Стихи, которые изучаются в начальной школе писателя Максима Тадеевича Рыльского.
Учебник (1) Скрипченко Н.Ф., О.Я. Савченко "Первоцвет". Раздел "Зима-белоснежка" - стихотворение "Белые мухи".
Раздел "укрылись В луки цветом, здороваясь с летом" - стихотворение "Река".
Учебник 3(2) Читательница Скрипченко Н.Ф., Савченко О.Я.
Раздел "Писатели родного края" - стихотворение "Мы собирали с сыном на земные каштаны", "Песня о днепре", "Девушка", "Остановись лето на пороге", "На белую гречку упали росы".
Учебник 3(4) Скрипченко Н.Ф., О.Я. Савченко, Н.И. Волошина
Раздел "В мире является одним одна вкраїна" - стихотворение "Язык".
Раздел "Растите настоящими людьми" - стихотворение "Не кидайсь хлебом", "Кем хочешь быть, мальчик...?"
Раздел "Красота земли, красота жизни", - стихотворение "Зима", "на Цыпочках подошел вечер".
Стихи Павла Тычины, которые изучаются в начальной школе.
Скрипченко Н.Ф., О.Я.Савченко, Первоцвет (1).
Раздел "Украина, край родной!" - стихи "добрый день тебе, Украина моя!", "Где не глянь - колоски".
Учебник 3(2) Чтение Скрипченко Н.Ф., О.Я. Савченко
Раздел "Землю красит солнце, а человека - труд" - стихотворение "Леонтович".
Учебник 4(3) Чтение Скрипченко Н.Ф., Савченко О.Я. Н.И. Волошина.
Раздел "Красота земли, красота жизни" - стихотворение "Как не любить", "Зима", "Навшпильках вечер подошел".
Воспитательное значение стихов п.г. тычины, изучаемым в начальной школе.
П.тычина заботился о молодом поколении, которому "расти и действовать", строить будущее. Любовь к детям и молодежи, родительская забота о них и участие в воспитании подрастающей смены - гуманная традиция прогрессивных российских и украинских писателей, которую воспринял и развил П.Г.Тичина.
Он любил детей. Называл их: "самые нежные зеленые ростки", "О дети! Самая светлая мечта наша, пусть дорого ценнее надежда, наше святое святых!", "О дети! Светлая утех анаша, многоцветная радуга, переброшена к грядущему!" Так говорил поэт, выступая на митинге защиты детей от фашистского варварства в Уфе мая 1942 года.
П.Г.Тичина создал для детей лирические стихи, поэтические миниатюры, стихотворные рассказы, сказки, поэмы. Которые вошли в круг детского вопрос. а некоторые из них изучаются в начальной школе.
В учебнике за 3(2) класса дети изучают стихотворение п. тычины "Леонтович". В этом стихотворении поэт с особой теплотой рисует характер маленького мальчика. Он гордится талантом юного героя, его любовью к поэзии и музыки. Поэта радует трудолюбие малыша, богатство его фантазии, чувства красоты природы.
Мамочка, люблю. Я песню
о кукушке и о гай, -
я прошу тебя, не, дорогая,
Леонтовича пой!
Ты же мне о нем вчера
ой же, как рассказала!
про калину про птицу,
что в лугу расцвела...
В учебнике 4(3) классе учащиеся изучают такие стихи поэта - "Зима", "на Цыпочках вечер подошел". В этих стихах автор рисует картины родной земли в восприятии поэта, влюбленного в природу. В шуме воды, в шелесте листьев. В птичьем пении, в солнечных луча утонченный музыкальный слух поэта ловит то звуки арфы, кларнета, то голос флейты, скрипки. Природа звучит, как многоголосый хор. Как оркестр. "и звучит земля. как орган".
На цыпочках подошел вечер -
Зажег звезды.
Послал на травах туманы
И, положив палец на уста, лег.
В поэзии П.тычины любуется поэтичностью детского мировосприятия, своеобразием, непосредственностью речи, свежестью и остротой впечатлений. И в других своих произведениях поэт развивает внутренний мир ребенка, находит в нем много прекрасного.
В 1 классе ученики изучают такие стихи п. тычины: "добрый день тебе, Украина моя!", "Где не глянь - колыбели". В этих стихах поэт любуется красотой ее "золотыми-серебряными колосьями".
Ручей среди рощи, как ленточка.
На цветке бабочка, словно свечечка,
Волнуют, имеют, цветут поля -
Добрый день тебе, Украина моя!
Поэта переполняют чувства любви к "своей", он здоровается с еще одним днем, который наступил в его родном отечестве. Он использует меткие эпитеты "ручей-словно ленточка", "бабочка - словно свечечка".
Воспитательное значение стихов М.П. Гиньського.
Он говорил, что любит, когда в доме есть дети и когда они смеются. Ведь детский смех - символ счастья и радости. Любовь к детям вынес поэт из собственного детства.
Из романовских полей, с романовских лук и домов пришли в его поэзию ранние росы и горькие слезы, и они заблестели на ресницах матерей и детей и на вершинах мировой поэзии.
Все для человека и всегда с человеком - это завещание Максим Рыльский пронес сквозь бурю и снег, сквозь всю жизнь пронес, как Человек с большой буквы, как рыцарь красоты и добра.
"Кто имел счастье встречаться с Максимом Рыльским, тот знает те прекрасные часы. Когда в мире каким-то волшебством увеличивалось творчества, мечтаний, вдохновений, любви", - вспоминает Михаил Стельмах.
В 1 классе учеников изучают такие стихи М.Т. Рыльского: "Белые мухи", "Річк4а", которые относятся к пейзажной лирики писателя, которая среди произведений поэта для детей занимает значительное место.
Рыльский - друг природы, считал ее вечным источником жизни творчества, проявлял тонкое понимание природы, призвал беречь, восстанавливать и обогащать ее. Рыльский считал, что и пейзажные произведения. Если они вызывают радостные почуття. стремление нравственной чистоты и благородства, желание сделать что-то прекрасное, делают важное дело, служат важным средствам воспитания. Именно такими оптимистичным, життєстверджувальним звучанием обозначены пейзажные произведения поэта.
М. Рыльский пишет про лес, поле, реку, снег, елку: "Белые мухи", "Река", "Песня про елочку". Пейзажная лирика поэта характеризовалась глубокой наблюдательностью, образным воспроизведением явлений природы. Да. он использует метафору "белые мухи", сравнивая снег с белым пухом, создавая оригинальный образ.
Автор стремился к тому, чтобы слова лились "стобарвно и стозвуко", и обнаружил умение одной строкой нарисовать целую картину: Плещется синяя река... ("Река"). Здесь мы видим умелое сочетание слуховых и зрительных ощущений. В стихотворении изображено летний поход шумной толпы детей до реки, их веселое настроение.
Как правило, в М.рыльского нет так называемой чистой природы, она выступает во взаимодействии с детьми, с человеком труда, которая забаг слышит природу. Даже в стихотворении "Белые мухи" поэт говорит о заботливого дедушки Максима, который смастерил санки для всех детей.
Во 2 классе дети знакомятся с биографией и страницами творчества Максима Тадеевича Рыльского. Они изучают поэзии "Мы собирали с сыном на земле каштаны", "Песня о днепре", "Девушка", "Остановись лето на пороге", "На белую гречку упали росы".
Украинский писатель Панас Мирный писал, что "самое большое и дорогое добро у каждого народа - это его язык. Сколько неразгаданных тайн, которая неповторимая красота и могучая сила кроются, казалось бы, в самых простых словах, что способны растрогать человеческие сердца! Такие мысли воплощенные в прекрасном стихи Максима Рыльского "Речь", полной глубоких патриотических чувств.
У него каждое слово - это жемчужина,
Это труды, это вдохновение, это человек.
Максим Рыльский писал: "Любить, уважать. Беречь природу, вечный источник нашей жизни и нашего творчества". Поэт был страстным любителем природы родного края, которая понравилась ему еще в родной Романовке. Он часто отдыхал на лоне природы, с неподдельной искренностью описывал ее в своих произведениях, прибегая к поэтической медитации, размышления при созерцании ее волшебной и бессмертной красоты.
Литература:
1. Скрипченко Н.Ф., Савченко О.Я. Первоцвет (1).
2. Скрипченко Н.Ф., Савченко О.Я. Читанка 3(2).
3. Скрипченко Н.Ф., Савченко О.Я., Волошина Н.И. Читанка 3 (4).
4. И Соболев Изучения Тычины в школе.
5. Украинская детская литература.
6. Максиму Рыльскому. Сборник стихов посвященная 59-й годовщине от дня рождения и творчества.
|
|