Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Олег Ольжич
(Олег Кандыба) - жизнь и творчество




Определяющей чертой Олега Ольжича как человека его современники называют одержимость. Причем эта черта проявила себя в равной степени и в поэтической, и в научной, и в политической деятельности человека-легенды, которая была известна под именами: Ольжич, Кандыба, Кардаш.

Олег Ольжич - это литературный псевдоним сына Александра Олеся (Кандыбы). Родился он 8 июля 1907 года в городе Житомире. Читать начал очень рано - в два года, а в пять - написал пьесу на три действия. 1919 p., когда отец уехал за границу, Олег остался с матерью возле Киева в Пуще-Водице. Здесь он учился в школе, обнаружил талант к рисованию, лепке.

в 1923 году Олег с матерью едут к отцу: сначала в Берлин, затем - в Чехо-Словакии. Живут в Праге, а впоследствии в с.Горні Черношіце неподалеку от чешской столицы. На сдачи курсах Украинского общественного комитета Олег завершил среднее образование. Записался на обучение в трех высших школ - на философский факультет Карлова университета, Украинского высшего педагогического института имени М. Драгоманова на литературно-исторический отдел и до Украинского свободного университета. 1930 г. за труд, посвященную неолитической рисованной керамике в Галичине, ему была присвоена степень доктора археологических наук. Исследования молодого ученого высоко оценили чешские археологи.

1931 г. О. Кандыба становится сотрудником Народного музея в Праге, 1932 г. - он сотрудник Гарвардского университета (США). Участвует в раскопках на Балканах; О. Ольжич - ассистент в археологическом семинаре Украинского свободного университета; сотрудничает с музеем научного общества имени Шевченко во Львове. Читает лекции; он участник многих международных конференций; печатается в научных сборниках, в том числе и иностранными языками. Кстати, О. Кандыба знал 9 европейских языков. Первый сборник «Рінь» (Львов, 1935 г.) представила общественности поэтично зрелого,

своеобразного художника, вызвала много откликов в прессе. В сборнике звучат мотивы славянской праистории, античной Греции, Рима, «золотого века» человеческой эпохи. Здесь Кандыба-ученый верный исторической тематике Ольжича-поэта. Один из талантливых представителей пражской школы, в сборнике «Рінь» он предстает как неокласик (поэзии «Миф», «Монастырь»,«Мастерская»). Едва ли не самое яркое историософские идеи воплощает художник в поэме «Был же золотой возраст», написанной гекзаметром, в которой запечатлено поетове понимание четырех основных эпох истории человечества: возраста золотого, серебряного, медного и бронзового, когда:

Есть неизменная земля и все на ней изменение неустанная.

Золотое - на рассвете, за день ветряного - срібляне.

Растопленная медь - озеро то же в предвечерних часах.

И застывшее железо - ночью, в холодных туманах.

В конце 30-х годов О. Ольжич приходит к решению активной борьбы за национальную идею, поскольку предусматривает в условиях общественных катаклизмов возникновения возможностей для созидания нового государства. Его политическая деятельность разворачивается в созданной в 1937 г. под руководством полковника Есть. Коновальца Культурной референтуре Провода украинских националистов. Идеологическую платформу организации Олег Ольжич - ее первый референт - излагает в работе «В авангарде героической борьбы», работает среди людей, организует вечера, литературно-художественные чтения, спектакли, издание книг, направлено на углубление знаний по национальной истории, национального самопознания. Среди активистов Культурной референтуры - члены ОУН - Елена Телига, Иван Ірлявський, активно помогают им Улас Самчук, Оксана Лятуринская и другие.

В годы активизации национально-освободительных движений, будучи руководителем Культурной референтуры ОУН, О. Ольжич одновременно становится заместителем Председателя Провода ОУН, полковника А. Мельника (1938-1939), находится в центре событий в Закарпатской Украине в отстаивании ее от посягательств врагов, наступавших со всех сторон, когда до этого единого островка украинской независимости проявляли территориальные претензии Чехо-Словакия, Польша, Румыния, Венгрия.

С кратковременного заключения в венгерской тюрьме О. Ольжича помогают вырваться друзья. О борьбе за Карпатскую Украину художник рассказал в организованном им документально-публицистическом издании «Карпатская Украина в борьбе» и в очерке «Воины-строители».

в 1940 году в Праге выходит вторая книга поэта «Башни», которую критики называют сборником революционной лирики, с которой О. Ольжич встает неоромантиком, которому характерны высокое напряжение чувств, строгая и лаконичная речь. Современное и будущее Украины болит поэту:

Товарищ, дорогой мой брат,

Смотри в глаза рабам.

Как будете так воевать -

Страны не видеть вам.

Революционная лирика этого сборника, по словам литературоведа Юрия Ковалева, «проникнутая порывистыми ритмами и риторикой». Художественный мир в ней представляет, по выражению литературоведа Николая Неврлого, «поэта отчетливо современный, новой мировоззренческой формации».

Сборник «Башни» составили поэмы - «Городок. 1932» и «Неизвестному солдату». Первая написана под впечатлением действительных фактов о нападении группы украинской военной организации ОУН на почту, чтобы раздобыть деньги для организации. Среди украинцев данная акция была воспринята как месть польскому правительству за издевательство над украинским населением в 30-е годы. Несколько человек боевой группы было арестовано. Польская власть, наказывая их, заменил смертный приговор пожизненным заключением. Вторая поэма, написанная в 1935 p., является своеобразным посланием, в котором поэт выражает свою веру в высокую цель для Украины, направляет патриотическую молодежь к жертвенности, к выполнению святого долга для своей земли за самых экстремальных обстоятельствах. Жертвенность, «ощущение предельной линии, мужества на краю бездны» (М. Ильницкий) объединяют поэмы сборника «Башни» с произведениями «Рини» и «Замком», хотя по стилю и художественными средствами они различаются.

Накануне военных действий фашистов на Востоке О. Ольжич переезжает в Краков. Не имея никаких иллюзий относительно фашистской Германии в отношении СССР, он надеялся, что с падением большевистской империи будет благоприятный шанс строительства независимой Украины. Председатель Провода Украинских националистов назначает О. Ольжича руководителем ОУН на Приднепровье. Он приезжает во Львов, занимается тайным перемещением в Украину Культурной референтуры и Комиссии государственного планирования. Во время пребывания в родном Житомире счастливый случай уберег его от смерти от рук провокатора. До Киева А. Ольжич прибывает под чужой фамилией сразу после того, как в город в сентябре 1941 г. вошли фашистские войска. Направляет свою деятельность на организацию общественной, политической жизни в столице, под его руководством начинают выходить газета «Украинское слово», украинский литературный журнал. Киевский псевдоним О. Ольжича - Доктор. Первоочередной задачей этого периода он считал образовании Совета общенационального характера, которую должен был возглавить Агатангел Крымский. Однако его, как и других будущих членов украинского парламента, арестовало НКВД, обнаружив планы украинских патриотов. Однако Украинская Национальная Рада все равно была создана при активном участии А. Ольжича. ее председателем стал профессор Николай Величківський, избранный на Учредительном собрании 4 октября 1941 года. Активизируется борьба против фашистов, УНРада выпускает призывы к населению, объявляет протесты, разоблачает суть фашизма через украинскую прессу. И вот уже в ноябре 1941 г. оккупационная власть запрещает Украинскую Национальную Раду, ее учреждения, украинскую прессу. Отныне они продолжают борьбу подпольно. 1942 г. были арестованы и расстреляны гестаповцами в г. Киеве в Бабьем

Яра одни из активных участников национально-освободительного движения - Елена Телига, Михаил Телига, Иван Ірлявський. В марте этого года В. Ольжич покидает Киев.

В январе 1944 г. гестапо повсеместно провело массовые аресты, в том числе и среди членов ОУН. Был арестован и председатель Провода украинских националистов Андрея Мельника. Отныне его обязанности будет исполнять А. Ольжич. Он понимал, что шансы победы национального движения в конце войны были сведены на нет: фашистская армия отступала, но наступала большевистская, лидеры которой так же, как и фашистской, были непримерен-ими противниками национально-украинской государственной идеи.

25 мая 1944 г. О. Ольжич был арестован гестаповцами во Львове, под усиленной охраной отправлен в Берлин, а оттуда - в концлагерь Заксенхаузен, возле города Оранієнбург. В этом железобетонном концлагере-бункере фашисты держали особо опасных преступников. Среди них, в частности, был сын И. Сталина Яков Джугашвили. Однако больше всего здесь сидело украинцев, почти весь Провод ОУН - Бандера, Мельник, Стецько, Гарбусевич и другие. 9 июня 1944 года, не выдержав пыток, О. Ольжич умер, ничего не сказав ни о своих друзьях, ни о работе в ОУН. А 22 июля в Праге скончался Александр Олесь, узнав о смерти сына.

Олег Ольжич верил в будущее Украины, верил, что ее время придет. Старался и в личном оставить после себя след. Так и случилось - 31 июля 1944 г. его жена, Екатерина Белецкая, дочь профессора Леонида Белецкого, родила сына и назвала его по отчеству - Олегом. В мир пришел новый Олег Кандыба.

в 1946 году была напечатана третья сборник О. Ольжича «Підзамчя», которая, как и первая, полна образов-символов, с помощью которых автор проектировал свою поэтическую мысль из событий прошедших в современное, воплощая романтические мотивы в изысканную форму классического стиха. По выражению М. Неврлого, в стихах «Підзамчя» прослеживается «гармония мысли и чувства, уравновешенность настроения, восхищения не только в классических тем и художественных средств, но и к классическому покоя». Поэт размышляет над вечными ценностями, открывает потребность внутреннего покоя, душевного равновесия (стихи «Шякунтала», «Голландский образ», «Алебастер», «Порошка» и др.). Підзамчя - ремесленное предместье Львова, уголок родной земли, где каждый образ трогает до глубины души. Поэта воображение достигает от исторических пракорни Підзамчя до образов, навеянных мировой классикой. Интимные мотивы у А. Ольжича - это, по меткому определению литературоведа Николая Ильницкого, «загадка любви, намек, который можно истолковывать по-разному, но который манитиме своей непостижимостью и глубиной...»

Сегодня Олег Ольжич - поэт и гражданин, сподвижник национально-государственной идеи - приходит к читателю, чтобы по праву занять достойное место среди духовных великанов украинского народа.