Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Изучение биографических и автобиографических произведений на уроках украинской литературы

М. Толстенкова,
поисковик Ивано-Франковск
Изучая личность и творческий путь того или иного писателя в школе, всегда следует обращать особое внимание на его биографию. Ведь именно через особые жизненные моменты, которые откладываются в памяти школьника, запоминаются и его произведения. Рассказывать о выдающихся художников слова учитель должен с большим увлечением, а потому должен знать о них все, как о своего хорошего друга или брата. И тут в ход становятся биографические и автобиографические произведения.
Андре Моруа указывает точную дату возникновения биографии и имя ее первого автора, а именно: "1910 год, Литтон Стречі (прославился тонкосаркастичними жизненными описаниями деятелей викторианской эпохи)" [6,18]. Однако некоторые исследователи считают, что все-таки не стоит уж настолько уточнять, потому что существует ряд других версий. Дмитрий Стус в статье "Биография: суб'єктивізація объекта" начало жанра очерчивает трудами Плутарха "Сравнительные жизнеописания" и Г. Транквілла "Жизнь двенадцати цезарей", что начали античную традицию биографического жанра.
Биографический произведение может быть как художественным, так и художественно-документальным, в зависимости от того, какую цель поставил перед собой автор. Но в любой биографии должны быть достоверные факты, свидетельства других людей о реальный жизненный путь героя, документальные материалы. Людей всегда интересовали личности с их переживаниями, чувствами, взглядами, мнениями. Хотя такой интерес является порождением определенной общественной эволюции, закономерностью исторического процесса; читателей интересует то, что является документально подтвержденным, что не содержит собственно художественного домыслу, что является исключительно достоверным, что дает возможность читателю для личных выводов. Биография и автобиография доносят до читателя взаимосвязь человека и времени. В противовес художественному роману или ином художественном жанра, биография делает предметом наблюдения не типичный характер, а истинную реального человека, неповторимую личность. Важен не только исторический резонанс прожитой жизни героями биографических книг, но и индивидуальный, личностный их духовный опыт. Как отмечает Д. Жуков в своей статье "Биография биографии", создание художественной биографии самом деле можно сравнить с искусством портретиста, что не отвергает ни одного из достижений других живописных жанров, которые пропускаются сквозь призму собственной манеры [4,167]. В этой же статье исследователь отмечает, что именно философский смысл биографической книги, ее социальная направленность и личный взгляд автора всегда были и остаются главными факторами, которые определяют и форму, и художественные компоненты построения. И. Андроников в сборнике своих работ отмечает, что напи сати биографию - значит показать, как формируется гений, побеждая внутренние противоречия. "Написать биографию - это значит уловить момент вдохновения и взлета, знать героя как близкого друга, но писать о нем, глядя издалека" [2,176-178]. Биографии великих людей - это своеобразные ступени, по которым поднимается человечество, осознавая свой опыт. Известным является и тот факт, что написать биографическое произведение о писателе - вдвойне сложно, ведь героями здесь возникают и сам художник, и его произведения, от которых он всегда неотделим. Достоверность реальных событий захватывает читателя с первых строк произведений биографического жанра. Если автору романа свойственна черта обобщения, то автору биографического произведения важна конкретизация. То, о чем пишет биограф, было на самом деле, было один-единственный раз, оно ни на что не похоже и никогда не может повториться. Его герой - уникальная фигура, это словно исповедь, которая выражена третьим лицом. Герой реально жил до автора или вместе с ним, а потому в книге представлен своим личностным материалом: письмами, дневниками и т.д. Я. Кумок в статье "Биография и биограф" определяет такие художественные средства биографа: "Собственно, они те же, что и в романиста. Пейзаж. Диалог. Ритм. Композиция. Повтори. Контраст. Отступ. И так далее" [6,21].
Людей все больше интересует литература факта и все меньше вымышленные персонажи, события, обстоятельства. Под влиянием различных средств массовой информации читатель стремится к пониманию обстоятельств, которые непосредственно или опосредованно влияют на духовное, политическое и даже повседневную жизнь современного человека. Художественная биография - это огромное поле для проявления творческих индивидуальностей, манер, стилей авторов. Любая человеческая жизнь, а тем более жизни известных людей, столь наполненный событиями и переживаниями, что автор, который посвятил свое творчество этому жанру, имеет возможность раскрыться в полной мере, насколько хватит духа и таланта. Создание книги-биографии - это своего рода огромная работа исследователя. Художественная биография требует внимания. Д. Жуков сравнивает биографа с "терпеливым мастером, который из разноцветного стекла" выкладывает огромные витражи. Кусками стекла есть исторические реалии, которые набирают жизненной силы лишь после того, как умелая рука складывает их в нужный рисунок. Именно на них базируется весь материал, строится вера читателя в достоверности описанного события.
Сын известного поэта-"шестидесятника" - ученый Дмитрий Стус - появление одной из первых биографий в украинской литературе определяет XV веком, но эти произведения относятся больше к заимствованных. Изучая литературный материал XVI века, находим элементы биографии в украинском речитативному эпическом жанре дум. А уже значительно богаче на биографические произведения оказалась эпоха барокко (XVII-XVIII вв.). Особое место в этот период занимают переводные "агиографии" и "жития" святых, но уже гораздо более широкий объем собственно украинских "протобіографій" в жанрах эпоса, повести и хроники. Значительное преимущество агіографій обусловлена особенностями жизненного уклада, ведь больше всего времени для раздумывания над жизнью имели монахи, а посполитые прослойки прежде всего должны работать, чтобы прокормиться. До выдающихся образцов этого жанра относят монументальные 12-то-языке "Четьи-Минеи") Дмитрия Туптало, в которых собраны древние апокрифические "жития". Интересной является и переосмыслена в христианском духе история жизни Будды - "Варлаам и Иоасаф" [9,31]. Особенно много места выделено биографиям Хмельницкого и Мазепы автором казацкого летописи "История Русов". Образцом популярного для барокко жанра автобиографии есть духовные переживания субъекта в путешествия В.Григоровича-Барского святыми землями.
В XIX веке, несмотря на национальную подчиненность Российской и Австро-Венгерской империям, появляется много интересных автобиографических и биографических образцов. Видное место здесь занимают "Дневник" Т. Шевченко и "Автобиография" М. Костомарова. Д. Стус также в биографических произведений относит и "Исторические портреты" М. Костомарова, в частности портреты князей Владимира Святого, Владимира Мономаха и Даниила Галицького. киевского митрополита Петра Могилы, а также гетманов Зиновия-Богдана Хмельницкого и Павла Полуботка. В дальнейшем, вплоть до второй половины XIX века, биография как жанр получила широкое распространение. Довольно долго за образец научных подходов в области биографии считалось составления подробных летописей, хроник жизни и творчества, которые с избыточной детализацией фиксировали любую деятельность персонажа, и эта разобщенность была главным недостатком мемуаров этого периода. Происходило засыпание фактами без всяких объяснений, без выстраивания причинно-следственных связей. Фиксировался развитие внешних событий, которые отнюдь не были самыми важными, переломными для биографического объекта, более того, его внутренний мир не обсуждался. Как указывает Д. Стус, в украинской биографической традиции все это продолжается и по сей день.
Я. Кумок в статье "Биография и биограф" подчеркивает: "великий человек интересна для нас всеми проявлениями - не только творческой деятельностью, но и своими предпочтениями и вкусами, своими связями с людьми, своими манерами и привычками, даже своими ошибками, которые всегда оригинальны и исторически обусловлены. Из всего этого складывается жизнь человека и его личность - предмет внимания биографа" [6,35]. Именно автор биографий должен воплотить в себе мастерство литературоведа и искусствоведа, знания историка и проницательность психолога. Только обладая всеми этими качествами, он сможет проделать огромную работу: создать образ человека-деятеля на фоне исторической эпохи, показать его как неотъемлемую часть жизни, раскрыть эволюцию его взглядов и его деятельности, нарисовать портреты его современников - друзей и недругов, раскрыть их взаимосвязи и отношения.
Однако писатели, если они стремятся воссоздать личность и жизни исторического деятеля, достаточно часто лишают себя права на художественный домысел и обращаются к обычной биографической рассказы, основанной только на широком использовании документа. Так писатель становится биографом.
На уроках с использованием мемуаров, как писал Бы. Степанишин, надо все сделать, чтобы взволнованное слово автора биографии и учителя живописало самобытную личность писателя, чтобы он предстал перед учеником языков жив и чтобы таким остался для него на всю жизнь. А когда писатель станет не только понятным, но и близким, родным ученику человеком, он будет воспринимать его и как художника, и как борца, и принимать его взгляды, идеи, его моральный и этический кодекс, как раз и является первейшей задачей литературного воспитания"[8,182]. Автор должен тщательно подбирать биографический материал, опираясь на достоверные источники, а не гипотетические домыслы, художественно осмысливать личность великого человека, и именно тогда из обычных биографических сведений рождается настоящая литературе :а жемчужина.
Биографический жанр является особенным уже по своему назначению. Он приближает фигуру художника слова к читателю со всеми его внутренними качествами, со всем его внутренним миром. Роль биографического документа - дневниковых записей - глубоко отличается от жизненных описаний ученых, исторических деятелей и тех, чье призвание - слово. Документы чрезвычайно необходимы биографу, ведь без них мы не узнали бы личность. Нам не были бы известны обстоятельства, которые привели художника к кругу тех или иных личностей своего времени. Несмотря на фрагменты, на которые делится биография, она всегда представляет собой единственно целое, как и весь жизненный и творческий путь.
В статье "Биография: суб'єктивізація объекта" Стус подает следующие виды биографии писателя, которые в свою очередь были определены И. Лосієвським - российским литературоведом:
- "роман-реконструкция" (Ю. Лотман);
- литературоведческое исследование (Б. Мейлах, А. Демченко);
- особая научная работа, которая лишена или почти лишена элементов литературоведческого анализа и художественного творчества (Г. Чудакова);
- "художественная биография" - О. Демченко (даже несмотря на отстаивание принципа научности в изучении биографии) и О. Валєвський [9,31].
Исследователь также определил виды материала, по формальным признакам, в соответствии с функциональным назначением биографического текста:
монография - 5 подвидов научных биографий (життєтворча концептуальная, творческая концептуальная, життєтворча фактографическая, життєтворча смешанного вида и творческая смешанного вида);
очерк может содержать 5 подвидов научной биографии;
энциклопедическая, словарная статья - життєтворчі подвиды фактографического и смешанного видов научной биографии;
летопись (хроника) - життєтворчі подвиды фактографического и смешанного видов научной биографии;
научно-художественный рассказ - життєтворчий подвид обоих видов научно-художественной биографии;
эссе - все 4 подвида научно-художественной биографии [9,37].
Биография и автобиография - это неисчерпаемые источники духовного обогащения читателя. Это те глубины познания, которые всегда будут иметь большую популярность. Читая биографические материалы, пожалуй, каждый пытается там найти проекцию на "свои" поступки, "свои" черты, "свои" мысли, самого себя. Каждый стремится стать лучшим или понять, что есть еще кто-то, кто так мыслит, у кого подобная жизненная судьба. Кое-кто просто учится делать те или иные выводы для своей жизни. Создавая образ героев биографии, биограф сплошь и рядом, независимо от своего видения, создает и свой собственный образ автора. Без этого образа, без отношение писателя к герою, без взгляда автора на предмет описания не было бы художественной книги вообще. Независимо от тех средств, которыми пользуется биограф, а они, конечно, многогранные, мы имеем право сделать вывод, что личность писателя и труд героя в их неразрывной целостности и является тем фундаментом, с которого выстраивается "здание" современной биографии, на этом фундаменте можно построить очень много, а особенно если строители будут талантливые и увлеченные своим нелегким, но благородным трудом.
Следует подчеркнуть, что биография составляет достаточное пространство для белетризованої и даже романізованої подачи собранного материала, в том числе и проникновение во внутренний мир своих героев. Герой биографического произведения обычно является известной личностью. И это, бесспорно, добавляет ответственности автору такого произведения.
Жанр научно-художественной биографии, как отмечает С. Семанов в статье "Создать теорию жанра" [7,51], требует от авторов определенного самоограничения. Автор статьи подчеркивает, что в таких произведениях, как биография, все субъективно-индивидуальное должно быть сознательно представлено как вторичное. И это воспринимается естественно, ведь главной задачей является создание образа центрального героя, а все остальное, как отмечает исследователь, которое отвлекает, должно оставаться вне произведением.
С Семанов утверждает, что русская биографическая литература, в целом, сохранила и утвердила это "уважительное самоограничения" автора в отношении своего героя. Для примера ученый вспоминает известных летописцев, которые, в свою очередь, никогда не называли в текстах своего имени, потому что главное видели в своем безымянном служении будущем. Отвечая на вопрос "стареют биографии?", С Семанов утверждает, что да. Ведь, по его мнению; биографический произведение - это синтез двух сред - фактологического и идеологического, и старение подлежат оба [7,52].
Книги о жизни известных писателей должны доносить до учащихся яркий образ незаурядной личности со всеми присущими ему человеческими слабостями. Жизнь каждого - непрестанное самопознания, ежедневный суд над собой. Именно дневники представляют собой материалы, которые воспроизводят духовное и творческое лицо художников слова. Личная жизнь писателей, вообще людей творческих, является весомой частью, с которой и выстраиваются их дневники. Знать известных людей - значит знать меру и форму их личности, познать их противоречия. В конце концов, ничто не сможет так открыть нам тайны их шедевров, как человеческая душа стремится к прекрасному, требует дополнительных сведений и о прекрасное творение, и о его создателе. Целью изучения биографии писателя в школе является приближение детей к него самого как автора. Делом авторов-библиографов является создание образа художников слова, а для этого необходимо досконально знать, какими они были в жизни.
Список использованных источников
1. Акимова А. Жизнь писатели: Заметки о биографическом жанре // Вопросы литературы. - 1996. - №12. - С.175-100.
2. Андроников И. Собрание сочинений. В 3-х томах-М., "Худ. лит", 1980.- 432 с.
3. Братусь И. Аспекты изучения жанровых особенностей историко-биографических произведений // Современный взгляд на литературу - Вып.4. - К.,2000. - С. 123-137.
4. Жуков Д. Биография етнографии // Наш современник - 1979. - №11.- С.166 - 165.
5. Кудряшова Л. Жанр литературной биографии: обзор // Вопросы литературы. - 1072.- №9. - С.130 - 104.
6. Кумок Я. Биография и биограф // Вопросы литературы - 1973. - №10.- С.18-33.
7.Семенов С. Создать теорию жанра // Вопросы литературы.- 1973. - №10. - С.47 - 53.
8. Степанишин Б. Преподавания украинской литературы в школе - К.: РЕЦ "Проза", 1985. - 25c.