?

(Необычайным явлением.)

- Где и когда родился поэт?

(9 марта 1814 г. в селе Моринцы на Черкасщине.)

- Сколько братьев и сестер имел Тарас Григорьевич?

(Два брата: Никита и Иосиф. Три сестры: Катя, Ирина, Мария.)

- У кого сначала учился наш поэт?

(У школьного дьяка-пьяницы.)

Потом?

(У маляра, но Тараса приставили казачком к господину)

- Сколько было лет Шевченко, когда его выкупили из крепостничества?

(24 года)

- Как называлась первая сборка художника?

(«Кобзарь»)

Назвать последнюю книгу из прижизненных изданий поэта.

("Букварь південноруський".)

- Когда умер Шевченко и где его похоронили?

(10 марта 1861 года, похоронили на Смоленском кладбище в Петербурге, в мае переза хоронено на Чернечей горе возле Канева.)



IV. Проверка домашнего задания

а) Чтение наизусть стихотворения " За солнцем облачко плывет".

б) Обзор ученических иллюстраций.

V. Восприятие и усвоение учебного материала

Учитель. Дети, сегодня на уроке мы попадем в музыкальной разноцветной страны поэзии Т. Г. Шевченко. Сейчас мы посмотрим фрагмент документального фильма, посвященного жизни и творчеству великого украинского художника.

(Просмотр фрагментов фильма.)

Беседа

- Что нового вы узнали о поэте?

- Что из увиденного вам запомнилось?

- Что свидетельствует о таланте Т. Г. Шевченко?

Учитель. Перед вами иллюстрация - картина нашего учителя изобразительного искусства к поэзии Тараса Шевченко "Садок вишневый коло хаты". Чтобы проследить ее сходство с поэзией, мы выразительно прочитаем стихотворение.

(Учитель под фонограмму "Ніч яка місячна" читает стихотворение.)

Действительно, волшебная поэзия, которая отражает не только красоту украинской природы, но и гармонию семейных отношений.

- Похож ли рисунок с поэзией?

- Что недомалював художник?

(Учащиеся отвечают.)

Чтобы лучше проникнуться этой поэзией, прочитайте ее, пожалуйста, вслух. Читая стихотворение в сопровождении мелодии, вы ощутите взаимосвязь между поэзией и девизом нашего урока, ведь музыка - могучий источник мысли.

(Ученики читают стихотворение под фонограмму.)

Беседа.

- Какое время года описано в произведении? Почему?

- Какая ваша любимая пора года? Где вам лучше, свободнее дышится: на природе, дома или в гостях?

- Как поэт описывает семью? Часто ли вы ужинаете всей семьей? Когда это бывает?

- Почему дочь подает ужинать? (Помогает уставшим родителям.)

- Как вы понимаете строки "А мать хочет научати, и соловей не дает"?

Учитель. Тарас Шевченко был великолепным знатоком народного быта, о чем свидетельствуют его стихи и картины, в частности "Крестьянская семья". На полотне видим уголок двор и старый дом под соломенной кровлей. Здесь в конце долгого летнего дня собралась крестьянская семья. Малыш, видимо, разбил горшка. Первым движением отца было наказать сына за ущерб. Ласковым жестом мать вступилась за малого. Успокоенный ею отец в одну руку берет трубку, а второй тянется к сыну, чтобы его приласкать. Под ногами у людей крутится любопытный до всего дворовый пес. Неподалеку на завалинке сидит и греется в лучах заходящего солнца седой дедушка. Он углублен в свои мысли и не прислушивается к тому, что происходит на дворе. Картина "Крестьянская семья" находится в Государственном музее Т. Г. Шевченко.

Беседа по картине.

Настроение этого полотна?

- Что общего в картине и поэзии?

- Чем отличается поэзия от картины?

Словарная работа

Понятие о эпитет. Запись термина в словарики. Работа со статьей учебника об эпитетах.

Учитель. Найдите эпитеты в поэзии Т. Шевченко "Садок вишневый коло хаты", запишите их в тетради.

Вопросы к ученикам.

- Есть ли в стихотворении элементы юмора? Докажите это.

("А мать хочет научати, и соловей не дает". Мама подчиняется всевластному красоте соловьиного пения, тихого вечера. ей не хочется суровыми словами развеять чары весенней ночи.)

Игра "Мажор-минор".

(Ученики читают строки радости, подъема и сумму, усталости.)

Мажорное настроение создают такие строки:

Садок вишневый коло хаты,

Хрущи над вишнями гудят.

Поют идя девушки,

А матери ужинать ждут.

Семья ужин возле хаты,

Вечерняя зоренька встает.

Положила иметь возле дома,

Маленьких детишек своих;

Сама уснула круг их.

Учитель. Так пусть и в вашей жизни будет больше мажора, не останется места для драм, а в душе загорается огонек гармоничной красоты.

Итог урока.

Учитель. Подвести итог урока нам поможет метод "Ассоциативная цветок".

(На бумажных лепестках дети пишут, какое впечатление произвела на них поэзия Т. Г. Шевченко "Садок вишневый коло хаты". Лепестки прикрепляются на доске, вместо серединки такого цветка записана название стихотворения. Учитель кратко сообщает о детские ассоциации.)

Обращаю ваше внимание на выставку книг. Здесь есть произведения Т. Г. Шевченко и интересные книги о поэте. Читайте, интересуйтесь, учитесь.

VI. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.