Т. Дятленко,
кандидат педагогических наук,
доцент Глуховского государственного
педагогического университета
Место проведения: кабинет украиноведения.
11 класс
Цель: нарисовать живой образ художника, проследить истоки его таланта, ознакомиться с биографическими сведениями, сформировать представление учащихся о многогранности дарования Довженко, открыть величие художественной миссии в украинской литературе и в искусстве кино; развивать навыки исследовательской работы, умение анализировать жизненные факты и обстоятельства, их роль в становлении личности; на примере биографических сведений формировать этнокультурную компетенцию учащихся; воспитывать интерес к личности известного земляка, уважение к земле, которая дала миру непревзойденный талант.
Оборудование: портреты А. Довженко, которые сделаны в разные годы его жизни, фотографии из семейного альбома, местные пейзажи с Соснице, Сосницкого литературно-мемориального музея, выставка его произведений, подсолнухи, яблоки, литературные плакать.
Форма проведения: учебно-ролевая игра - виртуальная экскурсия на родину писателя
Эпиграф:
Десно! Слово мое к тебе,
Хорошая полесская река.
Давно ты не видишь себя край
Паренька Саши Довженко.
Он вырос, познав много
Речных и плесов, и глубин.
И ты ему как мать,
Которой гордится сын...
Он душу свою непостижимую
Раскрыл в словах волшебных,
И силу любви огненную
Сердцами почувствовали мы в них.
П. Дорошенко
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя (читает наизусть эпиграф под музыкальное сопровождение).
Стройный, с волевым голосом командира, со светлой улыбкой. Простой, артистично элегантный. Таким запомнился Александр Петрович Довженко всем, кто его знал (просмотр портретов).
К. Зелинский: "Он вообще был красив той не сладкой, а мужественным и серьезным красотой, которой природа одаривает своих избранников. Серебро седины с годами будто еще превозносит эту красоту ореолом пережитого".
Он был человеком многогранного таланта: режиссер, прозаик и драматург, Публицист, оратор, этнограф и фольклорист, искусствовед и художник, неутомимый общественный деятель и философ. Он один из основателей украинской кинематографии.
Своей щедрой одаренностью Довженко напоминал современникам великих художников эпохи Возрождения. Олесь Гончар о нем писал:"Действительно, духовным побратимом был он титанам той расцветающей суток, где часто в одном лице сочетались целые гроздья талантов, где гениальный живописец одновременно мог быть и звездочетом, и механиком, и зодчим, где рука, что днем рисовала бессмертные фрески, ночью бралась за циркуль математика или приводила в небо телескоп".
Масштабность, интеллектуализм, патетическое восприятие высокого, красивого и значительного в жизни и человеку - вот что прежде всего характеризует стиль Довженко.
Американский актер и режиссер Чарли Чаплин сказал о нем:"Славянство пока что дало миру в кинематографии одного великого художника, мыслителя и поэта - Александра Довженко".
"Арсенал", "Земля", "Аэроград", "Щорс", "Повесть пламенных лет", "Зачарованная Десна", "Поэма о море".... Наверное, все слышали и знают эти произведения художника. Всемирное признание принесла лента "Земля", которой в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе среди 12 лучших картин, созданных за всю историю мирового кино, было предоставлено первостепенное место. "Кино должно стать высоким искусством", - писал Александр Петрович в начале своей режиссерской биографии и на эту заветную вершину сходил в поисках и творческих муках, радостях открытий.
Имя Александра Петровича Довженко заслуживает память и уважение, а его творчество - на глубокое исследование и широкую популяризацию. На сегодняшний день духовное наследие гениального художника еще не изучен и проанализирован. Он ждет своего исследователя.
Формой нашего знакомства с жизнью и творчеством Довженко станет сегодня учебно-ролевая игра - виртуальная экскурсия в городок Сосницу, на его окраину, что называют Вьюнище, на Черниговщине. Итак, в дорогу. Будьте внимательными, пока мы будем преодолевать это расстояние, наши географы, историки, этнографы поведают нам о Сосницкие земли и славный род Довженко.
Ученик-экскурсовод - географ (работа с географической картой Украины). Чтобы попасть на Черниговщину, куда мы, собственно, и перенесемся, нам необходимо с Глухівщини через Шосткинский район пересечь границы Сумской области и попасть сначала в Новгород-Сиверщину, а уже потом и в Сосницкий район Черниговской области.
Преодолевая этот путь, мы будем переезжать через знаменитую великую реку Десну, что протекает на границе Черниговщины и Сумщины, является левым притоком Днепра; она упоминается в летописи 988 г. Есть несколько гипотез относительно названия. Наиболее вероятной представляется современным исследователям этимология, что следует из старославянского десний "правый". Хотя в современном понимании Десна является левым притоком Днепра, однако, учитывая то, что в древности поднимались с низовья реки к истокам (так проходило в основном заселение по рекам), то Десна была действительно правым притоком Днепра.
Десна воспетая Довженко и не только. Величие и красота этой реки вдохновляет на творчество и современных поэтов, художников. Довженко же писал: "Благословенна будь, моя нетронутая девица Десно, что, вспоминая тебя уже много лет, я всегда добрішав, чувствовал себя неисчерпаемо богатым и щедрым. Так много дала ты мне подарков на всю жизнь...
Далекая краса моя! Счастлив я, что родился на твоем берегу, что пил в незабываемые годы твою мягкую, веселую, седую воду, ходил босиком по твоих сказочных сыпях, слушал рыбацких разговоров на твоих лодках и проповедь старых о древности, что считал в тебе звезды на опрокинутом небе..." (Просмотр фотографий Десны, ее берегов).
Приток Десны Убидь образует дельту, и каждый из ее рукавов имеет свое название. На южной окраине отделяется рукав Конотоплянки, огибая Вьюнище, она становится Вьющимся, далее В'юниським Заріччям - Чепелихою, потом Грузский Тесняк, Чистый Тесняк, а конец рукава дельты называется Приж.
Второй рукав от Конотоплянки через Британівку ведет в Беленькую и Старую Десну. Перед Беленькой Десной в урочище Сундук ответвляется в Могилы в урочище Уступ соединяются с Десной. А в древности река заворачивала в Песню. А за Песней и был сенокос семьи Довженко, о котором упоминает автор "Зачарованной Десны":"У нас была сказочная сенокос на Десне. До самого конца жизни она останется в моей памяти как самое красивое место на всей земле. С ней у меня связаны и первое рыбалка, и ягоды, и грибы, и первые мозоли на детских руках, потому что мы не были дачниками".
Сосница - поселок городского типа, расположенный на правом берегу реки Убеди, что является притоком Десны, находится в 90 километров от Чернигова
Ученик-экскурсовод - историк (работа с картой, просмотр фотографий с видами поселка, местности). Первое документальное упоминание о Сосницу в Ипатьевской летописи приходится на 1234 год. Связана с драматическими событиями междоусобной борьбы за власть между четырьмя ветвями княжеского рода Рюриковичей. Комбинированные киевские и галицко-волынские дружины во главе с князем Владимиром Рюриковичем и Даниилом Галицким ворвались на территорию Черниговской земли и двинулись на Чернигов.
"Оттоуда же подоша кленячи землю и поимаша грады мнози по Десне тоу же взяши и Хоробор, и Сосницу, и Сновеск, иным грады многи, и придоша же опять Июн-ниговоу..."
Известным сосницким краеведом Юрием Степановичем Виноградским исследованы далекое прошлое Соснице.
Еще в эпоху неолита вблизи рек Десны, Убеди селились племена гребенцово-ямочной керамики. Обнаружены поселения периода бронзы, скифов, раннеславянские и времен Киевской Руси.
Жили здесь и восточные славяне или северяне - наши предки. Были здесь набеги половцев, которых соблазнял сосницкий Степок, богатый пастбищами. Был здесь и сосновый лес, который, очевидно, и дал название поселка: сосны - Сосница.
В октябре 1239 году монголо-татары разрушили населенный пункт дотла за неповиновение, но со временем он возродился.
У1370 году Сосница входила в состав Литовского княжества, а после войны России и Литвы, которая продолжалась в 1500 - 1503 годах, Сосница вошла в состав России и в реестре границ упоминается как село "городовое черниговское", имеющего ОКОЛО домов и 2 церкви.
В 1618 году Сосница перешла под власть Польши, стала собственностью магната М. Пшонки. в 1634 году здесь была построена крепость, с этого времени Сосницу считали городом. После освободительной войны 1648-1654 годов Сосница превратилась в центр сотни Нежинского, а позже Черниговского полка.
После Переяславской рады в 1655 году городок Сосница стало собственностью Стародубского полковника Т. Оникієнка (Анікієва). А в 1666 году в городок Сосницу прибыл назначенный царем воевода, который ввел новые налоги. Когда Россия ликвидировала автономию Левобережной Украины, Сосница перешла в Новгород-Северского наместничества, затем стала уездным городом Малороссийской губернии, а с 1802 года - Черниговской.
Гражданская война принесла в Сосницу тиф и голод, погромы. С 1923 года Сосница стала поселком городского типа и районным центром сначала в составе Конотопского округа. В 1932 году Сосница отошла в состав Менского района, а с 1935-го считается районным центром Черниговской области.
В Соснице проживали полковник Яков Скидан, что был сожжен поляками живьем на сосне и стал прототипом гоголевского Тараса Бульбы, гетман Украины Петр Дорошенко; автор воспоминаний о Пушкине, Глинку - Анна Петровна Керн; Марк Федорович Полторацкий - известный оперный певец, хоровой дирижер и музыкальный деятель времен империи Елизаветы; Афанасий Филимонович Шафонский - ученый, доктор права, философии и медицины, автор историко-топографического описания Черниговского наместничества; Александр Панкратович Черныш - доктор археологии; Константин Арсеньевич Корнев - доктор химических наук.
Сейчас в поселке проживают и творят Адаменко Николай Петрович - член Национального союза писателей Украины, Наталья Федоровна Решодько - член Национального союза журналистов Украины.
Ученик-экскурсовод - этнограф. Довженко появился не случайно, его спородили века, пронесшихся над Сосницею, Десной, и его персонажи, те мудрые деды, являются его предками.
Некоторую информацию о славный род Довженко исследовал краевед Юрий Степанович Виноградский.
"Предки А. П. Довженко пришли с Полтавщины. Это произошло, вероятно, не позже XVIII в. Непосредственных предков прозвали "Тарасовичами" (по имени прадеда А. П. Довженко Тараса). Из документа "Семейний рекрутский список Сосницкого сельского общества 1 генваря 1846 г." узнаем о родословной А. Довженко. Он представляется в такой последовательности: Карп - Григорий - Семен - Петр - Александр. Значит, древнейший, известный нам предок Довженко был Карп. Его сын - Григорий Карпович Довженко - родился в 1786 году. Карпов Довженко род был большой, потому что в 1828 году он разделился на 4 "семейства".
Дед Е. Довженко Семен с молодых лет чумаковал... Из воспоминаний известно, что виряджались в дорогу чумаки ранней весной. Круг Покровской церкви (в Соснице) останавливалось около ЗО повозок. На телегах лежало все необходимое в дороге: сало, пшено; у кого был - и дедов пистолет. Петух - непременная принадлежность валки (в дороге надо знать время). Служился молебен, и валка трогалась. "Возвращались перед Покровом (1 октября по старому стилю). С рыбой соленой, с чумацкими песнями"...(Прослушивание аудиозаписи чумацкой песни).
Ученик-экскурсовод - музеевед (демонстрация фотографий внешнего вида литературно-мемориального музея). На зеленом лугу, огороженном плетнем из лозы, стоит памятник "Юному хозяину" Саше (скульптор Анатолий Семенович Фуженко, архитектор Анатолий Федорович Игнащенко).
Вот таким 16-летним юношей вышел Саша с отчей дома, а вернулся - в книгах, фильмах, в памяти человеческой, в бронзе.
Калитка, ворота с козырьком-вистрячком, березы, клены, что весной делятся живительным соком, яблони, груши, сливы, вишни из родительского сада. Батьківська хата "праматерь человеческого пристанища", рига, колодец с журавлем, погреб. Это все мемориальные ценности музея.
А дальше - в глубине двора - помещение литературно-мемориального отдела, где раскрывается светлый и правдивый образ гениального художника слова, кино-деятеля, дипломата, Человека...
Торжественное открытие музея состоялось 23 января 1960 года. С того времени идут и идут люди поклониться порогу родительском, прикоснуться душой к миру добра и красоты, несут свою любовь и восхищение Человеку Украины XX века.
А родился Александр Петрович Довженко 10 сентября 1874 года вот в этом доме (демонстрация хаты рода Довженко).
Ученик в роли Довженко. "Кто и когда построил наш дом, мастера - неизвестно. Казалось нам, будто ее вовсе никто и не строил, а выросла она сама, как печерица, между грушей и погребом, и похожа была на старенькую белую шампиньон. Очень живописная была хата. Одно, что не нравилось в ней, и то не нам, а нашей матери, - окна повростали в землю и не было замков.... Незамкнутая, постоянно открыта для всех, без стука в двери, без "можно"? и без "войдите", жилье простое, как доброе слово, и законное, словно создали его не человеческие руки, а сама природа, словно выросло оно, как плод среди зелени и цветов.
Не было в ней челяди. Не было ни гостиной, ни спален, где долго висипляються, не было места для лени. Не было на ее белых стенах ни фамильных портретов, ни обитых кожей кресел, ни сундуков в углу, ни панцерів предков, ибо рубились предки в древности с непокрытыми грудями. Были земледельцы отец и мать, что весь век творили хлеб и мед для людей".
Ученик-экскурсовод - биограф (просмотр семейных фотографий). Отец будущего писателя был земледельцем, рыбалкой, смолярем (дігтярем), перевозчиком на Десне. Неграмотный Петр Довженко, на свою беду, отличался романтической натуре и в тяжелом обыденной жизни никак не мог приспособиться и найти себе места.
Ученик в роли Довженко. Много я видел хороших людей, но такого, как мой отец, не видел. Голова у него была темноволосая, большая, и большие умные серые глаза, только в глазах почему-то всегда было полно печали: тяжелые кандалы неграмотности и несвободы. Весь в плену печального и все в то же время с какой-то внутренней высокой культурой мыслей и чувств.
Сколько он земли вспахал, сколько хлеба накосил! Как ловко делал, который был сильный и чистый.. Шутка любил, точное, меткое слово. Такт понимал и почтительность.
Одно, что у отца было некрасивое, -• одежда. Ну такой носил одежду некрасивый, такой бесцветный, убогий! И все равно был красивый - столько крылось в нем богатства.
Ученик-экскурсовод - биограф (просмотр семейных фотографий):
Мать - Дарья Цигипа - была дочерью талантливого ткача-художника, от которого унаследовала любовь к песне и прекрасный голос.
У своих родителей Саша был седьмым ребенком, а всего детей родилось много даже и как на те времена и крестьянскую семью, и далеко не всем суждено дожить до своего совершеннолетия. Сам писатель писал: "Детей было много, четырнадцать, переменный состав, из которого осталось двое: я и сестра (ныне врач). Остальные умерли в разное время, почти все не достигнув трудоспособного возраста. И когда я сейчас вспоминаю свое детство и свой дом, и всегда, когда бы я их не упоминал, в моем воображении плач и похороны".
Лаврентий, Сергей, Василий, Иван от эпидемии умерли в один день, а младшему Саше не было еще и года от рождения. Мать вымолила у Бога жизнь последнему. С того времени она не переставала каждый день и каждую ночь молить:"3алиш мне, Господи, Сашка, оберегай его от плохих людей. Дай ему силу. Пошли ему счастье, чтобы его люди любили, как я его люблю".
Ученик в роли Довженко. Моя неусыпная и неуемная мать - вечная труженица. "Ничего в мире я так не люблю, как сажать что-либо в землю, чтобы проізростало. Когда вылезает именно из земли всякая рослиночка, вот радость!" - любила повторять мать - неутомимая труженица и большая страдниця. ей сам святой Юрий, появившись во сне в белых ризах, на белом коне, с длинным копьем, завещал делать его именем людям добро, поэтому и была уверена в том, что будет в раю между святыми, как боляща великомученица".
Ученик-экскурсовод - биограф. Действительно, этой женщине заповедано быть только в раю. Сколько горя и страданий выпало на ее хрупкие плечи. Рожденная для песен, добра и любви, она весь век проплакала, провожая своих детей из родного дома, провожала навсегда. Саша словно вобрал в себя талант братьев-соловушек, чтобы прославить не только славный Довженко род, но и всю Украину.
(Прослушивание аудиозаписи любимой украинской народной песни семьи Довженко "Братья мои")
Братья мои, братья мои,
Братья - соловьи,
Почему ко мне не ходите
Да щонеділеньки.
Сестра наша, сестра наша,
Сестра нечужая,
Как до тебя нам ходить,
Что ты убогая.
Ой зря, что убогая,
Да еще и не гордая,
Хлеба - соли роздобуду,
Совет рода буду.
Ученик в роли Довженко. "Основная черта характера нашей семьи - насмехаться над всем и в первую очередь друг над другом и над самим собой. Мы смеялись ... и в добрые, и в горе, смеялись над властью, над богом и над чертом. ...Дед, отец, мать, братья и сестры. Отец так ненавидел всякий нужду, что даже само слово "бедность" никогда не употреблял в своей личности. Вместо "моя бедность" он мог говорить "мое богатство", например, "Мое богатство не позволяет купить мне новые, простите, сапоги".
Учитель. Среди роскошной природы на; берегу зачарованной Десны, среди мудрых земледельцев с натруженными руками и горькой судьбой и формируется мировоззрение и талант будущего художника.
Любознательный паренек жадно впитывает первые жизненные впечатления - чрезвычайно противоречивы. По-детски наивное понимание картины Божьего суда, "что на нее боялся смотреть даже Пират", "первый грех" за вырванную морковь, "прострельные" проклятия прабабушки Марусины, страх перед скользкой гадюкой и чаща смородины и другие печали переплетаются с детскими радошами.
Ученик в роли Довженко. "Ой-ой-ой, сколько уже знаю неприятных и добрых вещей. Как неприятно, когда баба клянет и когда долго идет дождь и не утихает. Неприятно, когда пиявка впивается в жижку, когда лают на тебя чужие псы, или гусь шипит у ног и красной дзюбкою ощипывает за штаны. А как неприятно в одной руке нести большое ведро воды или полоть и пасынковать табак. Неприятно, как отец приходит домой пьяный и дерется с дедом, матерью или бьет посуду. Неприятно ходить босиком по стерне или смеяться в церкви, когда сделается смешно.
И ехать на телеге с сеном неприятно, когда вез вот-вот опрокинется в реку. Неприятно смотреть на большой огонь, а вот на малый - приятно. И приятно обнимать жеребенок. Или проснуться на рассвете и увидеть в доме теленок, что нашлось ночью. Приятно бродить по теплым лужам после грома и дождя, ловить щучок руками, скаламутивши воду, или смотреть, как тянут волока. Приятно найти птичье гнездо. Приятно кушать кулич и крашенки. Приятно спать в лодке, во ржи, просе, ячмене, во всяком семенах на печи. И запах всякого семена приятный. Приятно, когда яблоко, о котором думали, что кислое, оказывается сладким. И еще приятно, и очень любил я, когда дед разговаривал с лошадью и жеребенком, как с людьми... Любил, когда сбрасывалась большая рыба в озере или в Десне на закате. Любил, едучи на телеге из щелочи, смотреть, лежа, на звездное небо. Любил засыпать на телеге и любил, когда вез останавливался возле дома во дворе и меня переносили, сонного, в дом. Любил скрип колес под тяжелыми телегами в жатву. Любил птичий щебет в саду и в поле. Ласточек любил в клуни, деркачей - в лугу. Любил плеск воды весенней. Любил девичьи песнопения, колядки, щедривки, веснянки, обжинки. Любил стук яблок в саду вечером в сумерках, когда они падают неожиданно исподтишка, в траву. Какая тайна, и печаль, и вечная необратимость закона чувствовали себя всегда в этом падении плода. И гром, хотя мать и пугался его, любил...
Но более всего на свете я любил музыку. Если бы спросил меня кто-нибудь, какую я музыку любил в раннем детстве, инструмент, которых музыкантов, я бы сказал, что больше всего я любил слушать клепки косы".
Ученик-экскурсовод - музеевед (показ фотографий интерьера дома-музея). В этом доме, откуда в широкий мир ушел Саша, сохранившиеся предметы домашнего обихода, вещи, которые помнят руки матери, отца и самого Саши. Никто из односельчан не остался равнодушным, когда в 1960 году решено было создать музей. Экспонаты собирали по крупицам, очень хотелось восстановить все таким, каким видел Саша. Дерев'ні старинная мебель (столы, скамейки, табуретки, мисники), глиняный и глиняная посуда, ухваты с длиннющими ручками, большая разрисованная петухами и цветами печь, колыбель на вервечках. В углу над столом икона ("темный седой богу серебряных одеждах"), и Шевченко, и казак Мамай, и Буденный, и Георгий Победоносец на белых и рыжих конях... В горнице - фото родителей и:а видном месте... Вышитые полотенца, мужские и женщины рубашки... В народе говорят, что дом, в котором перестали жить люди, умирает. В этом доме живет человеческий дух, домашний очаг поддерживают работники музея, свежие впечатления приносят посетители, которые едут отовсюду к берегам удивительной реки, на святую землю, до порогов звичійної украинской хаты, в которой так хорошо пахнет стариной, рутой-мятой, любистком, а добрая щедрая печь пахнет блюдами, испеченным хлебом, печеными и сушеными яблоками и сухими семенами, травами, корнями. А в сенях пахнет жмыхом, гнилыми грушами и хомутом". А в ее окна, как и тогда, приветливо заглядывают солнце и подсолнух, и всякие другие цветы, и ветки всякие пахучие. Сама же она такая же белая, с теплой соломенной крышей, поросшей зеленым бархатным мхом.
Экскурсовод, давайте выйдем на дворе?я, пройдемся садом и огородом, попробуем яблок и груш, полюбуемся цветами и подсолнухами, понюхаємо душистый табак и всякое зелье, напьемся сладкой воды из деревянного ведра колодца-журавля, пройдемся по той тропинке, по которой ступал Александр Довженко сначала к местно? начальной и высшей школы, а затем к Глуховского учительского института.
Родина Довженко - это златоглавые подсолнухи, оранжевые колоски пшеницы, краснобокий яблоки, синее васильковое поле, живописные луга, Белая круча на Десне - все это он понесет с собой в далекое и очень сложная жизнь. Эти обиды обойдут весь мир в его кинолентах, кіноповістях, выступлениях, воспоминаниях. Они будут питать его розтерзану душу, исцелять будут больное сердце, вдохновлять встать из пламени и снова творить для своего народа, частицей которого чувствовал себя.
Материнский образ Украины вставал перед ним из седых туманов веков, из синевы неба, из вишневого цветения и калиновой замыслы.
В литературно-мемориальном музее время как будто остановилось. Здесь каждая вещь хранит дыхание, прикосновение теплой сыновней ладони. Присмотритесь внимательнее к фотографиям и вы обязательно встретитесь с его глазами, в которых запеклись невыплаканные слезы, боль и печаль.
О чем думает Александр Петрович? Высокий лоб свидетельствует о незаурядный ум.
Ученик в роли Довженко. В детстве у меня был определенный наклон к созерцательности. Я был очень мечтательным мальчиком... У меня не было страсти к чему-то одному, определенному. Мне казалось, что я все могу, что все легко, и мне хотелось быть разным, хотелось вроде бы разделяться на несколько частей и жить во многих жизнях, профессиях, странах и даже видам.
Учился я в Сосницкой начальной школе... Я был то, что называется теперь отличником; это меня часто смущало. Мне казалось, учителя сами что-то не совсем понимают, и поэтому им кажется, что я отличник.
Ученик-экскурсовод - музеевед (просмотр фотографий в экспозиции музея). Обратите внимание на фото Леонтия Созоновича Опанасенко - это учитель маленького Саши. Именно он убедил отца, что его способный сын должен продолжать учиться и обязательно получить высшее образование. Сосницкое городское четырехклассное двокомплектне училище, которое через высокие требования к ученикам и надлежащие знания, которые оно давало выпускникам, в народе называли Сосницким академией. Именно в стенах этого заведения и пришло к "смелого парня в Соснице и красивого" первая любовь до Наденьки Чаусовської, дочери богатого купца, - первой красавицы местной гимназии. Была она высокая, стройная, с беленьким личиком, с большими глазами. Любовь была взаимной, но недолгим: "Все понимали, что они никогда не сойдутся, не поженятся - дочь богача и сын бедного дігтяря, и все, кажется, понимали, что никогда больше не увидят такой красивой благородной пары. А они, видимо, не задумывались над тем, о чем думала Сосница, они любили друг друга и, взявшись за руки, счастливые шагали по узеньким местечковыми улочками".
Леонтий Созонович Опанасенко порекомендовал Саше поступать именно к Глуховского учительского института, потому что это было единственное заведение в юго-восточной Украине, куда разрешалось вступать детям земледельцев и платили стипендию на проживание.
Саша послушал своего учителя и выдержал высокий конкурс (на тридцать мест было подано более трехсот заявлений), его было зачислено в студенческие ряды, но в стипендии отказали, и Петр Семенович до последних дней жизни не мог простить отцу свою безграмотность, поэтому продал десятину земли, чтобы сын не бросил мечтать о высокую науку.
Ученик в роли Довженко. Мои мечты ... летали где-то в сфере архитектуры, живописи, мореплавания дальнего плавания, учительство - и пришлось выбрать то, что гарантировало хлеб насущный в будущем и возможность хотя бы продержаться на стипендию в студенческие годы.
Ученик-экскурсовод - музеевед (показ фотографий, записей в Книге памяти). Так сейчас Глуховский государственный педагогический университет, коллектив которого уже все сделал для того, чтобы старейший педагогический заведение Украины носил имя своего знаменитого выпускника. Современные студенты филологического факультета - частые гости нашего музея. Здесь они берут материал для своих курсовых и дипломных исследований, для литературно-краеведческих практик. Несколько лет подряд работники музея совместно с кафедрой украинской литературы проводят Всеукраинские довженковские чтения, на которые собирают современных ученых, писателей, просто не равнодушных людей, чтобы снова и снова прикоснуться к глубинам его духовного наследия.
Откроем книгу записей посетителей музея: здесь не только украинский язык, но и русский, белорусский, грузинский, немецкий, английский, французский... Это не удивительно, ведь имя всемирно известное.
"Искренне благодарим за возрождение Духовности на Благословенной земле О. Довженко, автора бессмертных "Украины в огне", "Повесть пламенных лет", "Земли", "Зачарованной Десны"...
Пусть зерно, брошенное в благодатную землю, прорастает и славит сосницкий щедрый край".
Земной поклон Вам от коллектива Глуховского государственного педагогического университета в День 110-їрічниці со дня рождения нашего славного выпускника.
"Есть минуты, когда, чувствуя величие гениального человека, не решаешься подойти к ней близко.
Есть минуты, когда не можешь говорить в священном месте.
Такие минуты испытываем и мы сейчас. Молча кланяемся этой хате-колыбели великого мастера-поэта, великого человека, что будет вечно стоять с непокрытой седой головой под небом Украины".
Студенты м. Львова
"Канев и Сосница - два родные и священные места. Из этого дома ушел в мир гениальный Саша, а теперь мир сходится к его дому.
Пусть не зарастает тропа к храму нашей культуры".
О. Бабишкін
"Челом тебе, великий сын Украины! Здесь ты родился, здесь ты рос, здесь мужал твой талант художника. В такой маленькой избушке родился и вырос такой великий художник и мыслитель. Низкий поклон этой хижине, этой колыбели. Благословенна будь, земля эта! Благословенна будь, прекрасно Десно! Это Вы дали человечеству такого гзо-летняя. Кланяюсь Вам!"
Марьян Масловский
Это святое для каждого украинца место удостоили посещением президентов, премьеров, министров, а некогда они были глухими до отчаяния и крика изгнанника, московского пленника. Времена изменились, к счастью. Одно остается неизвестным: когда рассекретят архивы художника, которые до сих пор в России, до сих пор желания и последний завет Александра Петровича вернуться телом и душой в родную землю не выполнено.
А музейные экспозиции из Глухова переносят нас в Житомир, где писатель учительствует, где найдет свою любовь и женится с Варварой Семеновной Крыловой.
Киев - Луцк - Варшава - Берлин - Харьков - Одесская кинофабрика - Москва - все это представлено в фотографиях и документах. Выпало художнику быть не только свидетелем, но и участником двух страшных войн, кровопролитий, народного горя. Это горе не обошло и его самого, и его семью
Ученик-экскурсовод - биограф. Большую скорбь и печаль оставила на сердце Александра Довженко драматическая судьба его родителей. Мать пережила отца, но то была жизнь. Горечь несчастных молодых лет, рано забіліло волосы - еще на тридцатом году жизни, когда четыре сыночки - четыре соловьи - в один день ушли из жизни от неизвестной болезни: Днем освобождения Киева 6 ноября 1943 года Александр Довженко начал поиски своих родителей.
Ученик в роли Довженко. Нашел мать и от нее услышал ее горький рассказ о смерти отца, который пережил побои фашистов, изгнание из квартиры, который не верил в победу и беспрестанно проклинал Сталина "за неумение править и воевать" - "он видел в нем одном причину гибели своего народа, видел крушение своих казненных надежд на добро", крах надежд на лучшую жизнь народа после больших жертв и непосильных трудов. Так он и умер в больших муках и страданиях.
Ученик-экскурсовод - биограф. Рассказ матери потрясла Довженко. Но вместе с тем добавила ему сил и веры в тяжелые месяцы расправы за киноповесть "Украина в огне", которую Сталин запретил печатать и ставить по ней фильм. Это был страшный удар для художника. "Я родился и жил для добра и любви. Меня убила ненависть крупных как раз в момент их малости", - запишет он в Дневнике.
Учитель. Вот и прошли мы залами литературно-мемориального музея, осмотрели его экспозиционные и выставочные материалы. Кто же он - Александр Петрович Довженко - писатель, мыслитель, общественный деятель? К нам в кабинет украиноведения пришли писатели, которые лично знали его. Через их воспоминания попробуем понять необычную и самобытную личность творца, все, что он делал, где воплотилась часть его человеческого идеала, за который боролся своим творчеством.
Имитационная ролевая игра. Учащиеся исполняют роли героев на основе предварительно обработанных воспоминаний о Довженко: П. Тычина. "Могучий"; М. Рыльский. "Народный художник"; Остап Вишня. "Александр Довженко"; Олесь Гончар. "Довженко мир"; П. Довженко. "О брате" и т.д.
Коллективный комментарий литературных плакатов:
- Он остался как дерево, что вечно цветет, вечно плодоносит, как великий мыслитель, который может стоять рядом с Сократом и Гомером.
А. Малышко
- Александр Петрович был на удивление широко одаренным человеком, напоминая этим художников эпохи Ренессанса. С художниками возрождения, с художниками романтической школы или романтического характера, со всеми певцами живого, полнокровного жизни его роднила любовь к ярких тонов, выразительных контрастов, любовь к видимого мира с его бесконечной игрой цветов и светотеней, с его трепетной и теплой красотой ... Был он писателем высокой силы и высокой своеобразия... был он цельным художником, новатором с головы до ног...
М. Рыльский
- Художественную самобытность его произведений не понять в оторванности от того национального народного почвы, соками которого они питались, из которого так пышно разрастались.
Олесь Гончар
- Стать настоящим художником - значит умереть. Этот трагический парадокс украинского послереволюционного возрождения осуществился и на Довженко, хотя он был еще наиболее удачливый из создателей Расстрелянного Возрождения.
Ю. Лавриненко
- Довженко, уроженец волшебной закутини украинской земли, промчался метеором на горизонте нашего безрадостного столетия.
Шарль Форд (Франция)
Заключительное слово учителя. Таким остался в человеческой памяти Александр Петрович Довженко, человек, влюбленная в красоту, творец прекрасного на земле, он дарил добро и любовь, это было смыслом его бытия. Всю жизнь он был в поиске, его даже называли генератором идей, он тяжело работал, чтобы достичь вершин уважения и признания. Он улучшал природу, в частности посадил сад возле Киевской киностудии, создавал архитектурные проекты застройки берегов Днепра и Каховского водохранилища, высказывал свои замечания относительно проектирования новых сел, задолго до полета Ю. Гагарина делился планами освоения космоса... Он мечтал сделать землю красивой.
Любил путешествовать, часто выезжал в разные деревни и города в поисках "натуры", не одну ночь провел у костра с друзьями, увлекался охотой, но, как и Остап Вишня, выезжал на природу за новыми впечатлениями, возможностью пообщаться, чтобы получить заряд энергии от земли и деревьев, пробудить вдохновение.
"Однажды, вернувшись с поисков "натуры", он сказал: "Я видел день, полный солнца и красок, насыщенный красотой на небе и на земле, - день, которого не было вчера и не будет уже завтра, день, похожий на человека на вершине ЕЕ творческой силы, в минуту радостного художественного вдохновения... Но сегодня был день, насыщенный красотой и в земле, и в тени - везде полон действия..."[С, 208].
Литература
1. Гончар О. Довженко мир // Пламенное жизни: Воспоминания об Александре Довженко. - К., 1973.,
2. Довженко О. Автобиография//Довженко А. Произведения в5-т;и томах. К.: Днепр. - 1983. -Е.
3. Довженко О. Зачарована Десна. Сочинения в 5 томах: Днепр.. - 1983. -Т1.
4. Плачинда С Александр Довженко . - К., 1924.
5. А. Русанов Павел. Звездами очарован // Пламенное жизни. Воспоминания об Александре Довженко. - К.: Днепр. - 1972.
6. Материалы Сосницкого литературно-мемориального музея А. Довженко.