Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

АНАТОЛИЙ ДИМАРОВ

Искренний рассказ о собственном детстве (Урок по повести Анатолия Димарова "Голубой ребенок")



7 класс



Л. Дяченко-Лысенко,

кандидат филологических наук;

С. Коваленко,

учитель украинского языка и литературы

Черкасская обл.



Тема: Анатолий Димаров. "Голубой ребенок" (сокращенно). Автобиографическая повесть (первая часть тетралогии "На коне и под конем"). Морально-этическая проблематика произведения

Цель: ознакомить учащихся с биографическими данными писателя и основными идеями произведения; развивать умение аргументированно дискутировать, используя художественные тексты, собственный жизненный опыт, жизненный опыт родных; воспитывать положительное (радостное) отношение к собственной личности и к окружающей среде.

Тип урока: урок-дискуссия (морально-этическая проблематика)

Средства обучения: компьютерный класс (компьютерная поддержка, другие современные технологии); бумажные носу информации (фотографии писателя, книги А. Дімарова. интервью прозаиков и т.д.).



Ход урока-дискуссии

Информация для учителя. Годами он при малейшей возможности выбирался на юг, к морю, выискивать, собирать его дары - камни-самоцветы. А потом тихими киевскими вечерами подолгу обрабатывал их, чтобы ожили, засияли, словно жемчуг народного просторечия, которые он так же годами собирал, шлифовал, чтобы создать из них то неповторимое слово, которое заиграло бы всеми красками жизни...

Родился Анатолий Андреевич Димаров 17 мая 1922 года в городе Миргороде на Полтавщине в семье учителя. В 1940 году окончил среднюю школу, пошел в армию. 22 июня 1941 года рядовой Анатолий Димаров встретился один на один с фашистскими захватчиками на Юго-Западном фронте. Был ранен. Выздоровев, он с несколькими ребятами организовал партизанскую группу, действующую в Изюмском и Червонолиманському районах. С приходом Красной Армии всей группой влились в одной из фронтовых частей.

Награжден медалями.

В мае 1945 года Анатолий Димаров демобилизовался, работал секретарем сельского совета села Студе-нок, учился в Львовском педагогическом институте, был на редакционной работе в газете "Советская Украина", главным редактором Львовского областного издательства и главным редактором издательства "Советский писатель". Сейчас - на творческой работе.

Печататься Анатолий Димаров начал с 1944 года, первую книгу - сборник рассказов "Гости из Волыни" - выдал через четыре года, а еще через три вышла и вторая книга молодого писателя - "Две Марии". С тех пор он опубликовал более десятка книг, рассказов, повестей и романов. Самые известные среди них-повесть "Выстрелы Ульяны Кащук" (1975), романы "Его семья" (1956), "Идол" (1961), "И будут люди" (1964), "Боль и гнев" (1 кн. - 1974, 2 кн. - 1980).

Анатолий Димаров активно работает в детской литературе - его перу принадлежат сборники рассказов "Через мостик" (1957), "Голубой ребенок" (1968), "На коне и под конем" (1973), сказки "Про мальчика, который не хотел кушать" (1958), "Для чего человеку сердце" (1963), а также сборник фантастических повестей "Вторая планета" (1980).

В 1983 году писателю присуждена Государственная премия УССР им. Т. Г Шевченко.

Живет Анатолий Димаров в городе Киеве [3, 383 - 384].

Михаил Слабошпицкий о Анатолия Димарова

Замечания ученого и учителя-практика. Можно сделать инсценировку. Варианты разнообразны: научная конференция; встреча литературоведов, которые знают А. Димарова; встреча журналистов с известным литературоведом Михаилом Слабошпицким и др.

Журналист. Много известно о искрометный юмор Анатолия Димарова. Насколько это соответствует реальному положению вещей?

Литературовед (ученый). Городская жизнь нас шлифует, нивелирует, динамізує и др., но в некоторых людях и национального, и сугубо личностного остается еще так много, что в них есть особый шарм, и они становятся ироничной украшением наших обществ и острой приправой духовных трапез. (Неслучайно о "кузнечики" Димарова ходят в Союзе писателей легенды; то - уже литературный фольклор).

Журналист. Как Анатолий Димаров относится к жизни?

Литературовед (ученый). Комизм некоторых "мизансцен" имеет широкий спектр оттенков - от откровенно водевильных или фарсовых и вплоть до тех, которые заставляют вспомнить о театр абсурда. Димаров будто хочет сказать, что жизнь - слишком серьезная вещь для того, чтобы воспринимать его слишком серьезно! Немало людей психически надорвались, оказались уж слишком субтильними под этой жестокой ваготою. История учит, что больше всего прав имеют іроніки, скептики и осторожные оптимисты, вместе взятые. То есть - такие, как Димаров, который сумел все те качества довольно причудливо в себе совместить.

Журналист. Анатолия Андреевича Димарова называют патриархом современной украинской литературы. Как бы Вы это прокомментировали?

Литературовед (ученый). Общеизвестен тезис; "Стиль - это человек". Пример Анатолия Андреевича Димарова то явственно подтверждает. И в жизни, и в писании он не умеет быть скучным резонером или архісерйозним мужем. Вместо этого - постоянное желание посмеяться с себя самого и всех, одно слово, - все то, что бывает в уникальной жизненно-литературной ситуации, когда классик современного писательства не забронзовел до омертвения, а остался действительно живым человеком с лукаво прищуренным взглядом на мир [2, 4-5].

Актуальная дискуссия. Обсуждение морально-этических проблем произведения. Вероятная модель коммуникативной ситуации

И. Первая часть повести.

1. Из каких частей состоит повесть Анатолия Димарова "Голубой ребенок"?

(2 части, первая - "Через мостик", вторая - "Голубой ребенок".)

2. Как бы вы объяснили притчу-сказку, которой начинается первая часть "Через мостик"? Которые используются образные средства?

Замечания ученого и учителя-практика. Отрывок текста читается вслух учителем или учеником.

Когда-то я слышал сказку про волшебный мостик.

Провисал над бездной, и по одну сторону жил человек, а во второй было все, что нужно ей для жизни. Ежедневно переходила ту пропасть человек. И жить бы ей вечно, когда бы мостик не вужчав с каждым днем.

Обеспокоена, каждый раз набирала человек все больше припасов. Но чем тяжелее становилась ее ноша, тем более узким - мостик.

Я тоже стою над таким обрывом, и по ту сторону - прожитые мной годы. И пока не исчез мостик моей памяти, буду ходить по нему, хотя бы он стал такой узкий, как лезвие ножа [1,7].

(Каждый человек должен ответственно относиться к своей жизни, к своей профессиональной деятельности. Конечно, материальная сторона жизни также является очень важным, но нужно гармонично сочетать все проявления бытия личности. Анатолий Андреевич Димаров - человек разумный, зрелый, с фундаментальным философским мышлением. В его сознании возникает значимый, яркий символ-метафора - "мостик памяти", но писатель понимает, что отдельная человеческая жизнь имеет свои пределы, поэтому возникает довольно печальное сравнение мостика - "узкий, как лезвие ножа".)

3. В каких бытовых условиях живет семья мальчика? Как вы думаете, почему? Какие детали свидетельствуют о том, что это семья учителя?

У окна (отрывок)

Мама идет на работу, а мы остаемся вдвоем: я и мой брат Сергей. Мне - пять лет, брату - два. Большая комната с глиняным полом и широкой дубовой скамьей под стеной, старенький стол, этажерка с книгами и тетрадями, широкая деревянная кровать, где мы спим втроем, - вот и все наши доходы. И еще возле двери стоит высокая бодня с мукой. Очень интересно взбираться на нее и дуть в то мука: по сыпучий поверхности бегают продолговатые ямки, срывается метелью беленький пыльцу. Я изо всех сил дую, а брат кричит внизу и дергает меня за ногу, чтобы я уступил место [1,8].

(Семья живет очень скромно. Мама - учитель, зарплата небольшая, но в помещении есть этажерка с книгами и тетрадями.)

4. Почему сторожиха использует выражение "тілігенція драна"? Кого можно отнести к интеллигенции? Как сейчас относятся к представителям интеллигенции? Что можно сказать о сторожиху?



Сторожиха (отрывок)

Мама тяжело захворіла. ее повезли в город, а мы остались вдвоем...

Она [сторожиха] начинает убирать в комнате, а тяжелое, словно высеченное из темного камня, лицо становится сердитішим.

- и есть детям ничего... Тілігенція драна! - ругает кого-то сторожиха, никаючи по закоулкам. Достает пшено, хлеб, шкурки от сала и долго стоит над тем добром, скептически оттопырив губы...

Снова в дверях - сторожиха. В одной руке кувшин, а в другой - узелок.

Достает по пирожку, наливает молока:

- ешьте, котята!..

Проходит несколько дней. Сторожиха приходит ежедневно: поругать "тілігенцію". убрать в комнате, приготовить нам еду. И каждый раз приносит домашнего гостинца: пирожок, пончик или корж с вкрапленным салом, вкусно хрустит на зубах [1,9-10].

(Семья сельской учительницы живет без денег, у них нет папы. К интеллигенции, прежде всего, относят учителей и врачей. Сейчас, в целом, отношение к интеллигенции изменилось, стало более позитивным. Сторожиха, хотя и сердитая, но очень человечная и добрая.)

5. Как относится мама-учительница до своих сыновей? Какие у них отношения? Почему мальчик Ваня выбежал из дома и так горько заплакал?

Ванько (отрывок)

- Тебя мама не ругает? - интересовался я.

- И не бьет?

- Нет.

- А когда чашку разобьешь?

Вчера мы с братом пили молоко и, зчубившись, разбили чашку. Нам хорошо досталось от мамы.

- И тогда не бьется! - твердо ответил Ваня. -

Моя мать лучшая в мире!

Хоть нам и трудно было согласиться с последним утверждением товарища, однако удивляться такой необычной маме была основательная причина.

Однажды Ваня пришел к нам, и мы долго играли дома. Когда же за дверью послышались знакомые шаги и раздался наймелодійніший для нас мамин голос, я и брат наперегонки бросились к ней. Склонившись к нам, мама улыбалась любящими глазами, ласково спрашивала, вот уже мы так соскучились по ней, и я, преисполненный гордости за свою маму, победно оглянулся на Ванька.

Он сидел сощуренный, крепко сомкнув губенята, и не отрывал от нас потемневших, ревнивых глаз. Встретившись с моим взглядом, Ваня поморщился, вскочил на ноги, выбежал из дома.

Я нашел его аж на плотине, под той ивой, где мы ловили рыбу. Уткнувшись лицом в широкий ствол, как в мамину юбку, Ваня тихонько плакал... [1, 15].

(Мама-учитель очень любит своих сыновей. Отношения у них искренние. Вероятно, Ванько говорил неправду, когда хвалил свою маму, поэтому и заплакал.)

6. Почему первая часть называется "Через мостик"?

Через мостик

Вот так заканчивается сказка, навеянная прошлыми годами.

И заканчивается ли?

Мостик еще провиса над бездною, и манит к себе тот берег. Там бегает босиком мальчишка, растет, как трава, не прячась от дождей и ветров, не боясь ни тучи, ни грома.

Там осталось мое детство.

И пока не исчез мостик моей памяти, я буду проходить по нему, хотя бы он стал такой узкий, как лезвие ножа [1, 94].

(Для Анатолия Андреевича Димарова являются очень важными его детство, воспоминания о детстве, но идет неумолимое время, которое отдаляет его от него же самого, когда он был мальчишкой. Однако есть память, которая связывает, как мостик, прожитые годы писателя. Итак, перейдешь через мостик, и ты снова в детстве - с молодой мамой, младшим братом, друзьями.)

Замечания ученого и учителя-практика. Отдельно (возможно, только с этим отрывком) следует поработать над проблемой: почему автор назвал повесть "Голубой ребенок"?

II. Вторая часть повести.

- Дальше! - строго требует жена, не без оснований подозревая, что это еще не все.

- Ну, тот... Сел на Олеся, а он навозил меня...

- На что навозил?

- На тот... На Прасковью Михайловну...

- О боже!..

- Она, мама, не упала! - добавляет быстренько сын.

- Только побежала...

- Еще бы не побежать! Два такие белбаси врезались в спину! Или у тебя есть что в голове?

Сын этого не знает, поэтому и молчит.

- А ты чего молчишь? Поговори хоть ты с ним, потому что он меня уже и ухом не ведет!

Это уже до меня.

Я быстренько гашу любопытный огонек в глазах (мне ужасно хочется узнать, как быстро бежала Прасковья Михайловна!) и, набрав как можно более строгий вид, говорю:

- Это - нехорошо! Это очень, сынок, нехорошо!

- Твой папа никогда такого не делал! - вставляет жена для укрепления моего авторитета.

Сын быстро поглядывает на меня, и я читаю в его глазах то ли удивление, то ли сочувствие.

- Да, не делал, - я выжимают из себя.

А бабушка, которая самоотверженно любит внука, добавляет, собрав лицо в молитвенные морщинки:

- Твой папаша, когда был вот таким, как ты, никогда не баловался.

- И приносил домой отличные оценки! -добавляет жена.

- Все учителя не могли им нахвалиться...

- Потому что он не был хулиганом!..

- Он спокойно сидел на уроках...

- Не наносил учителям никаких неприятностей...

Мой сын все ниже клонит голову. Голубая ребенок, вызванная прямо с небес бабушкой и мамой, порхает над моей головой, размахивая снежно-белыми крылышками, сияет розовыми щечками и укоризненно смотрит на забияку полными всех на свете добродетелей голубыми глазами.

- Ну, иди, - зжалюється конце над сыном жена. - Иди и постарайся хоть немного быть похожим на папу, когда он был вот таким, как ты!

У бабушки, моей старенькой мамы, при этой фразе начинают подозрительно посіпуватись губы, а я опускаю глаза, мне кажется, что сейчас у меня точно такие уши, как у сына, - фонари фонарями.

Сын, тяжело вздохнув, идет раздеваться. Он избегает меня взглядом, и я его хорошо понимаю. Ведь если бы эта голубая ребенок залетела много-много лет назад в наш пятый "Б" класс, она не вырвалась бы оттуда живьем. А если и вырвалась бы, то с ободранными крыльями. И больше того-голубого перья, конечно же, осталось бы в моих жменях!

Весь тот день, до поздней ночи, не давала мне покоя эта голубая ребенок. И я, наконец, понял, что не спекаюся ее, пока не расскажу всей правды. Всего до конца. Итак, о голубую ребенка [1, 98 - 99].

1. Как вы понимаете выражение "голубой ребенок"? (Это какая-то идеальная ребенок, наверное, реально и не существует.)

2. С какой целью жена и бабушка идеализировали детство взрослого мужчины?

(С воспитательной целью, чтобы положительно повлиять на мальчика.)

3. Или присуще рассказчику чувство юмора? До ведите свою точку зрения цитатами из текста.

(Рассказчик имеет, без сомнения, острое чувство юмора. Об этом свидетельствуют следующие цитаты: "Я быстренько гашу любопытный огонек в глазах..."; "Ведь если бы эта голубая ребенок...")

4. Почему повесть называется "Голубой ребенок"?

Автор серьезно или иронично относится к своему герою?

("Голубой ребенок" - это честная, откровенная, искренняя, веселая рассказ взрослого писателя о реальном собственное детство с его позитивом и негативом. Конечно, в повести гармонично соединились серьезное и ироничное.)

5. Что вы знаете о детстве ваших родителей? Рассказывают ли вам об этом ваши бабушки и дедушки?

6. Как бабушка относится к внуку? Докажите свою точку зрения цитатами.

(Бабушка очень хорошая. "А бабушка, которая самоотверженно любит внука...")

7. Почему нервничает бабушка при фразе "постарайся хоть немного быть похожим на папу, когда он был вот таким, как ты!", а у рассказчика - "точь-в-точь такие уши, как у сына, - фонари фонарями"?

(Бабушка вспоминает про все неприятности, причиненные ей рассказчиком в детстве, а сам рассказчик осознает неправдивость ситуации, которая сложилась во время семейного разговора с его собственным сыном.)

8. Какие слова свидетельствуют о том, что автор, долго размышляя, решил рассказать правду о своем детстве? Докажите текстом. ("... пока не расскажу всей правды. Всего до конца...")

Замечания ученого и учителя-практика. Дома следует подготовить письменный текст о какой-то детский поступок своих родителей, желательно услышанный от бабушки или Дедушки.

Литература

1. Димаров А. А. Голубой ребенок. Повесть. - К.: Издательство детской литературы "Веселка", 1972. - 179 с

2. Слабошпицкий М. Самый интересный и самый демократичный жанр//Димаров А. Прожить и рассказать: Повесть о семьдесят лет/Передм. М. Слабошпицкого. - К.: Днепр, 1998. - С 3-6.

3. Чайковский Б. И. Анатолий Димаров. Для чего человеку сердце. Сказка // Радуга. Антология украинской литературы для детей в трех томах. Т. третий: Произведения сов. периода. Проза. Для мл. и среди шк. возраста / [Сост., біоір. Очерки Б. И. Чайковского; худож. оформл. И. М. Гаврилюка] - К.: Радуга, 1985. - С 383 - 384.