Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Роман Л. Кононовича "Тема для медитации" как художественная реконструкция украинской истории XX века

О. Веретильник,
магистрантка факультета филологии и журналистики
Черкасского национального университета
имени Б. Хмельницкого
Світовидча система представителей античного мира основывалась на уверенности в том, что порядок в хаотичном Вселенной охраняют Мойры - богини судьбы. Так, Клото (Прядильниця) пряла нить человеческой жизни. Лахесис (Дарительница) вела человека сквозь превратности судьбы; Атропа (Неотвратимая) перерезала нить, когда наступало время человеку изменить земной мир в мрачное царство Аида. Несоответствие такой символической мифологизации этапов присутствия человека в мире летописи исторических событий подтверждает, в частности, прошлое украинской нации. Действительно, период существования этноса в условиях тоталитарной империи вносит свои коррективы в формирование бытийного измерения. Возвращаясь к нашему мифа, отметим характерные отличия между идеальной картиной мира (представленной античными верованиями) и реальной жизнью: эпоха исторической несамостоятельности украинского народа существенно ограничила функционирования Дарительницы (что должна оберегать человека во время мучительного метания последней темными коридорами бытия), предоставив преимущество Неотвратимое (миссия богини смерти тиражировалась миллионными тиражами), и, как следствие, постепенно снижалась самовідтворююча способность богини Прядильщицы.
Оглядываясь на пережитый временной отрезок, общество отчаянно пытается найти потерянные грани осознания себя как творца вечности и хранителя исторической памяти. Массово создаются "Книги Скорби" со списками имен погибших от репрессий коммунистической эпохи, но все усилия сводятся к превращению самых трагических страниц истории Украины в скелет мертвой статистики. Сакралізуючи имена уничтоженных системой людей, вивищуючи трагедию на уровень культа равнодушия, редко пытаемся хотя бы попытаться осмыслить факты прошлого нации. Именно поэтому в контексте тотального забвения и откровенного равнодушия роман Леонида Кононовича "Тема для медитации" представляется особенно актуальным среди потока развлекательной литературы. Бесспорно, произведение является биографией эпохи. Автор использует прием документалізму, чтобы вернуться к уже списанных обществом событий XX века. Интересными являются выводы Д. Стуса: "... в отличие от большинства наших так называемых постмодернистов, Кононович не занимается конструированием, не строит своей прозы "под Камю" или еще под кого-то или что-то. Он просто пропускает через себя историю и превращает ее в текст. Я думаю, что это один из первых серьезных эпических романов во всей украинской литературе вообще" [7, 10]. Л. Кононович реабилитирует пласт истории этноса.
Анализируя произведение, уже с первых страниц наталкиваемся на один из предложенных автором художественных документов, предоставляющих характеристику исторической эпохе, - будто вырван из потока сознания воспоминание: слякотная зима, Рождество, семья за столом заводит колядку, маленькая девочка смотрит в окно на грязьку, разбитую дорогу, на единственную утеху глаз - красную калину; вдруг - видит людей, идущих путем, валом валят, "суют, как будто наводнение". И странно тоскливо сделалось ребенку: "Вишь, думаю, такая непогода на дворе, а они - идут! Куда же это они идут... куда же они идут, эти люди?.." [4, 8]. В этом эпизоде раскодируется состояние общества: люди, идущие в "такую погоду" по грязькій дороге, и те, что смотрят сбоку, в теплой хате, ожидая улучшения, наслаждаясь взглядами на красную сочность калины (извечно была символом-кодом украинской нации) как на желанное ожидание грядущего будущего.
Листаем страницы романа. Интересный эпизод, когда мальчик идет по селу с бабушкой. "То была эпоха, когда в космос полетели первые ракеты, когда один политик заявил, что за двадцать лет построит нам коммунизм, когда все ждали, что вот-вот и на Марсе зацветут яблони, - поэтому радио без конца орало и орало песню, которая начиналась словами: "Главное, робята, сердцем не стареть!" и т. п. А я все не мог понять: что же это за главниє ребята и чего им нельзя стареть?" [4, 19]. Баба долго молчит, а потом приказывает мальчику не слушать ту болтовню: то нехорошие люди, "одно слово, парази ты!". Чрезвычайно тонко и иронично передано настроение эпохи, что кричала на площадях красочными транспарантами, куда-то все спешила, чтобы потом, позже, понять, что никуда не успела.
Герои Л. Кононовича (атаман Лелюх, Юр) своими взглядами на историю нации проявляют суголосся" с мнением исследовательницы М. Рудницкой, которая высказывала соображения о том, что в проблемах украинской государственности виноват сам народ: он должен был отстоять, цитируя И. Франка, "хоть сыновьям, как не себе, лучшую судьбу в борьбе" ("Вот если бы ваше поколение не волам хвосты крутили, а коммуняк резало, то сейчас все по-другому было бы! - уныло буркнул Юр. - А то проспали свою судьбу, а оно теперь и нам окошилося!", и также слова бабы Лепестини: "А говорил же атаман Лелюх... Ребята, говорит, вы же не одсидитеся дома - они сами к вам придут и все отнимут! Не послушал никто..." [4, 103]).
Наше внимание привлек описанный в романе эпизод на базаре, когда несколько заводіяк совершили крик: "бегите, люди добрые, до Днепра! До Днепра! " Народ,испуганный тем страшным ревом, убегает: "... старцы базарные (зачучверіле, нищенскую, так и гляди, что вот-вот Богу душу отдаст) на уровне схватились и этот двухметровый забор как махнут... Только сумки мликнули!.. Все сбились в кучу. Народ трясся и лез друг на друга. Кто упал под ноги, с того сделали кровавое месиво..." [4, 186] (Далее посилатимемось на этот источник). А тем временем зачинщики такого перепугу спокойно нагрузили себе базарные телеги колбасой, луком, мешками пшена. Словам участника той потасовки автор делает печальные выводы о украинский народ: "... вот это и правильно! потому что глупым так и надо! ибо дурака и в церкви побьют, а не то чтобы! ведь прежде чем бежать, да на головы лезть, и душит друг друга, как сумасшедшие, -- хоть бы стала какая скотина: а что же это за суматоха? а что за крик..? а главное, - вот почему до того Днепра бежать, спрашивается?! Но, видимо, правильно про наш люд в всенькому мире говорят: большой языков ломака, - а глупый как собака!" (187).
В романе представлены и исторические факты, которые подтверждают антицерковную политику советского правительства в Украине, силами которого осуществлялся план массового уничтожения культовых православных сооружений. Общеизвестным является то, что жертвами такого варварства стали выдающиеся памятники церковной архитектуры Украины, в частности: Михайловский Златоверхий собор, Никольский военный собор, Трисвятительська церковь, Богоявленский собор Братского монастыря, церковь Успения Богородицы в Киеве, Свято-Николаевский монастырь в Харькове, Покровский собор в Запорожье, Успенский собор в Полтаве (нами перечислены лишь самые значительные потери украинского зодчего искусства: в сталинскую "безбожную пятилетку" были уничтожены сотни церквей в разных регионах государства, кроме того, тысячи культовых сооружений стояли пустыми или были превращены в заводы, склады, кинотеатры). В романе "Тема для медитации" эта печальная страница истории нации представлена в воспоминаниях героя Юра: "Он закрыл глаза и снова увидел, как они с бабой идут несмотря на церковь, которая стоит посреди выгона, высокая и стремительная, с тремя золотыми маковками и затейливым лепкой, которое вьется зокола, и когда смотришь на нее издали, то кажется, будто она висит в пустоте не касаясь земли, такой легкий и совершенный ее силуэт. "Баба, а что это такое?" - пораженно поспитався он, задирая голову. - "Церковь святая, деточка!" - "Это в ней Бог живет, да?" - "Да!" - "А чего же она забита досками?" - Баба перекрестилась на золотые маковки. - "Потому что они, деточка, думают, что Бога нет... а сами ракеты в небо посылают, чтобы посмотреть, он там где не спрятался!" (37).
По нашему мнению, такие действия партийных активистов в отношении проводимой режимом антирелигиозной политики можно объяснить с точки зрения философии бытия: атеизм для них - бегство от страха (перед лицом смерти и ожиданием обещанного религиозными верованиями порога потустороннего мира). Именно поэтому деятели большевистского механизма безоговорочно принимают новые идеологии, окрыленные верой во всесилие коммунистической системы, что обещает контролировать все сферы бытия, в том числе и духовное измерение, предлагаемый христианской моралью. То есть, можно говорить о том, что на исторических весах страх перед репрессиями режима в мировосприятии представителей эпохи перевешивал страх перед Богом (репрессии - фактор реальности; Бог - обесцененный миф), а, следовательно, человек выбирает сильнейшего, по ее мнению, покровителя. На эту проблему под несколько иным углом зрения нам предлагает посмотреть герой романа "Тема для медитации" Юр. Он делает выводы о чрезвычайной патологию поведения партийных активистов, вызвана психологическими отклонениями на почве "невтамованого полового влечения".
Возвращаясь к осуществляемой в годы коммунистического режима антицерковной политики, целесообразно вспомнить мысль В. Пахаренко: "Тогда не просто разрушали храмы, уничтожали священников, сжигали на кострах старинные иконы и книги - давили, спопеляли исконную народную веру в духовность, в добро... Сгорали старые боги, а в лютім пламени возникали новые коммунистические идолы" [5, 74]. Новые идеологии воспринимались людьми неосмысленно; эти штампы, стереотипы, однако, прочно укоренились в глубинах общественного сознания, вызывая импульсы мотивации к управляемым системой действий. Наше внимание привлек эпизод в исследуемом произведении: главный персонаж Юр, осуществив "крамольный" поступок (выпив лишнего, надел на древко от флага отраженную от бюста Ленина голову, что, кстати, хламом перебрасывалась за сценой в сельском клубе, и бегал с ней), попал на заседание педагогического совета школы как антисоветский провокатор. На этом судилище особенно интересной в контексте рассмотрения проблемы является пламенная речь учительницы физики: "Товарищи, - ее голос аж захлебнулся от возмущения, - и если бы мой ребенок такое совершил, то я вышла бы на дорогу - и как дура, криком кричала: люди, помогите! люди, убейте этого урода! люди, заріжте его, или утопите, или задавіть втихаря где-нибудь в углу, - а то у меня рука на свою кровь не поднимается!" (73).
Л. Кононовичем в романе отражена и тема голода 1933-го года. Как признается автор, ему в начале 90-х годов глубоко в память запало высказывание о том, что мы должны сделать все, чтобы через сто лет не сказали: в 1933 году на Украине был голод, умерло 7-8 миллионов душ. Голодомор стал "устрашающе-переломным временем украинской истории, после которого она в своих життєтворчих усилиях пошла "вниз": была подорвана не только биологическая, поздравительная, социально-творческая, но и интеллектуальная сила нации" [2, 48]. Геноцид украинского народа повлек значительные демографические потери. Села безлюдніли. Живых не было сил хоронить мертвых. Г. Конквест подает сведения о том, что в некоторых селах грубые бригадиры настаивали на том, чтобы относить умирающих, так же как и мертвых, на кладбище, чтобы избежать лишних хлопот. Подобный случай описан в романе "Тема для медитации" - отрывок из автобиографического рассказа женщины, которая пережила тот страшный год. Тогда от голода вымерла вся ее семья; она, тогда еще ребенок, ползла по улице, выгрызая сорняк под заборами. Потом ее подобрал Гордей-трупар, чтобы одвезти на кладбище. Кроме девочки, он вез еще и свою куму Акулину. На кладбище Гордом взыскал Акулину с телеги, бросил в яму и стал засыпать землей. Женщина уже не могла говорить, только одгортала землю с лица. Гордей бросал, а потом говорит: "Да умирай уже, кумо... а то мне на обед пора ехать!." И землю на нее, землю, - а тогда залез в кагат и затоптал сапогами то место, где голова была" (127). Ребенку повезло больше, чем куме трупаря: шли мимо две женщины и забрали у него ребенка. Девочка выжила в тот голод, выросла, а перед войной поступила в учительский институт: "Нас там заставили изучать стихотворение Тычины "Партия ведет":
Всех господ до'дної ямы,
буржуев за буржуями,
будем, будем бить!
будем, будем бить!
Как же я плакала, прочитав эти стихотворения! Сразу все стало перед глазами - и кагат тот здоровенный, где люди лежат языков хлам,., и тая Акулина сердешная, которая из последних сил выгребается из земли..." (127).
В романе "Тема для медитации" - в виде воспоминаний Юра - ретроспективно представляются события эпохи "хрущевской оттепели", а также ядовитое болото семидесятых. Герои произведения - Чумак, Юр, Леляна - как представители украинской интеллигенции, принимали участие в противостоянии духу тоталитарного государства. Большое значение приобрел в контексте движения сопротивления самиздат, к которому присоединялась другая запрещенная литература: произведения нереабилитированных писателей 1920-х годов, националистическая литература, научные труды украинской диаспоры. Большой резонанс вызвало появление в самиздате дневника В. Симоненко [3]. В тексте произведения есть упоминание о труде И. Дзюбы "Интернационализм или русификация?", текст которой в свое время стал идейным манифестом поколения. Автор этого труда очень точно диагностировал болезнь эпохи, общества. "Грани кристалла" И. Дзюбы тысячи молодых сердец восприняли как отречение. Однако автор этого труда - надлежащим образом непоцінована нами личность: имея гуманизм за основу світовидчих позиций, он верил в возможность взаимопонимания с системой, точила людей свободной мысли.
Таким образом, используя прием исторического документалізму, пропуская через призму авторского видения бытийные реалии XX века, Л. Кононович реконструирует историю Украины.
Литература
1. Даниленко В. М. Сталинизм на Украине: 20-30 - е годы. - К.: Лыбидь, 1991. -344 с.
2. Дзюба И. М. Ловушка. Тридцать лет со Сталиным. Пятьдесят лет без Сталина. - К.: Колодец, 2003. - 144 с - (Сер. "Моя библиотека").
3. Касьянов Г. В. Несогласные: украинская интеллигенция в движении сопротивления 1960 - 80-х годов. - К.: Лыбидь, 1995. - 224 с
4. Кононович Л. Тема для медитации: Роман. - Львов: Кальвария, 2005. - 272 с
5. Пахаренко В. Ветви единого древа: Украина Восточная и Западная в апокалипсисе XX века. - Черкассы: Брама-Ук-раина, 2005. - 304 с
6. Полищук В. Т. Венок лавровый, венок терновый. Репрессированные писатели Черкащины. Статьи, очерки. - Черкассы: Брама, 2000. - 128 с.
7. Скиба М. "Тема для медитации". Эксклюзив // Слово Просвіти. - 2005. - С июня - 6 июля. - С 10-11.