Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Василий Стус
Страницы большой жизни (Урок, посвященный 70-летию со дня рождения Василия Стуса)



11 класс



С. Коваленко,

учитель украинского языка и литературы, член Национального союза журналистов Украины

Черкасская обл.



Тема. "...Как сын тебе низко уклонюся, и честно взгляну в твои честные глаза, и в смерти с родным краем поріднюся". Василий Стус. Биография поэта. Сила воли и стойкость духа. Любовь к родному краю, боль и тоска по ним. Поэтические образы произведений.

Цель: ознакомить воспитанников с тяжелой судьбой выдающегося украинского поэта-борца за счастье, свободу и независимость Родины; развивать память, творческое воображение, аналитическое мышление учащихся; воспитывать интерес к творческому наследию Василия Стуса, формировать чувство гордости, что ты принадлежишь к известной нации - украинской.

Тип урока: урок - литературоведческая разведка.

Средства обучения: компьютерный класс (компьютерная поддержка, другие современные технологии); портрет Василия Стуса, выставка художественных произведений и публикаций поэта; бумажные носители информации (распечатанные письменные разноуровневые задания).

Эпиграф к уроку:

Что мог - я сделал.

Что смогу - еще сделаю.

Но без Украины мне жутко...

Прошу только верить, что я ничуть

Не изменился против студенческих лет...

У меня есть мой народ...

Его мучения - то единственная

Моя скорбь...



Василий Стус

3 декабря 1978 г.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Объявление темы, цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся

Вступительное слово учителя. Сын поэта Дмитрий Стус в своей книге "Василий Стус: жизнь как творчество" отметил такую сакральную тезис: "Можно сказать, что волей обстоятельств Василию еще до рождения выпал жребий объединить в себе две составляющие: крестьянскую взвешенность и мудрость, которые при его жизни перестали быть добродетелями, и донбасскую вольность, анархичность и бесшабашность, без чего, когда стремишься достичь успеха, пробить себе дорогу почти невозможно. По каким-то причинам он не стал на значительно более простой путь отречения корней и материнского языка, как это естественным образом делало большинство детей переселенцев, чтобы хоть таким способом избежать жестокого высмеивания со стороны сверстников. Впрочем, этот путь был для слабосилих, а Василию с детства хотелось быть сильным. Да и родители, сколько он видел, не стеснялись своего происхождения, сохраняя в кругу семьи и религиозность, и традиционный лад, и язык. Вполне вероятно, что папа или мама в долгие и темные вечера рассказали ему немало горького о своем побеге из Винницкой и смогли романтическом юноше рассказать о родную землю так, чтобы на всю жизнь заложить в нем непреодолимое желание отстаивать национальное достоинство, о которой в Сталино можно было прочитать разве что в исторических легендах о казачестве" [9, 62].

Исследователь творчества Василия Стуса Григорий Белоус констатирует: "После Сковороды и Шевченко, после Симоненко и Довженко, после Драй-Хмары и Вишни, после тысяч патриотов - попранных, изувеченных, убитых тоталитарной системой, Стус не смог жить иначе: откровенно стал состязаться с ней. Сознательно, безоговорочно, с открытым забралом. Рядом с ним было много сподвижников, но не каждый из них прошел свой трудный путь от начала и до конца так, как сделал это Стус" [1, 20].

Итак, уважаемые ученики, доторкнімося сердцем и принять душой эту великую человеческую трагедию.

Вопрос к ученикам

1. С какой целью мы изучаем жизнеописание поэтов? (Чтобы стать образованными; чтобы иметь пример того, чего может добиться обычный человек; кем может стать.)

2. Как по вашему мнению, поможет определиться с собственными поступками знания жизненной судьбы других людей? (Зная судьбу других, легче избежать собственных ошибок.)

III. Изучение нового учебного материала

Инсценировка "Листая страницы большой жизни" (за основу взят научную статью доктора филологических наук, профессора кафедры украинской литературы, декана филологического факультета Сумского государственного педагогического университета имени А. С. Макаренко. М. Горболіс [3, с. 70-82]).

Двое подготовленных учащихся демонстрируют портрет В. Стуса, рассказывают о жизни и творчестве поэта. Двое других готовят выразительное чтение стихов художника.

Первый ученик. Відтворімо мозаику фактов, эпизодов жизни Василия Стуса, подчеркивают его сущность на фоне тогдашней эпохи.

Второй ученик. Волею судьбы жизнь Василия Стуса с первой минуты было органично вплетено в древнеукраинский традиционную звичаєвість. Будущий поэт родился 6 января 1938р.ус. Рахновка Гайсинского района Винницкой области, накануне великого Рождества, когда на Сочельник - магическое время - привычные и обыденные вещи и предметы приобретают волшебной силы, когда небо и земля, все добрые силы прибавляются к созиданию другого, вимріяного бытия. Так народные обычаи - сердечник Украинского Космоса, "начало и вершина, зародыш и впервой" (Г. Сковорода) - вошли в плоть и кровь Василия Стуса, а вместе с ними и уважение к земле, прошлого, культа предков.

Первый ученик. Того предрождественского дня 1938 г. высшие силы отразили духовные пути реализации чрезвычайно богатого потенциала украинца, которому в будущем еще предстояло настойчиво прокладывать эти пути, свято оберегая от уничтожения, осквернения, нивелирование. Ему еще предстояло много работать, чтобы удержать и продолжить традиции, сохранить ценности, с которыми украинцы должны идти в мир, чтобы рассказать о себе и удивить другие народы.

Второй ученик. Василий Стус о свои детские годы вспоминал: "Помню, как лежал в люльке (а мама еще делала на поле, в колхозе, значит, мне было меньше года), а никого нет. Колыбель висит на гаке, убитому к балке... я мокрый, видимо, ревел - и докучило. Скучно лежать, то я играю своими ушами - мну их в ладошках. Помню, как ходил в ясли в Рахнивци (еще мама жила в деревне) - и там виціловував всех сопливых деток, потому что любил их - всех. ...Над моей колыбелью мама пела колыбельной..." [9, 25].

Первый декламатор.

Сын мой, сын, не клены отца,

а помяни.

Меня же проклятую, я твоя мать, -

меня клены.

Первый ученик. Когда мама позже напевала эти мощные слова, мои глаза закипали слезой. Почему "не клены отца"? Почему мать проклята? Понять не мог. А слезы бежали из глаз, и я прятал их, потому встидався слез. Похоже, что на эти вопросы маминой колыбельной уже взрослый Василий искать ответы всю сознательную жизнь.

Второй ученик. Не отрекся, не пренебрег Василий Стус материнского языка в среде русскоязычного Донбасса, куда семья бежала от физического уничтожения. Речь сохранила его душу от безверия и равнодушия, помогла не забыть, кто он есть.

Первый ученик. Василий Стус был горд с того, что знает и говорит на украинском! Это сознательное желание быть украинцем, сознательное выступление против мало-росийству, потому что не захотел быть обокраденным и посредственным. Именно родной язык сделала Василия Стуса счастливым, сильным, ибо именно из источников родного языка он впитывал духовную энергию для своего естества. Речь помогла ему почувствовать себя украинцем.

Второй ученик. Малые Василий и Маша, которых отец привез из Рахнівки к Сталино, убегают из барака. Они не признают отца - потому, что забыли, или потому, что отец будто обидел их, оторвав от родного детскому естеству пространства (села). Ощущение этих маленьких детей надломлены, Василий и Маша ищут уюта, гармонии, что их узнали в селе и потеряли в связи с переездом.

Первый ученик. Василий Стус вспоминает: "Помню, как смеялись женщины донецкого бараку, что я хвастался, ходя в длинной рубашке: "эту рубашечку мне бабушка сшила, с кармашком - говорил я, а им было чего отрадно" [9, 67].

Второй ученик. В Сталино семья Стусов жила в каморке (службы, кухня - общие для всего этажа). Души маленьких детей Стусов умоляют уюта. Это естественное желание.

Первый ученик. Так с детства Василий Стус знал, что семья должна быть крепкая духом, розпросторена в русскоязычной атмосфере, выстроенная на принципах доверия, любви, взаимоуважения и взаимопонимания, уважения и сохранения народных традиций, праздников, обычаев. Эти самобытные признаки украинской семьи помогли выжить и не разрушиться семьям Семена и (лини Стусов, а впоследствии Василия Стуса и Валентине Попелюх. Уже 10-летним мальчиком Василий Стус обозначил основные принципы философии своей жизни, сознательно выбирая тяжелую дорогу страданий. "И еще хотел - тяжело учиться, потому что жить - тяжело. Маме - тяжело. Папе - тяжело. То и мне должно быть тяжело - вплоть до тех пор, пока и папе и маме не станет легче, пока всем людям на свете не станет легче жить", - вспоминает поэт. Это осознанная ответственность за судьбу народа, истоки тех благородных намерений впоследствии взрослого Василия Стуса служить своему народу. Не "Кобзарь"Шевченко, что его уже четвертокласником почти всего знал наизусть, закалял волю и характер?

Второй ученик. Василий Стус имел намерение посвятить свою жизнь геологоразведочной деле, но после Франко "Моисея" "забыл свою геологоразведку. А стал литератором" [3, 75]. Василия Стуса манит героико-романтическая литература, в которой самоутверждаются сильные и цельные личности. Мамина песня сливается с историей народа; он каждый раз будто проживает историю сам, как бы становится участником прошедших событий, ідентифікуючись, таким образом, с народом, с культурой нации, осмысливая прошлое и современно в свете национальной идеи. Славик Глузман, русскоязычный киевлянин, с которым Василий Стус провел в камере 20 дней перед этапом, вспоминает: "Стус оказался первым человеком, которая рассказала мне, что та земля, на которой я родился и вырос, имеет свою историю. Я же даже не догадывался о ней. Мне в школе этого не рассказывали. Родители тоже не смогли мне дать, потому что просто не знали... Он очень интересно это все рассказывал. Это было прекрасное ощущение, когда он рассказывает и одновременно иллюстрирует это пением древней украинской песни..." [С, 75].

Первый ученик. На протяжении обучения в Донецком пединституте (1954-1959 гг.) Василий Стус самостоятельно углубляет знания по истории Украины и истории украинской литературы. Здесь, в городе, Чувствовал себя будто в духовной неволи. Чтобы не потеряться, он должен был самостоятельно создать пространство для своего "я", перенести культуру души на территорию проживания тела. После окончания ВУЗА Василий Стус, "стужілий по настоящей, нєдонецькою Украиной", едет по распределению (вместо однокурсницы Зинаиды Кононученко) в далекое село на Кировоградщину - недалеко от родной Рахнівки, чтобы перед службой в армии дышать озоном украинской стихии.

Второй ученик. Далее была служба в рядах армии, затем учительства в Горловке на Донетчине, в Таужнянській семилетней школе Гайворонского района Кировоградской области. Долгие размышления, общение с друзьями, аналитическое созерцание процесса разрушения материи и духа в Украине ужесточили ответственность Василия Стуса-гражданина за культуру своего народа, подчеркнули потребность пользоваться достоянием народа, защищать политические, культурные, духовные права нации, а следовательно, государственность, которая должна быть достойно представлена в мире. Об этом шла речь и на месячном семинаре молодых литераторов в Одессе в мае 1963 г куда Василия Стуса пригласил В. Я. Пьянов Молодежь дискутировала о возможности украинского государства положение и развитие (развитие. - С. К.) родного языка, литературы, о том, что "настало время появления на Украине новейших атаманов духовного прогресса - Кобзарей Каменщиков". Тогда, в разгар дискуссии, Василий Стус сказал: "О каком народе вы говорите? О каком возрождении?. Ленивые мы духом, затурканные, безразличны волы, что без иг на шее не способны себя и мыслить! А насчет Шевченко и Франко... Не преувеличивайте и не стройте иллюзий Таких больше не будет..." [9, 140].

Первый ученик. Далее в жизни Василия Стуса была встреча с Иваном Светличным, который ввел его в круг шестидесятников... Дальше - проявление духовной зрелости Василия Стуса: выступление в кинотеатре "Украина" 4 сентября 1965 p., когда украинская общественность приветствовала мировое признание фильма С. Параджанова "Тени забытых предков", а совсем рядом, почти за стенами зала, продолжались аресты (было арестовано Ивана Светличного, Богдана и Михаила Горыней).

Из воспоминаний И. Дзюбы: "И Василий поднялся, им что-то такое заговорило. И он крикнул, что все, кто протестует против арестов, встаньте, прошу встать. Сначала несколько человек поднялись, потом больше, потом больше, потом больше. Но не все" [9, 181]. Вот то судьбой или высшей силой рокований случай, когда можно было безошибочно измерить, по словам И. Драча, концентрацию национальной идеи, насыщенность, плотность, уровень патриотизма на душу населения. Выступление Василия Стуса в кинотеатре всколыхнул страну, пробудил сознательную украинскую интеллигенцию к Действиям [3, 77].

Второй ученик. А через несколько дней (7 сентября 1965 г.) Василий Стус писал в пояснительной записке директору Института литературы имени Т. Г. Шевченко НАНУ:

"...Я говорил с возмущением о том, что подозрительно скрываемые аресты проявляют какую-то гнетущую атмосферу, которая создалась в Киеве, особенно же - в отношении молодых художников. Эти подозрительны аресты создают почву для страшных аналогий. Тень кровавого 1937 г. слишком близка, чтобы можно было не реагировать на любые подобные симптомы. Чисто психологически, чисто граждански - я не мог сдержаться. Я считаю, что в таких условиях молчание является преступлением..." [9, 183]. Через несколько дней "за систематическое нарушение норм поведения аспирантов и сотрудников научного учреждения" Василия Стуса отчисляют из аспирантуры ИЛ НАНУ.

Первый ученик. Василий долго не мог найти работу (с высшим образованием работать разнорабочими запрещалось), работал (часто по две смены) в кирпичных - загружал котлы известью, вигортав изгарью, в перерывах читал, не страдая от чрезмерного надзора или от чужих глаз.

Первый декламатор. Про своего друга и единомышленника Ивана Светличного Василий Стус напишет:

Не могу я без улыбки Ивана

эту слякотную зиму пережить.

В проваллях ночи, когда Киев спит,

а вторая где клевещут старательно,

склепить глаз не могу ни на миг,

он, как заря, проміниться из тумана,

но молчит, молчит, молчит, молчит.

Второй декламатор.

Ни словом не отзовется. Ни пары

из уст. Вусате солнышко мое!



Несут тебе три царіє со дары скапарене озлобление свое. Іваночку! Ты слышишь, доброокий? ей-бо не знаю, что я плохо сделал. Чего же йдосі твой порог высокий ни почувствовал, ни перешагнул...

Второй ученик. Впоследствии Василию Стусу повезло устроиться на должность сначала научного сотрудника, а затем старшего научного сотрудника в Центральный государственный исторический архив. После арестов 1965 колесо репрессий закрутилось, коммунистические идеологи, которые связывали свои карьерные интересы с борьбой с "украинским буржуазным национализмом", должны были находить все новых и новых жертв. Под бдительное око Кгбистов попадает и Василий Стус, но не боится и продолжает писать. Он хорошо осознает націєзберігаючу функцию литературы.

Первый ученик. 1972 г. Василия Стуса был арестован вместе с Иваном Светличным, Евгением Сверстюком, Игорем и Ириной Калинцями и другими. Василия Стуса приговорили к 5 годам лагерей и трем годам ссылки. Наказание отбывал в Мордовии, ссылку - на Колыме. в 1979 г. вернулся в Киев, но через 8 месяцев его арестовали во второй раз и осудили на 15 лет лишения свободы (10 - лагерей, 5 - ссылки). Второй срок Василий Стус отбывал в спецтаборі в Пермской области. Режим последние годы был невыносимым: лишение свиданий, непрерывные притеснения со стороны администрации, болезни, и главное - не имел возможности передать на волю ни одного поэтического строки. Камера сожрала его произведения, покончила с, как некогда было с Т. Шевченко.

Второй ученик. До последних дней своей жизни Василий Стус оставался честным перед своими родными, друзьями, народом. За год до смерти (в сентябре 1984 г.) Василий Стус обращается к советскому правительству с таким письмом: "23 августа с. г., не выдержав нечеловеческих условий в лагере ВС - 389/36, украинский политзаключенный Юрий Литвин сделал попытку самоубийства, он открыл себе лезвием живот, вытащив внутренности в окровавленную постель. Забрано его в бессознательном состоянии. Возможно, он уже умер. ...Литвин - тяжелобольной. Но медицинской помощи ему практически не оказывали. Так, он 9 месяцев ждал протезирование зубов, проходивши с обпиленими зубами (практически все время он ничего не мог есть). Литвин - почти совсем слепой, а кормят его так, что можно дойти до дистрофии... и Литвина довели до дистрофии: он весил 46-48 кг - 50-летний мужчина. Именно эти условия бесчеловечного издевательства привели к смерти [здесь и далее сохранен язык оригинала. - С. К.] другого правозащитника из Украины - Олексы Тихого, которого фактически убили - холодом, голодом и нелечением - 3,5 месяца назад!.. Ситуация напоминает самые черные годы сталинщины, когда лучшие сыновья украинского народа - М. Зеров, Л. Курбас, М. Драй-Хмара, М. Кулиш - умирали и сходили с ума по сталинским душегубках. Спрашиваю - какой смысл в таких екзекуціях? Надежды на то, что кто-то из нас сломается, - бесполезны. Абсолютно бесполезны. Все мы готовы умереть во имя будущего своего народа, во имя справедливости и прогресса. А наша жертвенная кровь, пролитая в кучинскому концлагере, навеки пробудет нашей славой, а вашей черной позором. Подумайте над этим хорошо. Знайте: мы под опекой памяти народа. Мы. А не вы. Я знаю, что писать, собственно, ни к кому. Украинские оборотни - янычары - не пустят этого письма по назначению. Потому что не они отдали украинскую молодежь 50-80 гг. под нож новейших сталинцев-беріївців? Для чего же я пишу? Чтобы напомнить: кроме сейчас, будет еще и завтрашний день. Опомнитесь, людове!" [9, с. 347-348].

Первый ученик. На защиту цькованого, осужденного и замученного Стуса выступал академик Андрей Сахаров, призывая поэтов, писателей и ученых всего мира защищать человеческое достоинство и справедливость. Отдел Международной Амнистии в Западной Германии выслал в адрес Главного Прокурора УССР Ф. Глухая, как и в других организаций мира, которые заинтересованы проблемой человеческих прав, звукозапись и письму делу Василия Стуса. Слово за словом, предложение за предложением, страница за страницей доказано с железной логикой, что позорный осуждение Василия Стуса - месть неправового государства и нарушение основных человеческих прав.

Второй ученик. 1985 г. Генрих Белль выдвинул творчество Василия Стуса на соискание Нобелевской премии. 30 - 31 августа 1895 г. по ложному доносу надзирателя Василия Стуса бросили на 15 дней в карцер. В ночь с 3 на 4 сентября в карцере, во время "сухой" голодовки, перестало биться сердце Василия Стуса [9, с. 348].

Итак, вернемся сегодня своим лицом, своими мыслями и почуваннями до того самого верного сына Украины, который был живым воплощением национального духа и национальной гордости украинцев.

Вопросы к ученикам.

1. Чем заинтересовала вас биография поэта?

2. Какие черты характера были характерны Василию Стусу? (Сила духа, решительность, мужество, выносливость.)

3. Почему жизнь и творчество художника оценены нашими современниками как подвиг? Чему они нас учат? (Быть настойчивыми, принципиальными и целеустремленными.)

Анализ поэтических произведений Василия Стуса. "Сумеречные сумерки опалы".

Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником. Беседа по тексту произведения.

1. Определите тему этого стихотворения? (Личность в условиях чужого ей мира, построенного по принципам абсурда.)

2. Что символизирует образ сумерек? (Образ сумерек символизирует в контексте мировой литературы зло. В рамках произведения форма этого зла - социальный упадок, связанный с образом сонной земли, ведь застой поддерживается замиранием мысли и чувства - сном, который охватил подавляющее большинство общества. При этом духовный мир человека улавливается в сети тотальной общественной ситуации: "сумеречные сумерки ... душу оплели", "куда ни иду, куда не стремлюсь - смерк сосновый мерзнет вверху".)

3. С чем ассоциируется сосна в произведении? (Сосна - растительное реалия северного пейзажа - ассоциируется в произведениях Василия Стуса с неволей. Именно неволя и смерть образу "соснового сумерек" тяготеет в тоталитарном обществе над человеческим сознанием и духовностью.)

4. Какова главная мысль стихотворения? (Главная мысль стихотворения выражается следующим суждением: смысл бытия личности в "чужом" ему мире надо искать среди высших морально-этических категорий, одна из которых - Отечество. За этой идеей - жизненный подвиг Василия Стуса.)

Поэзия "Весь обшир мой - четыре на четыре". Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником. Беседа по тексту произведения.

1. Где находится лирический герой поэзии? Как поэту удается передать тяжелое настроение, скованность и ограниченность воли?

2. К кому обращается Василий Стус? Как он называет свою родную мать?

3. Почему судьба матери поэта не менее трагична, чем его собственная? Каким образом это выражено?

Поэзия "На колимськім морозе калина".

Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником. Беседа по тексту произведения.

1. Как описывает Василий Стус природу Колымы? Какие художественные детали использует?

2. Как вы понимаете своеобразный поэтический неологизм Василия Стуса "И катилось шаров-покотьолом мое сердце в медвежий берлогу"?

3. Образ-символ использовал поэт, говоря о родной Украине?

Поэзия "Сквозь сотни сомнений".

Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником. Беседа по тексту произведения.

1. О какой путь говорит поэт?

2. Каков этот путь?

3. Почему поэт - начало этого пути?

4. Что выделяет поэта среди других людей?

Поэзия "По летописи Самовидца".

Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником. Беседа по тексту произведения.

1. Какой эпизод из истории Украины описан в стихотворении?

2. Почему к образу солнца приняты два эпитеты - украденное и татарское?

3. Почему стихотворение имеет такое название?

4. Какую позицию занимает автор произведения?

IV. Обобщение и систематизация знаний; усвоение системы знаний и способов их использования

(выполнение письменных разноуровневых заданий).

И уровень

Назовите правильный вариант ответа (за правильный ответ ученику начисляется - 0,5 б.).

1. Василий Стус родился на:

а) Винниччине;

б) Тернопольщине;

в) Донецкой области;

г) Харьковщине.

2. За протест против арестов украинских шестидесятников В. Стуса было отчислено из аспирантуры Института литературы имени Т. Г Шевченко НАНУ:

а) в 1960 г.

б) в 1965 г.

в) в 1955 г.

г) в 1970 г.

3. В. Стуса арестовали и осудили на пять лет принудительных работ и три года ссылки (которые поэт отбывал в Мордовии и на Колыме):

а) в 1974 г.;

б) в 1969 г.;

в) в 1972 г.;

г) в 1976 г.

4. Прах В. Стуса перезахоронен на Байковом кладбище в Киеве:

а) в 1987 г.;

б) в 1985 г.;

в) в 1989 г.;

г) в 1991 г.

5. Укажите, кто из известных украинских поэтов "благословил" первую публикацию стихов В. Стуса:

а) П. Тычина;

б) А. Малышко;

в) М. Рыльский;

г) Л. Костенко.

6. Среди названных сборников В Стуса увидели

мир в 90-е годы XX в. в Украине?

а) "Дорога боли";

б) "Под бременем креста";

в) "Окна в позапростір";

г) "Зимние деревья".

7. В. Стус стал лауреатом Государственной премии Украины имени Т. Г. Шевченко (посмертно):

а) в 1989 г.;

б) в 1991 г.;

в) в 1993 г.;

г) в 1995 г.

8. Укажите название литературоведческой разведки

В. Стуса о П. Шест:

а) "Уход Тычины";

б) "Клярнетичний символизм";

в) "Феномен эпохи, или Восхождение на Голгофу славы";

г) "Тычина и его время".

9. В октябре 1990 г. с письмом в защиту В. Стуса к участникам Мадридского совещания для проверки выполнения Хельсинского соглашения обратился:

а) И. Драч;

б) О. Гончар;

в) А. Сахаров;

г) М. Рыльский.

10. В строках из стихотворения В. Стуса

Прозаики, поэты, патриоты!

Давно опазурились соловьи,

Одзьобились на нашей Украине...

выделено:

а) диалектизмы;

б) професіоналізми;

в) историзмы;

г) неологизмы.

Варианты правильных ответов. 1) а; 2) б; 3) в; 4) в; 5) б; 6) а; 7) б; 8) в; 9) в; 10) г.

II уровень

Дайте краткую (но содержательный) ответ на один из вопросов (правильный ответ - 2 б.).

1. Прокомментируйте слова Василия Стуса:

Поэт - это человек. Прежде всего. А человек - это прежде всего мужчина. Если бы было лучше жить, я бы стихов не писал, а делал круг земли...

2. Выясните, в каких поступках оказалась гражданское мужество Василия Стуса.

3. Найдите в отрывках из стихотворений Василия Стуса неологизмы, объясните способ их создания, значение в тексте:

а) Усевитончуваний вопль, крик крика, крика крик. Предостаточно. Спекайся мрак, хоть как к ним и привык. Эти грудь боли, боль груди, напуганных страданий - нет им никаких панацей, все поглощает хлань ("Усевитончуваний вопль...");



б) Сосна плывет из ночи и растет,

как полохке парус всечекання.

А ты уже - по ту сторону, ты - за гранью,

где видение качается зыбко.

Там - Украина. За гранью. Там

("Сосна из ночи выплыла, как мачта...").

III уровень

Напишите сочинение-размышление на тему "Всем жертвую для тебя, родной край!.." (максимальное количество баллов - 5 б.). Общее количество баллов - 12.

V. Подведение итогов урока. Объявление результатов учебных достижений учащихся

Заключительное слово учителя. Завершая наш сегодняшний урок, я хочу сказать, что нам с вами действительно повезло жить во времена народовластия / демократии, в свободной, независимой Украине, потому что на примере Василия Стуса мы увидели, как несправедливо и трагично складывалась судьба украинцев и особенно - великих художников прошлого. Однако, не смотря на такие пыточные муки, жестокая система не сломила духа поэта. Его проникновенное слово насыщено большой силой и энергией, что вновь и вновь пробуждает в читателях самые благородные порывы и стремления. Поэтому поэт Василий Стус продолжает жить среди нас...

VI. Домашнее задание может быть дифференцированным: выучите наизусть одно из стихотворений Василия Стуса; напишите сочинение-размышление на тему: "Василий Стус и его время"; уложите список литературы (5-10 источников, используя бумажные носители информации, а также Интернет-технологии); подготовьте web-страницу "Василий Стус в воспоминаниях современников".

Литература

1. Белоус Г. Рокований сентябрь (Из размышлений о жизни и творчестве Василия Стуса) // Дивослово. - 2003. - № 3. - С 20-21.

2. Бондаренко А. И., Бондаренко Ю. И. Изучение творчества Василия Стуса в школе. - Нежин, 1998. - 253 с.

3. Горболіс Л. Жизнь как творчество. Будем свидетелями! (Материалы для устного журнала по книге Дмитрия Стуса "Василий Стус: жизнь как творчество") // Русский язык и литература в средних школах, гимназиях, лицеях и коллегиумах. - 2007. - № 3. - С 70-82.

4. Научные основы методики литературы: Учебно-методическое пособие / под редакцией доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента АПН Украины Н. И. Волоши-ной. - К.: Ленвіт, 2002. - 344 с

5. Пасечник Есть. А. Методика преподавания украинской литературы в средних учебных заведениях: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - К.: Ленвіт, 2000.- 384 с.

6. Пультер С. О., Лисовский А. М. Методика преподавания украинской литературы в средней школе. - Житомир "Полесье", 2000. - 163 с

7. Сверстюк Есть. Василий Стус. 15 лет. Мера присутствия // Дивослово. - 2001. - № 1. - С 54.

8. Степанишин Б. И. Преподавания украинской литературы в школе. - К.: Проза, 1995. - 254 с

9. Стус Д. Василий Стус: жизнь как творчество. - К., 2005. - 351 с

10. Чеховская Л. Герметичная поэзия Василия Стуса // Украинская литература в общеобразовательной школе. - 2000. - № 3. -С 10.

11. Яременко В. "И я гукну, и сын меня услышит.. ."//Днепр. -1990. - № 4. - С 7.