Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ТАРАС ШЕВЧЕНКО
КОСМОС УКРАИНЫ В РАННЕЙ ПОЭЗИИ ШЕВЧЕНКО (НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРОСТРАНСТВОМ)



Современное шевченковедение, пользуясь из достижений теории мифа, породило вполне взгляд на фигуру Т. Шевченко как текстуально-биографический комплекс. Его значение для украинской культуры возносят до уровня сотворения нового, национально-консолидационного мифа в противовес к падшему этнического [2, 3]. То есть, речь идет о первично авторскую систему морфологических моделей "украинского" космоса, образцов поведения и набора ценностей, заложенных в текстах или в самой жизни поэта, впоследствии актуализировались как составные части мировоззрения рядового украинца. Именно в таком русле закономерно возникает проблема динамики Шевченкового украинского мира, ведь, несмотря на кажущуюся монолитность, "Кобзарь" реально было створювано постепенно, поэтому в его составе обнаруживается четкое разделение текстов на периоды (стадии). Поэтому, эта статья, сосредотачиваясь на первой стадии формирования украинского поэтического космоса, предлагает несколько обще теоретических и посвященных его пространственному компоненту тезисов.

Состояние психологической тоски. Через то обстоятельство, что поэта в юном возрасте было вывезено за пределы Украины, у него развилось острое чувство тоски по родной земле (в частности, подтверждают тексты ранних "Мыслей"), которая требовала психологической компенсации. Итак, мир поэтической Украины должен стать заменителем Украины настоящей, выстроенным по контрасту и в противовес Петербургу (определив будущую антитетичну модель Украина-Петербург).

Конструирование украинского космоса. Строятся мир Украины, ранний Шевченко не видел перед собой реального прототипа. То есть, этот мир не является собственно отражением, а в большей степени - выдумкой. И, пожалуй, здесь не приходится говорить о социально-конфликтную основу, скорее - о интимный синтез сюжетов и образов на почве личных детских воспоминаний, литературных заимствований и народных мифологических представлений. Мир не мертв, а оживленный.

Сдвиг в системе свой/чужой пространство. Проявление диалектической оппозиционности к народного мировоззрения. Персонажами, в основном, являются люди, однако село (дом) нельзя назвать максимально их пространством: герои тяготеют к выходу за его пределы. Село - слишком "человеческое", потому силится уберечь себя от всего "высшего" (поэтическая "превосходство" - "Балагур", интимная - "Тополь", "Утопленница").

Море. Фольклорность. У Шевченко море - вполне символический (условный) пространство, которое или просто существует, рядом с такими единицами, как степь, лес, могила (функция, подобная заговоров, море - элемент пространства вообще [4, c. 26],), например, "На вечную память Котляревскому"; или существует как постоянный границу с амбівалентними свойствами между мирами своим и чужим: Чужбина (в частности, Московщина) лежат за морем ("Думы мои", "Екатерина") - аналогичные свойства имеет море колядок и веснушек [5 c. 49, 90; 6 c. 299].

Море. Антифольклорність. Исконно украинский мировоззрение за пункт отсчета имеет свое пространство, поэтому за морем - там - лежит пространство неопознанный и другой. Шевченкова же поэзия подуди (напр. "Думы мои, думы мои...") предлагает созерцания извне, что создает эффект постоянного конфликта, трагической оторванности от родины, которая оказывается там.

Безоговорочный сюжетный императив. Над всеми персонажами-влюбленными тяготеет фатум разлуки и смерти (си 4 "Думы").характерно, что разлука интимная всегда сопровождаемая отъездом мужского персонажа за границу - за море здесь любовный сюжет до минирует над общей оценкой пространства свой/чужой, склоняясь к схеме с любимым/без любимого, поэтому за морем бывает "счастье" ("Тополь").

Итак, уже эти несколько тезисов позволяют наблюдать одну интересную свойство Шевченкового мифотворчество: украинский мифический космос в новой версии появился на базе искаженного традиционного - пребывание поэта вне родины повлекшее особо острое ощущение родного, его схематическую идеализацию и общий пафос урона.

Шевчено Т. Кобзарь.- К., 1985.

Забужко О. Шевченків міф України. Попытка философского анализа.- К., 1997.

Грабович Г. Шевченко как мифотворец.- К., 1991.

Украинские заговоры.- К., 1993.

Килимник С. Украинский год в народных обычаях в историческом освещении.- Кн. 1.- Т. 1.- К., 1994.

Килимник С. Украинский год в народных обычаях в историческом освещении.- Кн. 2.- Т. 4.- Виннипег, 1957.

Новикова М. А., Шама И. Н. Символика в художественном тексте. Символика пространства.: Учебное пособие.- Запорожье, 1996.