Статья
Библейская образность барочной драмы "Ужасная измена сластолюбиваго жития съ прискорбним и нищетнимъ въ евангельскомъ пиролюбце и Лазаре изображенная"
Барокко знаменовало становление художественной культуры на новой основе, попытка нового синтеза человека и мира. На нем отразились глубокие мировоззренческие сдвиги конца XVI - начала XVII века, обусловленные большими открытиями в астрономии, физике, механике. Человек ощущал себя ничтожной, вытесненной на периферии Вселенной, подавленной открытиями науки и техники. Благодаря этому эпоха барокко характеризуется возвращением к истокам человеческого дух - Библии, библейских сюжетов, библейской образности.
Нашел драму в Флорищевській обители. Шляпкін. О своем открытии исследователь сообщил в повествовании, которое было прочитано на заседании 29.01.1882 и в том же году была напечатана. С тех пор она больше не печаталась и специально не студіювалася.
При знакомстве с языком, ритмикой и построением произведения обращает на себя внимание значительное польское влияние.
Чижевский относил драму "Ужасная измена" к моралите. [2, 286]. Возняк соглашается с ним, отмечая, что возникновением своим драма обязан именно польском иезуитском театра [1, 175] По нашему мнению произведение по своему библейскому содержанию относится к мистериям, а за своими аллегориями его следует относить к моралите.
Первоисточником произведения является евангельская притча о богаче и бедном Лазаре. Но сказать, что произведение подражает библейскую легенду не возможно.
Мы выделили три слоя "восприятие" Библии:
- непосредственное подражание притче про богатого и бедного Лазаря;
- влияние на евангельскую образность народного мировоззрения;
- барочные элементы.
Сам сюжет произведения задевал самый интимный сторону человеческой жизни - вопрос богатства и бедности, поэтому эта легенда пользовалась большой популярностью. Праведный бедный и неправедный богач - обычная тема народных произведений каждый получает за своими поступками - и богатый наказан.
В десятом явлении нашей комедии происходит соревнование между душой и телом пиролюбця. Мотив этот встречается и в духовных стихах, и в апокрифах.
Не чуждое народному духу и объяснения, что богач был жадным и жестоким.
Всего этого нет в библейской притчи.
Как нет там и Феба, Морфея и некоторых других античных фигур - непосредственного влияния барокко.
Обусловлена жанру моралите появление аллегорических фигур Любви земной, Сластолюбія, Пиролюбця, Мира, Милости Божией и т.д.
Собственно Библейского, взятого именно из притчи здесь немного - это сюжет, который положен в основу драмы, и мотив наказания за нарушение Моисеевого завета.
Таким образом, исследуемый произведение, имея в своей основе Евангельскую притчу о бедном Лазаре и богатом, сочетает в себе народные мотивы, античные образы и аллегорические фигуры. В драме сочетается влияние как народного миропонимания, так и латинских и польских моралите и мистерии.
Возняк М. История украинской литературы. Произведения в 5-ти томах.- Львов, 1924.- Т. 3.- Ч. 2.- С. 175.
Чижевский Д. История украинской литературы.- Украинская свободная Академия наук в США, 1956.- С.286.
|
|