Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ГРИГОРИЙ КВИТКА-ОСНОВЬЯНЕНКО
РЕЦЕПЦИЯ СВЯТОГО ПИСАНИЯ В ПРОЗЕ Г. КВИТКИ-ОСНОВЬЯНЕНКО



Г.квитка-Основьяненко жил и творил в то время, когда религиозный фактор играл важную роль во всех сферах жизни общества. Переосмысление мотивов, образов Священного Писания имеющееся в творчестве Костомарова, Шевченко, П.Гулака-Артемовского, п. кулиша. В контексте влияния Библии следует рассматривать и творчество Квитки, прежде всего прозаические произведения на украинском языке. Особенно эта тенденция прослеживается в таких повестях: "Маруся", "Сердешна Оксана", "Искренняя любовь", "Хорошо делай, хорошо будет", "Божьи дети". Именно эти произведения являются объектом нашего анализа.

Важным элементом композиции повестей является морально-дидактическое вступление, которое содержит размышления на тему текучести человеческой жизни, его зависимости от воли Бога ("Маруся"), любви матери к ребенку ("Сердешна Оксана"), тему искренней любви ("Искренняя любовь") и др. Наличие морализаторского вступления, а потом сюжетной рассказы на его подтверждение, - черта, которая приближает композицию сентиментально-реалистических повестей Квитки к библейскому жанру притчи. Повесть "Маруся" напоминает проповедь.

Повестям Квитки-Основьяненко свойственна субъективная манера повествования. Рассказчик относится к простонародного среды; в его мироощущении обнаружен христианский элемент: рассказчик знаком с Библией, исповедует христианские принципы и уважает тех, кто живет за ними. Смерть в рассказчика "Маруси" трактуется в христианском духе, как и настоящая любовь в повести "Искренняя любовь".

На духовном мире героев повестей также отразилось влияние Священного Писания.

Персонажи повести "Маруся" выступают носителями норм народно-христианской морали. Рассказчик выделяет одну из добродетелей Наума Дрота - уважительное отношение к вопросам веры. Брак Наума с Настей основывается на патриархальных народно-христианских началах. Исповедуя принципы христианского стоицизма, Наум находит опору после смерти Маруси в вере и труда. Можно высказать гипотезу о том, что на концепции образа Наума Дрота сказалось влияние Книги Иова. Главной чертой обоих героев является их довготерпимість. Один из источников образа Маруси - это житийная литература. Таким образом, рецепция Священного Писания на этом уровне является опосредованной.

Переосмысление библейских мотивов в повести "Несчастная Оксана" представлено в меньшей степени, чем в повести "Маруся". На фабульному уровне произведения, с нашей точки зрения, ощутимое влияние библейской притчи о блудном сыне. Фекла Ведмедиха предстает и как мать, и как христианка, особенно когда она прощает дочь-покритку, руководствуясь при этом принципом Божьей любви к ближнему.

Евангельский принцип любви к ближнему интерпретируется в повести "Искренняя любовь". Галочка является носителем идеи жертвенной любви. Отказ Галочки от своего счастья можно рассматривать в двух измерениях: с одной стороны, поступила согласно Библии - не захотела, чтобы ближний страдал; а с другой, - все перед Богом равны. В Галочке борются два начала: божье и человеческое, и последнее победило - умирает девушка с тоски за любимым.

Откровенное морализаторство повести "Хорошо делай, хорошо будет" влияет на ее эстетический уровень. Образ Тихона Бруса несколько схематичен: писатель рисует его по примеру библейских героев-праведников. Самой яркой чертой его является настоящая любовь к ближнему, что проявляется через поведение героя.

Чувствуется заданность образов и в повести "дети Божьи". Поведение Захария и Васьки Скибы предстает как представление евангельского принципа любви к ближнему. Кость и Мела. вырастают, как и положено согласно Библии, послушными детьми "благочестивых родителей". Согласно Святому Писанию, в конце произведения происходит "награждения" праведных душ (главных героев) счастливой жизнью.

Рецепция Святого Писания, таким образом, является характерной чертой повестей Квитки-Основьяненко.+