В. Гриневич,
кандидат педагогических наук Глухов
Во времена трудного возрождения возвращаются в Украину имена ее славных сыновей, одним из которых был Иван Багряный - поэт, прозаик, драматург, художник, публицист, политический деятель. Он - одна из самых одиозных фигур украинской культуры, интересных прежде всего своей противоречивостью и нежеланием укладываться в привычные схемы. Что мы знали о І.Багряного в советские времена? Только то, что это матерый антикоммунист, убежденный враг, ловкий эмигрантский деятель, бездарный графоман, который в своих бесчисленных опусах яростью бессильной восходит к украинскому народу, призывает к братоубийственной войне, к свержению социализма.
Юрий Смолич, воспоминания которого еще до недавнего времени были чуть ли не единственным источником сведений о 20-30-е годы в украинской литературе, весьма благосклонно схарактеризувавши многих тогдашних украинских писателей, тоже категорически заявлял: "И уже действительно совсем другое дело - Багряный. Совсем другая потому, что по войне, в эмиграции, Багряный занял одно из выдающихся мест среди наиболее ожесточенных врагов: создал националистическую партию УРДП, стал ее лидером и возглавил Унрада - так называемый "правительство УНР в экзиле, последний петлюровский помет на эмигрантском контрреволюційному загумінку" [17, 85].
Что уж говорить о специальной, специфической, пропагандистскую литературу, когда еще в первом томе "Украинской литературной энциклопедии" (1988) указывалось, что все произведения, изданные писателем за рубежом, "обозначены антисоветским направлением".
До недавнего времени рядовому читателю его имя было почти неизвестно, потому что тоталитарная система делала все возможное и невозможное, чтобы голос патриота не был услышан на Родине. Только после провозглашения независимости Украины литературное наследие писателя "рассекретили". За тот период, когда отечественный читатель получил возможность ознакомиться с произведениями Багряного, в Украине вышла в свет большинство его художественных текстов, а "Тигролови", "Сад Гефсиманский", "Огненное кольцо" и ряд поэтических сборников уже выдержали несколько изданий; за биографией художника был снят документальный фильм, по романам "Тигроловы" и "Сад Гефсиманский" - художественный. Отдельные его произведения были включены в учебные программы по украинской литературе в ВУЗАХ и общеобразовательных школах.
По случаю 95-й годовщины со дня рождения Ивана Багряного Постановлением Кабинета Министров Украины писателю присуждается Государственная премия им. Т. Г. Шевченко 1992 года (посмертно) за романы "Сад Гефсиманский" и "Тигроловы". Казалось, что будет достойно увековечена и 100-летию известного художника, однако на современном отечественном политическом "олимпе" перевесили старые заангажированные взгляды о том, что Иван Багряный - "враг народа". Уже этот факт является ярким свидетельством того, что Иван Багряный - это та фигура в истории украинского народа, о которую еще долго будут ломаться копья политиков и критиков литературы.
Ныне Украине, которая находится на новом этапе развития, особенно нужен высокий моральный потенциал народа. По нашему мнению, именно высокоидейная художественное творчество І.Багряного является особенно ценным средством формирования и становления молодого поколения, людей новой генерации 3 учитывая это, в нашей публикации мы бы хотели остановиться на мировоззренческих истоках и морально-этических проблемах творчества И. Багряного времен его непосредственного столкновения с тоталитаризмом, исследовать факторы формирования национального сознания писателя, несколько систематизировать разрозненные факты из его биографии.
Творческий путь Ивана Багряного исследователи разделяют на четыре, хоть и неравномерных, периоды. Первый-с 1926 до 1932 года, то есть от начала его литературного труда до дня первого ареста. Хотя Багровый больше известен как прозаик, начинал он как поэт. Первый сборник "До границ заказаной" (1929) раскрывает различные стили поэтического таланта Ивана Багряного. В этот период было написано малоизвестную сборник "В поте лица", поэмы "Ave Maria" (1929), "Кнут" (1929), "Вандея" (1929), "Собачий пир", "Гутенберг", эпопею "Комета", роман в стихах "Скелька" (1930), сборник рассказов "Стропила над лагерем".
Второй период - с 1932 до 1940 года; сутки тюрем и концлагерей. Небольшой задел этого времени распределяется на два направления: активно-наступательные - "Меченосцы" (1932) и "Из камеры смертников" (1939), в которых автор бросает вызов всем формам угнетения и насилия, и лирические - "Золотой бумеранг"' (1932), "Матери" (1933), стихи из цикла "Аргонавты" (1936), "Родная речь" (1937), где заметное понятное желание убежать в мир воспоминаний и фантазии.
Третий период длится с 1941 до 1945 года это эпоха Второй мировой войны и оккупации Украины. Много произведений этого периода потеряно. В это время было написано пьесу-антиутопию "Генерал" (1942), роман "Тигролов" (1944, наиболее популярное произведение) и поэму Гуляй-поле"(1944).
Четвертый период охватывает 1945-1963рр. - послевоенную эпоху и эмиграцию. Писатель печатает такие разноуровневые вещи, как памфлет "Почему я не хочу возвращаться в СССР?" (1946), восстановленное по памяти сборник "Золотой бумеранг", пьесы "Морітурі" (1947) и "Разгром" (1948), романы "Сад Гефсиманский" (950) Мария Богуславка" (1957 p., первая часть трилогии "Буйный ветер", которую так и не закончил), повесть "Огненное кольцо" (1953), поэма "Антон Беда - герой труда"; произведения для детей "Казка про лелек та Павлика-мандрівника" (1947), "Телефон" (1960) и другие. После смерти автора выходит роман "Человек бежит над пропастью" (1965 г.)
Некоторые исследователи считают его самым популярным писателем украинской эмиграции. Каждое его произведение вызвало горячие дискуссии, ибо художник, очевидно, заторкав актуальные темы. Пьесы "Морітурі" (1947) и "Разгром" (1948) относились в Австралии. Ряд стихов Багряного была положена на музыку композиторами диаспоры - Г. Китастим, М. Фоменко, В. Вит-вицьким. Романы "Тигроловы" (1944) и "Сад Гефсиманский" (1950) переведены на многие европейские языки (общий тираж "Тигроловів" иностранными языками превысил миллион экземпляров, получив благосклонные рецензии в десятках иностранных изданий, среди которых такие, как "Нью-Йорк Таймс", "Фіґаро Літерер" и др.
За тот период, когда отечественный читатель получил возможность снова ознакомиться с произведениями Багряного, в Украине вышла в свет большинство его художественных текстов, а "Тигролови", "Сад Гефсиманский", "Огненное кольцо" и ряд поэтических сборников уже выдержали несколько изданий; за биографией художника был снят документальный фильм, по романам "Тигроловы" и "Сад Гефсиманский" - художественный.
Анализ литературных источников дает повод к выводу, что ранний период творчества Багряного был негативно оценен новой пролетарской критикой в 1920-1930-ых годах. Так, в публикациях [7; 12; 14; 21] речь шла о психологической "разбросанность", неуравновешенность настроений писателя, эгоцентричность тематики его произведений, деклассированность; пасеїзм, самосозерцания, "бесхребетное революционное фразмайстерство", политическую неграмотность; тенденциозность, эпигонство, появление комплекса вождя, "халтуру"; "вражеский выступление против нашей действительности".
В 1931 году О. Правдюк придерживается указанных взглядов и называет Багряного "певцом кулацкой идеологии" [19, 65]. "Общий тон сборника ("До границ заказаной") приходится расценивать как упаднический, но вместе с тем и активно враждебен нашей действительности. Поэт недоволен из современности, она ему противна, - поэтому он либо смеется с нее, или ищет способы изменить ее, или по крайней мере уходит в романтику прошлого" [19, 54]. Более поздние незаангажированные исследования [8; 11; 15; 18] и другие признают І.Багряного самым популярным писателем украинской эмиграции, ведь каждое его произведение вызвало горячие дискуссии, ибо художник касался актуальных тем.
В последнее время, несмотря на значительное количество литературоведческих материалов, в которых анализируется жизненный и творческий путь писателя, есть определенные разногласия относительно отдельных фактов его биографии, в частности даты и места рождения, пребывания в концлагерях, связей с ОУН-УПА. Так, в современных публикациях и учебной литературе[1; 3; 5; 10; 16; 18; 20] называются разные места и даты рождения писателя, в частности: 2 октября 1906 года в селе Куземин на Полтавщине; 2 октября 1907 года в селе Куземин на Сумщине; 19 сентября 1906 года в г. Ахтырка Сумской (бывшей Полтавской) области и т.п.
Сразу следует отметить, что до противоречий жизнеописания Багряный приложил руку и сам. Сегодня трудно сказать, какими мотивами руководствовался писатель, но даже дату своего рождения в документах указывал разную: 1906, 1907 годы. Так, в "Автобиографии", написанной 11 января 1944 года во время пребывания во Львове, он отмечает, что родился 19 сентября 1906 года в городе Ахтырке, а в одном из писем известного литературного деятеля из Австралии Дмитрия Нитченко и в документе "Моя краткая биография" показал, что родился в 1907 году 19 сентября (2 октября по новому стилю) в селе Куземин на Полтавщине, Зеньковского уезда. Неодинаково он писал и о своем пребывании в заключении и в ссылке.
Здесь хотелось бы отметить, что основной причиной неточностей в жизнеописании писателя было малое количество достоверной информации в начале 90-х годов XX века.
В настоящее время точная дата и место рождения Ивана Багряного не вызывают сомнений. Метрическая книга Покровского собора г. Ахтырки (ныне Сумской области) за 1906 год, была найдена в середине 90-х годов, актовым записью № 104 свидетельствует, что Лозов'ягін Иван Павлович родился 19 сентября 1906 года (по старому стилю, это 2 октября 1906 года по новому), в городе Ахтырке. Был крещен 20 сентября 1906 года.
Отец будущего писателя Павел Петрович Лозов'ягін был художником. Иметь Кривуша Евдокия Ивановна происходила из зажиточного крестьянского рода из села Куземин, что возле Ахтырки (Этим, возможно, объясняется то, что сам І.Багряний называл местом своего рождения Куземин). В семье Лозов'ягіних было 8 детей, четверо из них умерли еще маленькими. До зрелого возраста, кроме Ивана, дожили - старший брат Федор (1905 г.р.) и сестры - Неонила (1910 г.р.) и Елизавета (1924 г.р.). Все они как родственники "матерого врага народа" в своей жизни подверглись преследованиям и притеснениям со стороны советской власти.
Детские годы І.Багряного прошли в г. Ахтырке и с Куземин тогдашней Полтавской губернии (ныне Сумская область). Детство будущего писателя не отличалось ничем особенным, а в семье Павла Лозов'яги частенько гостили нищета, особенно после революции. Начальное образование Иван получил в церковной школе (1912-1914 гг.), куда ушел еще шестилетним. На это время приходятся первые "литературные пробы", которые проявились из детского протеста против учительского произвола. Так, в одном из писем Дмитрия Нитченко Багряный писал: "Литературой начал заниматься очень рано, если иметь за литературный труд детское писание стихов. Стихи я начал писать (и по-украински) еще в российской церковноприходской школе. Начал их писать с протеста против учителя и учительницы, которые меня конечно называли "мазепинцем", потому что я считал в арифметике не так, как они велели, а так как научила мать: один, два, три, четыре... Это было упорное соревнование. И вот под влиянием басен Глебова и "Катерины" Шевченко, которые я получил нелегально (это было при царе), я начал писать воинственные стихи во втором классе церковноприходской школы восьмилетним мальчишкой, в 1915 году" [9, 9]. Уже сам этот факт свидетельствует достаточно сознательное определение национальной принадлежности семьи Лозов'ягіних.
С 1916 по 1919 год І.Багряний учился в вищепочатковій школе м'. Ахтырки, где был редактором школьного журнала "Надежда". Сложным и достаточно условным было это обучение, ведь то были годы украинской национальной революции, когда обессиленная мировой войной Украина завоевывала себе государственность. Кроме этого, приходилось самостоятельно зарабатывать на хлеб насущный. В анкете, датированной 7 июня 1927 p., будущий писатель отмечает, что с собственного труда начал жить с 1916 года. Можно предположить, что Багряный-подросток еще не задумывался над содержанием политических событий, которые происходили в стране. Однако в 1920 году, когда уходили последние отряды Украинской Армии за Збруч, Иван Багряный на собственные глаза видел зарева украинско-российской войны и террор московских большевиков. На всю жизнь в его памяти осталась трагическая ночь, в которую большевистским "істреботрядом" было замучено 92-летнего деда, родного дяди, многих односельчан. Эта ночь стала для будущего писателя "прелюдией" всего его советской жизни и "символом судьбы родного народа.
Именно эти события имели большое влияние на формирование жизненного мировоззрения будущего писателя - он не воспринял новую власть и попал в ранг "врагов народа". Поэтому и не удивительно, что уже в ранних произведениях И. Багряного не находим панегириков новейшим властям, вместо этого перед нами предстает бунтарь: "Ударившись о стену подлости, вифарбленої в красивый цвет, и отскочив от него, я покатился в противоположную сторону. И теперь уже не знадить он меня и не ударюсь я в него, потому что это очень больно. Однако, я не жалею - так должно было быть. Это наука", - так о своем выборе напишет позднее И. Багряный во вступлении к поэме "Ave Maria".
С того же 1920 года изучает слесарное дело в Ахтырский технической школе, однако обучение не закончил, потому что перешел к Краснопольской художественно-керамической профшколы, которую окончил, по собственным показаниям в "Автобиографии", в 1923 году (отдельные источники подают 1922 г.). В школе получил специальность каменщика и гончара. Существует версия [4], что в это время Багряный также работал на шахтах Донбасса (спасал семью от голода 1921 года), где і.алежав к "рабочей оппозиции" (1920-1922). И якобы за это он был преследуемый новой властью, а не осудили его лишь как несовершеннолетнего. Однако никакого документального подтверждения нет до сих пор.
Несмотря на все, именно после окончания художественно-керамической школы начинается новый период активной трудовой и общественно-политической деятельности писателя: он то завполіт на тростянецкой сахарного завода, то окружной політінспектор в Ахтырской милиции, то учитель рисования в колонии для беспризорных и сирот в Матфея Довгополюк (с 1924 года Багряный принадлежал к союзу работников образования "Робос", членский билет № 134048), то работал наборщиком в типографии. Указанное свидетельствует, что Багряный имел возможность познать сложность тогдашней жизни, понять его и избавиться от возможных иллюзий.
Уже в это время И. Багровый много писал. Он входил к ахтырского общества "Крестьянский дом", где выпускал стенную газету "Советское глаз". Стал членом бюро Ахтырского филиала группировки "Плуг", где руководил работой художественного кружка. Чтобы "обогатиться впечатлениями" (выражение И. Багряного), побывал на Донбассе, в Крыму, на Кубани.
В отдельных биографических исследованиях о Багряного отмечается, что он, работая в 1925 году в Каменец-Подольской газете "Красный кордон" иллюстратором, напечатал своїперші стихи. В этом же году выходит из комсомола. Некоторые исследователи [16, 21] указывают, что в этом же году под влиянием произведений В. Винниченко и собственных впечатлений от путешествий писатель издал в' Ахтырке небольшую сборку "Черные силуэты" (за псевдонимом (И. Полярный). К сожалению, у нас нет более полных сведений из других источников об этих событиях из жизни І.Багряного, поэтому пока будем считать их за достоверные факты. Однако возникают логичные вопросы: какие именно стихи были напечатаны в Каменце-Подольском? Что заставило Багряного вступить в комсомол и впоследствии покинуть эту организацию? Почему сам писатель нигде не упоминал о сборнике "Черные силуэты"?
Возможно, это были действительно первые поэтические попытки, ведь позже в письме к Д. Нитченко Багряный писал, что "Печататься по-настоящему начал в 1926 году, в Киеве, в "Глобусе"..." [9, 9]. Что же до выхода из комсомола (если действительно был членом этой организации?), то вероятно, что он был вызван развеиванием иллюзий о новую общественную систему и места в ней украинского народа. Относительно сборника "Черные силуэты", то мнения литературоведов расходятся. Кое-кто считает, что указанная сборка совсем не принадлежала Багряному, другие говорят о том, что на время ее написания писатель еще не имел "хорошего литературного выучки" и поэтому позже не вспоминал о ней, потому что стеснялся.
Как видим, это был довольно насыщенный событиями период в жизни 19-летнего юношу, именно он приводит его на малярный факультет Киевского художественного института (документы для поступления подает 2 августа 1926 года). Материальная нужда и лишения в это время особенно остро давали о себе знать, что отразилось и:а его образовании. На один из вопросов студенческой анкеты от 25 октября 1926 года Багряный отвечает, что "на данный момент безработный и живет" в холерных бараках на Батыевой горе". Постоянные "поиски куска хлеба" привели к тому, что Багряного чуть не отчислили с первого курса. "На протяжении всего академического года мои учебные дела безнадежно, совершенно запущенные. Находясь без материального почвы, я вместо лекций ходил за куском хлеба (поведение, очевидно, непохвально)... Помощи я не имел ниоткуда никакой - семья сама нуждается в поддержке, стипендии я не получил, хотя имел на то как все данные... Не то я сжег буя столько огніп и потратил столько энергии, вступая, чтобы, вступив, остаться за бортом, как какой-то дегенерат" [6], - пишет он в письме к ректору І.Ворони от 10 августа 1927 года.
Очевидно, что это был окончательный период прозрения и разочарования в социальной справедливости для трудящихся именно таких, как он, ведь Багряный был наиболее "правильного" тогда происхождение - рабоче-крестьянского. Это подтверждается и значительно более поздним "Свидетельством о свою контрреволюционную деятельность", которое Багряный написал во время своего первого ареста от 25 апреля 1932 года [13]. В этом "Свидетельстве...", как указывает Н. Миронец, отмечается, что "... его "расписание" начался с осени 1926 года, после вступления в Киевского художественного института. К факторам, которые повлияли на формирование его мировоззрения, национального самоопределения, относит: материальную округа, за что во время расцвета нэпа "чувствовал себя угнетенным во всех отношениях - материально и морально" [13, 66]. Среди других факторов влияния писатель называет тогдашнюю "упадническую" литературу, в частности "Вальдшнепы" М. Волнового, пьесы М. Кулиша, произведения поэтов-неоклассиков, замаскированную сатиру Бы. Антоненко-Давидовича, Есть. Плужника, В. Сосюры; публичные диспуты и литературные выступления во Всеукраинской Академии Наук, где он ловил каждый ударение на слове "Украина", "украинский".
Указанное дает основания сделать вывод, что в основном на формирование мировоззрения І.Багряного этого периода оказали влияние те писатели и культурно-художественные события, которые в целом сформировали эпоху "Расстрелянного возрождения". Итак, пусть словосочетание "занепадницька литература", употребленное Багряным в этих "Показаниях...", не вводит никого в заблуждение, поскольку такая оценка в тех условиях была вынужденной.
Как уже отмечалось, серьезную литературную работу писатель начал с 1926 г. в г. Киеве. В том же году впервые появляется псевдоним "Иван Багряный". (Считается, что он был в свое время навеян увлечением творчеством М. Волнового). Так подписался автор под подборкой стихов в киевском журнале "Глобус", среди которых "У Днепровских порогов", "зимний Вечер", "Слобода", "Туман", "Люблю" и другие. Именно эти и другие произведения составили его первый сборник "До границ заказаной" (1929). В ней представлены разные жанры творчества Багряного: лирический ("Люблю" - 1926, "зимний Вечер" - 1927, "Девушке" - 1929), поэтические и гражданские манифесты "Канев" - 1927, "Газават" - 1927, "Товарищам" - 1929), мастерство эгоцентрической речи, намека ("Монголия" - 1926, "Туман" - 1927).
Сам И. Багряный за этот период творчески эволюционирует от соцреалістичних (членство в "Плуге" 1924-27 лет) к "активно-романтических" и націоцентричних позиций (переход к МАРСу 1927 г.). и сближается с В. Пидмогильным, Есть. Плужником, Бы. Антоненко-Давидовичем, Г. Косынкой, Т Осьмачкою и другими. Поэт видит то, что надежды людей на улучшение жизни постепенно оказываются тщетными, что приходит новое, более жестокое угнетение меньшинством большинства людей - вчерашними революционерами-крикунами. Навязанные в кровавой бойне Украине большевизм и интернационализм оказались ничем иным, как новой формой ее колонизации и имперского угнетения:
О край мой! О, народ мой серый!
Уперший раз (за сколько это веков?)
Подвел ты голову, забитую без меры,
И вновь хотят зіпхнуть тебя в пропасть,
В пропасть рабства, в царство кнутов".
("Газават", 1927 г.)
Похожие мотивы звучат в стихах "Монголия", "Туман", "Канев" и других стихотворениях этих времен. В 1928 году Иван Багряный собственную миссию в литературе и идейные убеждения сформулировал в следующих четырех тезисах: "1). Я должен работать для украинской культуры в первую очередь, и мои произведения должны быть национальными не только формой, но и содержанием. Я украинский писатель. 2). Национальную политику решена не достаточно удачно, вернее, в этом деле много искажений, как плохо поставлено дело с украинизацией, а когда об этом говорить, забросят в национализме. Потом русской культуре отдается предпочтение и создано для нее лучшие условия за счет нашей, русская культура доминирует. Мы в нее в древней зависимости. 3). В своем культурном развитии нам надо ориентироваться на Европу, а не на Москву. 4). Считаю, что для украинской культуры (главное литературы) создано слишком тесные рямці, чтобы она могла в полной мере развиваться. Предоставление исключительных преимуществ одним течениям (ВУСПП, "Молодняк") и оттирания других, так же как и редких писателей, которые стоят не на Вусппівській плятформі, с одной стороны и строгость літконтролю с другой - создает тяжелые условия" [13, 66].
Это еще был период (правда, уже заполитизированной) литературной дискуссии между "ваплітянами" и "плужанами" о пути и направления развития тогдашней словесности и, как видим из вышесказанного, И. Багровый поддерживает взгляды М. Волнового и тех писателей, что весьма требовательно относились к литературному труду и ориентировались на "психологическую Европу".
Исследователи творчества Ивана Багряного указывают, что 1928-1930 годы-то был звездный час Багряного-поэта: из-под его пера вышли, кроме названных произведений, еще и поэмы "Аве Мария", "Кнут", "Вандея", "Собачий пир", "Гутенберг", эпопея "Комета", роман в стихах "Скелька". И не все сохранилось. От "Кометы" остались отрывки, а поэма "Гутенберг" исчезла в начале тридцатых. А чтобы убедиться, что это было творчество высокой пробы, достаточно проанализировать несколько фрагментов из этих произведений.
Поэма "Аве Мария" была напечатана нелегально охтирськими печатниками за одну ночь. Это был сознательный выбор, ведь Багряный не мог не знать, что чекисты уже допрашивали своих первых жертв, фабрикуя дело СВУ. Поражает гражданская позиция молодого поэта:
Вечным бунтарям и протестантам,
Всем, кто родился рабом и не хочет быть им,
Всем обиженным, и зборканим,
И своей бедной матери крик своего сердца посвящаю.
Посвящение насторожила и напугала партийные круги и редакторов, ибо "рабы", "обиженные" и "зборкані" могли быть в стране, что декларативно провозгласила благо человека высшей своей целью. А когда прочитали предисловие к поэме: "Друг мой милый! Прошу не называть меня поэтом, потому что это меня жестоко оскорбляет. Не іменуй меня поэтом, друг мой, потому что поэт сейчас - это категория преступников, к которой я не принадлежал и не хочу принадлежать. Не іменуй меня поэтом, потому что слово поэт сокращенно стало определять: хамелеон, проститутка, спекулянт, авантюрист, лентяй. Не іменуй меня поэтом, друг мой. Я хочу быть только человеком, которых так мало на свете. Я хочу быть только ею...", - то вывод был однозначный - запретить.
В поэме Иван Багряный очень точно показал, чего именно требовала от художника тоталитарная система, в которой слово "художник" ассоциировалось с самыми страшными грехами. Самого Багряного уже на последнем курсе института не допускают к защите дипломной работы учитывая антисоветские националистические убеждения. Этот факт вполне вероятен, поскольку на то время уже были изданы поэтические сборники "До границ заказаной" и "Аве, Мария".
Однако это его не остановило. Так, в поэме "Кнут" он откровенно и отчаянно смело говорит о кнут большевистской диктатуры. Несмотря на смену общественного строя для его народа ничего не изменилось:
Кнут, кнут - он бог на этой планете...
Поэтому он оттуда, из страны каски и свободы,
Где конституция - святыня, -
Поэтому он туда, где люди голые ходят, туда
Цивилизацию несет.
Это уже был духовный бунт против насилия и издевательства над свободой человека. Почти сразу же. Багровый заговорил не только от своего собственного имени, а от имени своего народа, сотен замученных.