Восторженные глубиной содержания, художественной красотой прозе О.кобылянской, и первые читатели ее книг, и исследователи, на протяжении столетия изучают ее творчество, давали и дают ей самые высокие оценки. Писательницу называли пышной розой в саду украинской литературы, горной орлицею, истинным талантом, красотой карпатской, борцом за раскрепощение женщины. Каждое из этих поэтических определений характеризует определенную грань ее прозы. Кобылянская действительно, после Ю.Федьковича, второй раз открыла миру Буковину, оставшись в сознании поколений ясной, сияющей царевной этого великолепного края украинской земли.
Склонность к литературному труду оказался в Кобылянской очень рано. Ранимая душа девушки стремилась проявить себя в дневнике, передать размышления о жизни в рассказах, которые изначально писались на немецком языке. А дальше начали появляться и украинские произведения, где в полный голос зазвучала тема женской эмансипации. Повести привлекли внимание не только новизной темы, но и психологизмом в ее раскрытии, "правдивыми взрывами чувств" (О.Маковей).
С 90-х гг. и до конца жизни Кобылянская как художник интенсивно исследовала проблемы интеллигенции и народа, становления и развития духовной личности. Она стремилась постичь сущность бытия человека - свободной, одухотворенной счастливой возможностью творчески работать.
Зато знаменитая повесть "Земля", посвященная художественному исследованию крестьянской души, по выражению и. Франко, "сохранять длительное значение еще и как документ способа мышления нашего народа во время нынешнего тяжелого лихолетья". Сам процесс мышления украинского земледельца представлен в произведении в триедином измерении - социальном, национальном и психологическом.
Кобылянская называла свои произведения каплями собственной крови. Они возникали из личных чувств и переживаний. Ее творчество, наснажена любовью и добром, продолжает и сегодня не только волновать, но и обучать, воспитывать каждого из нас.
|
|