Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Национальная самокритика в поэзии Тараса Шевченко



Шевченко для украинцев - не только гений. Пророк. Мессия, он был и остается неподкупным и справедливым судьей, который, несмотря на пылкую любовь к своему народу, беспощадно разоблачал и клеймил его разнообразные пороки. Одной из них является пресловутый феномен малороссийства, вызванный многовековой традиции угнетения и денационализации украинцев. Шевченко понимал, что потеря народом черт, которые составляют его справжньоукраїнське естество, привела к глубокой деморализации общества, признаками которой стали распространены явления ренегатства и национальной измены.

Тарас Шевченко силой своего таланта пытался сориентировать украинцев на преодоление этих последствий коррозии национального сознания. Поэтому тема национальной измены является одной из центральных и актуальных тем на сегодняшний день творчества поэта.

Рабская психология, яничарство - это те определяющие черты, объединяющие галерею изображенных Шевченко типов предателей. Мельчайшие из предателей составляют сегодня ту часть электората, которая кому-то с легкостью продается на выборах за кило крупы и литр масла. Шевченко был хорошо знаком этот народец: "Люди, люди / За шмат гнилої ковбаси У вас хоч матір попроси / То отдадите", - писал он в поэзии "П. С."

Подробное представление о малоросса можно составить, листая страницы Тарасовой поэмы "Сон". Это хорошо всем знакомый "землячек с циновими пуговицами", небрежная фраза которого "Экой хохол!" в отношении человека, который разговаривает на украинском, свидетельствует о глубоком пренебрежении к своим корням. Культ шкурного интереса, присущий всем без исключения предателям, заставляет его просить "не поскупится полтинкою" - именно в такую сумму он оценивает свою совесть.

Из мелкоты поэт переносит свое внимание на тех предателей, которые оценивали свою совесть несколько дороже, поскольку были представителями "сливок общества". Не секрет, что и сегодня весомый процент наших политиков составляют категорию людей, очерченную Шевченко как "Рабы, подножки, грязь Москвы, / Варшавское мусора..." Толкая Украину на чье-то содержание, что по их словам, гарантирует ей "счастливое будущее", эти сутенеры в законе претендуют на вознаграждение: власть, материальное положение. Поэт иронически замечает в поэзии "Бывали войны и военные ругай", что такого "добра у нас было не мало". Он приводит только начало длиннющего ряда имен предателей: "Галаганы, и Кисели, и Кочубей-Ногаї..." Те, кто должны были бы быть украинской элитой, превратились в "Няньків, / Дядь отечества чужого", что относились с лакейской рвением к колонизаторов и жестоко подавляли единокровных братьев.

Гневные инвективы поэта в адрес политиков-предателей остаются остроактуальными, поскольку современные предатели тоже не гнушаются никакими заботами, чтобы получить лакомый кусок. Их кощунство не имеет границ: торгуя собой и Украиной, они нередко спекулируют даже... своим патриотизмом! Поэтому истребительная критика Шевченко в поэзии "Юродивый" адресуется тем, кто пытается закабалить свой народ из "патриотических", так сказать, побуждений: "Не вам, в кружевном ливрее, / Доносчики и фарисеи /За правду пресвятую стать / И за свободу. Розпинать / А не любит вы учили брата!"

Наличие этих иуд среди народных представителей свидетельствует, что национальное предательство украинцы научились воспринимать как обыденное явление, которое никого не удивляет. Это для нас серьезная преграда на государственно пути, потому что в обществе отсутствует адекватное понимание вражеской сущности зманкуртілої личности по отношению к национально-гражданского движения. Своим творчеством Шевченко пытается доказать, какую угрозу те, у кого "безчестіє и предательство, И криводушіє огнем, / Кровавым пламенним мечом / Нарезанные на человеческих душах" составляют для развития обновленной Украины. Это - строки из стихотворения "Осии. Глава XIV", которая полна невменяемого гневного неистовства в отношении всех категорий предателей. Шевченко верит, что с будущим прозрением украинцев произойдет неизбежная расплата предателей за свои грехи, потому впечатляющая образ народной мести, где люди "Розпнуть, разорвут, разнесут И вашей кровію, собаки / Собак напоят..." является суровым предупреждением для вех "лукавых чад" Украины.