Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

КАРПЕНКО-КАРЫЙ ИВАН
Трагедия личности в пьесе И. К. Карпенко-Карого"Савва Чалый"



10 класс

К. Гапиенко,

учитель украинского языка и литературы

Киевская обл.



Цель урока: на основе изучения содержания пьесы раскрыть причины трагедии главного героя как неизбежной платы за свои поступки; развивать и совершенствовать навыки анализа литературного произведения; воспитывать у учащихся чувство непримиримости к национальной измены.

Тип урока: урок изучения нового материала; урок-исследование.

Оборудование: тексты, иллюстрации, раздаточный материал.

Историческая трагедия "Савва Чалый" (1899 г.) - один из архітворів нашей литературы.

И. Франко

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока, мотивация проработки темы

Вступительное слово учителя

Читатели на протяжении многих десятилетий восхищались такими пьесами И. К. Карпенко-Карого, как "Мартын Потому-руля", "Сто тысяч" и "Хозяин". Известно, что И. Тобилевич интересовался историей родного народа, изучал ее, воссоздав в пьесах "Бондаривна", "над Днепром", "Паливода XVIII века". И вершиной драматического творчества писателя, всей украинской литературы, как отмечал И. Я. Франко, стала историческая трагедия "Савва Чалый".

Сегодня мы, анализируя содержание произведения, сформулируем проблемы, освещенные в нем, и главную из них - трагедии Саввы Чалого как предателя национальных интересов своего народа.

II. Изучение нового материала

Информационно-эвристическая беседа

Учитель. Что вы знаете о сценической судьбе трагедии "Савва Чалый"?

Сообщение творческой группы исследователей литературного процесса

(Сложной была сценическая история пьеса. Написал ее автор в 1899 г., но разрешения на постановку не было, потому что цензура считала произведение насквозь пронизанным украинскими патриотическими чувствами. И главное управление в делах прессы оценило драму по-своему. Оно решило, что в основе произведения лежит борьба русского народа против польской шляхты, которая закончилась переходом Украины во владение России. На основе этого разрешения трагедии был поставлен в 1900 г. в Киеве. Роль Саввы Чалого играл Садовский, Г. Голого - П. Саксаганский, Карпенко-Карый выполнял роль Потоцкого. )

Учитель. Вы, наверное, обратили внимание на то, что "Савва Чалый" - это историческая трагедия. Что же такое трагедия? Какие произведения называются историческими?

Сообщение творческой группы исследователей теории литературы.

Учитель. Образ Саввы Чалого вам уже известен из уроков украинской литературы в предшествующих классах. Вспомните изученное произведение, укажите его жанр?

Творческая группа литературных критиков анализирует украинскую народную балладу "Ой был в Сечи старый казак..."

Что служило И. Тобілевичу основным источником для написания трагедии?

Сообщение творческой группы исследователей литературного процесса

(Источники написания трагедии "Савва Чалый": драматургу очень помогло глубокое знание отечественной истории, в частности событий XVIII в., изучение документов и исторических трудов; верность этической позиции Карпенко-Карого народным представлениям о добре и зле (в свое время запорожцы считали предательство ради личных выгод тягчайшим грехом); литературные источники (историческая драма Николая Костомарова (1838 г.). Николай Костомаров в украинском писательстве первым обратился к образа Саввы Чалого. Его драма "Савва Чалый" положила начало разработке исторической тематики в новой украинской драматургии. М. Костомаров стремится оправдать известному перебежчику, поэтому, наказан за яничарство, Чалый в него гибнет как личность морально обновлена. Писатель в этом произведении нарушает одно из важнейших для украинского общества И пол. XIX в. вопросов - самосохранения нации.)

Учитель. Как видите, образ Саввы Чалого был очень популярен в народе, он отразился и в устном народном творчестве, и в литературе, правда, трактовался по-разному. Какие же проблемы ставит. Карпенко-Карый в своем произведении?

Сообщение творческой группы литературных критиков

(Карпенко-Карый нарушает целый ряд животрепещущих проблем морально-этического плана. Первая из них - проблема отступничества и измены, которую драматург решает, придерживаясь вековых принципов народной морали, а также опираясь на народнопоетичну творчество.

Вторая проблема - компромиссное решение противоречия между интересами порабощенных украинцев и поляков-угнетателей. В интерпретации Карпенко-Карого противостояние вполне непримириме и лишено каких-либо перспектив. Именно в этом заключается основное отличие в трактовке исторических событий Карпенко-Карым и М. Костомаровым.

Третья проблема - утверждение праведности гайдамацкой борьбы как национально-освободительного движения за восстановление суверенитета Украины.)

Аналитическое исследование

(Участие в нем принимают представители всех творческих групп учащихся. Ученики анализируют образ Саввы Чалого в контексте анализа всего произведения. Каждый ученик имеет план исследования, напечатанный на отдельном листе бумаги и роздан перед началом урока. Ниже представлен этот план с некоторыми комментариями к отдельным вопросам.)

1. Кто такой Савва Чалый в трагедии Карпенко-Карого?

2. Каким он предстает в первых двух действиях пьесы?

3. Какое значение экспозиции произведения - многочисленных рассказов крестьян и гайдамаков о бесчинствах польской шляхты? (Показания, что чаша народных страданий, мук и терпения переполнилась и они поднялись на борьбу).

Члены творческой группы текстологів зачитывают соответствующие отрывки из произведения.

4. Как меняется поведение Саввы ЧалогоуЗі4діях пьесы?

5. Что повлияло на решение Саввы прекратить борьбу? Было ли оно неожиданным? (Когда имя Саввы Чалого стало грозным символом мести, то носитель его, оказывается, избегает борьбы. Он предлагает другой путь - бескровное, компромиссное решение межнационального конфликта. Авторитет вожака настолько велик, что гайдамаки в начале соглашаются с ним. С этого момента начинается процесс нравственного перерождения Саввы. Драматург ставит перед собой сложную задачу: изобразить Чалого по-новому, видя в его измене не только простое яничарство, но и тяжелый, неспокутний грех.)

6. Всегда ли поступки Саввы Чалого согласуются с его словами, его совестью?

7. Обратите внимание на раздаточный материал, где указаны вечные человеческие моральные ценности, краеугольным камнем которых есть совесть и правда. Какие из них (и положительные, и отрицательные) можно отнести к образу Саввы? А какие - к образу Гната Голого, бывшего собрата Саввы?

8. Докажите, что герой произведения - личность раздвоена, трагическая. (Слова о благе для народа, его мир и покой сочетаются у Саввы со вспышками ярости: он даже церковь сжег, что было величайшим грехом. Став открытым врагом, мучителем родного народа, Чалый все же понимает, что его страшная ошибка привела к десяткам преступлений. В его сознании настойчиво борется мысль о возвращении к гайдамацкого общества (чтобы кровью смыть грехи). Но вместе с тем он осознает, что возврата быть не может.)

9. Перед вами перечень основных национальных ценностей нашего народа. Мог стать Чалый предателем, если бы он имел в себе эти основные ценности?



10. Как же был наказан Савва за свои поступки? (Инсценировка отрывка из трагедии.)

11. Можно ли как-то оправдать Саву? Вы сочувствуете этому персонажу или осуждаете его?

12. Почему большинство исследователей утверждает, что это трагическая личность? (Человек, которая перечеркнула свое доброе имя предательством народных интересов, плохими поступками, - фигура поистине трагическая. Ни дети, ни внуки, ни правнуки не смогут гордиться таким предком. Это трагедия целого рода и, в определенной степени, даже народа. Такая личность требует сочувствия. Но, бесспорно, и осуждения.)

13. Украинская литература знает обиды и других предводителей гайдамацкого движения. Образы предводителей народного восстания изображали и другие украинские писатели. Назовите автора, произведение и имена предводителей гайдамацкого восстания. (Историческая поэма Т. Шевченко "Гайдамаки"; образы предводителей восстания - М. Зализняка и И. Теса.)

14. Какими предстали перед вами крестьянская масса, гайдамаки в трагедии "Савва Чалый"?

15. Кто из представителей польской шляхты вам запомнился и почему?

16. Итог исследования (проводит творческая группа исследователей литературного процесса под руководством учителя).

III. Итог урока

Беседа с учениками.

1. Прошло более 100 лет со времени написания трагедии. Не потеряла она своей актуальности сегодня?

2. В произведении отражены страшные, трагические страницы нашей истории. Почему их следует всегда помнить, особенно сегодня, когда Украина стала независимо и строит свое государство? (Только преодоление личного эгоизма, раздвоенности в словах и делах, верность нынешних руководителей государства народным интересам, мир и согласие в обществе между вождем и массами могут принести счастье нашему народу, уверенность в будущем.)

3. Чему учит нас эта трагедия? (Трагедия учит нас быть мудрыми и мужественными, расчетливыми, обдумывать каждый свой поступок, потому что иногда необдуманные действия, слабохарактерность могут привести человека к неотвратимому концу.)

IV. Задание на дом: написать сочинение-размышление

на тему "Почему Савва Чалый - личность

трагическая?".

Раздаточный материал

Абсолютные вечные ценности и их антиподы

Добро Зло

Совесть, правда, вера, надежда, любовь, честность, справедливость, достоинство,

мудрость, милосердие, прощение,

великодушие, благородство и т.д Несправедливость, нечестность, разочарование, ненависть, жестокость, нигилизм, равнодушие, двуличие, злопамятность, бездушие, подлость и т.п.

Основные национальные ценности:

- идеал Украины;

- государственная независимость Украины;

- патриотизм, готовность к защите Родины;

- чувство национального достоинства;

- историческая память;

- уважение национальных символов и праздников;

- культ национальной свободы;

- стремление к национальному единству украинцев;

- самопожертвование в борьбе за свободу нации;

- бережное отношение к национальным богатствам; -ориентация собственных усилий на развитие Украинского государства.