Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ПАВЕЛ ТЫЧИНА
П.тычина как детский писатель (литературные произведения: "Я у гай ходила", "Хор лесных колокольчиков", "Рощи шумят")



 

Ах, сколько радости,

когда ты любишь землю,

когда ищешь гармонии в жизни!
Павел Тычина

 

Его дебют напоминает собой неожиданную вспышку солнца. Как мастерски Тычина рисует перед нами истинную картину жизни украинского. Кажется, перед нами - богатырь Гераклової статуи и прометеївських страстей, богоборець и громовержец в слове...

А был он прост и необычен. Скромный и деликатный в обращении с людьми. Почти незаметный на улице или в президиуме торжественного заседания. Всегда внимательный к чужому мнению - то говорит он с школьниками, то с министром.

И наибольшую славу снискал он как поэт... О нем можно сказать и нежный лирик. И это правда. О нем можно сказать: поэт с громовым голосом, один из крупнейших поэтов II века. Поэзия Павла Тичинин - несмотря на всю ее разнообразие, несмотря на всю популярность, даже иногда взаимо исключительность отдельных ее мотивов, - явление чрезвычайно целостное. Она не только кажется. А и является выражением сжатого в мощную пружину человеческого духа.

Его перу принадлежит сборник "Солнечные кларнеты" (1918). Мощные эмоциональные всплески радости, юношеского надежды, тревоги, ожидания. Которыми переполнена эта книга, словно извещали о рождении новой поэзии революционного мира. Сборник "Солнечные кларнеты" своими образами и поэтикой родственная с творчеством м. Коцюбинского, с. васильченко и других предшественников Тычины.

В этот сборник вошли такие детские произведения, как: "Хор лесных колокольчиков", "Рощи шумят", "А я у гай ходила, которые наделены мелодичностью, состраданию, использованной поэтикой и фольклорикою и которыми автор стремится воспитать, привить детям любовь к природе.

Верь "Хор лесных колокольчиков" вошел в детский круг чтения. Он своеобразный и по содержанию, и по образностью, и по построению. Изучая его необходимо создать в воображении детей волшебную картину жизни леса в яркий, солнечный и теплый день и все после того учитель зачитывает стихотворение, обогатив образами этой поэзии созданы только в воображении учащихся картины живописной природы. Стихотворение "Хор лесных колокольчиков" отличается прежде всего своей мелодичностью, музыкальностью, построением. Каждая строка передает большую любовь поэта к природе, его восхищение ею.

Дружеские синеглазые лесные колокольчики поют прекрасную и радостную песню весны. Так кажется поэту. Напряженно вслушивается в голоса растительного царства леса. О чем же поют эти нежные языков из цветной паутины сотканные, цветы? Они славят, звоном встречая, новый день, они любят солнце, светлую тень, роскошные сны в уютном рощи. Трогательно и нежно обращаются они в своей песне тучи, которые гонит легкий ветерок, прося: "Окропите, нас нашелестіте..." А когда прилинуть облака. По золотому полю ляжет тень и капли вожделенного освежающего дожу вмиють и колокольчики, и рожь. А рожь, почувствовав приятную влажную прохладу (так родит щедрее), улыбнется.

Внимательный и наблюдательный, Тычина умеет точно передать те или иные особенности предметов, явлений. Привлекает внимание выражение "светлая" тень". Ведь в яркий, солнечный день тень действительно кажется светлой. "Потому просьба "окропите, нас нашелестіте", с которым обращаются лесные колокольчики до облаков. Действительно, капли дождя в лесу. Если прислушаться, мягко шелестят, касаясь листочков деревьев, цветов, травы.

Общем тоновые поэзии вполне соответствуют эпитеты, которые усиливают воздействие произведения на наши почутя. Да, сны - роскошные, рощи - уютные, день - ясный, поле - золотое. Повторяющимися словами день-день, тень-тень передано многоголосое звон лесных колокольчиков - веселое, игривое.

В отдельных стихах "Солнечных кларнетов" поэт достиг полной гармонии в изображении чувств и природы. Показательным в этом отношении является верь "Рощи шумят". Привлекают внимание оригинальные средства стихотворения, с помощью которых молодой поэт рисует пейзажные картины. Строки

Ген неба край -

Как золото.

Как золото - поколото...

раскрывают перед нашим воображением целую картину: на горизонте - брали облаков, в лучах горячего солнца кажутся золотыми, а под ними - в том же золоте - "Горит - дрожит река". В высокохудожественных образах поэзии отражаются взволнованные удары сердца художника, лирическую творчество которого удачно названо музыкальной.

Правда, наряду с такими, которые воспринимаются легко, в стихотворении Гай шумят..." встречаются и более сложные образы. Чувствуется: воображение поэта опережала мнению; не всегда успевал поэт передать словами то, что рисовало его сознание, творил его внутренний мир. Именно поэтому некоторые образы воплощают не мысли и чувства в их конкретном завершении, а отрывки мыслей, объединяют порой разнородные или непосредственно не связаны между собой понятия или объекты. Отрывочная речь - свидетельствует взволнованности художника.

Прислушавшись к голосам природы, поэт слышит звон. Далекие отголоски звуков колокола не порождают у художника желание узнать об их источниках. Важно, что эти звуки, переливаясь над нивами оплодотворяют его чувства. Мелодия звона захватывает. Завораживает, окутывает, окружает поэта со всех сторон. И писатель в этом достает творческое вдохновение и наслаждение.

Мозаика отрывочных мыслей, напластования художественных деталей, передать которые едва успевало перо, синтезированные в пироге, не легкий для понимания образ, грани которого плотно притикаються к граням других образов этой замечательной поэзии. В ней прослеживается сохранение "Важнейшей признаки напевности - симметрию ритмико-синтаксического строения стиха". Что можно увидеть и в другой поэзии п. тычины. "А я у гай ходила", который не случайно стал хрестоматийным. С тонким знанием детской психики Тычина выписал характер девочки, снова прибегая к средствам живописности, элементов театральности и музыкальности. Для достижения живописно-зрительного эффекта вводится и здесь слово, что требует сопровождения жестом: "А я у гай ходила по цветок вот какой!" И снова зрительные образы обретают эстетическую поддержку в звуковой образности. Девочка не только видит предметы сказочного для нее роще, но и слышит, как отзывается тот сказочный гай своей музыкой, живым пением птиц:

А там деревья - люди

И все так зозули:

Ку-

Ку!

Аккумулируя в себе творческую энергию, П.Г.Тичина - всей своей динамичной личностью, универсальной деятельностью, новаторским віршотворенням - служил уникальным "пере датчиком" художественного опыта из сферы национального в сферу общечеловеческого, из прошлого - в будущее.

Листая страницы детских стихов Павла Тычины мы никогда не назовем их наследием, ибо горят они вечно живым пламенем любви к родному краю, народу, в сердце с которыми прошел поэт полвека своей жизни. Высокие, благородные чувства и слова о родной край сливаются в единый, монолитный образ - ум, честь и совесть, - созданный поэтом.


 

 

 

 

 

Литература:

1. Скрипченко Н.Ф., Савченко О.Я. Первоцвет (1).

2. Скрипченко Н.Ф., Савченко О.Я. Читанка 3(2).

3. Скрипченко Н.Ф., Савченко О.Я., Волошина Н.И. Читанка 3 (4).

4. И Соболев Изучения Тычины в школе.

5. Украинская детская литература.

6. Максиму Рыльскому. Сборник стихов посвященная 59-й годовщине от дня рождения и творчества.