Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА
Образ Бога в мировоззрении Григория Сковороды: синкретизм христианства и язычества (вогнепоклонства)



В лице Григория Сковороды отечественная культура имеет оригинального мыслителя и писателя, страстная мысль которого не хотела и не могла мириться с несправедливостью. Он выступил как выразитель идей гуманизма, свободы личности. В течение всей жизни Сковорода последовательно избегал всего того, что могло захомутать его дух и волю к свободе, и с полным правом завещал написать на могиле слова: "Мир ловил меня, но не поймал".

Творчество Григория Сковороды находится на грани старой и новой украинской литературы; Сковорода является ярким представителем украинской культуры, поскольку его творчество несет в себе характерный признак нашей литературы, а именно - сочетание, синтез различных идей и явлений. Для украинской литературы присущим является принцип синкретизма, то есть сочетание явлений, различных по своей сути. Например, в "Велесовой книге" объединены в монотеизм и политеизм, не говоря уже о том, что "Велесова книга" как произведение культуры является явлением синкретическим, поскольку несет в себе признаки разных жанров - литературных, исторических, философских, морально-этических и т.п. В "Слове о полку Игореве" на уровне мировоззрения сочетаются язычество и христианство: хотя прошло уже более двести лет после принятия христианства на Руси-Украине, язычество не утратило своей актуальности для людей.

Подобное наблюдаем и на примере творчества Григория Сковороды: прежде всего сочетание философских и литературных жанров; кроме того, несмотря на богословскую направленность произведений Сковороды, имеем не чистый теизм - Сковорода называет Бога "натурой, то есть "природой". Бог для Сковороды - Бог безусловно христианский, но на славянский манер: Бог естественен, что стремится к счастью для всех людей, и это счастье должно быть достижимым здесь, на земле, а не только в потустороннем мире.

Характеристика образа Бога в творчестве Сковороды является важной частью исследования, ведь именно от Бога, по мнению философа, идет свет и огонь, именно Бог является духовным солнцем человека, а потому нужно понять природу этого образа. "Разве ты позабыл, что Бог наш есть Огнь? "Такое напоминание является абсолютно целесообразным, ведь Сковорода был философом-богословом, а следовательно, знал, что Яхве первоначально был Богом огня (на что мало кто из исследователей Библии обращает внимание. Ярким исключением может быть английский исследователь Дж. Фрезер, который в работах "Фольклор в ветхом завете" и "Золотая ветвь" прослеживает, как развивается образ огня и образ самого Яхве - от бога огня до христианского Бога-отца). О принадлежности Яхве к стихии огня свидетельствует жертва всесожжение, появление Господа перед народом в виде огненного столба или светлая, вечная лампада и др.

Билич Т. Мировоззрение Григория Сковороды.- К.: Киевский университет имени Тараса Шевченко, 1857.- 112 с.

Григорий Сковорода и проблемы национальной философии: Материалы II Харьковских Международных Сковородинських чтений: "Национальная философия: прошлое - настоящее - перспективы", посвященных 200-летию со дня смерти Григория Сковороды.- Харьков: Харьковский государственный университет, 1998.- 159 с.

Проблемы изучения научного и художественного наследия Григория Сковороды. Украинская республиканская научная конференция, посвященная 270-летию со дня рождения поэта и философа. Тезисы докладов.- Харьков: Харьковский педагогический институт имени Г. С. Сковороды, 1992.- 80 с.

Прокопов Д. Григорий Сковорода: диалоги и откровения / Киевский университет имени Тараса Шевченко.- К.: ООО "Международная финансовое агентство", 1998.- 22 с.

Редько М. Мировоззрение Григория Сковороды.- Львов, 1967.- 264 с.

Сковорода Григорий: исследования, материалы: Сборник научных трудов / АН Украины, институт философии.- К.: Наукова думка, 1992.- 382 с.

Сковорода Григорий: образ мыслителя / НАН Украины, Институт философии.- К, 1997.- 453 с.

Тычина П. Григорий Сковорода. Сборник докладов по случаю 220-летия рождения (1722-1942).- Уфа: Изд-во АН СССР, 1943.- 44 с.

Философия Григория Сковороды.- К.: Наукова думка, 1972.- 311 с.