Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Колокола Чернобыля (Интегрированный урок)





Т. Мозговая учитель биологии;

Л. Кислєнко, учитель украинского языка и литературы

Глухов



Тема. Чернобыль как глобальная экологическая катастрофа и как объект литературного изображения.

Цель: дать понятие о радиационном загрязнении окружающей среды, установить биологическое действие этих факторов на здоровье человека; разработать средства защиты от этих загрязнений; восстановить в памяти исторические события трагедии 26 апреля 1986 года; совершенствовать умение анализировать художественные произведения, в которых изображены события аварии на ЧАЭС; воспитывать чувство уважения и памяти к трагическим страницам Украины, любовь к своей земле.

Тип урока: интегрированный урок биологии и украинской литературы.

Эпиграф:

Свою Украину любите,

Любите ее...

Во время лютое,

В остатню тяжкую минуту

За нее Господа молите.

Т. Шевченко



Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы и цели урока

Учитель украинской литературы.

... / среди заснеженных равнин,

В коловороте и весны, и лета -

Рождались сотни Украин,

Но одна родилась, чтобы жить.

Она твоя. Моя. С нами. В нас.

Прекрасная и страшная, как метель,

Та, что идет, преодолевая само время.

Бессмертна и безгранична Украина.

(Л. Полтава)

Учитель биологии. Вы, наверное, догадались, что речь сегодня пойдет о судьбе нашего государства - Украины, о ее экологическое положение. Почему на плодородной украинской земле появились пустые города и села, мертвый лес, в который нельзя ходить, сады с яблоками, насыщенными радиоактивным ядом, вода, которую нельзя пить, и даже воздух, которым дышим, стало врагом? На этот вопрос попытаемся дать ответ. Итак, темой сегодняшнего урока является Чернобыль как глобальная экологическая катастрофа. Это первый аспект.

Учитель украинской литературы. Второй аспект - филологический, Чернобыль как объект литературного изображения. Мы должны ознакомить всех присутствующих с поисками в литературоведческой сфере, мини-исследованиям, которые провели, готовясь к уроку. Будут нам сегодня помогать творческие группы. Задание для класса: в течение урока составить ассоциативный куст к слову,.Чорнобиль".

2. Применение знаний, умений и навыков

Учитель биологии. 26 апреля! В памяти украинского народа это день чернобыльской беды, боли, сумму, и забыть и вычеркнуть из нашей памяти - невозможно.

Литературоведы.

26 апреля!

В ночь с забвения

Идет страшное создание - атомное дитя.

Суть его бескровная, и зрачков нет,

И уста безмолвны, и душа немая.

Вырвавшись на свободу из мрака ночей,

Уже калечит судьбы и родителей, и детей.

Урод-существо цель страшную таит,

Поглина совести, души нам двоит.

Простяга к сердцу страшные щупальцы

И вселяет муки, муки неземные.

Присипляс мозг глухим свистом,

Стронцієву дозу сыплет, словно дым.

26 апреля!

Люди, не проспите!

Атомный век раной горит.

Зовет каждое сердце пол со злом на борьбу,

Чтобы внуки встретили утреннюю зарю.

Биологи. 26 апреля 1986 года в результате аварии на Чернобыльской атомной станции на головы людей посыпалась чуть ли не вся таблица Д. И. Менделеева. Общее количество радиоактивных веществ, попавших в окружающую среду вследствие аварии на ЧАЭС, в десятки раз превышает радиоактивность взрыва атомных бомб, которые были сброшены на Хиросиму и Нагасаки в 1945 году.

Экологи. Уже 20 лет мы живем в условиях радиоактивного загрязнения. Во время аварии в атмосферу попало около 450 типов радионуклидов. Самые опасные из них радий, плутоний, уран, цезий, стронций. Радионуклиды имеют определенный период распада. Например, изотоп йода-131(7 дней), цезий-137, стронций-80(29 лет), радий-226(1622р.). Следовательно, происходит облучения радионуклидами.

Ученики составляют схему ,,Пути попадания радионуклидов в организм человека ".



Пути попадания радионуклидов в организм человека: ЧЕРЕЗ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ, ЧЕРЕЗ КОЖУ, ЧЕРЕЗ ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ



Литературоведы. В час 23 минуты 40 секунд, когда все спали безмятежным сном, над четвертым реактором Чернобыльской атомной станции неожиданно гигантское пламя разорвало ночную тьму.

Вот как это описывает Владимир Яворивский в повести "Мария с полынью в конце века".

"Из руин реактора вырывается столб зловещего огня, горящих кусков графита. Столб стремительно, как фантастическая ракета, поднялся в небо, освещая корпуса атомной, реку с ивняками.

Огненный столб замирает на высоте 1,5 км. На вершине его образовалась света шар, который словно засасывает в себя этот призрачный ствол, внутри которого что-то двигается, загорается, выпрямляется, но сам он стоит над ночной землей, как елочная игрушка, бледно-вишневого кровавого цвета. Ночь безветренная, и столб стоит между небом и землей, будто колеблется, куда же ему пустить свой корень".

Учитель украинской литературы. По зову родной земли на защиту своего народа первыми к горящему реактора по сигналу тревоги прибыли пожарные, которые охраняли Чернобыльскую АЭС во главе с начальником корпуса Владимиром Правиком. А что наши литературоведы знают о нем?

Литературоведы. 23-летний Правык выбрал самое правильное решение - направить свой отряд из 14 человек на крышу машинного зала площадью 500 м2. Ведь в этом зале находились все турбины, через него шли многочисленные кабели высоковольтной линии, от огня могли бы превратиться в бикфордов шнур. Вскоре прибыло подкрепление из города Припять во главе с лейтенантом Виктором Кібенком. Вступив в бушующее пламя, в смертельной опасности, которой дышал реактор, пожарные в ту ночь, не жалея ни сил, ни самой жизни, выполнили присягу на верность народу Украины.

Через две недели после аварии красивый юноша, отважный офицер Виктор Кибенок умер в московской больнице, так и не увидев родившегося уже после трагедии молодой женой первенца. Теперь о Викторе и его боевых соратников говорят: был добрым, честным, смелым, принципиальным, любил семью, друзей, много шутил. Его любимой поговоркой была:,,Держитесь ближе к жизни, ребята". Именно им, пожарным Чернобыля, посвятил свое стихотворение Виктор Задворный ,,Вогнецвіт надежд".

Когда зловещая молния Сторуко в сердце уп'ялась, И обожгла ваши лица, И в танце диком зайшлась, Когда уже и тучи испепелились В знавіснілому огне, - Вы смерть обуздать сумели На том, последнее, рубежи. Не отдали ей на растерзание Рассветов наших нежных щем, Вы, как один, против стали, Адским рубленные дождем. В той жестокой канители Вы до конца держали бой И пронесли свои надежды Сквозь вогнецвіт всех надежд. Шумят ржи, как и раньше, Плывут в небе самолеты... За вас история допишет Суровые подвига строки.

Учитель биологи. Сразу за пожарными приступили к работе медики. Быстро сориентировавшись в обстановке, оказав первую медицинскую помощь, определили границы времени пребывания в радіактивній зоне. Медики работали круглосуточно. Бригады медицинских работников из всех уголков Украины были направлены в Чернобыль.

Выступление врача местной больницы, который был в бригаде ликвидаторов на ЧАЭС.

Учитель биологии. Люди, которые были в зоне этого экологического бедствия, получили лучевую болезнь. Каковы ее симптомы, в чем она проявляется?

Медики. Поскольку мы живем в зоне радиоактивного загрязнения, то большое количество людей Украины, Белоруссии, Польши имеют диагноз „хроническая лучевая болезнь".

ее симптомы:

- повышенная утомляемость;

- раздражительность;

- снижение работоспособности;

- ухудшение памяти;

- кишечно-желудочные расстройства;

- кровотечения из десен, носа;

- боль в костях.

Учитель биологии. Ионизирующее излучение влияет на организм человека. Говорят, что своего врага надо знать в лицо. Вот к каким последствиям привел этот "враг".

Биологи. В ходе исследования мы выяснили, что в природе существуют аномалии, которые наблюдаются у растений: гигантизм листьев дуба, липы, белой акации, образования фантастических форм репейника, даже таких, что нельзя определить их вид. Хвоя ели в 5-6разів больше обычной, практически не отличается от сосны. В Житомирской области рождались мутанты животных: поросята без глаз или с тремя глазами, жеребята, у которых восемь ног, козлята с пятью ногами, крылатая кошка, крысы, размером как большой кот. А еще страшнее то, когда стали рождаться аномальные дети. Так, в 1988 году родился ребенок без левой ноги с искаженными руками, а в 1989 году родилась девочка без глаз. И такой список можно продолжить. По данным Министерства здравоохранения в 1995 году в Украине умерли 125 тыс. человек, возросла заболеваемость раком щитовидной железы, лейкемией, сердечно-сосудистые болезни, рак молочной железы у женщин.

Экологи. Экологическая ситуация в Украине очень сложная, но человек должен жить полноценной жизнью, воспитывать детей, создавать материальные блага.

Ученые-диетологи установили, что поступление радионуклидов в организм человека, которые еще есть в окружающей среде, можно блокировать, если употреблять пищу, в которой содержатся витамины, микроэлементы, повышающие иммунитет и обеспечивают устойчивость к радиоактивных веществ и способствуют их выведению из организма. В радіозахисному питании большое значение придается пряным овощам, которыми являются лук, чеснок, укроп, петрушка, хрен. Благодаря фитонцидам, аскорбиновой кислоты, эфирного масла, которые в них содержатся, повышается иммунитет человека и устойчивость к радионуклидов. Полезными являются овощи и фрукты, которые имеют синий и фиолетовый цвет: баклажаны, сливы, смородина, черника, черноплодная рябина, темные сорта винограда. Особенно полезны морковь и яблоки. Морковь целесообразно употреблять каждый день в виде салата с тертыми яблоками. Эти продукты содержат железо, которое способно выводить радионуклиды. Обязательно необходимо употреблять молочные продукты, в которых содержится калий, который блокирует цезий и стронций.

Народной медицине известны растения, которые могут предотвращать рак и выводят радиоактивные вещества из организма. Это калган, подорожник, эхинацея, топинамбур. С этими растениями можно готовить чаи, напитки. Топинамбур - особое растение, она не накапливает в себе вредных веществ и остается чистой.

Учитель украинской литературы. Глобальная экологическая катастрофа не оставила равнодушными не только ученых, но и поэтов, писателей. Какие литературные произведения рассказывают нам об этих событиях?

Литературоведы. Писатели, проникнуты народным болью, пытались осмыслить эту катастрофу, раскрыть ее страшную правду, скрытую за толщей официальной лжи советской пропаганды. Особое место в тогдашнем литературном творчестве на эту тему заняла поэма И. Драча "Чернобыльская мадонна", опубликованная в 1988 году. В отличие от других авторов, поэт хотел так изобразить ход ужасных событий, как осветить их сквозь призму исстрадавшегося человеческого сердца, показать сконцентрированной в емкой метафоре человеческую розтерзану судьбу на перекрестке конкретной жизни и всемирной истории. Центральный образ - образ Мадонны, матери, призванной защищать свой род и свой народ, концентрирует в себе разновременные уровне прошлого, современного и будущего, охватывает их переживанием ответственности за судьбу нации, человечества.

Кто же там, сын, посмеет занимать?

Соль познания - это плод раскаяния...

Несет сына чернобыльская мать,

Эту планету... Это больное дитя!

Учитель биологии. Последствия взрыва четвертого реактора Чернобыльской атомной всколыхнули весь мир. В результате аварии произошел огромный выброс радиоактивных изотопов из активной зоны реактора, которые радиоактивным облаком переселились на дальние расстояния. Радиоактивному загрязнению подверглись почти 50 процентов территории Украины. Ученые-медики доказали, как распределяются в организме человека радиоактивные вещества. Итак, слово за ними.



Учитель украинского языка и литературы. Судьба нашей дня после Чернобыльской катастрофы грустная и нелегкая, но все дается в сравнении. Счастье нашей дня в том, что мы живем, что те, что могли никогда не родиться после 1986 года, родились, живут и учатся творить прекрасное. Хочется вспомнить слова Т. Шевченко, которые являются эпиграфом к сегодняшнему уроку:

Свою Украину любите,

Любите ее...Во время лютое,

В остатню тяжкую минуту

За нее Господа молите.

Помолимся за Украину, ее благополучие и счастливое будущее.

Дети зажигают свечи, ученица читает молитву.

Упала с неба наземь потревоженная ангелом звезда,

Покатилась к горизонту, потрясла звездную синь,

На душе стало грустно, на губах стало солоно-горько,

Потому что Чернобыль-трава - полынь.

Почему же ты, Украина, материнская вербова колыбель,

Вновь такая молчаливая, словно обожженная груша, стоишь?

И текут твои слезы, и болят твои годы так близко.

Почему не просишь у Бога здоровья для своих деток?

Ты всегда была с Богом,

не нуждающаяся ни хлебом, ни солью,

Как же ты допустила, чтобы искалечили душу твою?

Упала с неба звезда, покатилась

Чернобыльская звезда...

Серая осень придет, готовиться к вечности надо, И петля радиации стягивает шею твою. Встань, моя Украина, протяни свои руки к небу, Знай, что Бог еще услышит молитву твою.

3. Итог урока. Игра "Микрофон". Передавая микрофон друг другу, ученики высказывают свои мнения по поводу того, какой след оставил в сердце их урок.

4. Домашнее задание по биологии: собрать информацию о организмы-мутанты на Глуховщине; составить рецепты блюд, которые уменьшают количество радионуклидов в организме человека. По украинской литературе: составить сочинение-миниатюру "Чернобыль вчера, сегодня, завтра..."