Статья
Текст в современных исследовательских парадигмах
Всеукраинская научно-практическая конференция по проблемам преподавания лингвистических, литературоведческих, методических курсов в г. Суммы
О. Семеног,
доктор педагогических наук Киев
Неоантропоцентричні тенденции, изменение системно-описательной парадигмы языка на коммуникативно-прагматическую, тенденции гуманизации и интеграции в развитии фольклористики, культурологии, этнологии, педагогики, необходимости формирования у студентов-исследователей творческих способностей к анализу и интерпретации художественных произведений, воспитание высокой эстетической культуры, развитие читательской культуры детерминируют содержательную модернизацию традиционных языковых и языковедческих, историко - и теоретико-литературных, методических дисциплин, наполняют их элементами современных научных направлений (психо-, социо-, этнолингвистики, неориторики, словесности, прагматики, лингвистики текста и др.), расширяют культурологические составляющие, виокреслюють текстоцентричну подготовку, способствуют воспитанию учителя-словесника как украиноязычной личности, гражданина и патриота.
Такие идеи стали ключевыми в выборе темы научно-практической конференции "Филологические науки в образовательных учреждениях", состоявшейся осенью 2007 года в Сумском государственном педагогическом университете. Организатором конференции выступил филологический факультет. На протяжении последних десятилетий учеными языково-литературных кафедр исследуются важные как для теории, так и для практики вузовского и школьного преподавания проблемы языковой культуры, коммуникативной, лінгвометодичної, литературоведческой компетенции учителя.
Конференция имела статус всеукраинской. В работе приняли участие известные ученые, докторанты, аспиранты, молодые преподаватели, учителя, студенты. Среди докладчиков - представители высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений г. Киева, Харькова, Сум, Запорожья, Измаила, Славянск, Ровно, Луцка, Глухова.
Выступления ученых как на пленарном, так и секционных заседаниях показали різноаспектність подходов к обозначенной прблематики конференции, докладчиков показали как толерантных языковых личностей. Доктор филологических наук, профессор Запорожского национального университета. Шевченко привлек внимание присутствующих к проблеме актуализации научно-поисковой деятельности в контексте связей литературы и истории. Доктор филологических наук, профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Н. Зборовская в докладе "Структурно-генетический анализ художественного произведения и психоистория литературы" обратилась к методологии психоанализа, раскрыла сущность и роль индивидуального мифа писателя в процессе эволюции его творчества. О феноменологическое измерение национальной самобытности украинской литературы шла речь в докладе доктора филологических наук, профессора Сумского государственного педагогического университета Л. Горболіс. Сущность и составляющие лингвокультурологической компетенции, пути ее формирования у студентов-филологов на разных образовательно-квалификационных уровнях рассмотрела доктор педагогических наук, старший научный сотрудник Института педагогического образования и образования взрослых АПН Украины В. Семеног. Большой интерес аудитории вызвали выступления докторанта Т. Литвиненко ("Номадологічний подход в изучении теории литературы"), кандидата педагогических наук, доцента Г. Бондаренко ("Гармония природы и человека в поэзии Лины Костенко как средство гражданского воспитания молодежи"), старшего научного сотрудника А. Переломової ("Фольклорные и христианские міфелогеми в "Сказке о калиновой свирели" Оксаны Забужко").
Плодотворно работали секции "Украинское и зарубежное языкознание (теория, история, компаративистика, лингвостилистика)", "Украинское и зарубежное литературоведение (теория, история, компаративистика)", Терменевтичні принципы и инновационные технологии изучения украинского языка и украинской литературы". Каждая секция представила на рассмотрение образовательной общественности авторский опыт викладаннл филологических и методических курсов в вуз;; учебных заведениях, инновационные технологии филологического обучения студентов.
На украиноведческой основе, с привлечением фактов этно-, социолингвистики, истории Украины, истории украинской литературы выстраиваются историко-лингвистические курсы.. На смену ассоциациям о эти предметы как застывшие формы давности и механическое зазубривание старославянского парадигматики, что продолжают господствовать в памяти большинства выпускников-филологов, приходит понимание необходимости исторического осмысления языковых фактов. Осваивая эту учебную дисциплину, студенты-исследователи в сотрудничестве с преподавателями анализируют историко-лингвистические студии П. Житецкого, A. Крымского, . Кулиша, Д. Овсянико-Куликовского, А. Павловского, А. Потебни и др. Таков лейтмотив выступления кандидата филологических наук, доцента В.Поставного. В частности, на секции "Украинское и зарубежное языкознание (теория, история, компаративистика, лингвостилистика)" ученым выяснялись вопросы происхождения украинского языка-в научной интерпретации акад. А. Крымского, анализировались основные положения этой теории и ее влияние на формирование современных научных представлений в вопросах украинского глотогенезу.
Основой процесса изучения фундаментального курса современного украинского литературного языка, как показывает опыт преподавателей, является освоение системы языка как средства развития лингвистического мышления, языкового чутья, коммуникативной, лінгвокультурознавчої компетенции с обязательной ориентацией академического материала на школьное изучение. Эта концептуальная идея пронизывала выступления других участников. На заседании секции рассматривались основные особенности политического дискурса как средства институционального общения, современные заимствования в политическом дискурсе как средство позиционирования украинского политикума на материале СМИ (Ю. Кліпатська, Д. Лавранюк), социально маркированные номінативні единицы во вторичном семіозі (Т. Бисовецкая), фоностилістичні особенности художественных произведений П. Кулиша, стихов Н. Гавриленко (О. Кумеда, А. Силка, Н. Пилипенко), функционально-стилистические возможности слов-символов в поэтическом языке Яра Славутича (Т. Полякова), синонимы как средство выражения языковой картины мира Лины Костенко (В. Щербатюк).
Потребностью формирования у студентов лингвокультурологической, лингвокраеведческой компетенций вызваны выступления О. Молчановой (исследовательница осуществила сравнительный анализ библейской фразеологии в французском и русском языках), Д. Титаренко (преподаватель очертила фонетические особенности канадского английского языка и влияние на него французского и британского языка), А. Багацької (автор выяснила роль отрицания в обозначении концепта "равновесие" в современных американских рассказах) .
Цель выступлений участников секции "Украинское и зарубежное литературоведение (теория, история, компаративистика)" - воспитание у студентов-филологов высокой эстетической культуры, знакомство с новейшими приоритетами в области украинского и зарубежного литературоведения, формирование способности осмысливать новые научные парадигмы, целостное восприятие литературного наследия, развитие у будущих учителей творческих способностей к анализу и интерпретации художественных произведений. Секция была представлена интересными выступлениями о специфике текста как вхождение в духовное бытие писателей В. Стуса, И. Светличного, В. Подпалого (Г. Домчук), символическую нагрузку женских образов в романе "Отчий светильник" Г. Федорива (В. Кравченко, С Сырица), эволюцию теории символа в эстетических декларациях французских символов (О. Чепелик), "Трагические образы-символы в поэзии Тараса Шевченко" (С. Ста-ховський), трансформацию сказочных образов в фантастике братьев Стругацких и К. Саймака (О.Кибалка), многоаспектность образа черной свечи и ее роль в характеристике духовного мира Уленичів по повести Г. Федорива "Черная свеча от Ілени" (О. Костюк). Участников научного мероприятия заинтересовали выступление С. П'ятаченка, посвященный фольклорной наследии известного краеведа Сумщины Ивана Абрамова, прокомментирован на основе локального метода, и выступление И. Пироговой, где рассматривались вопросы соотношения художественных и исторических реликтов поэзии казацкого л направления Воробкевича.
Сквозными идеями методической подготовки, как показывает анализ выступлений участников секции "Герменевтическая принципы и инновационные технологии изучения украинского языка и литературы", является гуманизация учебно-воспитательного процесса, усиление личностной ориентации содержания, открытость к внедрению новых педагогических технологий; индивидуализация образовательных траекторий студентов, повышение роли методической культуры и самообразования. Преподавателями обсуждались проблемы интерактивных методов обучения (В. Захарова), эффективность "круглых столов" на занятиях со школьного курса языка и методики его преподавания (С. Луценко-Ковтун), роль исследовательской работы студентов в контексте задач курсов, изучаемых по кредитно - модульной системе. (Земка О. И), пути активизации мыслительной деятельности одаренных филологов в системе МАН (Н. Дейниченко). В. Завгородний, И. Пахненко продемонстрировали собственные учебно-методические разработки. Доклады, выступления участников конференции опубликованы в профессиональных изданиях Сумского государственного педагогического университета.
|
|