Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Трагическая судьба украинцев в условиях тоталитарной системы (Урок с использованием информационных технологий по роману Уласа Самчука "Мария")

11 класс
Т. Гафарова,
преподаватель украинского языка и литературы Запорожского педагогического колледжа
Бурное развитие средств информатизации (компьютеров, компьютерных коммуникаций, всевозможных электронных устройств), а следовательно, появление новых технологий обработки, передачи, получения и хранения информации открывает новые возможности для применения компьютеров в учебном процессе. Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогической цели обучения и воспитания.
Новые информационные технологии открывают студентам Доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления всяких профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.
Информационные технологии обучения дают возможность преподавателю для достижения дидактической цели применять как отдельные виды учебной работы, так и любой их набор, т.е. спроектировать обучающую среду. Ориентированные на преподавателя инструментальные средства (программы-конструкторы уроков) позволяют ему оперативно обновлять содержание учебных и контролирующих программ в соответствии с появлением новых знаний и технологий. Преподаватель получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности студента, творческого поиска и организации их совместной работы.
Структура занятия с использованием компьютера является багатоваріантною, однако такое занятие должно быть полифункциональным: формировать не только знания, но и развивать студентов, вводить их в сферу психической деятельности.
Кое-кто из преподавателей может критически заметить: теперь, когда так мало часов выделено на изучение украинского языка и литературы, когда еще не решено много важных образовательных проблем, разговоры о новые информационные технологии, использование Интернета являются преждевременными, ведь они, мол, только отвлекают от реальности жизни. Однако это далеко не так. Прежде всего напомним, что в течение последних лет существенно переоцениваются концептуальные подходы к целей, задач и содержания образования.
Разумеется, ни компьютер сам по себе, ни сети Интернет, ни любое другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Речь идет о другом - о целесообразно с методической точки зрения привлечения компьютерных технологий в процесс получения языково-литературных знаний, об использовании таких возможностей ИКТ, которые способствуют реализации дидактических целей в соответствии с требованиями образовательного стандарта, загальнопедагогічних задач, связанных с формированием личности XXI века.
Кроме того, внедрение новых форм взаимодействия дидактической словесника и студентов во время исследовательской работы, что предполагает привлечение современной техники, является конструктивным путем решения такого, так сказать, стратегической задачи, как воспитание творческого читателя. Поэтому и важно всем участникам педагогического процесса приобретать практических навыков поиска и использования информации и в Интернете и на электронных носителях.
Следовательно, целесообразно использование компьютеров на уроках языка, литературы и во внеурочное время открывает новые измерения в пространстве обучения. Эффективность использования IT в контексте изучения языка и литературы в большой степени зависит от того, насколько Хорошо словесник представляет возможности уместного, психологически мотивированного применения на различных этапах рассмотрения темы конкретных методических приемов с использованием компьютеров и периферийных устройств.
Возможности использования компьютерных технологий безграничны. Живя в эпоху информационных технологий, мы, педагоги, стремимся научить разумно использовать эти технологии, не забывая о живое повседневное общение, ощущения, мышления.
Конечно, появление новых информационных технологий на уроках языка и литературы не следует воспринимать как панацею от многих проблем, с которыми ежедневно сталкивается словесник. Скажем, такое важное задание, как формирование творческого читателя, можно решить только тогда, когда педагог сумеет привить своим воспитанникам любовь к книге, желание открывать для себя все новые и новые горизонты в мире искусства слова. Книгу и общение с преподавателем на уроках литературы, языка ничто не заменит, однако целесообразно применение современной электронной техники значительно разнообразит хорошо известные, традиционные методы, приемы, виды учебной деятельности, существенно повысит мотивацию, поможет раскрыть творческие способности студентов и преподавателей.
В настоящее время значительно возрастает активность студентов, увеличивается объем усвоенной информации, расширяются возможности дидактической взаимодействия между словесником и студентами, основанной на личностной ориентации и дифференциации обучения.
Учитывая личностно ориентированное навчатим мной и моими студентами создана подборка презентаций-проектов с тем украинской литературы к изучению жизни и творчества писателей: "Писатели родного края", "Творческий путь Г. Февраля", "Жизненный и творческий путь писателя (М. Коцюбинского, М. Хвылевого, В. Самчука, И. Багряного, В. Гончара, П. Загребельного, Гр. Тютюнника)", "Постмодернизм - это свобода?".
Убеждена, что нетрадиционные занятия помогают не только избежать однообразия и шаблона, но и формируют творческие способности, помогают студенту поверить в свои силы, ведь оригинальная мысль может появиться у каждого студента.
Тема урока. Роман В. Самчука "Мария" - рассказ об Украине XX в. и трагическую судьбу украинцев в условиях тоталитарной советской системы.
Цель: ознакомить студентов с романом В. Самчука "Мария"; раскрыть жанровые особенности произведения, его строение, художественные приемы отображения действительности; охарактеризовать образ главной героини романа; развивать навыки анализа прозаического произведения, логичность и самостоятельность суждений; воспитывать чувство национального самосознания, патриотизма, гуманизма, нравственные чувства.
Методическая цель: показать эффективность использования на уроках украинской литературы текстоцентрической технологии в сочетании с мультимедийными средствами обучения.
Тип урока: интегрированный урок, урок углубленного обработки текста.
Оборудование: роман "Мария", портрет В. Самчука, высказывания писателя, компьютерное оборудование.
Матерям, погибших голодной смертью на Украине в 1932-1933 годах.
Улас Самчук
Ход урока И. Вступительное слово учителя
Украина, родная мамочка наша. Страдающая, измученная, но непокоренная наша матушка Украина.
Украина! Одно только слово - и мы входим в мир седой, словно рожь, истории барвінкової юности, в мир трагедийного эпоса и героических деяний.
Сколько страданий, мучений, горя выпало на твою долю, родная земля. И сегодня мы перевернем еще одну страницу нашей истории, страшной истории. Черными буквами навсегда вписаны 1932-1933 годы в наше сознание.
Студент 1. Адские цифры и слова
В сердце бьют, словно молот,
Словно проклятие, панаса
Год 33-й... Голод.. .Голод...
Студент 2. В сталинской ярости, страшной
Тень смерти встала по стенам.
Семи миллионов (Боже мой!)
Недолічилась Украина.
Студент 1. В руках, что вырастили хлеб,
Не осталось и зернышка.
Нет! Род наш в горе не ослеп -
Ты все вспомнишь, Украина.
Студент 2. Вспомни все ты, чтобы воздать
Близким и дальним людоморам.
Хоть радость легче пам'ятать,
И надо пам'ятать и горе.
ІІ.Мотивація учебной деятельности.
Сообщение темы и задач урока
План урока (на компьютерной доске)
1. Роман-вспышка "Мария" - самый сенсационный из всех произведений У. Самчука.
2. Своеобразие композиции произведения. Проблематика.
3. Возвышение образа Марии до уровня символа
Украины.
4. Картины голодомора в романе.
5. Вера писателя в неистребимости украинского народа, неизбежную победу добра над злом.
III. Актуализация опорных знаний студентов Учитель. Прежде чем мы начнем работать над целостным анализом романа, давайте еще раз вспомним,
Кой человеком был Улас Самчук и почему его творчество много десятилетий была неизвестной в Украине? Сообщение литературоведов.
В. Самчука называют одним из самых выдающихся писателей современности. В своих романах, повестях, рассказах, очерках он мастерски запечатлел нашу многогранную историю, явил миру богатство и красоту украинского образного слова.
Его знают везде, в разных странах мира, где живут украинцы. Неизвестным он оставался лишь для нас, потому что долгие годы произведения В. Самчука были запрещены как вредные, антисоветские, а самого писателя официальная критика называла певцом кулачества и националистом. На протяжении всей жизни В. Самчук был "в вечном изгнании". И только теперь, хоть и очень медленно, его произведения возвращаются в Украину. "Мы вернемся в свою большую, вымученную, выстраданную землю предков. Не сегодня, так завтра, не в этом, так в другом поколении; вернемся, не только, как живая материя, но и как живой дух, вернемся, и то прежде всего в продолжении, как творчество", - говорил В. Самчук.
И уже сам факт начала возвращение в Украину одного из самых могущественных ее талантов - событие огромной значимости. Этим не просто удостоверяется пополнения казны культуры нашего народа творческим достоянием мастера мировой величины. Она утверждает, что в своей духовности украинский народ тоже возносится к вершинам, достойных мирового внимания.
Учитель. Правы те исследователи творчества Самчука, которые считают художественное мышление писателя епопейним. Так, Степан Пинчук, не колеблясь, называет В. Самчука украинским Гомером XX в. и отмечает, что оба художника являются уникальными в мировой литературе именно потому, что имеют в творческом наследии по два епопейні свершения ("Илиада", "Одиссея" Гомера и "Волынь" и "Ост" Самчука).
В. Самчук был горячим патриотом Украины. Это подтвердили его жизнь и творчество. Всегда болел за будущее Отечества, хотя сам был далеко от нее.
Вопрос:
- Вспомните, когда и где был написан роман "Мария"?
- Скажите, кому посвящено это произведение?
Учитель. Как видим, роман "Мария" посвящен украинскому селу, матерям, которые погибли от голода в 1932-1933гг. Произведение стало страшным, по своим трагизмом, обвинению большевистской системы. Роман написан по горячим следам событий. В мире мало знали о голодоморе, поскольку официальная пропаганда его замалчивала. Прошло долгих почти 75 лет, прежде чем весь мир наконец признал, что голодомор 33-го года был геноцидом украинского народа.
И надо было иметь изрядное мужество. Самчуку, чтобы в то далекое время возвысить свой голос в защиту забитого, замученного крестьянства.
IV. Восприятие и усвоение нового материала Слово учителя с элементами беседы.
"Я не поэтому писатель украинского народа, что умею писать. Я поэтому письмэнник, что чувствую долг перед народом. Бог вложии в мои руки перо. Да будет позволено мне использовать его для доброго, прекрасного", - писал В. Самчук.
Летописцем своего времени, своего народа названа Г. Костюк В. Самчука, который с юношеских лет был оторванной от Родины, оказавшись за пределами родного края. И на чужих землях писатель значительно глубже и болезненнее чувствовал и переживал трагедии братьев и сестер из великой Украины.
Итак, анализируя роман "Мария", нам необходимо оценить сложность и трагизм 1932-1933гг. в истории Украины, раскрыть влияние этих обстоятельств на формирование сознания В. Самчука как патриота сплюндрованої Украины.
Вопрос:
- Какие же были причины голодомора 1932-1933гг. в Украине?
- Расскажите о последствиях геноцида украинского крестьянства.
Сообщения историков.
1. Мало найдется не только в истории Украины, но и мира таких ужасных трагедий, как голодомор 1932-1933гг.
Голод - это не только смерть, но и духовная разруха, уничтожение здоровой народной морали, потеря идеалов, упадок культуры, родного языка, традиций. Ад, созданное в Украине в начале 30-х pp. XX века, нельзя ни с чем сравнить ни в отечественной, ни в мировой истории. Человеконенавистнический большевистский режим решил голодом поставить украинский народ на колени, заставить его строить "коммунизм" - цветущее жизни для власть имущих - на костях миллионов.
Сегодня весь мир признал голодомор 1932-1933гг. геноцидом украинского народа. Что же означает это слово? Какой смысл несет в себе?
Геноцид - (от греч. "род", от лат. "убиваю") - дефініюється в международном праве как кампания полного или частичного уничтожения национальной, расовой, этнической, религиозной группы как таковой. Термин "геноцид" вошел в широкий обиход после Второй мировой войны для осуждения преследований евреев и цыган нацистами. В резолюции, единогласно принятой 11 декабря 1946г., Генеральная Ассамблея ООН определила, что "согласно нормам международного права, геноцид является преступлением, которое осуждает цивилизованный мир и за совершение которого основные виновники и участники подвергаются наказанию".
2. Осенью 1929г. Сталин выдвинул лозунг тотальной коллективизации, что привело к раскулачивание около одного миллиона крестьянских семей. Половина из них была насильно выселена в северные районы страны. Первая колхозная весна 1930г. была многообещающим.
Украина собрала неплохой урожай, но он почти весь ушел на выполнение хлебозаготовительного плана.
Результаты первого года коллективизации привели крестьян к шоковому состоянию. Колхозникам ничего не оставалось от собранного урожая. Уровень их жизни катастрофически снижался. Уже в первые месяцы 1932 г. во многих сельских районах иссякли запасы зерна и другого продовольствия. Над крестьянами нависла угроза голода.
Любые попытки вступиться за народ заканчивались жестокими репрессиями: расстрелами, концлагерями от 5 до 10 лет. Были созданы специальные бригады по стяжке зерна. Осенью 1932г. по Украине прокатилась волна обысков. 112 тысяч активистов забирали у крестьян все. Сначала смотрели в миску на столе. Если видели остатки еды - все! Начинали выспрашивать, искать, где прячут. Активисты получали 50% от найденного.
В начале 1933г. была объявлена третья принудительная поставка зерна. И в страшных условиях продолжалось наступление на уже не существующие резервы зерна украинского крестьянства. Надежды на государственную помощь не было. Люди вымирали семьями, селами. Домашних животных в селе не было, не было и собак, кошек и других животных. Все было съедено, ели живое и неживое, варили кожаная обувь, опилки и солому. На полях после того, как растаял снег, вылавливали сусликов, кротов, мышей и других грызунов - все съедали. Употребляли в пищу одуванчик, репейник, подснежники, липу, акацию, щавель, крапиву. У людей распухали лицо, ноги, животы. Люди теряли человеческое достоинство, а часто и разум, доходили до каннибализма. (Ветеран труда, участник Великой Отечественной войны Л. Ф. Кибальник, который живет в Харькове, вспоминает, как в 1933 году его назначили старшим группы уполномоченных в Коломакский район. "Утром следующего дня мы пошли по домам искать скрытый хлеб. Зайдя к одному из домов, мы увидели людоедство. На полу лежали трупы и валялись кости, а старая женщина обрезала с них мясо. Вот какую картину увидел я первый раз в жизни вместо хлеба, за которым приехал".)
3. Весна 1933г. была очень ранняя, теплая, щедрая на красоту, щедра и на человеческую смерть. Точно определить число жертв голода трудно. Были села, где погибло от 5 до 50 процентов населения. Села вымирали. Голод охватил всю Украину, но невиданных размеров вступил на юге, востоке и в центре Украины.
Все же голод не ограничивался Украиной. В 1932 - 1933 гг. он охватил и другие регионы Советского Союза, преимущественно Казахстан, районы Дона и Кубани, Северного Кавказа и районы в бассейне Волги, некоторые районы Западной Сибири.
Если прибегнуть к цифрам, то из общей численности сельского населения Украины погибло около 5 млн. человек. Процент смертности колебался от 10 до 100 процентов. Наивысшего уровня смертность достигла в областях, специализирующихся на выращивании хлеба, в Полтавской, Днепропетровской, Кировоградской и Одесской. Минимальный процент составлял 20 -25%. В Винницкой, Житомирской, Донецкой, Харьковской, Киевской областях смертность была ниже - 15 - 20%.
Глубокие исследования голодомора в Украине начались в конце 80-х годов, Авторы называют разные цифры умерших от голода, которые существенно разнятся - от 7 до 8 млн. человек. Нет точного учета жертв голода в Украине этих лет. И, следовательно, количества погибших. В мемуарах Хрущева, которые цитировал Же. Сопінка в выступлении перед Комиссией, говорится: "Я не могу указать точные цифры, поскольку никто не вел учета. Все, что мы знали, -это то, что людей умирало очень много".
На рубеже 1932-1933гг. в Украине собирали невиданный урожай - урожай мертвых тел. Да, это был искусственный голодомор, это было страшное преступление, направленное против украинского народа. Цена этого преступления оценивается миллионами погибших страшной голодной смертью.
Память болит
То не тучи встают, не туманы,
То не мираж плывет к лицу,
То из гробов Екатерины и Ивана
По Украине идут, как будто ночь.
Заслоняют им гайвори-вороны
Холокостом усеян путь,
Идут они, соединившись в муках,
И несут детишек на руках.
С тридцать третьего года направляются
На всемирной Праведный Суд,
Испуганный, пьяный, зачумлений
Большевистский чернобыль ведут.
Иван Сухарь
4. Сегодня мы с уверенностью утверждаем: голод был заранее спланированный государством в лице И. Сталина и его верных "единомышленников". Это был акт геноцида против украинского народа и прошел ряд этапов: а) введение продовольственной разверстки; б) принудительную сплошную коллективизацию; в) искусственное создание условий для голодомора как средства усмирения крестьянства.
Шли в могилу лучшие, несли самое ценное, что есть в нации, - гены ума, здоровья, гены совершенства физического и духовного, гены милосердия, справедливости, человечности и отваги, всех мыслимых человеческих добродетелей и талантов. Обрывался вечно живую цепочку поколений: украинскому народу, которого никогда не щадила судьба, был нанесен смертельный удар.
Учитель. Роман "Мария". Самчука - первое произведение в украинской литературе о страшных 30-е годы. Автор акцентирует внимание на изображении разрушения украинского народа историческими обстоятельствами, и голодомор 1932-1933 pp. показан одной из разрушительных сил украинского этноса. Все народы мира испытывают страх перед исчезновением хотя бы одного родословного ручейка.
Вопрос:
- А что же означало для власти тьмы полное истребление родов?
- Почему возникла необходимость тотального уничтожения людей, которых уже успели сделать безмолвными рабами?
- Что должен чувствовать нация, которая помнит каннибализм?
- Какие чувства возникли у вас после прочтения романа?
- Какие эпизоды из произведения вас больше всего поразили?
- Как вы сформулировали тему произведения? (Показ трагедии украинского села, человека, ужасного голодомора в Украине 1932-1933 годов).
- Можно ли произведение В. Самчука назвать романом? Почему? Аргументируйте свой ответ.
Сообщение литературоведов.
Вообще, роман - это "сложный по строению и большой по размеру эпическое произведение, в котором широко охвачены жизненные события определенной эпохи и многогранно и в развитии изображены персонажи, количество которых часто значительная... В романах преимущественно бывает несколько главных сюжетных линий, которые пересекаются и переплетаются между собой" (это по "Словарю литературоведческих терминов" В. Лесина О. Пулинця, с.363). "Марию" можно назвать романом, потому что ...
Вопрос:
- Определите основные сюжетные линии произведения (1 - линия жизни Марии; 2 - линия любви; 3 - страдания, голод, смерть; 4 - жизнь людей села, их труд на земле).
- Какой исторический период охватывает это произведение? (1861-1933 гг.).
- Какие мысли вызывают эти даты? Сколько же лет прожила Мария? ("Если не считать последних трех, то Мария встретила и провела 26258 дней". ЬЬхитра арифметическая операция дает возможность определить год рождения Марии делением на 365: она прожила 72 года (71 год 11 месяцев), умерла в 1933 году. Итак, родилась Мария в 1861-ом - году крестьянских надежд, вызванных реформой отмены крепостного права, надежд, которые завершились голодомором...)
Учитель. Если автор прибегает к такой конкретике, то это означает, что речь идет о чем-то больше, чем просто "типичный образ". Жизнь Марии охватывает промежуток украинской истории длиной в целую эпоху с датами-вехами: 1861-1933. Это, конечно же, сразу расширяет жанровые рамки повести и превращает ее в роман. Однако не просто роман, а роман-эпопею, роман-хронику, ибо жизнь главной героини прослеживается в четкой последовательности (временной). Поэтому произведение имеет подзаголовок "Хроника одной жизни".
К тому же роман имеет своеобразную композицию.
- Докажите, в чем же ее своеобразие? ( Во-первых, композиция произведения имеет кольцевое обрамление. Вся история земного бытия Марии разделена на 3 периода:
1 - "Книга о рождении Марии" - о рождении женщины, личности, ее формирование, возмужание (сиротство, наймитування, любовь, жизнь с нелюбимым человеком, развод).
2 - "Книга дней Мары" - там уже другой человек, которая нашла себя, стала свободной в чувствах и действиях (жизнь с любимым, семья, дети, хозяйство; приближение упадка, конца).
3 - "Книга о хлебе" - о "начале конца", истребление украинского крестьянства в 30-х годах, вытравливания из него хозяина, кормильца).
Во-вторых: те, кому повезло, побывав на последней черты (скажем, в состоянии клинической смерти), вернуть обратно, повествуют, что перед ними, словно в ускоренном фильме, проходило все их жизнь. Можно полагать, что в романе В. Самчука события тоже разворачиваются, как в фильме, кадры жизни Марии меняются один за одним).
- Скажите, почему "Книга о рождении Марии" длится так долго? Когда Мария окончательно рождается?
Силой творческого воображения автор делает нас, читателей, соучастниками событий, заставляет задуматься над извечными проблемами, которые волновали человечество на всех этапах бытия.
Проблематика произведения (записывают в тетради)
- Добро и зло.
- Любовь к земле, труду.
- Вера в Бога.
- Проблема любви.
- Справедливость и наказание.
- Родители и дети.
- Жизнь и смерть.
Итак, попробуем охарактеризовать образ главной героини (звучит "Ave Maria").
Мария - имя, что с принятием христианства стало традиционным в украинской культуре. Употребление его в литературе и религиозном фольклоре связано с ассоциациями, которые вызывает в сознании читателя. Мать Божья. Символизации имени способствуют также народные представления, связанные с Марией как Матерью Божьей. Дева Мария у восточных славян - это прежде всего "мать", "покровительница", "заступница". Ставя женщину-мать в центре трагических событий, В. Самчук пытается передать ее чувства, ее страдания как Хранительницы человеческого рода, Хранительницы народа, что стоит над пропастью.
Роман является строгим описанием жизни героини произведения в течение всех дней ее существования. Образ Марии возвышается до символа библейской Девы Марии, Богоматери и многостраждальної Украины.
Героиня В. Самчука равная по духу Марусе Богуславке или Роксолане, только судьба выпала ей обычная, обыденная и сложная. Сам автор показывает огромный потенциал духовной и физической силы героини, ее стремление жить, радоваться вопреки всем трудностям. И почти параллельно с оптимистичными нотками уже слышатся тревожные удары судьбы, эхо погребального звона. Даже маленькую девочку зовут не Марусей, Машей или Марией, а только Марией, именем, которое переводится с греческого - "горка".
Беседа со студентами.
- Как изменилась жизнь Марии после смерти родителей?
- Как жилось Марии в наймах?
- Сравните образ Мартина Зарубы с образами кулаков в других произведениях украинских писателей. Каковы ваши мысли относительно этого? (Это новый тип зажиточного крестьянина-хозяйственника в украинской литературе. Трудоголик, душевно щедрый человек).
- Мария, Корней, Игнат - что их объединяет? (Любовь к земле, труду, ибо все они вовлечены в жернова труда. Она является содержанием, смыслом, культом их жизни. Даже церковь с воскресными и ежедневными вечерними богослужениями имеет для героев романа меньшую стоимость и значение).
- Что чувствуют герои произведения работая? Персонажи еще каких произведений украинского писателей в труде видят больше всего счастья? ( О. Кобылянская.
"Земля" - семья Маши и Івоніки Федорчуков; М. Коцюбинский. "Fata morgana" - Маланка Волик).
- Какой смысл вкладывает Мария в слова: "Счастье наше в полноте существования"? Что такое для нее "полнота существования"?
- Как вы думаете, можно назвать Марию Спасительною? Почему? ( Так. Мария уберегла Корнея от москальского праздности, вернула его душу к земле, спасла хозяйство, землю от упадка).
- Страх греха держал мораль народа, который жил большой мудростью: человек совершает зло, а Бог наказывает. Нарушение религиозных канонов не ведет к добру. Докажите, что понятие греха и неизбежности искупления за него - одна из основ бытия украинского человека (на примере жизни Марии). ( Мария изменяет Игната в любви - мрут все дети, рожденные от него; за измену Игнат поджигает дом Марииной. Она была искренней и порядочной солянкой, верила в Бога, в непреклонны народные моральные принципы. Всю жизнь интуитивно ждала расплаты от судьбы или от Бога за отвергнутый церковный брак, за поломанную судьбу Игната. После пожара Игнат все больше осознает свой поступок как преступление. Поэтому у него возникла необходимость искупления. А чувствительная Мариина душа поступила по-христиански, как учит церковь и Библия, - не выказала Игната, хотя и догадывалась где-то глубоко в душе, кто это зло сделал).
- Какие страдания выпали на долю Марии-матери? Почему материнское сердце потеряло покой? ( Потому что родила сына лентяя и хулигана, душа которого не лежала к земле, труда, хозяйства, родила человека, который поднимает руку на самое святое - на Бога. Мария осознавала, что вырастила страшную человека, который все разрушает. Она страдала, видела, что ее сын Максим стал палачом своего народа, что это он, подняв руку на родного брата, посеял ненависть и раздор, что это он стал внедрять планы большевиков, которые принесли Украине голод.).
- А что же отец? ( Отец, который помиловал пса, топором, как бешеного зверя, убивает сына-коммуниста, сына-отступника, который пирует с подобными себе в то время, как его мать умирает с голоду. Но топором Корней рубил и социализм, и пролетариат, которые истребили род Перепутьків, уничтожили миллионы украинских семей, хозяйство, многих выгнали из родных домов).
- Как сложились судьбы других детей семьи Перепутьків? ( Трагически. Старший сын Демко во время Первой мировой войны попал в немецкий плен и оттуда уже не вернулся. А младший, Лаврентий, найлюдяніший, был репрессирован как враг народа.
Наденька умерла от голода, обезумев. -цитаты).
- Какие образы романа олицетворяют зло? (Власть большевиков, сын Максим, голод).
- Прокомментируйте диалог Марии с солдатом-большевиком:
- Малчі, старая!.. Ето вайна.
- С кем, люди, война ?
- Дайте ответ на вопрос героини. Почему, по вашему мнению, обращаясь к одному лицу, она употребляет множественное число - "люди"?
...Студенты читают отрывок из произведения, где крестьяне впервые встречаются с большевистским агитатором:
- Товарищи!..
Народ вздрогнул. Этого слова еще никогда не было слышно. Так не говорил никто. "Царь наш, император всероссийский, не отрекся от своего престола. Его сбросили с него. Нами правили те и другие буржуи и капиталисты. Три года лили мы кровь на фронте. Далой войну! Далой буржуазию! Далой помещиков! Вся земля, за которую наши братья три года льют свою кровь, складывают свои головы по всем фронтам, возвращаются домой вечными калеками,- и земля должна принадлежать нам! Слышите? Нам, крестьянам, которые на ней работают!
- Почему крестьяне поверили ему? (Потому что агитатор выразил крупнейшие их стремление: мира, земли, свободы. "Не было контрреволюции. Всем революция. Под крестьянскими крышами гуторили на все лады о землю. Земля, земля и земля. Дайте нам земли!.. Делайте революцию! Земли-и-и! Земли-и-и!").
- Но думали большевики дать крестьянам землю? (Нет!).
- Тогда чего же они добивались? (Власти. Ради нее они готовы были пойти на все. Поняв, что "тот, кто даст крестьянам землю, тот обретет душу народа", большевики пообещали крестьянам землю, измученному войной солдату мир и свободу, которая стала вседозволенностью).
- Зло, которое сдерживалось народной моралью, страхом гнева Божьего, наказанием за грех, вылезло наружу. Именно поэтому большевики так яростно борются с церковью. "Бога нет!" - кричат они. А если нет Бога, нет и греха и наказание за грех - все разрешено, все можно! Родной земли нет (пролетариат не имеет родины!). А нет родной земли, нет, значит, и родного языка, нет и народной морали...
А что же есть? Есть большевистская власть, которая позволяет все! Только верь в идею большевизма. Хочешь быть богатым? Тогда хоть сейчас беги и забери у того, кто имеет! Не заработай своими руками и потом, а забери силой и властью! Убей того, кто морально выше тебя! Можно все! И судить тебя не будут...
- Была ли нужна крестьянину большевистская власть? (Если внимательно прочитать роман, то выяснится (и это та великая правда, которую показал автор), щэ крестьянину, который в свое время поддержал большевиков, их власть была чужой, враждебной.)
- Почему именно Максим, сын Корнея и Марии, становится рьяным сторонником новой власти? (Ответ находим в тексте романа: "Максим, единственный из семьи, не любил земле, не любил и труда. "Сделать какую-то пакость... О, на это Максим - черный мастер". Еще юношей он знал только "вечерницы, кутежи и карты", а работу на своем поле называл "службой отцу". Оставив дом, ушел искать легкого хлеба" до города и там устроился лакеем. "Уродом удался,- скажет Корней о сыне.- Ничего у него святого". Позже повторит слова мужчины и Мария, назвав сына в конце врагом.)
- Почему же не противостоял украинский крестьянин большевистскому злу? (Будучи изначально связанным с землей, украинский крестьянин заботился только о возможности иметь ее. И "щетинився, набирался ярости, расправлял когти" только тогда, когда под угрозой оказывалась основа его бытия - земля. Борясь за землю, за свое право работать на этой земле, он не понимал, что свободный труд свободного человека возможна только в собственном государстве. О собственной и справедливое государство и свои права в ней он не думал. Потому и об Украине не знал. И в этом его большая трагедия. И таких в селе большинство. Отсутствие национального сознания и достоинства у украинского крестьянина - вторая причина победы большевиков. Наконец, третья: ошибки украинских политиков от Центральной Рады до Директории. )
В те годы честный, трудолюбивый, добрый, но темный, лишенный национального сознания украинский крестьянин остался один на один со злом, которое пришло на землю в лице красных конников с песней "Эх, Украина, дахлєбородная...", комбедов, колхозов.
- Прокомментируйте картины коллективного хозяйствования большевиков (цитаты: как хлеб прів в церкви во время массового голода, как голодные крестьяне хоронили хлеб, о том, что люди сами виноваты в том, что наступил голод).
- Где впервые на страницах романа появилось слово "голод"?
- Какие эпизоды отражают горькую и страшную правду о голодоморе? (цитаты: как сосед убивает соседа за гнилую бараболину, как умирает младенец от хлеба, сделанного из опилок, как мрут люди, села).
- Описание села - это описание царства зла. Итак, зло торжествует, побеждает? Докажите или опровергните эту мысль.
Учитель. В "Книге о хлебе" зло торжествует, побеждает. Исчез род Корнея, исчез род Марии, и пришел последний день в хронике одной жизни: "Долго вырывалась из жизни Мария. Пересекается отдельно каждый нерв... Плющат и вязнут глаза, стынут засохшие уста, западают грудь, сердце делает последний удар...".
(Обзор творческих работ студентов - схематическое отображение жизни Марии (пообразна схема-хроника "Жизнь Марии") и "Рушник судьбы Марии").
- Род Марии погибает. Есть роман У. Самчука, по вашему мнению, пессимистичным? (Нет, потому что в конце произведения Игнат произносит ценную речь перед односельчанами, которые еще остались живыми. Но его речь была адресована не им, а нам, "прийдучим викам": "Слово мое не для вас. Слово мое для мертвых и нерожденных. Слово мое прийдучим векам. Запомните, вы, сыны и дочери великой земли... Запомните, гонимые, униженные, запомните, витравлювані голодом, мором!.. Нет конца нашей жизни. Горе тебе, отчаявшийся, горе тебе, виречений самого себя!.. Говорю зам большую правду: лучше будет Содому и Гоморре в день страшного суда, чем вам, что отреклись и плюнули на свою мать!..").
(Звучит "Адажио" Альбинони с начала цитаты и вплоть до конца урока).
В большинстве своих романов В. Самчук подходит к отображению жизни по мере украинского вітаїзму. Это вполне определенная эстетическая система. Это утверждение торжества жизни в его самых разнообразных проявлениях, даже тогда, когда оно конвульсивно выбивается из небытия или когда оно повисает над пропастью.
- Нерожденные в тридцать третьем! Прочитайте "Марию"! Почему? Да потому, что наш святой долг сегодня - сохранить память о всех невинно замученных под красным флагом, память о тех, кто недожив, недолюбив, память о живых и нерожденных. Никто не имеет права об этом забыть.
V. Итог урока
Роман В. Самчука "Мария" - один из сильнейших в украинской романистике. Справедливо сказал С Пинчук в послесловии к отечественного издания "Марии", что именно В. Самчук "воплотил в своем творчестве трагическую судьбу украинского народа в ХХстолітті". Закончить урок хочется словами из доклада "Украина как постгеноцидная государство, или Как унаследованные от СССР структуры блокируют любые реальные реформы", прочитанного на Международном конгрессе украинистов (Черновцы, август 2002 г.): "Только тогда, когда народ Украины осознает все богатство наследия своего прошлого, культуры, истории, всего, от чего, собственно, и появилось такое государство, как Украина, и такой народ, как украинцы, только тогда Украина способна ступить на путь, от которого она была оторвана репрессиями, голодоморами, беспощадным экономическим, политическим, культурным варварством, аналогов которому трудно найти в истории человеческой цивилизации, но имя которому - геноцид, на путь нормального существования как европейской страны, Украинского государства, за которую боролись герои украинской нации, государства, созданной народом и для народа".
В Конституции Украины записано: Статья 3. Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью.
Права и свободы человека и ее гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства.
Статья 27. Каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Обязанность государства - защищать жизнь человека.
Каждый имеет право защищать свою жизнь и здоровье, жизнь и здоровье других людей от противоправных посягательств.
Статья 28. Каждый имеет право на уважение его достоинства...
Статья 29. Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Ты знаешь, что ты - человек?
Ты знаешь об этом или нет?
Улыбка твоя - единственная.
Мука твоя - единственная.
Глаза твои одни.
Больше тебя не будет.
Завтра на этой земле
Другие будут ходить люди,
Другие любить люди
- Добрые, ласковые и злые.
Сегодня все для тебя
- Озера, рощи, степи.
И жить спешить надо,
Любить спешить надо
- Смотри не проспи!
Потому что ты на земле - человек,
И хочешь того или нет
- Улыбка твоя - единственная.
Мука твоя - единственная.
Глаза твои одни.
В. Симоненко
- Назовите другие произведения о голодоморе 33-го года.
Выступление литературоведов.
Тема голода не новая в истории мировой литературы (Тарас Шевченко, Панас Мирный, Иван Франко, Василий Стефаник, Михаил Коцюбинский, Владимир Винниченко и др.).
Первым художественным произведением в украинской и мировой литературе о трагических событиях голодомора 30-х годов в Украине был роман В. Самчука "Мария". В третьей его части с документальной точностью описываются ужасы голодной смерти, вызванной этноцидом.
Теме голода Василий Барка посвятил масштабные эпические полотна (романы "Рай", "Желтый князь"). Материалы для романа "Желтый князь" (Нью-Йорк, 1963) он собирал более 25 лет, а "персональный горький опыт был основой".
Повесть Ольги Мак "Камни под косой" впервые вышла в Канаде в 1973 г. по случаю 40-летия голодомора. Собственно само произведение имеет такое посвящение: "Памяти безымянных миллионов мучеников в сороковую годовщину голодной трагедии на Украине посвящаю". Горьким сарказмом звучит характеристика тогдашнего бытия:"Не жизнь, а просто рай, хоть ложись и умирай".
Рассказ Алексея Кобца "Большое преступление маленького Мишу" изображает маленького героя 1933-го года. Глазами ребенка вияскравлюються реалии холокоста, поэтому образ знелюднілої Украины, где не слышно петуха, собаки и даже пение воробья, имеет еще более трагическое звучание.
Автобиографическое повествование "Зой" Василия Чапленка начинается прибытием сына из города к отцу в деревню. Вот что видит он в некогда радостной господе: "В доме было мертво. Это была морг. С печки свисали на опічок жилистые, с черными пиявками все ноги: мать. На лежанке ниц - и тоже ноги, как у мертвой, неестественно розхилені - растрепанная в горячке сестра. А на полу отец, имея в головах кожух с седой стрючкуватою шерстью, бросались в смертельной истоме, как рыба на сухом - отец, - и что-то им верзлося момотливо". Потрясающее повествование.
На эпизоды из жизни украинского села 1932-1933 pp. встречаем в произведениях советских времен. Роман Блаженко из романа Олеся Гончара "Знаменосцы" упоминает в своих размышлениях перед боем голодный год, рассказывает о нем артиллерист Решєтняк из повести "Человек и оружие". В романе Михаила Стельмаха "Дума про тебя" в сцене купли-продажи измученной, истощенной красавицы Саломеи Артемоном Васютой узнаем, что "голодный год" - тридцать третий. Рассказы о голоде предстают со страниц другого романа писателя - "Четыре броды", когда "призраки голода подступили к притихлих, угасшим жилищ".
Тремя романами, которые в значительной степени сосредотачиваются на теме большого голода 1932-1933 гг., есть русскоязычный произведение Ивана Стаднюка "Люди не ангелы" (1962), "Бессмертный хлеб" (1981) Петра Лановенко и "Драчуны" ("Драчуны" рус. язык, 1982) Михаила Алексеева. По мнению О.Самійлєнка: "Все три писатели изображают исторические факты pp. 32-33 более-менее с позиций социалистического реализма, который не всегда дает высокого художественного уровня".
Причины трагедии 33-го Анатолий Димаров анализирует в повестях "Тридцатые", "Самосуд".
Нельзя не вспомнить повесть Евгения Гуцало "Голодомор", где апокалипсис голодомора предстает в яркой детализации изображаемых событий.
Погружаясь в страшные реалии искусственного голодомора 1932-1933 pp, писатели не могли обойти проблемы антигуманной сущности всей тоталитарной системы, что порождает подобные явления, фальшивости провозглашаемых ею лозунгов социального равенства, всечеловеческого братства, счастья для всех.
VI. Домашнее задание
Проработать статью В. Самчука "Народ или чернь?", выписать в тетради интересные мысли писателя и уметь их комментировать.
Литература
1. Коваль В. Воспитание патриотических чувств во время изучения творчества Уласа Самчука // Украинская литература в общеобразовательной школе, 1999. - №1.-С. 41-43.
2. Мариненко Ю. Эволюция характеров персонажей в трилогии Уласа Самчука "Волынь" //Дивослово, 1999. - №11. - С. 7-9. Мариненко Ю. Творчество Уласа Самчука в школе // Русский язык и литература, 2000. - №4.
3. Мудрак Л. Упас Самчук "Мария". Урок внеклассного чтения // Русский язык и литература, 1999. - №5. - С 7. Нитченко Д. Выдающийся прозаик Улас Самчук (1905-1987) // Березиль, 1993. - №7-8. - С 79-85.
4. Елена Телига и Олег Ольжич в воспоминаниях Уласа Самчука // Слозо и время, 1997. - №7. - С 12-13.
5. Павлычко С Великая литература // Русский язык и литература, 2000. - №4.
6. Пастушенко О. Женские образы в трилогии Уласа Самчука "Волынь" // Русский язык и литература, 1999. - №3. - С 8. Пастушенко О. Роман Уласа Самчука "Мария": к проблемам жизненной правды // Русский язык и литература. 1998. - №5. - С 6. Пинчук С Две эпохи Уласа Самчука // Родина, 1993. - №11-12. - С 141 - 146.
7. Пинчук С Куда течет и река: реками и морями жизни и творчестве Уласа Самчука: в 90-ю годовщину со дня рождения // Український засів, 1995. - № 10-12. - С 87-113.
8. Пинчук С Улас Самчук // Слово и время, 1995. - №2. - С 11 - 17. Полищук Я. От романтики Волыни к образу духовной Украины. Ипостаси Родины в осмыслении Уласа Самчука // Русский язык и литература, 2000. - №4.
9. Полищук Я. Прославил свой народ: о творчестве В. Самчука//Слово просвіти, 1995. - №2. - С 2.
10. Садовский В. Народоведческий аспект анализа п рс-маи:? Уласа Самчука "Мария" '// Дивослово, 1996. - №5-6. --С 3-46. Ситченко А. Не просто Мария (роман Уласа Самчука "Мария") // Слово и время, 1997. - №8. - С 75-78.
11. Семь писем Уласа Самчука к Евгению Малонюка // Современность, 1996. - №3-4. - С 140-144.
12. Слоньозська О. Аве, Мария! (рассмотрение романа Уласа Самчука "Мария") //Дивослово, 1995. - №7. - С 40-43.
13. Улас Самчук - выдающийся украинский писатель XX вв. Материалы торжественной академии, посвященной творчеству художника. - Тернополь-Кременец/1994. - 72 с. Улас Самчук. Мария. Народ или чернь? Пособие для 11 кл. (составитель в. Казакова). - Харьков: Ранок, 2000. - 32с.
14. Фасоля А. Автопортрет в интерьере епог.и: Духовный СРІТ Уласа Самчука на страницах воспоминаний "На белом коне" то "На коне вороном" //Русский язык и литература, 1998. - №5. - С 4-5. Фасоля А. Роман "Мария" Уласа Самчука. Три варианта урску// Дивослово, 1999. - №3. - С 39-42.
15. Фасоля А. Роман "Мария" Уласа Самчука. Три варианта урока//Дивослово, 1999. - №3,- С.39-42.
16. Фасоля А. Русский человек па рубеже веков и эпох Сроман "Мария" Уласа Самчука в 11 классе) // Украинская литература в общеобразовательной школе, 1999. - №4.- С 16-21.
17. Шевчук В. Улас Самчук и его волынская сага // Дивослово, 19Э2. - №11-12. - С 30-33.