Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Пошел в дорогу за ласточками (Урок памяти, посвященный Владимиру Підпалому)



8 класс



К. Пливачук,

кандидат педагогических наук Киевская обл.



Цель: ознакомить учеников с жизнью В. Пидпалого, развивать нравственные качества, воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: портрет Владимира Пидпалого, украшен украинским полотенцем; под портретом даты: 1936-1973.

На сцене стол, покрытый вышитой скатертью. На столе зажженные свечи, ваза с колосками и гроздьями красной калины. За столом сидят учитель, ученики.

Ход урока

Ученик:

Когда я умру,

вместо меня останутся дети

и заботы ежедневные новые и старые.

Когда я умру,

вместо меня останутся цветы

и степи Украины и высокая вода на Днепре.

Когда я умру,

пусть поплачут, так уж ведется,

выпьют рюмку в печали

и снова к труду идут.

Может, я не умер,

а остановилось уставшее сердце,

чтобы в земле пол землей

и землю наконец поймут.

Учитель. Так думал и писал поэт Владимир Пидпалый. Не для собственной утехи, не декларируя, а подытоживая поэтический и человеческий опыт. Это была речь совести свободного человека, благодарной за то, что ей не у кого просить прощения.

Поэт этот, в отличие от своих современников - Ивана Драча, Лины Костенко, Николая Винграновского, Бориса Олийныка, - при жизни был малоизвестен, потому что редко издавались его произведения. Десяткам книг стихов давал дорогу Подпалый, работая редактором в издательствах, а собственные лежали в ящиках. В так называемый застойный период по-разному складывалась жизнь писателей. Серый пресс тех времен давил безжалостно. Подпалый был окружен завесой подозрения, ему навешивали резы ярлыки, а он имел свои взгляды, любил свой народ, с болью в сердце переживал удары тяжелой судьбы и продолжал творить.

Ученик:

Когда меня спрашивают: "Родной язык

Смог бы поменять на чужую?

Моя жена сыну колыбельную

Поет тихо... Лучше не скажу..."

Когда меня спрашивают: "Украину

Сможешь ли ты забыть на чужбине?"

Кричу: "Кладите живым тут в гроб...

Однаковісінько мне..."

Учитель. Как иначе мог сказать поэт, который родился на полтавской земле, которая дала нашей литературе Ивана Котляревского, Григория Сковороду, Леонида Глебова, Николая Гоголя, Олеся Гончара? Поэтому, наверное, неудивительно, что на этом развесистом дереве вырос и талант Владимира Пидпалого. Его стихи, простые и мудрые, создавались не по образцу, а вырастали из боли сердца поэта и были исполнены высокой духовности. В атмосфере массового травля талантов Владимир Подпалин выстоял, даже подрезанный жестокой болезнью, не предал ни себя, ни друзей.

Ученик. Он родом из поколения, у которого "детство в детстве украла война". Отец не вернулся с фронта. Рано умерла мать.

Владимир Пидпалый был соткан из любви - к людям, к семье, к детям, но величественной была его любовь к матери. Эта любовь была высокой и святой.

Ученица читает стихотворение В. Пидпалого "Матери".

Ансамбль девочек исполняет "Песню про рушник", сл. А. Малышко, муз. П. Майбороды.

Учитель. В конце пятидесятых годов Владимир Пидпалый поступил на филологический факультет Киевского университета им. Т. Шевченко. Именно в это время из глубины поэтического жизни нарастала новая мартовская волна. У него не было взрыва, как у "шестидесятников". Первые свои стихи Подпалый выносил на люди в университетской литературной студии, печатал их в вузовской газете.

Ученик. Из воспоминаний Зинаиды Тарахан-Березы: "При первой встрече каждый обращал внимание на его глаза - синие, приветливые, блестящие. Ни в кого я не видела таких глаз - в них светилась его душа - поэтическая, прекрасная, в которой было что-то от неба и степи..."

Ученица. Из воспоминаний Натальи Потапов: "Одежда на Володи был очень опрятный, единственные брюки, но выглаженные между двух газет, чтобы стрелки не исчезали, чтобы собака могла в ту стрелку и носа порезать. Страстью его были авторучки, что именно входили в широкий обиход. И лучшим призом была награда премией "Золотое Именно в университете он встретил свою судьбу - милую черноволосую Нила Момотенко из Сквиры."

Учитель. Любил Володя вместе с Нілою бродить тихими вечерами аллеями киевских парков. В такие вечера они зачаровувались природой и пели украинские песни.

Инсценировка: Владимир и Нила идут по сцене. держа пучок осенних кленовых листиков и поют песню "Ніч яка місячна. "Владимир читает своей возлюбленной стихи, которые он позже посвятил Ниле: "Листопад", "Любовь".

Учитель. Нила Подпала. Она была музой поэта. Любовь его к ней была особая, высокая и праздники. Он был весь соткан из этой любви. Любил своих детей, Олю и Андрея. Сегодня Нила Подпала, Хранительница его наследия и продолжательница рода, у нас в гостях. Приглашаем ее в слова.

Выступление Нилы Андреевны Підпалої, директора литературно-мемориального музея М. Т. Рыльского в Киеве.

Учитель. В лице Подпалого имеем самобытного лирика, поэта, чье слово достойно того, чтобы стать перед судом самой взыскательной аудитории. Он автор сборников: "Зеленая ветвь", "Повесіння", Тридцатое лето", "В дорогу - за ласточками", которые были изданы при его жизни, а посмертно - "Синие розы", "Берега земли".

Ученик. В своей книге "В путь - за ласточками". Подпалый воспроизводит собственную картину жизни. Поэт увидел, как поднимает "серебряная пыль" роса, услышал терпкие ароматы укропа, вдохнули в сердце с буйнозеленого царства, виплеканого матерью. Он воспринимал эту красоту жизнь своими удивленными глазами. Его светлое волнение смущает и наши души. И в этом сила слова поэта.

Чтение стихотворения В. Пидпалого "Дочке".

Ученица. В сборнике "Тридцатое лето", которую очень любил поэт, властвует сонет. После тридцатого лета ему осталось прожить только семь. Неизлечимая болезнь сделает свое дело, но он успеет много. Поэт спешит поделиться с людьми сокровищами своей души, своим умом.

Чтение стихотворения В. Пидпалого "Иду до первых шагов..."

Ученик. В сборнике "Повесіння". Подпалый размышляет над своей ролью в обществе, чувствуя себя кровно родственным с теми, что оставили нам в наследство будущее, проповедует честность в жизни и искусстве:

Пусть каждое слово,

каждая прожитая сутки

будут правдивы,

словно последний миг тех,

что лежат в могилах, тех,

что последним словом

завещали нам: "Жить".

Ученица. Книгу "Синяя птица" автор готовил еще сам. Но, к сожалению, вылетела в свет "Синяя птица" уже после его смерти. А теперь стучится в окна нашего сердца и приносит нам нежную любовь к отчему краю. Только человек, который честно прошел жизненный путь, отдав родному народу все свои силы и талант, могла написать эти полны светлой печали и боли строки:

Возьмите меня, леса, - а места достаточно, -

не врежу ветку, не сломаю куст,

горячим листьями спалахну под осень,

вдохну в людей замрію диких пущ...

Возьмите меня, реки. На ваши волны

Пусть лягут думы честные, как венки,

И просто неба тихие и просвітлілі

Плывут, мои продлив годы...



Учитель. Поэт осознает, что толику добра для людей он оставил в своем слове, "чтобы людям оно очагом цвело". Всю свою короткую жизнь он завещал любить человека, которому отдал до крошки все тепло своего сердца. Поэтому и писал в своей поэзии:

Только тот жизни своего варт,

Кто умер и вновь воскрес на поле боя.

Время, когда жил и творил поэт,

остался в его слове.

Так и жить ему долгие века.

Звучит песня "Аисты", сл. Д. Павлычко, муз. О. Билаша.

Ученик. Накануне 280-летия со дня рождения известного украинского писателя и философа Григория Сковороды вышел сборник "Сковородинские думы" Владимира Пидпалого, составителем которой является жена поэта Нила Подпала. Издатели хорошо постарались, чтобы книга получилась интересной, привлекала читателя. До сборника добавлена послесловие Я. Умного, где просто и доходчиво анализируются основные мотивы произведений В. Пидпалого.

Ученица. Философия Григория Сковороды была очень близка В. Підпалому, ведь в ее центре стоял Человек, ее смысл жизни. Желание познать себя, чтобы все лучше отдать людям, было потребностью души обоих художников, которых породила полтавская земля. Символы и аллегории, которые использовал в своем творчестве философ, дают возможность В. Підпалому правдиво и критично взглянуть на мир тоталитарного режима, в котором он жил. Этому способствует и лирический жанр поэзии - медитация.

Учитель. Уже в первом стихотворении "Зачин" чувствуется перекличка веков, ведь эпоха, в которую жил Григорий Сковорода, много чем напоминала времена, когда выступал в литературе В. Подпалый.

Ученик читает стихотворение "Зачин".

Хрущевская оттепель породила шестидесятников, поэтому в стихотворении "Утро" поэт говорит о надеждах, которые не сбылись. И мать мурлычет про себя песню, ведь было время , когда этот жанр почти замолчал. А в этой песне потеря человеком своего рода, без которого она становится безотцовщиной.

Ученица читает стихотворение "Сказка-загадка, услышанная Григорием Сковородой от кузнеца, и ее следствие".

Ученик. Перед нами образ человека-перекати-полю , которая выросла без рода-племени, ибо не было у нее ни матери, ни отца, ни друга, ни брата, ни жены, ни детей, а дед неизвестно где погиб. Он не корит его, не обличает, а сочувствует его горькой судьбы, которая совпадает с исторической судьбой украинского народа, у которого долгое время отбирали даже собственное имя, оскорбительно называя "малороссами", "окраиной" великой империи.

Ученица. В стихотворении "Наука" высказано основное философское кредо Григория Сковороды и одновременно Володи Пидпалого:

Учусь я всегда собой быть,

Особенно среди друзей...

Наиболее неприемлемыми качествами для них являются лицемерие, подхалимство. В сборнике помещена поэма "Соревнования Григория Сковороды", которая заканчивается символически: когда Григорий уходит в другие миры, то после него остается свет. Так поэт выделяет основную мысль своей сборки, которая метко выражена в стихотворении "Монументальный диптих":

На Украину он возвращает

И повернулась к солнцу Украину.

Учитель. Новая сборник освещает идеи нашего великого философа, которые так актуальны в наше время, хорошо очень пригодятся и молодому поколению.

Владимир Пидпалый исповедовал жизни активное, наступательное, небезразлично. Он рано отошел за вечную черту, но оставил нам свои книги, мысли, размышления, которые еще долго будут напоминать украинцам об эту мудрую, добрую человека , которая очень любила жизнь, свою родную Украину.

Ученики читают собственные поэтические произведения о жизни и творчестве Владимира Пидпалого.

Памяти Владимира Пидпалого

Борец украинского народа, Жемчужина среди пустоты... Он стремился вечной свободы, Хотел всем счастья принести. Не подчинялся грозной судьбы, Все мечтал, думал и творил. Своей души открыв свободу, Он тело в муках пленил. Но никто не слышал от него Слов, что прятались в уныние, в тень, Лишь сердце, полное тревоги, Все рвалось, рвалось вдаль... Кто так любил? - Никто, наверное. А кто так жил? - Никто не жил. Кто так делал и недаром За счастье голову склонил? А кто... Еще вопросов много, И никому ответить. Достался нам большое наследство, Его лишь надо сохранить. Яснить жизнь ключом неудержимым, И память снова встает. Читает молодежь, Владимир, Твои стихи, твоя жизнь.

(Елена Писаренко).

В твои строки, читая, вслушиваюсь, И я ими бредила во сне, И улыбка мне твоя ввижалась, И глаза добрые, кроткие и ясные. Тебя назвали Владимир, И ты всем миром владел, Ты был обладателем поэзии и славы, Хоть славы нисколько не хотел. Казалось, человек не способен Так чувствовать, мыслить, творить. Тебя с божеством сравнять можно И стихи те, как заповеди, учить. Свои мысли, никому не подвластны, Ты на бумаге в стихах воспроизвел И строфы, что способны согреть сердце, Своим потомкам в наследство оставил. Мы этот клад называем гениальным, Его мы, как святыню, бережем. Он создан в счастье и страданиях, Его мы трепетно в вечность понесем.

(Марина Радионова).

Ансамбль мальчиков исполняет песню "Два крыла".