Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС конца XIX - начала XX века

Ольга Юлиановна Кобылянская (1863-1942 гг.)

Повесть «Человек»

Женская тема в украинской литературе берет свое начало еще от Шевченко, продолжается в творчестве писателей послешевченковской суток.

Но проблема женской эмансипации впервые предстает в произведениях А. Ю. Кобылянской в произведениях «Человек», «Царевна», «Через кладку», «За ситуациями» и других. Это связано с тем, что середина 80-х гг. отмечена активизацией феминистского движения во всех странах. Под влиянием Софии Окуневської и Натальи Кобринской растет заинтересованность женскими проблемами и Ольги Кобылянской.

«Человек» - первая повесть писательницы украинском языке, что принесла много страданий, «мук творчества» (произведение четыре раза переделывался, сначала это был рассказ на немецком языке «Она вышла замуж»). В конце концов, 1894 г. читатели увидели повесть напечатанной в журнале «Заря». Это произведение был очень дорог автору, потому что именно он открыл ей путь в украинскую литературу, способствовал ее признанию как украинской писательницы.

Толкование заголовке повести Ольга Кобылянская подает в одном из своих записей. Речь идет не о поле, а о праве женщины самой зарабатывать себе на жизнь, индивидуальную свободу женщины, уважение к ней.

Повесть «Человек» - это смелый протест разумного мыслящего человека против угнетенного положения женщины в семье и обществе.



Образы произведения

Судьба главной героини повести отчетливо нам показывает, какой была жизненная позиция автора, какими были ее убеждения.

Героиня повести Лена выросла в семье императорско-королевского лесного советника Епамінондаса Ляуфлера среди четырех других детей. Девушка читает много «серьезных книг», тонко чувствует красоту природы, человека, специализирующегося на произведениях искусства. ее глубоко волнует музыка, которая способна раскрыть тончайшие переживания человека.

Елена не такая, как другие девушки: ее подавляет обывательская атмосфера в семье, вся ее сущность стремится к другой, высокодуховного, целенаправленного жизни. Родители обеспокоены тем, что дочь, которая открыла себе пространство к самообразованию и определила идеалы в борьбе за свободу женской личности, стремится быть независимой, творить собственную судьбу, а не быть лишь придатком и украшением мужчины. Девушка не отказывается и от женского счастья, однако только с мужем близких ей поглядів. ее взгляды привлекают внимание целого городка, ведь ее слова были необычными для женских уст: «...социализм, натурализм, дарвинизм, вопрос женское, вопрос робітницьке». Она - личность сильная, цельная, гордая, с разносторонними интересами и тонким пониманием прекрасного. Елену захватывают новые идеи, она стремится стать наряду с мужчинами в общественном прогрессе.

И самым страшным для родителей было то, что дочь отстаивает «некое равенство между мужчиной и женщиной!!!» и «отпугивает от себя и от других сестер женихов!». А мать же мечтала об выгодную « партию » для своей красивой дочери с «белоснежным» лицом и «золотыми косами» и с «супокійними ласковыми глазами». Но судьба Елены волновала родителей еще и с другой точки зрения: брак мог бы поправить материальное положение семьи сильно пошатнулось вследствие пьянства отца и разгульной жизни любимого сына.

Кто же окружает Елену Ляуфлер? Жизнь провинциального городка ограничивается пересиджуванням в кофейнях, картярством и местечковыми сплетнями, а чтение и обсуждение серьезных книг, труд считает для женщины позором. Общественная среда враждебно Елене и безоговорочно осуждает ее, пытаясь вернуть ее в привычное для девушки того времени русло: заниматься французским языком, музыкой, танцами и заботиться о выгодного жениха.

Неоднозначно относятся к ней и молодые люди. Хоть и слушают охотно, и каждый понимает по-своему. И для своих приятельниц Елена, скорее всего, - объект зависти и сплетен. Поэтому духовное единство со студентом-медиком Лієвичем она ставит выше богатство и общественное положение. Учась в Швейцарии, Лієвич приобрел новых взглядов на общественную жизнь, на место женщины в нем. Знаком с новейшими философскими идеями, он дойодив, что будущее женщин - в их руках, что образование направит их на новые пути. Стефан искренне разделял мнения Елены, потому что «был действительно целым человеком, не дробился в кусочки.., не гнулся, а направлялся безоглядно ...к праведной; что задивлювався на женщин не глазами нынешнего грязного эгоизма, а человека человечной.. .». Любовь Лієвича и Елены было взаимным и искренним, потому что основывалось врно на общих взглядах и убеждениях. После смерти Лієвича единственной поддержкой Елены стала сестра Ирина, которая непоколебимо верила в правоту сестринских убеждений и разделяла ее взгляды.

Елена со. своим критическим, аналитическим умом прекрасно осознает, что Лієвич не был идеальным. Она не идеализирует своего возлюбленного, видит в нем недостатки, но считает, что настоящая любовь способна их преодолеть. Девушка признается своему старшему товарищу Марга-рети, что Стефан был «скучный педант, был завистливый, был горячка». А еще имел наследственную предрасположенность к пьянству. «Однако мы любили, и, веруя в нашу любовь, мы думали это беда победить», - говорит девушка.

Но жизнь подготовила Елене тяжкое испытание: Стефан Лієвич, с которым она была тайно обручена, умер, «набравшись где-то в госпитале тифа». Жизнь потеряла для героини повести свой смысл. Только долг перед семьей держал девушку на свете, ведь на семью посыпались сплошные несчастья: сначала - самоубийство брата, а впоследствии - лишение должности отца.

Положение семьи становилось все более тяжелым. И все бремя по ее содержанию берет на себя, как самая сильная (по ее собственному выражению), Елена. Семья Ляуферів переезжает в село, арендует землю и тяжело работает, чтобы как-то содержать себя.

Жизнь в безлюдном месте, без соответствующего общества, общественной деятельности, хотя и среди роскошной природы - это мука: «Нет тяжчої казни для молодого живого духа, для бистроумних, энергичных, а слишком идеально уложений натур - как такое жизнь». Елена с ужасом стала замечать на себе пагубные последствия «тупого бездушного жизни», чувствуя, что вскоре перейдет к разряду тех людей, для которых важен только «физическое благополучие».

Но испытания на этом не закончились: семья осталась без земли, которую арендовала, и даже без жилья.

Мир, которому она противостояла, оказался слишком сильным, и в конце концов под грузом общественных и семейных обстоятельств она вынуждена им подчиниться, Чтобы спасти родителей от полного разорения и найти какую-то опору в жизни, есть единственный путь - удачное замужество Елены.

Но для нее путь до женитьбы был заказан: девушка продолжала любить своего умершего жениха, а жизнь с нелюбимым человеком не предполагала. Выйти замуж за лесника было единственной возможностью спасти семью от тяжких невзгод. Но это сознательное насилие над собой, надругательство над собственными убеждениями. К ситуации, которая сложилась, Елена относится иронично и с горечью. Она покоряет свои чувства, сохраняя при этом внутреннюю свободу.

Тогда Елена решается на тяжелый важный шаг: отдать себя в жертву, выйдя замуж за богатого мужчину, чтобы обеспечить хоть какое-то будущее своим родственникам.

Писательница мастерски описывает сложную внутреннюю борьбу, которая разрывает душу главной героини, тонко передает весь комплекс чувств, характеризующих морально-психологическое состояние Елены в критический момент ее жизни. Она изучает своего будущего жениха; внимательно, хочет отыскать в нем то хорошее, что вызвало хотя бы уважение вместо любви.

Кто же он, избранник Елены, которого сестра Ирина характеризует как «Он добрый человек, но очень ограничений...»?

По мнению некоторых критиков, Фельс ограниченный, грубый, даже жестокий. На чем основывается такая характеристика? Обращаясь к тексту повести, можно убедиться, что это человек сильный и гордый, любит читать книги, хороший хозяин, его уважают на службе, он ласковый и внимательный. А чуть ранее сама Елена решила, что «не любил он вообще думать, а был больше человек чувства». Если человек способен иметь «чувства», то это не может характеризовать его отрицательно, тем более, что неизвестно: не любил он думать обо всем или только о поведении других людей и свое к ним отношение, а больше доверял сердцу.

Нельзя не отметить и благородства лесничего. Во время признания в любви, увидев, что Елена его відтрутила грубо и резко, сказал: «Вы не любите меня?.. Не хотите быть моей женой?.. Когда так, то простите!..» Итак, не хотел принуждения, насилия над чувствами, неискренности. И готов был уйти. Но Елена наконец выдавила из себя согласие: «Хочу...»

Фельс искренен в своих чувствах. А такой же искренней остается Елена, устроив на него «охоту»? Елена фактически «отбила» Фельс в дочери священника барышни Омелії. А где же честность и порядочность? Здесь проявляются ее далеко не лучшие черты: высокомерие, хитрость, лицемерие, даже жестокость . Ведь совсем не оправдывают Елену ее размышления: «только я соврала? Или только я одна? Кто спрашивает о правде, или о любви?»

Безусловно, она сильная личность, имеющая право выбора, имеет возможность поступать так, как ей подсказывает сердце. Она - Человек. Но честность и порядочность на стороне Фельс, ведь он готов был пойти в случае Елены-ной отказа.

Трагизм героини не в приреченні на рабскую покорность, лишении возможности быть свободным в выборе путей общественного и личного жизни, ведь она сама принесла себя в жертву обставинам. ее трагизм в отсутствии любви.

Трогательной и пронизанный щемящей является сцена прощания Елены Ляуфлер с самым дорогим - с письмами Стефана Лієвича. Когда Елена, разорвав все письма, взяла в руки последнего, она не удержалась и развернула его. Такими вдохновенными словами Стефан рассказывал ей о своей любви! Есть любовь - и самые худшие пороки не страшные, нет - тот «улыбка... изменяет, что он [Фельс] ограничений». Елене неприятное даже то, что из большой любви лесничий «.. был бы стерпел, хоть она ему и ногу на шею поставила» и «так охотно поддался ее сітям...», хотя не раз говорил: «Тиранко из вас, панно Елена!»

Но возврата в прошлое нет. А вина Фельс лишь в том, что Елена изменила своим идеалам. Итак, проблема совсем не в леснику, проблема в Елене. Она просто человек, такой же как и все, со своими пороками и недостатками.

Следует отметить, что жизненные поиски у Елены Ляуфлер не идут дальше теоретических рассуждений, она не имеет четкого представления, какой общественно полезной деятельностью могла бы заняться, однако читателям импонируют сила воли, ум, трудолюбие этой девушки, способность к самопожертвованию во имя благородной цели.

Итак, О. Кобылянской в своей повести удалось создать полнокровные образы героев. А мастерство писательницы, по выражению Д. Павлычко, оказалась в том, что героини Кобылянской, даже побежденные, остаются сильными личностями.

Психологическая сила образа Елены Ляуфлер четко очерчивается на фоне всего семейства Ляуфлерів, с каждым из которых Олени ежесекундно приходится соревноваться.

Типичным представителем австрийского императорско-королевского чиновничества выступает Эпаминондас Ляуфлер - самоуверенный и ограниченный, безапелляционный в высказываниях и действиях, поскольку имел высокое положение, уважение, большое влияние и доходы. Воспитание детей советник вполне возложил на жену, предаваясь пьянству.

Но после потери положения господин Ляуфлер стал беспомощным и ничтожным, перекладывая на плечи Елены все заботы об обеспечении семьи. Однако в отношении к родным он остается деспотичным, лишенным человеческих и родственных чувств. Вот как он заставляет дочь выйти замуж за нелюбимого: «Ты, однако, изволь, когда я говорю! В последней минуте узнаешь еще, потому что отец - глава семьи, что его воля - воля всех!»

Патриархально настроенная и госпожа радникова. Она считает, что каждая девушка «из хорошего дома» должна быть покорной женой и служанкой своему мужу. Госпожа радникова обожала своего сына и надеялась, что ее сыну будет легче достичь вершин, поскольку он не бедный пастух. Госпожа радникова ненавидит книгу и печатное слово и видит позор в том, что ее дочь развивала неженских, хоробливі, безбожные взгляды и говорила о какой-то равноправие между мужчиной и женщиной!!!» После смерти сына госпожа радникова сламалась, отдалась на волю обстоятельств, а позже - Елены, которая взяла на себя хозяйство и содержание семьи. Но когда Елена решилась на брак с Фельсом, к госпоже радникової вернулась спесь, высокомерие и презрение к низшим социальным положением.

Не лучше родителей и молодой Ляуфлер, сын советника. Опустошенный морально и физически, Герман-Евгений-Сидор ведет разгульную жизнь, деградирует и опускается на дно. Свое обучение он превращает в фарс, потому что уверен, что рожден для привилегий.

Таким же является и окружение семьи Ляуфлер - бездуховные, ограниченные типы. Поэтому так выделяется из душного окружения студент-медик Стефан Лієвич. Это человек, способный сказать кому-то правду в глаза, верит в светлый идеал, учится, чтобы быть полезным обществу. И хоть программа Лієвича имеет просвітянське звучания - его протест против существующего строя приобретает гражданского звучания.



Язык повести

Повесть «Человек» - это первое произведение писательницы на русском языке.

Стоит отметить, что в условиях Австро-Венгрии, где украинский язык не изучался, первая авторская попытка была удачной, несмотря на многочисленные иноязычные вставки и диалектизмы.

Характерной особенностью языка повести А. Кобылянской является ее образность, эмоциональность. Особенное наслаждение приносят читателю описания Буковинской природы. В ткань повествования органично вплетаются размышления героини о влиянии музыки на чувства человека.

Произведение богатый на диалоги, которые часто перерастают в монологи, где герои выражают свои взгляды на проблему женской эмансипации. Один из самых прекрасных диалогов - прощальная беседа влюбленных Елены и Стефана.

В произведении много сравнений, которые подчеркивают эмоциональное состояние главной героини во враждебном ей окружении. Елена сравнивается с пойманным орлом, гнали ее, «как какую опасную дикую тварь», «мне кажется так, словно той собаке». В повести встречаются пословицы, что свидетельствует о близости писателя к народу («на любование нет принуждения», «и мудрому мужчине не встид послушать советы», «беда ломит и железо», «не может иначе собирать, как сеялось» и др.). Трогательная и лирическая речь влюбленных Стефана и Елены («душечка», «голубка», «рибчино», «милый», «миленький»). Бранные выражения, свойственные речи советника, разъяренного непокорностью дочери («проклятие на тебя, неблагодарная гадюко!»).

Итак, речь повести способствует лучшему раскрытию темы и идеи произведения, характеризует образы и доставляет читателю эстетическое наслаждение.



Роль публицистических материалов

Повесть О. Кобылянской «Человек» - художественное произведение, в котором использованы многие отрывки из публицистических материалов. Сама Ольга Кобылянская считала это недостатком произведения, ведь идеи произведения часто раскрывались не в образах, а в публицистических диалогах. Позже Кобылянская в своей творческой практике придерживалась точки зрения, что идея произведения должна быть воплощена в образах, что надо писать так, чтобы читатель сам сделал вывод из прочитанного. Поэтому имеющиеся публицистические материалы, с одной стороны, отягчающих художественную рассказ, с другой - раскрывают убеждения главной героини о феминистическом движении и взгляды тогдашнего общества на роль женщины в нем. Недаром это произведение названо «романом идей».

Елена и ее жених Стефан Лієвич говорят почти цитатами из философских трудов немецких авторов. Оттуда же взяты и эпиграфы к i И II глав. Упоминается также труд известного русского критика Дмитрия Писарева. Речь идет об образовании женщин.

Лієвич с отчаянием говорит, что женщины в подавляющем большинстве «в ...глубоком сне остаються» и «мало сокрушаются о своей самостоятельности!..» А если кто из женщин «старается пробудить сонную сестру», то это вызывает гневное осуждение общества. Выход из такого положения Лієвич видит в следующем: «Пока современное устройство общества будет существовать, до тех пор остануться они [женщины] малолетними; однако, и этот строй не вечен. Будучина женская лежит в их руках. Пусть вооружается кожда по возможности, после обстоятельств, а оружие их ...какая чистая, какая сильная, как стоит по ню достичь! Это - знания!..»

Потеряв жениха, Елена говорит отцу: «Никто не является управомоченный иметь желания, которые в жизни второго имели бы відогравати решающий какую-то роль; а еще менее на то наступать, чтобы были реализованы. Я их не могу признавать. Сама есмь, папа! Сама, как птица, как древесина в лесу. Имею право сама идти за собой или против себя Никогда не буду жить ложью... Никакая сила мира не стопче во мне самостоятельного человека мыслящего...»

Эти слова характеризуть Елену Ляуфлер как человека, который высоко ставит человеческое достоинство, человека образованного, с критическим аналитическим умом, что стремилась подняться над мещанским окружением.

Как видим, ведущие свои мысли и убеждения Ольга Кобылянская вложила в уста героини Елены Ляуфлер.

В одном из писем Осипа Маковея (1895 г.) писательница писала: «Для меня вопрос женское-точка поборена, и теперь даже не буду писать тенденциозные новеллы, к примеру такого рода,как "Человек"».

Таким образом, публицистические материалы в повести помогают ярче показать характеры героев, их мысли и убеждения, воспроизвести типичные тогдашние обстоятельства.



Модернизм в повести

О. Кобылянская, воспитанный на классической немецкой литературе, стала первой представительницей модернизма в украинской литературе.

Писательница разделяла взгляды идеалистической философии на то, что в центре вселенной стоит человек, его личная свобода, его «Я». Эти взгляды писательницы прослеживаются в повести «Человек». Главная героиня повести Лена Ляуфлер говорит отцу: «Сама есмь, папа! Сама, как птица, как древесина в лесу. Имею право сама идти за собой или против себя...»

Модернизм писательницы свидетельствуют и эпиграфы, использованные в произведении.

Признаки модернизма прослеживаются и в раскрытии образа главной героини, который несет в себе некоторые черты чрезвычайно сильной личности, которая противопоставляется «народу». Таким в повести «Человек» есть образ Елены Ляуфлер.



Теория литературы

Модернизм (от франц. moderne - современный, новейший) - термин, которым назывались много художественных явлений конца XIX - начала XX века, которые были новыми в сравнении с преобладающим реалистичным искусством середины и второй половины XIX века

Писатели-модернисты искали особые художественные средства, чтобы передать весь комплекс острых противоречий жизни. Реалистичные средства казались им недостаточно выразительными, устаревшими. И прежде всего - для передачи душевного состояния человека, оказавшегося в эпицентре внешних и внутренних катаклизмов, бурь.

Особое значение модернисты предоставляли форме, иногда даже в ущерб содержанию. И только настоящие, выдающиеся художники сумели совместить новую, необычную форму с глубоким смыслом, понятной символикой и подтекстом.

Одной из особенностей модернизма является тесная связь с философией.