Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Воробьев Николай
Как рисовать поэзию

Главный представитель знаменитой Киевской поэтической школы - сформированного в конце шестидесятых группы андеграундових художников с совершенно особым мировоззрением - Николай Воробьев не привык к славе. До сих пор наибольшим формальным почитанием его творчества было гран-при прошлогоднего Форума издателей. И вот теперь отмеченную форумом книгу «Слуга пионы» вполне справедливо почтение памяти еще и Шевченковской премией.
Сам же поэт тихо и скромно живет на окраине Киева, много пишет и рисует, перепечатывает новые стихи на старенькой пишущей машинке и остается культовой фигурой для вот уже нескольких поколений художников.
А вот читать Воробьева непросто. Это совсем не та поэзия, которую «глотают запоем», она требует тихого, спокойного розмислу, перечитывание, неоднократного возвращения к наиболее значимых строк. Знакомясь с ней, следует помнить об одном довольно неожиданное, но верное правило: не пытайтесь понять текст! Его обязательно надо почувствовать, проникнуться им, пропустить сквозь собственную душу, наконец - домыслить его самому, стать сотворцом стихотворения.
Да, это не постмодернизм, здесь нет такой привычной для «модных» авторов игры цитат, псевдоінтелектуалістичних перекликаний или прочей «суеты». Принимаясь читать такую поэзию, следует максимально освободиться от хлопот, забот, цивилизационных наслоений, - вы почти не найдете там ни «гражданской позиции», ни какой-либо другой подобной реакции на внешний мир-раздражитель. Вы просто встряхиваете с себя всю эту окружающую шкаралущу и становитесь тем, кем является на самом деле, - маленькой частичкой великой таинственной природы. Вы не царь ее и ничего принципиального не можете изменить в ее законах, - вы просто наблюдаете за каждой самой мелкой изменением ее, тончайшим движением листа, взмахом лапки муравья, танцем пылинки на ветру, а вместе с этим чувствуете, как естественные изменения эхом отзываются в вашей душе, как незаметно вместе с ними меняетесь и вы сами... Или же наоборот: ловите тоненькую, едва слышимую изменение в себе и наблюдаете за тем, как она отдается в природе... Если вы готовы поддаться этому состоянию - беритесь читать Воробьева! От этого ваша душа неизмеримо обогатится. И еще: для Николая Воробьева ключевыми являются именно зрительные образы. Он не столько пишет поэзию, как рисует ее. А рисовать, очевидно, можно не только кистями или карандашом, но и словами. Все, что происходит в его стихах, происходит перед глазами и улавливается прежде всего зрением, а уже через зрение - душой.

Иван андрусяк. 10 марта 2005