Н. Логвиненко,
научный сотрудник Института педагогики АПН Украины
Киев
Преподавания литературы сегодня, как и всегда, ставит три основные проблемы: для чего учить(то есть должны четко очерчивать цель изучения литературы), чему учить(содержание урока литературы требует также особого отбора), и как изучать(от выбора методов, приемов и видов учебной деятельности зависит и достижение цели изучения литературы).
Этому триединому задаче подчиняем поисковую работу старшеклассников при изучении творчества Богдана-Игоря Антонича, которая несет "украинский образ мира", выходит в своих европейских и индоевропейских пракорни, является весомой частью не только европейской литературы, но и европейской "истории духа". Прожил Бы.-И. Антоныч неполных 28 лет, но оставил свои труды и в поэзии, и в драматургии, и в музыке, и в изобразительном искусстве, и в переводах - был полиглотом. Мир увлечений талантливого юноши был многогранным и сложным одновременно. Его поэтические произведения с большим увлечением читала молодежь, он был певцом, "что носил монеты зрение, как мальчик пуговицы в карманах, и покупал за них ночами минуты вдохновения... что в белых перчатках, с цветами на черном костюме отошел, не закончив своих поэм, другим счастливцам оставив мир - и кудри, и цветение папоротника, надел перстень смерти и отошел, чтобы доказать неуничтожимость материи..." (Степан Тудор). Ему, к сожалению, уготована драматическая судьба. И не только потому, что умер в расцвете яркой одаренности. Трагизм судьбы оказался и в полном замалчивании этого поэта, которое длилось больше, чем он прожил.
Имя и творчество Богдана-Игоря Антонича были обречены забвению, как и имена и творчество многих репрессированных и умерших его соотечественников по ту сторону маленькой речки Збруч, делила Украину на Советскую и Западную. Б.-И. Антоныч жил в древнем городе Львове, который, как и все западноукраинские земли, после Первой мировой войны и распада Австро-Венгерской империи оказался на территории Польши.
Таким может быть вступительное слово учителя перед тем, как словесник предложит одиннадцатиклассникам самостоятельно проработать жизненный и творческий путь еще одного великана нашей украинской литературы, для чего направим их работу в русло поисково-исследовательской деятельности, что предполагает проработку научно-критической литературы, воспоминаний современников, дневниковых записей самого поэта и дает широкие возможности постичь глубину и многогранность Антоничевої личности, которая вывела его ,чп мировые культурные просторы. Подчеркнем, что творчество этого художника формировалась под влиянием романтизма, барокко, в его поэзии ощутимы отголоски французских символистов, есть следы сюрреалистов, некоторые произведения смущают своей традиционностью. Этим оговариваем исследовательские задачи учащихся, предусматривающие определение путей развития СВІТОРОЇ поэзии, сопоставление литературных стилей, выделение поэзии как художественного жанра. Выполняя поисковые задания, старшеклассники придут к непосредственному знакомству с поэзией Б.-И. Антонича, которая обязательно должна звучать на уроках и как проявление его мировоззрения, и как образец широкой философской проблематике и общечеловеческого звучания творчества поэта, ее народнопоэтических источников, разнородности поэтических форм, что поставило Бы.-И. Антонича в ряд выдающихся мировых поэтов.
Результаты поисково-исследовательской работы учащиеся демонстрируют непосредственно на уроках во время произнесения докладов, сообщений, анализа поэтических сборников, отдельных произведений, размышления о поэзии, что больше всего понравилось.
И конечно, первыми примут слово те, кто расскажет, каким был жизненный путь этого поэтически одаренного юношу, музыканта-скрипача, художника, драматурга, полиглота, переводчика:
"Родился Богдан-Игорь Антонич 5 октября 1909 года в селе Новица на Лемковщине, в края, где проживали лемки - этническая группа украинского народа, которая не только длительное время сохраняла определенные различия культуры, языка, но и сегодня верна древним традициям, которые лежат в основе морального кодекса - "права" горцев. Роскошные пейзажи родной земли завораживают с детства так, что желание слиться с целым миром остается навсегда, таинственная природа лесов, долин, обрывов, отвесных горных рісок манит, пленит своей красотой, добротой, величием, о чем Антоныч будет писать и писать:
Научился лесной языка
из книги лис и сарнят!
Получается месяц в диброву
писать элегии на пнях.
Ручьи полощут серебро тишины,
в росе купается трава.
Пусть самые простые из всех слова
в книге леса ночь напишет] ("Лес") Отец поэта был священником греко-католической церкви, перед рождением сына сменил свою фамилию Кот на Антоныч. Родное село Антоничів во время Первой мировой войны оказался в кругу военный действий, и отец, заботясь о семье и единственного любимого, увы, от рождения болезненного сына, вынужден был уехать за границу, в столицу Австро-Венгрии. Потом было возвращение на родину, некоторое время Антонича живут на Львовщине. Начальное образование мальчик получает дома, готовясь сдавать экзамены в гимназии. С 1920 года он учится в польской гимназии города Санок. Его первые поэтические опыты, написанные на польском языке, поскольку почти все время находится в польском окружении. И только украинская интеллигенция, которая составляет большую часть студентов Львовского университета, в который он поступил в 1928 году, поощряет его писать на украинском языке, помогает молодому поэту изучить ее; а изучить нюансы украинского языка, "вчитываясь не только в словари и грамматически-лингвистические учебники, но также в произведения поэтов Советской Украины", Антоныч будет в течение всей своей жизни. Сочиняя об изучении родного языка в школе, языка науки вообще, которую должен пройти поэт, что еще на первом курсе университета разговаривал на лемковском диалекте, Д.павлычко отмечает: "Антоничу поспешность и ненасить по изучению родного языка была обусловлена растерянностью, которую чувствовал каждый галичанин, пытаясь писать на украинском литературном языке, и сознанием необходимости писать для общеукраинского читателя, которая приходила только в некоторых западноукраинских писателей. Антоничева язык не похож на тот язык, которым писали тогда его земляки. Большая заслуга Антонича и заключается в том, что, кроме несгибаемых художественных вартощів, его поэзия несет же языке своей идею единства лемков со всем украинским народом"(9, с 12).
Этот этап в жизни Богдана Антонича был решающим в становлении его творческой личности. Образовании и самообразовании студент Львовского университета Б.-И. Антоныч уделяет чрезвычайно большое внимание: он член кружка украинистов общества "Сторонников образования", занимается музыкой - не только играет на скрипке, но и пробует писать музыку. "Одну его вещь играла целая гимназия", - вспоминает невеста поэта Ольга Олейник. Антоныч мечтает стать композитором; увлекается живописью, что будет иметь большое влияние на его живописания словом; играет в драматическом кружке, изготавливает сценические декорации; изучает ряд языков - знает почти все славянские, хорошо владеет греческим и латинским, немецким и английским. Все это в архивах библиотеки АНУ им. Василия Стефаника хранится более сорока документов.
Филологический факультет Львовского университета Б.-И. Антоныч оканчивает в 1933 году, получает диплом магистра, живет и работает во Львове, страстно включившись в литературную и общественную жизнь столицы Западной Украины. Очень короткую жизнь Богдана Антонича наполнено было упорным трудом и кипучей творчеством. В первую очередь поэт работает над своим литературным языком, над поэтическим словом, над формой стиха. Несмотря на большое поэтическое творчество и тяжелый процесс усвоения литературного языка, поэт все-таки находит время на работу в других жанрах и на публицистику; он выступает с докладами о украинскую литературу и литературу различных народов мира; переводит, пишет рецензии и статьи, сатирические фельетоны и пародии. Редактирует журнал "Дажбог" и "Зарубки". Пробует свои силы в прозе и драматургии. Пишет либретто к опере "Довбуш". На страницах прессы, под псевдонимом Зоилы, спорит о политические и гражданские дела".
- Или же можно с такими короткими данным постичь глубину и многогранность личности поэта, что вывела его в мировые культурные просторы? - поставим перед всеми учениками вопросы. И перед тем, как дадим слово тем, кто пытался это сделать, проведем небольшую беседу:
- Хотелось вам, ученики, когда-либо цветком на лугу, деревом в саду, рыбой в чистой воде или птицей в синем небе?
- Когда приходили в вас такие желания? И приходили?
- Какие мысли или события их вызвали? Или с чем это было связано?
- Ассоциировались ваши знакомые, родные люди с окружающими предметами живой природы, ее явлениями? Почему? Когда?
Выслушаем тех учеников, которые захотят поделиться своими воспоминаниями, размышлениями. А дальше продекламуємо один из стихов (или отрывки) Б.-И. Антонича:
"Лисы, львы, ласточки и люди,
зеленой зари червь и листьев
материи законам подвержены неизменным,
как небо более нами синее и серебристое!
Я понимаю вас, зверьки и растения,
я слышу, как шумят кометы и растут травы.
АНТОНЫЧ тоже звереныш печальное и кудрявые".
"Сестра АНТОНИЧА - лиса".
"Я - влюбленный в жизнь язычник".
"АНТОНЫЧ был хрущем и жил когда-то на вишнях".
"Я, солнцу жизнь продав За сто червонцев безумие, Захваченный язычник всегда, Поэт весеннего похмелья".
"Я все - пьяный дітвак с солнцем в кармане". "Я есть ружье, радостью набита, которой выстрелю в честь жизни".
Поинтересуемся;
- Какие картины, образы возникли в вашем воображении?
- Над чем они побудили вас задуматься?
Выслушав старшеклассников, прокомментируем, что такие авторские характеристики и портреты каждый раз встречаем в Антоничевій поэзии. Или случайно? Ответ получим, познакомившись с его мировоззрением, что даст ключ и к пониманию его стихов.
Итак, Антоныч - "влюбленный в жизнь язычник". Такое признание мы находим в стихах поэта.
- Кого же называют "поганином", и почему поэт с такой гордостью и радостью признается в этом?
Давайте выслушаем ваших одноклассников: "Как известно, Антоныч родился на Лемковщине, в древнем края языческих верований, где земля, небо, леса хранят "сказочные" обычаи и традиции, а люди, помня их, живущих по законам добра, красоты и справедливости, в гармонии и единстве с природой. О чем сам поэт писал: "Антоныч такая же часть природы, как трава, ольхи, кукушки, лисы и т.д., часть органически связана с общим биологическим ростом". Поэтому в жизни его больше всего привлекали взаимоотношения человека и природы. "А к мировоззрению художника относился довольно скептически, - замечает Павлина Дунай в своем рассказе "Поэтический космос Богдана-Игоря Антонича". Для него "далеко важнее: творческая индивидуальность, мироощущение, мировосприятие...", ибо, по словам поэта, "мировоззрение принадлежит к области разума, это стоимость интеллектуальная, это всегда некая система мыслей, "взглядов", какая-то более или менее оформленная система понимания действительности. В то время, как большое творчество родилась всегда в больших эмоциях" (2, с.1).
А еще в жизни и быту предков органично соединились языческие традиции с христианскими обрядами. И для Б.-И. Антонича такое социальное окружение было естественным. "Он впитывал его так же непринужденно, как дышал горным воздухом". Вырастая среди буйства природы, восхищаясь роскошью окружающего мира, он и себя причисляет к всего живого и "біопоетичного", уравнивает в правах:
Растет Антонич, и растет трава, зеленеют кудрявые ольхи.
Поэтому и воспринимает природу очеловечено и персонифицировано, свидетельством чего станет его поэзия.
Кроме этого, его естество всотувало духовное величие родного народа, что творилась (формировалась) естественным сочетанием "языческих капищ и храмом Божьим". Таким образом, родная земля и природа, богатый духовный мир горцев взрастили человека, личность, поэта, "над незаурядным интеллектом которого господствовали чутье. Причем настолько обострены, что могли передавитися физически. В поэзии это оказалось в форме экстатического (выражая экстаз - высшая степень восторга) самовыражения.
А еще он обладал способностью через мифы, которые хорошо знал благодаря элитарной образовании, проникать в древние временные пласты, чувствовать их и духовно жить среди них. Время у него приобретает черты вечности, и свою личную жизнь он воспринимает как иллюстрацию к эволюции всего живого"(2,с.2). Чтобы вы могли убедиться в этом, мы прочитаем одно из стихотворений Б.-И. Антонича. Она называется "Зеленая элегия"(из первого сборника "Приветствие жизни").
Стихотворение звучит в исполнении учащихся, которые хорошо владеют техникой и выразительностью чтения.
А перед чтением поэзии предложим докладчикам на консультации познакомить своих одноклассников с взглядами Богдана Антонича относительно восприятия поэтических произведений, которые он высказал в статье "Как понять поэзию": "... в литературном или художественном произведении всего не поймем. Однако можем это произведение почувствовать, отдаться его сугестиві (влияния), воспринять и оценить его общую стоимость". Его мысли перекликаются с мыслями известного нам классика Ивана Франко, творчество которого Б.-И. Антоныч хорошо знал, любил, ценил, считая Каменщика своим учителем. В статье "Из секретов поэтического творчества" Иван Яковлевич писал: "... в артистической творчества красота лежит не в материале, что служит ее основой, не в моделях, а в том, какое впечатление производит на нас данное произведение и какими средствами художник сумел достичь то впечатление"( 11 ,с.80). Некоторые исследователи считают, что это выражение И. Франко важный для понимания творчества поэта Б.-И. Антонича. Посудите:
- Какими настроениями и мыслями проникнута поэзия Б.-И. Антоныча?
- Вы растрогались чувствами поэта, лирического героя? Какие из них созвучны вашим ощущениям? Стремимся такими вопросами перед слушанием поэзии настроить учащихся на эмоциональное ее восприятие.
После чтения поэзии "Зеленая элегия", который подает прекрасную картину воспоминаний о годах учебы Антонича в гимназии, и беседы с вопросами, которые были определены перед этим, продолжим знакомить старшеклассников с произведениями талантливого украинского поэта. Читаем и коллективно обсуждаем стихи "Автобиография" и "Приветствие жизни".
Указанные произведения также вошли в первый сборник поэта, которая увидела свет в 1931 году и имела название "Приветствие жизни", как и стихотворение, что перед этим звучал в классе. Дадим учащимся возможность поразмышлять: о чем говорит название книги, с чем ассоциируется, о чем может писать юноша (ведь поэту лишь 22 года).
Выслушав предположения-размышления старшеклассников, предоставим слово одной из творческих групп, которая участвовала в подготовке и проведении урока, для общей характеристики первого сборника произведений Богдана-Игоря Антонича, что своим появлением привлекла к себе внимание творческой интеллигенции Львова, показала молодого талантливого поэта, который ищет себя, "блуждая в волшебном и причудливом лесу мировой поэзии", которая дала ему возможность познакомиться со всеми формами поэтического материала. Сборник содержит много художественно оригинального и неожиданного, хотя, по признанию критиков, это "самое слабое поэта сборник". Сборник - искания поэтических форм, ритмомелодики, подражания западноевропейских поэтов, упорная работа молодого поэта над словом. Богдан Рубчак так ее характеризует (оценивает): "Приветствие жизни" - очень неровный сборник. Заметны в ней влияние романтизма (особенно морского, позаимствованного из английской романтической поэзии, и ее епігона (последователь какого-либо научного, политического, художественного направления, лишенный творческой оригинальности, механически повторяющий отжившие идеи и методы своих предшественников) Джона Мейсфілда); есть влияния польских поэтов Казимежа Вежинського (цикл о спорте) и, пожалуй, еще сильнее - Юлиана Тувима; есть барочные образы-кончетті (сонет "Подсознание"); является барочная игра с сонетною форме, есть попытки модифицированного верлибра (стих, строящийся на интонационно-синтаксической строении, не связанный ни постоянной рифмою, ни определенной метрикой); есть отголоски французских символистов, особенно Верлена; есть следы сюрреалистов; есть влияния Тычины (например, в стихотворении "Сбор картопель", как это справедливо отметил профессор Невреллі); и вместе с тем всем есть стихи, что аж смущают своей традиционностью. В сборнике еще не вполне освоена силабо-тоническая система - время от времени режут ухо не сознательные, потому что ничем не обусловлены, спондеїчні стопы и стопы пірихія, а одновременно встречаем очень механическую, "вычисленное" силабо-тоника, не приспособленную к звуковой упругости и гибкости украинского языка"(11, с.690).
Но поэтические искания молодого поэта не были напрасными: они помогли открыть такое "месторождение, что впоследствии стало его основным источником". Это источник - творчество родного народа, неразрывную связь художника с родной землей, ее культурой. И сам Антоныч не раз признавался, что "непременно подходил к традиции родной земли, к традиции художественной души родной своей Лемковщины, традиции Шевченко, Франко, павла Тычины. Фольклорные образы и символы оживали в его поэзии по-новому, утверждая бессмертие души народа"(5, с.7).
Рассказы творческих групп старшеклассников об сборника поэзии Богдана-Игоря Антонича будут более содержательными и полными, чем мы подаем, поскольку, ставя перед учащимися задачи, словесник порекомендует познакомиться с трудами исследователей творчества талантливого поэта, чрезвычайно основательно проанализировали их. Это работы Д. Павлычко "Неугасающий кольцо жизни" в книге Б.-И. Антонича "Великая гармония" (К.:Весел-ка,1993), Николая Ильницкого "Неуничтожимость поэзии" в книге "Б.-И. Антоныч. Поэзии"(К. : Сов. писатель, 1989); а статью Богдана Рубчака о Б.-И. Антонича, что помещена в хрестоматии "Украинское слово" (К.: Рось, 1994), рекомендуем прочитать и законспектировать всему классу к проведению урока, чтобы во время разговора о творчестве известного всему миру поэта старшеклассники были не пассивными слушателями, а активными ее участниками и могли поделиться со сверстниками своими размышлениями и впечатлениями, которые произвело на них художественное слово Мастера.
Консультируя творческие группы во время подготовки их к уроку, посоветуем ученикам избегать непонятных слов или давать им объяснения, чтобы напомнить всем их значение, а возможно, кому-то их раскрыть. Тогда рассказ будет легче восприниматься. Например, в цитате Бы. Рубчака есть такие слова-понятия, что, возможно, не все ученики знают их значение, а некоторые просто мог забыть. Поэтому целесообразно во время чтения просто объяснить, что романтизм - это художественный метод и направление в литературе и искусстве конца XVIII - первой половины XIX ст.; проявляя несогласие с существующей тогда действительностью, романтики противопоставлять ей не совсем ясны и для них самих абстрактные идеалы. Любимыми героями стали люди с сильными характерами и страстями, полны высоких устремлений, но часто трагически одиноки и возвышенные над действительностью. Для романтических произведений свойственны напряженные сюжеты, резко контрастные ситуации и образы, яркие описания и характеристики, подчеркнутая условность и фантастика, усиленная ассоциативность и метафоричность изображений, использование гротеска и символов.
Барокко - один из художественных направлений конца XVI - второй половины XVIII в., что отмечался пышной декоративностью и особой торжественностью, капризной красочностью и богатой метафоричністю, высокой эмоциональностью и усиленным интересом к изображению контрастных явлений.
Символизм - литературно-художественное направление конца XIX - начала XX вв., основан на идеалистической философии, главным художественным средством творчества выбрал символ как способ выражения непостижимой сущности явлений жизни и таинственных индивидуальных представлений художников. Поэзию и музыку символисты считали высшей формой постижения тайн мира, а символы - самым совершенным воплощением идеи. По мнению символистов, задача искусства - выявление и воспроизведение нетленной красоты, через которую должна раскрываться идея хорошая. При этом большое значение придавалось внутреннему звучанию и ритму слов, мелодичности речи и игре ассоциаций.
Сюрреализм - антиреалістичний, модернистское направление в искусстве и литературе 20-30-х годов XX в. на буржуазном Западе, что провозгласил источником творчества не реальную действительность, а подсознательные инстинкты, болезненные бред, галлюцинации и сновидения. Задачи художественного творчества сводилось к тому, чтобы поражать сытого обывателя разными странностями, скандалами и даже безрассудством. "Манифест сюрреализма" в 1924 году написал французский писатель А. Бретон.
Силабо-тоническая система - система стихосложения, в которой стихотворный ритм создается повторением определенного количества слогов в строке, и соответствующим размещением ударных слогов, чередованием их с ненаголошеними.
Пірихій - стопа из двух безударных слогов.
Спондей - стопа из двух ударных слогов, вспомогательные двусложные стопы, что иногда заменяют ямбы и хореи.
Как видим, все слова-понятия касаются литературоведческой терминологии, с которой в той или иной степени старшеклассники должны быть знакомы, и чтобы напоминание-повторения не заняло много времени на уроке, можно повторить их дома и изготовить, если нет в кабинете, открытки-карточки, чтобы ученики могли восстановить в памяти.
Завершим работу над вопросом о первый сборник стихов Б.-И. Антонича небольшой беседой:
- На какой период жизни приходятся первые попытки пера Б.-И. Антоныча?
- Как общественность восприняла появление сборника
"Приветствие жизни"?
- Почему критики назвали ее ученической?
- Назовите характерные особенности первой сборки: строение, темы, мотивы, образы.
- Что дало основания Д. Павличкові утверждать, что "полная противоречивых мотивов первая книга Антонича является образом души, что бьется в саку сомнений, сплетеному с мыслей о призвании поэта, о несправедливости мира, в котором живет поэт, о стремлении и невозможности побега в другой, созданный воображением, мир красоты и гармонии"?
- Почему второй сборник "Великая гармония" поэт не опубликовал?
- Как вы понимаете слова поэта из стихотворения "Confiter" ("Признаю"):
Лишь на собственном безумии опирающийся, я желал весь путь перейти только сам. Без шатания в приближении смерти даже небо отталкивал, пьяный жизнью.
А сегодня я спелый, словно летом, покончил молодые штукарству и герцы, согласился с Богом и миром и обрел совершенную гармонию в сердце.
После выхода сборника "Приветствие жизни" Б.-И. Антоныч пережил, как свидетельствуют биографы, период философских сомнений и душевных страданий. Об этом говорится и в указанном отрывке. Поэту казалось, что он находился в несогласии с Богом и с его порядками на земле. Хотя с детства Б.-И. Антоныч рос в религиозном окружении, и среди близких ему людей проблемы сомнений в вере не существовало. "С одной стороны, ему казалось, что он ушел слишком далеко в своих языческих захватах красотой и соблазнительной мощностью жизнь, греша против христианства... С другой стороны, он понимал или как минимум чувствовал, что его набожная лирика, стихотворные молитвы, творимые и записываемые ним до будущей книги "Великая гармония", - это в основном перепевы и подражания"! 10,16). Итак, христианский цикл не был напечатан. Молодой поэт стремился не повторяться, не перепевать чужое, желал "перейти в свой же, но новее поэтический мир". Благодаря мучительным исканием путей самовыражения и решения для себя мировоззренческих вопросов, "опираясь на литературную эрудицию, вглиблюючись в философские взгляды титанов мировой литературы, поэт после душевных мук и колебаний принял пантеистическую "веру". В поэзии "Счастье" он писал:
Я есть ружье, радостью набита,
какой выстрелю в честь жизни.
Не только на "честь жизни", но и на его углубленное понимание, на его восторженное подивування ушла навеки захмелена солнцем и любовью радость души Антонича, радость поистине великой души", - этими замечательными словами Дмитрия Павлычко учитель дополняет ответы учеников на два последних вопроса беседы, поскольку ознакомиться с анализом ненадрукованої сборника "Великая гармония" и отношением поэта к Богу и религии старшеклассники могли во время самостоятельной проработки критической литературы, биографии Богдана Антонича, статьи Богдана Рубчака, о которой говорилось ранее.
К следующему уроку учащиеся должны ознакомиться с поэзией сборки Три перстня" и подготовить для выразительного чтения тот стих, который произвел на них наибольшее впечатление.
Второй урок начинается вступительным словом учителя:
"У каждого человека бывает такой день, когда впервые радуешься солнцем, когда впервые деревьями тішишся, поняв, что они хороши, когда тихие радости, возбужденные в душе красотой листка или лепестка, впервые переходят в недоумение - в такое чувство, которое за неимением более точного слова можно назвать счастьем. Такие дни, кажется, большинство людей переживает в детстве. До таких дней мы возвращаемся воспоминаниями. И нет на свете зеленішої левады, как та, через которую белела твоя первая тропинка к школе, древесины и лучшей нет, как та, в которой ты впервые узнал живое существо, и солнца ласкавішого нет, как то, которое ты хотел поднять, словно блестящий блюдо, с голубого дна лужи, " - так рассуждает над поэзией "Трех колец" исследователь творчества Богдана Антонича, известный украинский поэт Дмитрий Павлычко. - "В сфере таких чувств живет художник самобытного, оригинального мировоззрения, в основе которого лежат представления о гармоничном единстве человека и природы, взгляд на человека как на неотъемлемую часть окружающего мира.
Истоки самобытного дарования - на далекой Лемковщине, в крае с древней историей и культурой".
Задачи творческой группы старшеклассников, что готовила рассказ о сборнике "Три перстня", было таким: обратить особое внимание на источники творчества талантливого поэта, который самоопределился в начале 30-х годов.
Докладчики предложили всем послушать, что по этому поводу говорят исследователи творчества Бог-дана-Игоря Антонича:
"Одного мы уверены - выразительные и благотворительные следы оставила на Антоничевій творчества украинская народная поэзия, что сам Антоныч кількакратно подчеркивал в своих статьях" (Богдан Рубчак).
"Антоныч непременно подходил к традиции родной земли, к традиции художественной души родной своей Лемковщины, традиции Шевченко, Франко, павла Тычины. Фольклорные образы и символы оживали в его поэзии по-новому, утверждая бессмертие души народа" (Николай Ильницкий).
"... каждый настоящий художник коренится в родном, в национальном почве, каждый дышит воздухом родных гор и долин. Это прекрасно понимал автор "Трех колец", заявляя: "Против разума верю, что месяц, который светит над моим родным селом в Горлицькому уезде, есть другой от месяца из-за Парижа, Рима, Варшавы или Москвы... Верю в землю отцовскую и в ее Поэзию" /цитируем по рукописи/. Тяга к языческого мифологического оживления природы у славян была так сформулирована молодым поэтом: "Языческая Лада с древних лесов, с кичер и недей варит в глиняном дзбані красное зелье поэзии. В хвалу Ладе поджигаем можжевельник строф. Превозносим оленя, горный поток и гостиной праінстинкти природы"(12,с.70).
Как видим, авторское кредо, высказанное здесь довольно четко и понятно.
"Где поэт мог найти ту оживленную природу в родной словесной стихии, которая толкала его на новые символы, персонификации? Что было источником тех богатых и щедрых ассоциаций, которые предстают перед нами в заколдованном мире поэта воображения? Прежде всего лемковская природа, нуждающиеся условия жизни крестьянина, художественная душа родного народа. Все это и определило круг тем сборника Антонича "Три перстня" (4,с 12).
А Николай Жулинский назвал Бы.-И. Антонича творцом фольклорных метаморфоз и поэтических мифов, поскольку больше всего его привлекали взаимоотношения человека и природы. Поэт "жадно впитывал все краски, тона и звуки окружающего мира". Идея неделимой, гармоничного единства человека и природы, человека и космоса стала ведущей в его жизни и творчестве, потому что стремился познать и воссоздать движение "неуничтожимой материи в бесконечной изменчивости ее форм и проявлений"(3, с 390).
Сам Антоныч неоднократно подчеркивал в своих статьях, что на его творчестве выразительные и благотворительные следы оставила украинская народная поэзия. Поэт глубоко черпал в образности народной поэзии и быта своего народа, глубоко укоренился в природу родного отечества. В этом источники вдохновения, "тайна и сила притяжения слова поэта, что нашло такой широкий отклик в мире".
И еще: "Совершенная филологическая подготовка, незаурядный степень эрудиции отразились также на осмысленном подборе слов из сокровищниц народно языкового богатства, на обще понятном их трактовке" (Тихон Лещук).
Развитию чувствительной художественной натуры поэта способствовали сказки старой матери, ее колыбельные. Это она привила мальчику любовь к стихам; песни простых крестьянских девушек, которые звучали постоянно, глубоко западали в душу впечатлительного подростка, будоражили его воображение, создавали необычный мир красоты и добра, в котором он жил маленькой частичкой большой вселенной.
Фольклор, народная песня и сказка в значительной мере помогли Бы.-И. Антонычу найти верный путь в поэзию, в которой он занял почетное место. А еще необычная титанический трудолюбие помогла столько сделать за неполный десяток лет творческого труда!
На следующем этапе урока выясним вопросы:
- Почему сборник "Три перстня" принесла автору широкое признание, чем "Приветствие жизни"?
Ответы могут дать участники творческой группы или ученики, которые дома самостоятельно прорабатывали статью Богдана Рубчака в "Украинском слове".
Если сборка "Приветствие жизни" подытожила время ученичества молодого поэта, когда шла упорная работа над словом, осваивались различные жанры и формы поэзии, то сборник "Три перстня" стала проявлением незаурядного дарования поэта, который нашел себя: искренний голос влюбленного в весь мир лирического героя - Антонича несется отовсюду, зовет за собой в самые сокровенные воспоминания детства, что живет красотой родной земли, ее миром. Круг тем нового сборника прежде всего определяла природа Лемковщины, "нуждающиеся условия жизни крестьянина, художественная душа родного народа". Ведь именно в произведениях фольклора находим оживленную природу - и это помогает Б.-И. Антонычу творить новые персонажи, персонификации.
Народная словесная стихия является источником тех богатых и щедрых ассоциаций, которые предстают со страниц заколдованного мира поэта воображения. Поэтому ведущими мотивами сборки и стали: мотив единства человека и природы и поэтическое искусство и его тайны, а ведущими жанрами - лирические миниатюры, элегии, широкорядные баллады.
Можем напомнить ученикам, что элегия (их больше всего в сборнике) - это лирическое стихотворение, в котором выражены настроения печали, грусти, размышления, меланхолии, порожденные социальной несправедливостью, семейным или личным горем.
Как создатель "фольклорных метаморфоз" Антоныч своеобразно использует, переосмысливая, художественные образы народно творчества. Чтобы облегчить восприятие Антоничевої поэзии, коллективно повторим, какие характерные особенности произведений фольклора.
Убедительность картин достигается широтой обобщений: конкретные, очень достоверные художественные детали дают возможность представить широкую картину; употребление народнопоэтических символов и образов фантастики: только в народных эпосах и легендах художник имеет такую силу, что может управлять явлениями природы - превращение человека в камень или дерево и наоборот. Через конкретный образ-символ раскрывается психология крестьянина. Сравнения, метафоры, персонификации, источники которых в загадках.
Б.-И. Антоныч признавался, что для него "горят, как костер, предрассудки прошлых веков", но, используя образы народной символики, он делал их строительным материалом своих необычных метафор или средством собственной художественной концепции. Николай Ильницкий утверждает: "Мы ни в коем случае не можем искать в поэте лишь повторение древних мотивов. Элементы древней символики сочетались, переплетались с современными поэту социальными приметами: "исконно лемковской нужда", "грязными обніжками алтарей", где крестьяне просили Бога дать им возможность раздобыть на хлеб-соль и на сивуху, и, в конце концов, и своими непосредственными мальчишескими воспоминаниями".
Но выясняя источники образности в Антоничевій поэзии, помогаем старшеклассникам проникнуться настроением произведений, увидеть естественность поэтических метафор, обратить внимание, что все явления природы "оживлены и живут в душе поэта как лица живые и мыслящие", понять основной смысл произведения, почувствовать самобытность мастера, глубину его жизненной философии.
Дома ученики должны познакомиться со стихами сборника "Три перстня" и подготовить к выразительному чтению один из тех, что произвел на них наибольшее впечатление. Переходим к чтению и коллективного обсуждения лучших произведений сборника, выясняя использования народнопоэтических источников для понимания содержания произведения и его образов.
Сборник "Три перстня" открывается поэзией "Автопортрет". Послушаем ее в исполнении учащихся, дадим несколько минут на осмысление и размышления: каким настроением проникнуто стихотворение, каким вы представляете поэта?
Трудно не почувствовать восхищение лирического героя миром красоты, что его окружает, не проникнуться радостью, что дает солнце, весна, желание слиться, раствориться в пространстве.
Радостью восприятия окружающего мира, каждой в нем безделушки проникнуто следующее стихотворение, название которого стало названием всего сборника.
Итак, слушаем стихотворение "Три перстня".
- Что в нем привлекло ваше внимание? - спросим тех учеников, которые подготовили его к выразительному чтению.
- Какими образами автор рисует интерьер крестьянской избы? Какой смысл кроется в этих символах?
- О чем говорят персонификации?
- Какие слова говорят о захвате лирического героя красотой окружающего мира?
Дополнить ответы учащихся можем толкованиями М. Ильницкого о стихотворении "Три перстня", в котором автор раскрыл "глубоко художественную душу народа, показав, что чувство эстетического присущее ему органически, что каждый уголок крестьянского жилья, каждая найбуденніша и найужиткованіша вещь помимо своего непосредственного практического назначения является произведением искусства. Творческие огни, которые спали в скрипке на стене чуть ли не каждой второй лемковской дома, то "співний корень" и яворове капли, то незамысловатое "чародійське" утварь из п'янливим зельем, воском и семенами - все создает впечатление манливої экзотичности, что характеризует исконные представления и пережитки, которые давно отбросила с насміхом цивилизация. Нет. Чары действуют, как действовали с давних времен....
... Антоныч ведет речь о крестьянскую избу, и из нее вытекает идея искусства. Співний корень Антоничевої дома имеет такую колдовскую силу, что даже удивлен утро опирается на крестьянский плот, чтобы взглянуть на чудодейство восхода солнца" (4, с 14-15).
Народно символы и образы фантастики предстали туту высокохудожественных образах, тем самым создав неповторимый чар "Трех колец". Убедиться в этом помогут такие произведения: "Элегия о поющие двери", "Село".
Предлагаем ученикам самостоятельно прочитать произведение "Элегия о певучие двери". Потом проведем беседу по его содержанию:
- Почему некоторые критики называют "Элегию о певучие двери" стихотворением-воспоминанием? Докажите свое мнение.
- Каким настроением проникнуты воспоминания детских лет поэта?
- О чем свидетельствуют картины природы в "Элегии..."?
- Воспроизведите словесным рисованием картину села, которое, как лата, пришито к лесов "на склоне гор".
- В чем проявился реалистический подход поэта к жизни?
- Как относится поэт к простым людям?
- В чем автобиографичность поэзии?
- Как вы понимаете слова:
"... и То, что легкость дал сарни,
а пчелам цветы золотые
и когти сталені для рыся,
слова певучие дал мне
и острые зубы, чтобы в жизни
я твердо и просто защищался"?
- Что возвеличивает поэт в "Элегии..."?
- В чем роль художественного обрамления? художественной детали? персонификации? сравнений и метафор? Как народнопоэтические источники помогают выяснить содержание основных образов стихотворения?
Во время беседы будет выяснено, что трудно, с непониманием, воспринималось учениками, какие строки интонационно не взвешенные; учитель дополнит, растолкует необходимое. После беседы читаем "Элегию о певучие двери" вслух, чтобы восстановить перєісне ее восприятия и познакомим учащихся с мнением Дмитрия Павлычко, который считает, что "Элегия о певучие двери" - произведение, которое "скрывает в себе ключ к толкованию сборки и, возможно, даже всего творчества Антонича. Здесь взгляд поэта пытается охватить сразу прошлое и настоящее своего края, своей бездольної Лемковщины. Отсюда бьет луч неосознанной шевченковской страсти, что наполняет другие произведения Антонича своим блеском, как наполняет пламень костра глаза людей, греющихся вокруг нее(10, с.19).
На следующем этапе работы рассмотрим стихотворение "Деревня", тематически и образно перекликается с предыдущим произведением. Стихотворение читает ученик, который дома готовился к выразительной декламации.
По объему произведение небольшой, но вместительный, как народная песня. Картина, нарисованная поэтом отдельными мазками, отражает характер психологии украинского крестьянина. Каким образом достигает этого.-И. Антоныч?
Проанализируем вместе:
- Как поэт описывает основное занятие горцев? ("Конопляное небо", "кудель" говорят определенно о ткачество; "леса
гребень" - о деревообрабатывающую промышленность. Следовательно, как отмечает М. Ильницкий, и символы книги Антонича - веретено, а впоследствии топор - естественны для поэта - сына лемковского края").
А чтобы понять психологию людей, изображенных в произведении, надо обратиться к истории.
Выясним, как ученики поняли фразу "коровы молятся солнца", и дополним, что в сознании наших предков-язычников понятие "моление коровы" воспринималось как мо-литва-жертва. Со временем этот обряд перешел в христианство и в некоторых селах сохраняется и до сих пор. Его можно увидеть в Сочельник. Вот как его описывает ученый А. Потебня: "... за обедом, перед тем, как подавать обрядовую кашу, на стол кладут сено, на него ставят кашу, в которую "встреляють" две былины: одна - пастух, вторая - теля. Зажигают перед иконой свечу и молятся, чтобы "коровы брикали".
Глубину содержания поэзии помогает понять и образ тополя. "Предки наши видели в дереве не только плод познания, через дерево человек как будто общалась с солнцем, оно переносило на небо земные формы жизни". Поэтому и в Б.-И. Антонича "Стройная тополь тоньше и тоньше, словно дерево становилось бы птицей", который понес бы в высь все земные заботы и стремления человека, чтобы вновь прийти на землю теплым весенним днем.
Языческое мироощущение природы помогает понять и сравнение дня с молоком - так чувствует день крестьянин, таким мы, читатели, его видим, такая сила зрительного образа, созданного поэтом, который своеобразно, с философским осмыслением, употребляет образы, среди которых должное место занимает образ солнца. В сборнике "Три перстня" он встречается чаще всего.
- Почему?
Ученикам нетрудно вспомнить, что солнце - "прабог всех религий", в поэзии - символ жизни на земле. И в Б.-И. Антонича солнца везде и во всем, и в переосмисленому значении.
Предложим старшеклассникам провести небольшое исследование: найти и выписать в тетради строки Антоничевої стихи, где встречается образ солнца, и поразмышлять ( размышления выслушаем), которое идейную нагрузку он несет.
Например: "Коровы молятся солнцу, пламенным сходит маком"; "солнце ходит в крисані", "девушки заплетают в волосы гребень солнца", "цветастое солнце спит в колодце на мхом стеленому дни", "в солнце городов рыжий хребет лениво греет", и весна поднимает его вверх, "языков горючего птицы", и "утро везет его, как золотой сноп", и крестьяне запрягают его к своей телиги - солнце пронизывает все существо человека; а сам поэт продал свою жизнь солнцу "за сто червонцев безумие" и носит его в "кармане", ходит с ним на плечах: не представляет без него ни жизни, ни творчества.
Развивая народнопоэтические традиции в сборнике " Три перстня", автор стремился показать своего героя частицей той природы, что он любит и чувствует каждой клеточкой, как чувствовали ее наши предки, и вместе с тем стремится воссоздать любовь своих современников ко всему живому на земле.
И этим поэзия Богдана-Игоря Антонича актуальна в наши дни, когда в социологии, философии, социальной психологии все настойчивее утверждается идея взаимодействия природы и общества, говорится об энергии ума и нравственности, которая должна стать охранной грамотой окружающей нас среды. Поэтому сегодня и поэзия, что воплотила единство природы и человека, утверждает разумное, духовное в природе и природное в человеке, является гражданской. Б.-И. Антонича же обвиняли в обратном. А можно ли считать поэзию Антонича не гражданской, когда в ней так много предсказаний тех проблем и конфликтов, которые обнажились перед человечеством, перед каждой отдельной личностью в начале двадцать первого века?
Поскольку среди наиболее употребляемых Антонычем народнопоэтических образов не только солнце, но и песня, ветер, деревья, зелень, крилатість и другие, перед проведением исследования можем разделить класс на творческие группы, каждая из которых проанализирует один из вышеперечисленных образов. В кругу исследований старшеклассников будут и Антоничу персонификации, что не раз напоминают загадки, поговорки, символические образы колядок, щедривок и обрядовых песен.
Выслушав ученические сообщения, учитель отметит, что мир " Трех колец" Антоныча "разнообразный и щедрый", кроме радости, трогает почти все струны человеческих чувств, среди которых есть место и унынии, и сомнения. Кстати в этом плане будет и вопрос:
- Каким предстает перед нами лирический герой "Трех колец"? Каким вы представляете себе автора этой сборки?
Свои мысли и впечатления старшеклассники могут выложить в небольших сочинениях-размышлениях как на уроке, так и дома, в зависимости от распределения времени.
Проверить, насколько ученики осмыслили источники Антоничевої творчества, ее тесная связь с народнопоетичною сможем, анализируя поэзию "Книги Льва" и "Зеленой евангелия", в которых поэт сумел наполнить идею животворчих соков природы символикой украинского фольклора и классики, характерными образцами чего стали произведения "Яворова повесть" и "Вишни". Предложим старшеклассникам сделать их самостоятельный анализ к следующему уроку, используя приобретенные знания.
Завершая работу над сборником "Три перстня", подытожим, что в ней больше всего выражена пейзажная стихия, своеобразная трактовка которой раскрывает главную примету художественно-философского мировоззрения поэта, которую Богдан Рубчак характеризует так: "В "Трех перстнях" природа как "фиксированная" воспоминаниями лемковских пейзажей с детства и юности поэта. Быт, обряды и обычаи лемковского села, как его видит поэт через временные фильтры детского восприятия, "оказковують" природу, и пейзажи становятся будто волшебными картинами из детской книжки"(11, с.691).
В сборнике "Три перстня", кроме этого, ярко выражен еще один мотив: задача поэта, его творчества, что не должно быть свободным от житейских бурь. Прочитаем и коллективно обсудим поэзии "Клика" и "Поэта весна":
- Какие задачи ставит перед собой поэт? Свои размышления подтвердите строками стихов.
К следующему уроку учащиеся выполняют домашнее задание:
- написать сочинение-миниатюру "Каким я представляю Антонича - автора "Трех колец";
- подготовиться к анализу стихов "Яворова повесть" и "Вишни";
- просмотреть конспект статьи Б. Рубчака "Богдан-Игорь Антонич" об сборника "Книга Льва" и "Зеленая евангелия";
- читать стихи вышеназванных сборников.
|
|