Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Изучение индивидуального и языкового стиля писателя



С. Привалова,

ст. преподаватель кафедры украинской литературы Глуховского государственного педагогического университета



В "Государственной национальной программе "Образование: Украина XXI века" указано: "одним из приоритетных направлений образования является "достижение качественно нового уровня в изучении базовых учебных предметов: русского и иностранных языков, истории, литературы..." [5, с 6]. На современном уроке украинской литературы в старшей школе актуальными проблемами являются изучение художественной или поэтической речи, индивидуального и языкового стиля художника.

"Поэтическая речь - 1) речь стихотворной поэзии, или стихотворная речь (в противопоставлении понятию "язык прозы"); 2) язык художественной литературы с ее определяющей эстетической функцией; 3) система языково-выразительных средств, ориентированных на достижение эффекта высокого стиля, необычного для обыденного общения" [13, с 500]. Комментируя первое и третье определения, можно утверждать: поэтический язык рассматривается не только как формальная, грустная стихотворная организация речи, но и как определенные семантические процессы создания образа (например, семантизація звуковой строения, переосмысление слов-понятий, возникновение новых ассоциативных связей между ними, актуализация синтаксических структур для создания колоритов индивидуальной и жанрово-стилевого языка). Что касается второго определения, то поэтическая речь имеет определенные традиции в отборе и организации языкового материала. Использование поэтических традиций свидетельствует о знании родного языка, об умении художника творчески относиться к тому, что стало общенациональным достоянием. Традиционно-поэтическими могут быть и лексико-фразеологические, фонетические и морфологические, и синтаксические элементы. Системное взаимодействие традиционно-поэтических и других языковых средств обусловлено идейно-эстетическими задачами произведения. Поэтический язык называют также художественной или образным языком.

Поэтический язык представляет собой совокупность языковых элементов, которые образуют организованную систему виражально-образных средств художественного изображения действительности. Основу поэтического языка составляет литературный язык с ее нормативностью и стилевой дифференциацией. Языковой стандарт не позволяет писателю выйти за рамки его звуковой, семантической и формально-грамматической системы.

Средства поэтического изображения могут варьироваться, видоизменяться, исчезать или возвращаться к художественной речи. Языковая система богатая, образная. В связи с этим поэтическая традиция - это не только фактор использования определенного языкового материала, но и импульс к семантико-эмоциональных инноваций, которые позволяют художнику создать индивидуальный образ на основе традиционно-символического содержания.

От мастерства писателя, от его языковой интуиции и знания языковой системы зависит эстетическое своеобразие использованных им традиционно-поэтических элементов, по которым и определяют художественный стиль художника. В. Жирмунський утверждает: "Художественный стиль писателя представляет собой выражение его мировоззрения, воплощенное в образах языковыми средствами" [3, с 200].

Стиль автора - это и совокупность особенностей творчества, которая отличает его произведения от произведений других писателей. Совокупность зображально-выразительных средств художника является эффективной, когда закономерно сочетается в художественную мотивированную систему. Носителями стиля являются элементы формы художественного произведения - от композиции до языковых выразительных форм. Исследуя стиль определенного писателя, выделяют стилевую доминанту Стиль - это совокупность художественных особенностей литературного произведения. В более широком понимании стилем также называют систему художественных средств и приемов в творчестве отдельного писателя, группы писателей (течения или направления), целой литературной эпохи [4, с 344].

Авторский стиль может видоизменяться в связи с изменением тематики и проблематики, идеологии. Например, в произведениях отечественной литературы отражены различные идеологии писателей: национальные идеи присущи творческом наследии Т. Шевченко, поздним произведениям И. Франко, Леси Украинки, Есть. Маланюка, О. Телиги, А. Ольжича, Ю. Липы, В. Симоненко, Л. Костенко, В. Стуса и др., идеи национал-коммунизма - М. Волнового, коммунизма - М. Бажана, А. Гончара, Ю. Смолича т.д, социализма - П. Грабовского, М. Коцюбинского, в. Винниченко и др., демолиберализма - Д. Павлычко, Ю. Андруховича, О. Забужко и др.

Определение особенностей индивидуального стиля художника зависит и от учета определенного художественного метода (литературного направления). Например, образцами барочного стиля в отечественной литературе поэзия М. Смотрицкого, И. Величковского, Г. Сковороды, сборники проповедей "Меч духовный", "Трубы словес проповедных" Л. Барановича, "Ключ разумения" И. Галятовского, казацкие летописи Г. Грабянки, С. Величко, Самовидца. Элементы барокко присутствуют и в творчестве И. Котляревского, Т. Шевченко, П. Тычины, Есть. Плужника, М. Хвылевого, А. Довженко, В. Стуса, И. Драча, В. Шевчука и др.

Элементы классицизма заметны в поэзии И. Некрашевича, трагикомедии "Владимир" Ф. Прокоповича, поэме "Энеида" И. Котляревского, травестійній оде "Песни Гарасько" П. Гулака-Артемовского, неоклассицизма - в поэзии неоклассиков (Г. Зерова, П. Филиповича, М. Драй-Хмары, Ю. Клена, М. Рыльского) и писателей-националистов (Есть. Маланюка, О. Ольжича и др.).

Сентиментальный метод в украинской литературе ярко представлено повестями "Маруся", "Сердешна Оксана", "Козырь-девка", "Искренняя любовь" Г. Квитки-Основьяненко. Элементы сентиментализма свойственны творческом наследии И. Котляревского ("Наталка Полтавка"), Ю. Федьковича ("Люба-пагуба"), П. Грабовского ("Швея") и др.

Романтическими произведениями украинских писателей поэзия М. Шашкевича, раннее творчество Т. Шевченко (баллады "Утопленница", "Причинна", "Лилея" и др.), роман "Черная Рада" П. Кулиша, Ю. Федьковича и др. Неоромантические идеи в отечественной литературе имеющиеся в произведениях Леси Украинки, представителей "расстрелянного возрождения" (Ю. Яновский, М. Волновой и др.), "пражской школы" (О. Ольжич, О. Телига, Ю. Липа и др.), шестидесятников (0. Довженко, М. Стельмах, М. Винграновский и др.).

Украинский реализм представляют произведения Т. Шевченко, Марко Вовчок, А. Свидницкого, И. Нечуя-Левицкого, Б. Гринченко, Панаса Мирного, И. Франка и др.

В отечественной литературе черты натурализма больше всего проявились В творчестве В. Винниченко ("Честность с собой", "Записки Курносого Мефистофеля", "Грех", "Базар") и постмодернистов.

Яркое выражение метода соцреализма имеющееся в творческом наследии М. Бажана, Ю. Смолича, И. Микитенко, М. Стельмаха, А. Корнейчука, А. Малышко, О. Головка, поздних произведениях П. Тычины, М. Рыльского и др.

Модернизм в отечественной литературе представлено литературно-художественными тенденциями: символизма (поэзия О. Олеся, Г. Вороного, ранние произведения П. Тычины,

М. Рыльского, В. Эллана-Голубого; проза А. Кобылянской, М. Хвылевого, А. Головка и др.), импрессионизма (новелістика М. Коцюбинского, М. Хвылевого, М. Черемухи), экспрессионизма (новеллы В. Стефаника, "Красный роман" А. Головка, "Вальдшнепы" М. Хвылевого, "Солнечная машина" В. Виннниченка, "Маклена Граса" М. Кулиша и др.), футуризма (поэзия М. Семенко, 0. Слисаренко, Л. Савченко, ранние произведения М. Желательна), сюрреализма (поэзия раннего периода П. Тычины, В. Барки, новелістика М. Хвылевого, Г. Косынки и др.), имажизма (сборники "Золотые коршуны", "Сегодня". Сосюры, "Перстня молодости". -И. Антонича и др.

В украинской литературе постмодернизм представлен произведениями Е. Андиевской, Ю. Тарнавского, Ю. Андруховича, О. Забужко, литературных группировок Бу-Ба-Бу, "Пропала грамота", "Новая дегенерация" и др.

Метод определяет общее направление творчества, а стиль - индивидуальные свойства художника слова. Л. Тимофеев утверждает: "В методе находят прежде всего то общее, что связывает художников, а в стиле - то индивидуальное, что разделяет их: личный опыт, талант, манера письма и др."[12,с.64].

Как свидетельствует школьная практика, изучение монографических тем в старших классах школы на уроках украинской литературы предполагает исследование особенностей индивидуального авторского стиля. "В старших классах возникают и новые проблемы, которые потребуют определенных обобщений на основе изучения ряда фактов. Сюда относятся: индивидуальный стиль писателя, стилистические особенности, свойственные разным литературным направлениям, историческое развитие литературного языка и т.д.", - доказывают известные методисты Т Бугайко, Ф. Бугайко [2, с 172].

В индивидуальном стиле писателя находит свое выражение авторская позиция относительно выбора определенных выразительных средств, то есть проявляются черты его мовотворчої индивидуальности. Над проблемой изучения индивидуального стиля писателя работали В. Виноградов, А. Федоров, Б. Томашевский, Г. Будагов, Л. Тимофеев, А. Ревякин, А. Докусов, Г. Поспелов, Ю. Бондарев, Т. Бугайко, Есть. Пасечник, С Ермоленко, Л. Ставицкая, Н. Сологуб, Н. Волошина и др.

В энциклопедии "Русский язык" индивидуальный стиль трактуется как "совокупность языково-выразительных средств, которые выполняют эстетическую функцию и отличают язык отдельного писателя среди других" [14, с 604].

Авторами "Литературоведческого словаря-справочника" дано такое определение понятия "индивидуальный стиль": "Индивидуальный стиль - это имманентен (присущ его внутренней природе) проявление существенных признаков таланта в конкретном художественном произведении, художественная документалізація своеобразия мировосприятия определенного автора, его наклона к иррационального или рационального мышления, к міметичних принципов (принципов уподобление) или раскованного живописи, его эстетического вкуса, что в совокупности формируют неповторимое явление" [8, с 312].

Поддерживаем мнение отечественных языковедов С Ермоленко, Л. Ставицкой Н. Сологуб, в русистике - В. Виноградова относительно определения термина "индивидуальный стиль". Л. Ставицкая, исследуя проблему ідіостилю, отметила: "Определение индивидуального стиля писателя выдвигает проблемы не только сугубо лингвистического характера, но и проблемы эстетики" [11, с 61].

Современные ученые, исследуя художественный ідіостиль, отмечают, что его описание зависит от художественно-образного анализа произведения и от того, с какими позаказным явлениями действительности соотносятся эти единицы. В зависимости от индивидуальной эстетики слова позаказный мир приобретает различных языково-выразительных форм в ідіостилі, подчиняется эстетическим законам создания и восприятия художественного текста, через что образуются образные словесные ряды (эпитеты, метафоры, сравнения). Различные компоненты художественного текста могут способствовать функциональной активизации слов со звуковой или цветовой семантикой. Отсюда художественный текст оказывается как система художественно-изобразительных средств - тропов, как определенная стилистическая структура.

Изучение семантики, структуры и функционирования системы тропов в художественном тексте вызывает особый интерес. Через художественно-образное употребление слов создается эмоциональная, экспрессивно насыщенная, художественное повествование. Художественно-изобразительные средства в тематически общих контекстах является источником эстетического осмысления проблем. Изучение эстетических функций слова дает возможность не только выявить языково-индивидуальное сознание писателя, но и осмыслить естетизовану действительность с помощью средств языка в соответствующей системе мовновиражапьних средств. При этом в ідіостилі могут объединяться различные компоненты языковой реальности. Ідіостиль писателя может влиять на развитие речи, становление норм, формирование национальных традиций культуромовної личности. О индивидуальный авторский стиль, язык художественных произведений так отмечает испанский мыслитель Хосе Ортега-и-Гассет: "Я" каждого поэта - это новый словарь, новый язык, за которые он дарит нам предметы... неизвестные ранее" [10].

Неотъемлемой составляющей индивидуального стиля писателя является язык художественного произведения, в которой художник воссоздает свое эстетическое кредо, восприятия и понимания действительности. Через словесную ткань произведения старшеклассник-читатель проникает в его идейно-художественное содержание, в раскрытие характеров образов-персонажей, особенности воспроизведения действительности. В художественной речи художник проявляет свою индивидуальность: применяет характерные лексемы, выражения, обороты, предложения отличаются определенными особенностями в построении и т.д. "В средней школе центром внимания является речь конкретного литературного произведения, а обобщающие выводы нужны не как самодостаточные литературоведческие категории, а как средство глубже осмыслить языковые средства именно данного произведения и данного писателя" [2, с 172-173].

Между языковым стилем и индивидуальным стилем писателя существует существенная разница. Понятие стиля языка следует отличать от стиля индивидуальной языка, стиля писателя, стиля литературного произведения. С точки зрения языковой системы стиль - это одна из ее разновидностей, характеризуется индивидуальными своєрідностями экспрессивного отбора слов, фразеологии, синтаксических конструкций.

Некоторые исследователи отождествляют понятия "индивидуальный стиль" и "язык художественной литературы". По нашему мнению, такой взгляд более характерен для языкознания, а для исследования литературных явлений он является слишком узким. Понятие "индивидуальный стиль" является шире понятия "язык художественной литературы": авторский стиль предполагает учет не только языковых средств, но и тем, образной системы, композиции произведения, художественного содержания и др. Например, анализ художественного языка на синтаксическом уровне предполагает наблюдение за особенностями построения предложения, сочетания слов, их порядка в предложении, характером связей предложений между собой, что позволяет определить особенности индивидуального речевого стиля определенного художника. Языковой стиль, как отмечает О. Бандура, "это разновидность литературного языка, который сложился исторически и характеризующаяся известной совокупностью соответствующих признаков ... определенное их сочетание и своеобразие функций языковых средств отличают один стиль от другого" [1, с 36].

Во время анализа художественного языка произведений писателя определяются индивидуальные черты, выясняются эстетические закономерности, присущие слову в художественном вещании вообще. Отбор языковых изобразительных средств и их использование в контексте художественного произведения, выяснение эстетической функции языкового материала определяют ідіостиль писателя. Выдающийся языковед А. И. Ефимов доказывает: "Основной задачей анализа словесной ткани художественных произведений является определение специфики языка и стиля писателя, индивидуального своеобразия его языковых средств, в которых находят свое отражение идея и содержание произведения" [15, с 4].

На уроках украинской литературы в старшей школе практикуется анализ художественного произведения, который предполагает сначала уяснения его содержания, а позже определяются особенности формы. По мнению литературоведов В. Марка, Г. Клочека, В. Панченко и др., "целесообразно шире практиковать такой анализ, который бы начинался с изучения формы, а следовательно вел бы к пониманию содержания" [7, с 6].

Известные методисты современности Н. Волошина, С. Жила, А. Градовский, В. Цимбалюк, 3. Шевченко и др. отмечают, что подготовительную работу по определению языкового стиля художника целесообразно проводить систематически в основной школе,"... этим будет подготовлен прочную основу для формирования у старшеклассников умения выявлять мовностилістичні особенности произведений каждого писателя, которые изучаются по программе" [9, с 64].

Литература

1. Бандура А. М. Изучение элементов теории литературы в 9-11 классах: Пособие для учителя, - М.: Рад. шк.., 1989. - 158 с.

2. Бугайко Т. Ф., Бугайко Ф. Ф. Украинская литература в средней школе: Курс методики. - К. Рад. шк.., 1962. - 392 с

3. Виноградов В. В Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963. - 255 с.

4. Галич А., Назарец В., Васильев Е. Теория литературы: Учебник для студентов филологических специальностей высших учебных заведений / Под науч. ред. Александра Галича. - К.: Лыбидь, 2001. - 488 с

5. Государственная национальная программа "Образование: Украина XXI века. - Киев: Радуга, 1994. - 62 с

6. Иванишин В. Познания литературного произведения: Методическое пособие для студентов и учителей. - Дрогобыч: Издательская фирма "Возрождение", 2003 http: // www. vesna. org. ua / txt / ivanyshynv /pit. html

7. ... И вечная тайна слова: Анализ большого эпического произведения: Пособие для учителя / В. П. Марко, Г. Д. Клочек, В. Есть. Панченко и др.; Отв. ред. В. П. Марко. - К.: Радшк., 1990.- 205 с.

8. Литературоведческий словарь-справочник / P. T гром'як, Ю. И. Ковалівтаін. - К.: ОТ "Академия", 1997. -752 с.

9. Научные основы методики литературы / под ред. Н. И. Волощиної - К.: Ленвіт, 2002. - 344 с.

10. Ортега и ГассетХ. Эссе на эстетические темы в форме предисловия // Вопросы философии. - 1994. - №11. -С. 145-154.

11. Ставицкая Л. О. О характере взаимодействия категории индивидуально-поэтического стиля и литературного языка // Языкознание. - 1986. - № 4. - С.61-64.

12. Тимофеев Л. Ы. Советская литература: Метод. Стиль. Поэтика. - М.: Сов. писатель, 1964. - 523 с.

13. Русский язык: Энциклопедия / Рук. научно-редакционной подготовке. П. Зяблюк. - К.: Укр. энциклопедия им. М. П. Бажана, 2004. - 823 с

14. Русский язык: Энциклопедия / Редкол.: В. М. Русановский, А. О.Тараненко (сопредседатели), М. П. Зяблюк и др. - К.: Укр. энциклопедия, 2000. - 752 с

15. Цаленчук С. О. Анализ языка литературных произведений. - Минск: БГУ, 1971. - 88 с.